Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию красного фарфор




Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей.

Интересно, что к своему открытию, явившемуся, при всей его кажущейся простоте Бетгер пришел почти случайно или, во всяком случае, в результате не всегда зависевших от него обстоятельств. Неожиданно помогла... пудра. В то время парики носили обильно напудренными. А так как они были огромными, то и пудра расходовалась очень быстро. Однажды, готовясь к приему, Бетгер машинально мял пудру, которая сыпалась ему на колени, скатывая в липкие белые шарики. Потом его лицо вдруг изменилось, покраснело, напряглось. Схватив пригошню пудры, он стал ее рассматривать, перетирать и т.д. Она была липкая как глина и тяжелее обычной пудры.

Он спросил у парикмахера, откуда это у тебя?

Он сказал, что не только он один, но и другие пудрят господ «шноорровской землей», так как она дешевле французской пудры. Эту землю находят недалеко от Дрездена и называют по имни купца Шнорра, обратившего внимание на его цвет. Он собрал целый мешок и стал продавать эту землю как пудру.

А потом; неизвестно почему, он пустил эту пудру из глины в замес для изготовления тигля. После обжига он с удивлением обнаружил, что его новое изделие ничем не отличается от настоящего китайского фарфора.

В конце декабря 1707 года было произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. В 1708 году Беттгер провел опыты с каолином, залежи которой были обнаружены Чирнхаузом в окресностях Дрездена и которая использовалась для напудривания париков. В 1708 г. удалось изготовить прототип европейского фарфора из каолина, песка и мела. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были без глазури.

В марте 1709 года Бётгер решил проблему глазури, употребив на глазурь то же сырье, что и на черепок, достигнув тем абсолютного слияния черепка и глазури. Совместив состав глино-каменной массы и глазури, Беттгер раскрыл "китайский секрет" и был получен первый европейский фарфор. Ему впервые в Европе получить настоящий твердый фарфор, ничем не отличавшийся от китайского. Твердый фарфор сходен по своим характеристикам с китайским фарфором, его основные компоненты — это каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата), в дальнейшем использовался полевой шпат. Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

 

Чирнхауз успешных результатов опытов в этом направлении уже не узнал - в октябре 1708 года он умер.

Однако покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году. В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора. Он был осыпан подарками, стал известн на всю Германию, но свободы не получил.

После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года в Мейсене в Саксонии, в крепости Альбрехтсбург начала работать первый в Европе завод по производству европейского твердого фарфора. Владельцем его был Август сильный. Боясь, что у него украдут секрет "золота", он перевел завод в замок.

Он лично приехал на первый обжиг. Секрет изготовления фарфора тщательно сохранялся, фарфоровое производство было размещено в верхних этажах королевского замка Альбрехтсбург, выйти из мастерских можно было только через личные покои короля. Бетгера и его мастеров охраняли тайные агенты короля. Особо охранялась мастерская, где составлялась фарфоровая масса. Обжигальщики не ведали, как формуются изделия, а формовщики никогда не видели их обжига. Приняты меры предосторожности для сохранения в строгой тайне секрета производства. Возглавил новую мануфактуру сам Бетгер. Сам Бёттгер, хотя и осыпанный многочисленными монаршими подарками, продолжал содержаться в строгой изоляции

Рабочие и мастера при поступлении давали клятву, что никому не выдадут секрета.Секрет был известен только Бетгеру и двум его помощникам.

 

Бётгер руководил мануфактурой до своей смерти в 1719 году. Однажды королю донесли, что Бетгер хочет покинуть Саксонию и перейти в Пруссию, или хочет открыть секретю. Попытавшись бежать, учёный был схвачен и посажен в тюрьму, где он и умер в неволе не дождавшись суда от горячки. Поговаривали, что Бёттгера отравили по приказу Августа. Секрет фарфора недолго оставался в стенах Мейсена.Но помощникам Бетгера все же удалось бежать из королевского плена, и в 1717 г. они сумели наладить производство фарфора в Вене.

Поначалу Мейсенская мануфактура стала производить фарфоровые изделия в китайском стиле - копировалась и сама форма восточных ваз, и орнамент. Первые изделия немецкого фарфора - глазурованные белые, украшенные лепными цветами - подражали китайским образцам. Изделиями первого (бётгеровского) периода (1710-1719 годы) - были строгие по формам сосуды из каменной массы и фарфора. Разумеется, саксонский фарфор ценился несоизмеримо ниже, чем китайские образцы, но торговля сервизами позволила Августу Сильному выбраться из финансового кризиса.

После смерти Бетгера, с 1720 года, на Мейссенской мануфактуре начинает работать талантливый живописец по фарфору Иоганн Грегор Херольд (1696-1775). Он перешел из основанной в 1718 году Венской фарфоровой мануфактуры и возглавил производство в Мейссене. Деятельность Херольда оказалась очень плодотворной, он добился усовершенствования фарфоровой массы, керамических красок и позолоты. Расцвет Мейсенского фарфора, наиболее характерные изделия которого создавались в духе рококо. Своей славой, на протяжении пятидесяти лет не знала себе равных, мейсенский фарфор во многом обязан замечательному художнику Иоганну Херольдту, который создавал искусные изделия в стиле шинуазри и придумал декор из кажущихся живыми цветов, получивший название «немецкие цветы», а также выдающемуся скульптору Иоганну Кендлеру (работал с 1733г), известному своей мелкой пластикой в стиле рококо. Чашки и подставки для устриц стали декорироваться в соответствии с правилами стиля рококо. Завитушки, причудливые цветы, волшебные раковины и розовощёкие пастушки сменили псевдокитайскую тему. В 1720—1735 годах («живописный» период) в полихромной надглазурной и кобальтовой подглазурной росписи сосудов.

Со временем дрезденская посуда сделалась самоценной - её уже не воспринимали, как «дешёвый» вариант китайского фарфора.

Возникла и отдельная отрасль - статуэтки. Фарфоровые коломбины, маркизы и пейзанки сделались прекрасным украшением для дворцовых интерьеров.

Уже с 1720 г. мел был заменен полевым шпатом, и был получен настоящий твердый фарфор. Мануфактура была строго засекречена.

В 18 в получили развитие крупные мануфактуры, а впоследствии заводы в самом Мейсене, прославившемся своим "саксонским" фарфором.

Менялись вкусы, моды и предпочтения, однако в мейсенских сервизах и статуэтках до сих пор отчётливо «звучит» тема рококо. Разумеется, все короли страшно завидовали Августу Сильному и его наследникам. Фридрих Великий, заняв Саксонию в ходе Семилетней войны, с удовольствием разграбил мануфактуру и отправил огромный обоз в Берлин. Однако почти все эти чудесные чашечки разбились по дороге.

Менялись вкусы, моды и предпочтения, однако в мейсенских сервизах и статуэтках до сих пор отчётливо «звучит» тема рококо. Разумеется, все короли страшно завидовали Августу Сильному и его наследникам. Фридрих Великий, заняв Саксонию в ходе Семилетней войны, с удовольствием разграбил мануфактуру и отправил огромный обоз в Берлин. Однако почти все эти чудесные чашечки разбились по дороге.

В этот «скульптурный» период (1735—1763 годы) изготовляются сервизы, вазы, туалетные и письменные приборы, табакерки и т.п., а также скульптурные группы (пасторали, жанровые и галантные сцены, персонажи комедии дель арте), фигурки животных, отмеченные тонким пониманием специфики фарфоровой пластики, изысканностью росписи. С приходом на мануфактуру в 1733 году скульптора Иоганн Иоахим Кендлер, который на пути пластического оформления довел европейский фарфор до его собственного, независимого от других вида, формируется характер европейской фарфоровой пластики и наступает ее наивысший расцвет. Пластичный в своей основе стиль рококо находит яркое выражение в прекрасных по форме сосудах, украшенных рельефным и живописным декором. В 1740-х годах распространяется ставшая вскоре очень популярной роспись «немецкими цветами» - отдельными, свободно разбросанными по поверхности сосуда или собранными в букеты тюльпанами, розами, гвоздиками. Все чаще начинают изображать тонко исполненные пейзажи и пасторальные композиции в орнаментальных обрамлениях.

Но его главная заслуга заключается в создании многочисленных, чрезвычайно разнообразных по сюжетам фигур и групп, ставших одним из наиболее ярких достижений в области фарфоровой пластики. Ремесленники и музыканты, крестьяне и горожане, боги Олимпа и маски итальянской комедии, китайцы и аллегорические персонажи, кавалеры и дамы - вот неполный перечень интересовавших его сюжетов. Тонко и виртуозно промоделированные, полные динамики и в то же время чрезвычайно пластичные, они живо дают почувствовать аромат создавшей их эпохи, все особенности грациозного и веселого стиля рококо. Пластика Кендлера отличается большой декоративностью, прекрасным чувством материала, все особенности которого подчеркнуты превосходной и лаконичной росписью ярких сочных тонов. Фигуры и группы Кендлера пользовались всемирной известностью, им старались подражать на всех европейских мануфактурах.

Помимо дорогой изысканной посуды мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо.Особенно удавались мейсенским мастерам "галантные празднества" -- сцены, представлявшие утончённые развлечения аристократов. Это удивительные композиции с остроумными сюжетными решениями, танцевальной лёгкостью движений персонажей, стремительным действием. Они поражают полнотой жизни, гармонией чувств и утончённостью формы.

С 1744 года руководить фарфоровым заводом стал Камилло Марколини, при котором производство постепенно падает.

После 1760 года Мейссенская мануфактура постепенно вступает в период упадка. Стиль классицизма, с его суховатыми, лишенными пластичности формами, не способствует дальнейшему успешному развитию фарфора. Роспись изделий утрачивает декоративность, копируются античные орнаменты и даже картины известных мастеров. К этому следует прибавить снижение художественного качества фарфоровой пластики. Фигуры и группы поступившего на мануфактуру в 1764 году скульптора Асье отличаются измельченной детализацией моделировки и покрыты сплошной росписью, не выявляющей красоты материала.

С 1770-х годов в Мейсенский фарфор, приобретающий классицистический характер, проникают черты академизма; в девятнадцатом веке завод преимущественно повторяет старые образцы. В ГДР завод наряду с использованием старых моделей вел поиски современных форм. Продукция мейсеновского фарфорового завода экспортируется более чем в 70 стран. Марка завода (с 1725 года) — нанесённые подглазурной росписью синие мечи. Изделия же 19 века художественно менее значительны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.