Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что надо помнить при уходе за посудой из фарфора и фаянса?




Практически всегда мы стремимся мыть посуду горячей водой (50—60°С и выше). В данном случае от горячей воды следует отказаться, она может разрушить глазурь, смыть позолоту. Такую посуду моют теплой водой с мылом и ополаскивают холодной.

Фарфор хорошо мыть в теплой соленой воде (3 столовые ложки соли на 1 л воды). Потемневшую посуду протрите питьевой содой или солью с уксусом. Помните о позолоте. Сода прекрасно удаляет пятна от чая, кофе с чашек из фарфора и фаянса.

Вымытую столовую посуду можно поместить в сушилку, но если вы хотите, чтобы она лучше блестела, вытрите ее, как и чайную, сухим чистым полотенцем.

 

О недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать о его пористости, которая приводит к обратимому поглощению влаги и набуханию, вследствие чего объем черепка увеличивается в пределах 0,016...0,086%. склонность фаянса. Это является причиной разрыва глазури и образования трещин –цека. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два - три года. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса или майолики. На фарфоровых глазурях цек встречается гораздо реже. Для коллекционеров и ценителей керамики сетка трещин служит признаком возраста изделия.

возникающие от резкого охлаждения изделия после обжига или из-за разницы в коэффициентах теплового расширения массы и глазури. То же, что кракелюры в живописи. Иногда цек создают специально, в качестве декоративного приема (см. краклэ).

Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3-4 процентов мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20-40°С может устранить цек.

 

Глазурь. Наглазурные и подглазуные краски.

Изобретением поливы, как и многими другими открытиями, человечество обязано Древнему Востоку. Поливой или глазурью - покрывали бусы из мягкого камня стеатита в Египте еще в эпоху неолита.

Эффект применения поливы, делающей глиняные сосуды блестящими и непроницаемыми для влаги, был открыт и оценен позднее. Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как ее иначе называли, поливой, были сделаны в Египте. Из Египта искусство глазурования пришло в Вавилонию и Ассирию, а оттуда проникло в Персию, где оно достигло расцвета главным образом в области строительного искусства.

С развитием торговых отношений, в результате переселений, войн все более становится заметным влияние заимствований и подражаний соседям. Во времена движения монгольских племен в Средней Азии технические приемы и художественные особенности китайских керамических изделий были переняты в Персии, у которой, в свою очередь, их позаимствовали племена, обитавшие в Аравии (=из Китая в Персию и затем Аравию).

Он был очень неровен, эпохи увлечения сменялись эпохами почти полного забвения. Поливные фризы Ассирии, Вавилонии и Ахеменидской Персии были вехами этого сложного пути. Но всегда больше интереса (и интерес был постоянен!) к ярким поливным изделиям проявлял Восток.

Греция - современница Персидского царства - вовсе не знала их. Разные литературные источники по-разному оценивают использование глазури греками и римлянами. Например, немецкий исследователь истории фаянса А.Н. Кубе считал, что грекам и римлянам была известна технология использования глазури, но их исключительная любовь к чистому черепку ограничивала их в ее применении. И когда рухнула античная культура, то вместе с ней погибло для Европы искусство глазурования.

Не менее важным для средневекового этапа истории поливной керамики было расширение территории её распространения. Большая заслуга в этом принадлежит Византии, сумевшей унаследовать опыт Востока и Рима и познакомить с ним молодые цивилизации Европы. 9-10 вв. Северное Причерноморье становится местом оживленной торговли Руси с Византией. Важную роль посредника в ней играл Херсон. Отсюда византийская поливная керамика попадала в древнюю Русь 10 в. Это были белоглиняные блюда с рельефными изображениями на дне, покрытые яркой зеленой пятнистой поливой.

Наступивший в эпоху средневековья новый расцвет в производстве поливной керамики опять оказывается связанным со станами Ближнего Востока. Наиболее совершенные образцы таких изделий принадлежат народам, объединенным Арабским халифатом (Аравийский полуостров). Секреты производства поливной керамики средневековые ученые заносили на страницы своих трудов, а сама она хранилась в сокровищницах халифов вместе с драгоценными камнями, одеждой и оружием.

В начале 13 века переправившиеся из Африки арабы после семилетней упорной борьбы завладели Пиренейским полуостровом (в настоящее время территория Испании). И вот вместе с арабами в Испании появляется и фаянсовое производство, которое еще долго останется во власти восточных традиций. В конце концов появляется испано-мавританская керамика — своего рода мост между Востоком и Западом. Затем, из Испании фаянсовое производство проникло в Италию, где оно в середине 16 века в так называемых итальянских майоликах достигло своего расцвета.

Глазурями в настоящее время принято называть стекловидные покрытия по керамике.

 

Назначение глазурей:

- для красивого внешнего вида - прикрыть пористый черепок изделий плотным и гладким слоем, служить декоративным элементом,

- служить подложкой для над- и внутриглазурного декора,

- придать изделиям с плотным черепком повышенную механическую прочность

- повысить химическую устойчивость,

- для водонепроницаемости, гигиеничности,

- гарантировать электрические свойства,

- защитить внутри- и подглазурпый декор от механического и химического воздействия.

На глинистом черепке слой глазури составляет 0,15 – 0,4 мм.

Предметы покрывают глазурью или посредством широкой кисти или прямо опускают щипцами в раствор глазури, которую пористая глина быстро впитывает в себя, и затем подвергают их обжигу. Кистью наносят глазурь при использовании глазури различных цветов в одном изделии. Пульверизация применяется при обработке крупных легко ломающихся тонкостенных изделий или изделий необоженных, так как в этом случае они не размокнут.

Глазури - легкоплавкие стекла, обладающие всеми свойствами аморфного вещества. От "классических" стекол глазури отличаются тем, что они покрывают керамический черепок и имеют с ним контактный, так называемый промежуточный слой. Образование и глубина этого слоя имеет важнейшее значение для прочного сцепления глазури с черепком.

Полноценная глазурь – прозрачное бесцветное или окрашенное стекловидное покрытие, приготовленные из смесей таких неорганических веществ, как свинец, кремень, полевой шпат или известь, хорошо растекающееся при нанесении на черепок.

Стекловидный слой и керамический черепок хотя и относятся к силикатам, их состав, как правило, различен.

Различно по величине и их тепловое расширение.

!!! Для прочного сцепления слоя глазури с черепком надо стремится к тому, чтобы тепловое расширение глазури и черепка были равны или расширение глазури меньше, чем черепка. Это объясняется тем, что стекло примерно в 20 раз лучше выдерживает напряжение сжатия, чем напряжение растяжения.

Глазурь состоит из тех же субстанций, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить.

Непрочность сцепления глазури с черепком выражается в образовании сетки трещин в глазурном слое (цек), или значительно реже, отскакивании глазури от черепка после обжига и охлаждения. В первом случае тепловое расширение глазури больше, чем расширение черепка, во втором случае расширение глазури меньше расширения черепка. Часто цек образуется не сразу после обжига, а с течением времени. Это объясняется тем, что пористый силикатный черепок способен при поглощении несколько увеличиваться в объеме. Появлению цека способствует и разница температур между внутренней и наружной сторонами черепка.

 

Тепловое расширение глазурей и керамических масс определяется специальным прибором - дилатометром и характеризуется коэффициентом теплового расширения (КТР). КТР керамических масс и глазурей находится в пределах =40-80±107 1/° С. Величина КТР глазури зависит от ее химического состава. Щелочные оксиды (Na20; К20), используемые в качестве дешевых плавней, более всех других оксидов повышают КТР глазури. Оксиды кальция, магния, свинца, бора, вводимые в глазурь вместо щелочных оксидов, снижают КТР глазури.

!!! При синтезе новых глазурей стремятся получить состав с возможно более низким КТР, чтобы использовать ее для возможно большей группы керамических изделий. КТР керамического черепка зависит не только от его химического состава, но и отстепени спекания черепка, т.е. от количества образовавшегося в черепке стекла (стекловидной фазы). В художественной практике очень трудно подобрать к керамическому черепку глазурь, не дающую цек после обжига.

Не менее сложно подбирать состав керамической массы и температуру ее обжига.

1) Если сетка трещин глазури крупная - несоответствие КТР невелико, то повышают температуру обжига изделий на 30-50°С, или увеличивают время обжига. В обоих случаях создаются условия для лучшего развития промежуточного слоя, который является как бы буфером, выравнивающим напряжения, возникающие между стеклом и черепком. КТР промежуточного слоя имеет среднее значение между КТР глазури и КТР черепка.

2) Если после обжига на глазури появляется мелкая сеть трещин, несогласованость глазури и черепка велика и следует подумать об изменении состава черепка или глазури. Проще изменить состав глазури, так как ее КТР завит только от химического состава. Проще всего для устранения цека добавить в глазурь тонкомолотый кварцевый песок, хотя эта добавка увеличит температуру плавления глазури (Si02 входящий в состав стекла глазури, снижая ее КТР). С этой целью тонко молотый Si02 добавляют и в массу черепка. - в черепке же Si02 наоборот, препятствует его спеканию и повышает КТР.

Глазури, содержащие свинец обладают некоторой эластичностью, т.е. в известных пределах способны "растягиваться", не образуя трещин даже при значительной несогласованности глазури с черепком.

!!!Свинцовые глазури, в виду их токсичности, можно использовать только для глазурования декоративной керамики.

!!!Нанесение глазури более тонким слоем также способствует лучшему согласованию глазури с черепком.

Иногда возникающий цек используют для декорирования изделий, и весьма эффектно.

Глазури можно классифицировать:

1. По способу изготовления (сырые и фриттованные).

2.По химическому составу (свинцовые, полевошпатовые, стронциевые и т. д.).

3.По температуре плавления и назначению.

4.По просвечиваемости и состоянию поверхности.

 

Другая классификация (по Липинскому) - деление глазури по составу и внешнему виду:
- силикатные – свинец-содержащие, сырые, пепельные или плавленые, фриттованные, бессвинцовые сырые и фриттованные;
- борсиликатные – свинецсодержащие борсиликатные сырые и фриттованные, бессвинцовые фриттованные и сырые;
- художественные – кракле, потечные, матовые, кристаллические, авантюриновые.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.