Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По температуре плавления и назначению




По химическому составу или виду сырья

Состав наиболее распространенных глазурей можно выразить соотношением основных компонентов:

1(M2О + MО):(0,5...1,4)Al2O3:(5...12)SiO2,

где М – ионы щелочных, а M – ионы щелочно-земельных металлов, а также Pb (II), Fe (II),

Низкие пределы Al2O3 и SiO2 характерны для фаянсовых глазурей, а высокие – для фарфоровых.

 

По составу и физическим свойствам глазури представляют собой разновидности щелочных, алюмосиликатных и алюмоборосиликатных стекол. По химическому составу чаще всего в зависимости от основного плавня или 2-х плавней глазури бывают:

свинцовые - декоративных и глиняных изделий с ангобной росписью;

полевошпатовые - для фарфора и каменного товара;

щелочные,

борносвинцовые,

борнощелочные - как легкоплавкие нетоксичные, для покрытия глиняной посуды;

стронциевые - в настоящее время применяются в производстве фаянса;

литиевые,

бариевые.

Либо делят иначе - твердая (содержащая полевой шпат и пр.) и мягкая (содержащая свинцовую или борную кислоту).

Живопись по твердой глазури всегда несколько суховата, поэтому можно сразу заметить, что она сделана сверх глазури, тогда как живопись по мягкой глазури иногда трудно отличить от живописи подглазурной.

Кремнезем (оксид кремния в виде кварца, полевого шпата) – стеклообразователь – главный глазуреобразующий оксид. увеличивает тугоплавкость и вязкость, химическую и термическую стойкость, понижает температурный коэффициент линейного расширения.

Глинозем (оксид алюминия в виде каолина, полевого шпата, пегматита и др) повышает тугоплавкость, вязкость.

Плавни – оксиды лития, натрия, свинца, вария, магния вводят в виде мела, барита, доломита, оксида цинка, соды, поташа и т.д. Они резко снижают вязкость, повышают температурный коэффициент линейного расширения, уменьшают химическую стойкость.

Прочности сцепления глазури с черепком способствует оксид кальция CaО. Он приводит к образованию промежуточного слоя, воспринимающего и гасящего напряжения, возникающие между глазурью и черепком при быстрой смене температур вследствие различных коэффициентов температурного расширения. Поэтому в майоликовых массах для производства печных кафелей (для которых неизбежны частые температурные перепады) содержание CaО доходит до 37...38%.

 

 

Температура плавления глазурей в зависимости от вида черепка и температуры его спекания составляет 900 – 1400° С. По названию глазури (см. выше) можно приблизительно судить о ее плавкости и использовании для определенного вида изделий. По температуре плавления глазури делятся на легкоплавкие температура плавления 850-1100°С применяют для фаянсовых изделий и тугоплавкие - 1200-1400°С для фарфора и каменного товара.

По назначению – см. выше. Глазури приготовляются для определенного класса изделий и рассчитываются на температуру политого обжига этих изделий.

для гончарной керамики, каменной керамики, фаянса, фарфора.

Глазури для каменных изделий мало чем отличаются по составу от глазурей для мягкого фарфора. Они не фриттуются, но наряду с полевым шпатом в качестве плавня в состав добавляют оксид цинка - снижающий температуру плавления глазури до 1150-1200°С. В зависимости от количества оксида цинка в составе эти глазури могут быть как блестящими, так и матовыми (опаковыми), а при определенном режиме обжига - кристаллическими.

Глазури для фаянса фриттуют при при температуре 1300-1400°С. Они более легкоплавкие, чем фарфоровые (1000-1180°С), в качестве плавня в современных глазурях используют карбонат стронция. Стронциевые глазури хорошо разливаются, имеют хороший блеск, но все же уступают свинцовым по способности проявлять подглазурную роспись. Эти глазури применяют как для твердого фаянса (1160-1180°С), так и для майолики (1000-1100°С).

Глазури для фарфора - не содержат большое количество плавней. Вследствие этого фарфоровые глазури практически не образуют цека. Изготавливаются они сырым способом, а толщина помола контролируется ситом 10000 отв./см2. Температура разлива фарфоровых глазурей 1250-1350°С. Глазури для костяного фарфора фриттуются.

Фарфор.

Состав, свойства, цвет, фактура, способы обработки фарфора. Виды фарфора и применение. Способы декорирования. применение фарфора.

История производства фарфора в Китае.

Фарфор относится к классу тонкокерамических изделий с белым, иногда искусственно окрашенным, плотным, спекшемся, раковистым и блестящим в изломе, просвечивающим керамическим материалом, который в зависимости от вида изготовляемой продукции покрывается или на покрывается прозрачной, а иногда и непрозрачной глухой глазурью (стекловидным материалом).
Фарфор является самым твердым из всех керамических продуктов, и хотя это его качество предоставляет много практических использований в науке и электронике, он, прежде всего, известен как лучший материал для прекрасных ваз, статуэток и других художественных оформлений.

Половина всех важнейших изобретений, на которых основана жизнь современного общества, пришла из Древнего Китая. Бумага и фарфор, компас и порох, многоярусные мачты - далеко не полный перечень открытий, сделанных китайскими учеными и достигшими Европы через Великий шелковый путь. Десятичная система исчисления, основополагающая для всей современной науки, впервые возникла в Китае.

"Четыре великих изобретения" древних китайцев - это бумага, техника печатания с помощью наборного шрифта, порох и компас.

История фарфора насчитывает тысячелетия. Если история создания первого керамического сосуда восстанавливается нами по материалам археологических исследований только предположительно, то история самого распространенного вида керамики - фарфора - известна достаточно хорошо.

Китайская цивилизация, возникшая в 14 в. до н.э., относится к одним из самых ранних цивилизаций человечества. Древнейшая его разновидность (протофарфор) был известен в Поднебесной уже в 13 веке до н. э. В некоторых источниках указывают даже год его изобретения - 1258 до н. э.

 

Для англоязычного населения Земли фарфор и Китай - близнецы-братья, их обозначает одно и тоже слово - "china".

Считается, что изобретение фарфора было вызвано требованиями ритуального чаепития. Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Они были очень дороги. Многовековые поиски достойной посуды для этого нравственно-религиозного действа увенчались созданием нового вида керамики. После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими качествами, оказался доступнее и легче в обработке. Это был фарфор. До изобретения фарфора только нефритовая чаша была идеальной для “божественного напитка”.Еще долго его называли "подражанием нефриту". Недаром, великий чайный мастер 9 в Ча-Кин утверждал, что на вкус чая влияет даже цвет глазури на чашках.

Долгое время, наряду с производством шёлка, фарфор оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока. Попытка её разгадать сродни настоящему детективу, ибо дерзнувшего на это в Китае ждал один приговор -смерть.


"Китайский секрет" был секретом сырья. Этот производственный секрет хранился в строгой тайне. В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси в восточной части Китая. В провинции Цзянси - исконного места фарфорового производства оказались огромные запасы редко встречаемого, благоприятного состава "фарфорового камня".

"Фарфоровый камень" (пе-тун-тсе) (нан-кан) (найден только в Китае) – минерал, состоящий из полевого шпата и кварца. В минералогическом отношении нан-кан представляет собой серицитовый песчаник состава: 75,06 % окиси кремния, 0,05 % окиси титана, 16,01 % окиси алюминия, 0,41 % окиси железа, 0,28 % окиси кальция, 0,60 % окиси магния, 1,97 % окиси натрия, 3,3 % окиси калия и прочих примесей — 2,2 %.

Этот благоприятный состав упрощает составление и приготовление фарфоровой массы при добавлении каолина.

Кроме этого Китай богат белой глиной – каолином. В избытке в той же провинции Цзянси имелись каолиновые глины на горе Гаолин.

Ведущим центром изготовления фарфора в Китае стал город, расположенный рядом с разработками каолиновых глин на горе Гаолин. В эпоху династии Сун на фарфоровых изделиях было принято писать: «Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ». Эта надпись определила название города – «Цзиндэчжень» (г. Дзиньдэчжень). Этот город, стал ведущим центром изготовления фарфора в Китае.

Глыбы минерала дробили, толкли в порошок, промывали водой, смешивали с небольшим количеством извести и прессовали в белые кирпичики - брикеторованный порошок "фарфорового камня". Высушив на солнце их везли к месту производства. Китайскими керамистами школы профессора Чжоу-Женя установлено, что размол "фарфорового камня" в современной шаровой мельнице не сообщает фарфоровой массе той пластичности и связности, которые достигаются при толчении этого камня в ступах и ее вылеживании, как это делали в старину.

Размолотый каолин разбалтывали в воде в больших чанах и осевшую на дно глину прессовали и давали вылежаться. Выкопанная глина должна была созревать под открытым небом под воздействием жары, холода и дождей в течение двух поколений. Масса вылеживалась в закрытом состоянии в земле не один десяток лет, по 100 лет, чтобы они приобрела пластичность. Это давало возможность получать из непластичного сырья массу с высокими формовочными свойствами, позволявшими изготовлять (уже в периоде Сун) знаменитый "фарфор яичной скорлупы", то есть изделия с очень тонкими стенками.

Затем делали фарфоровую массу из брикеторованного порошка "фарфорового камня"и каолина, придававшего изделию белизну. Тесто раскатывали, заворачивали в полотно, снова прессовали и отбивали о каменные плиты до тех пор, пока масса не делалась еще более пластичной.

Смесь, на которой основан фарфор должна быть нагрета к минимуму 1250 0С, а иногда до 1450 0С. В то время как петунцин тает, чтобы сформировать естественное стекло, каолин остается стойким, чтобы нагреваться даже при таких температурах, позволяя держать форму изделия. Когда эти два компонента соединяются вместе, рождается фарфор.

Работали на гончарном круге с убранными волосами, затянутыми на макушке, так как если хоть один волосок упадет на влажный фарфор, то вся работа будет испорчена.

Глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности, получая особый, матовый блеск.

Необходимо отметить, что используемые для изготовления китайского фарфора местные природные материалы — фарфоровый камень и каолин, содержат исключительно малое количество красящих примесей (оксидов железа), чем и обусловливается высокое качество фарфора.

Другим условием получения высококачественных фарфоровых изделий является исключительно высокая техника керамического производства, зародившаяся в Китае в очень давние времена.

Изделия, иногда по несколько штук, помещали в капсюли - специальные коробки из огнеупорной массы. Эти коробки загружали в печь до самого верха и замуровывали все отверстия. оставляли одно для наблюдения. В топку, расположенную в самом низу, бросали дрова. На третий день печь открывали и ждали, пока капсюли остынут. На четвертый день рабочие в мокрой одежде и в перчатках из слоев ваты входили в печь за готовыми изделиями.

Фарфор развивался на протяжении очень длительного времени, главным образом, из-за чрезвычайно высоких температур применяемых при изготовлении.

Во 2-1 тыс. до н. э. встречается глазурованная посуда и отдельные изделия из высококачественной белой глины—каолина.

Фарфор изобретен в Китае в период Хань (206 г. до н. э. - 221 г. н. э.).

В 3-5 вв. н. э. появляются первые фарфоровидные изделия – из протофарфора, который является промежуточным звеном между тонкокаменной керамикой и настоящим фарфором. Изделия из протофарфора, которые западная классификация относит к так называемым каменным массам, так как он не обладает прозрачностью и белизной. Китайцы, напротив, ценят в фарфоре в первую очередь его звонкость и прочность, поэтому считают протофарфор истинным фарфором. В 4 в н.э. китайские ремесленники широко пользовались особыми длинными печами, которые носили название "драконьи печи". Эти печи давали возможность обжига при температуре 14000 С в бескислородной (с ограниченным доступом воздуха) атмосфере, что обеспечивало керамике белизну.

С 5-6 века на севере и юге Китая существовали специальные ведомства, надзиравшие за производством высококачественной керамики.

Фарфор (твердый фарфор) впервые был получен в 620 г. во время династии Тан (618 - 907), т.е. за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе.

Отдельные этапы в истории китайского фарфора, так же как и соответствующие им изделия, обозначаются именем правящей династии. Различают следующие периоды в китайском фарфоровом производстве:

Тан (618 - 907),

(* 907-960 эпоха политических первеворотов – сменилось 5 династий эпоха 5 династий и 10 царств)

Сун (960 - 1279)

Мин (1368 - 1644)

Кан-Си (1662-1723) (император династии Цинь)

Чьенг-Лунг (1723 - 1795)

новый - с 1795 г.

 

Своего расцвета в развитии формы и декорировки фарфор достиг в период Кан-Си.

С династии Хань (206 г.до н.э. - 220 г.н.э.) китайская керамика и фарфор в больших количествах начали экспортироваться в Корею, Японию, Филиппины, Индонезию, Индию, Африку и в страны континентальной Европы.

Во время династии Сун (960-1279 гг.) развили производство фарфора в ремесло. В течение тех лет были построены королевские фабрики в единственной цели - создавать художественные оформления фарфора для королевских дворцов. В конце 9 в сложились все условия для создания фарфора в провинции Цзянси на юге Китая, где использовались асцендентные (восходящие) печи, и находятся месторождения очень чистого белого каолина и одной из разновидностей полевого шпата - ортоклаза. Печи были сложной конструкции, имели вид длинного поднимающегося туннеля и строились вверх по склону горы. В качестве топлива использовалось дерево или древесный уголь.

С 9 по 10 в в Китае идет эволюция технологии фарфора, вершиной которой является фарфор, известный под названием "яичная скорлупа".

В то время как методы производства фарфора, в конечном счете, распространились с Китая в Корею к 1100-ым годам.

В эпоху Тан и Сун (с 6-13 в) в страны Азии и Европы вывозятся первые изделия близкие к фарфору изделия - голубые и бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название «селадон» (основное место производства Лунцюань). Эти вазы и кувшины имели формы, напоминающие античные сосуды, нередко с ручками в виде драконов и горлышками в виде животных. Затем появились молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу с вытесненным рисунком, голубые изделия «жу-яо», украшенные глазурью сосуды «цзинь-яо» из провинции Хэнань.

Для сунского фарфора характерны простота и элегантность форм, гладкие монохромные глазури и сдержанность орнаментов. Наиболее тонкая керамика молочно-белого цвета с нежными резными или штампованными узорами называлась керамикой "дин", иногда в состав глазури добавлялись окиси железа и тогда получались черные, коричневые, зеленые, пурпурные или красные сосуды.

Коллекционеры все еще высоко оценивают множество фарфоровых ваз и статуэток, сделанных во время полутысячелетнего правления Династии Мин и Кин, как лучший фарфор, когда-либо произведенный на земле. от наложенных цветов эмали, усовершенствование.

Начиная с 14 века в эпоху Мин, ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь. Там с 14—15 в было налажено производство белых фарфоровых изделий, украшенных подглазурной синей кобальтовой росписью, эта техника усовершенствовалась - стала комбинироваться с пятицветными надглазурными росписями (уцай).= Уже в 14 веке в Китае производили изделия с надглазурной и подглазурной росписью.

Именно эти предметы поразили европейцев своим совершенством. В то время декоративная роспись ценилась выше, чем сами сервизы и вазы. Основными мотивами были драконы, цветы, птицы и звери. Для нужд императорского двора и для вывоза. Форма изделий и роспись отличались невероятным разнообразием. Здесь было изобретено много видов фарфора – кобальтовый, полихромный, прорезной, покрытый красной или голубой глазурью, который затем обжигался при очень высоких температурах (до 1400 0 С). Путем совершенствования технологии и подбора исходных компонентов местным мастерам удавалось создавать изделия, отличающиеся исключительной белизной и тонкостью черепка. Работы мастеров Цзиндэчженя были «ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл». Такой фарфор по ценности соперничал с золотом и нефритом. При европейских, азиатских и африканских дворах коллекционирование изящного цзиндэчжэньского фарфора считалось показателем роскоши.

Недаром европейцы в 16-17 в называли китайский фарфор "белым золотом". Столетиями фарфор Цзиндэчженя вывозили в разные страны по Великому Шелковому и по Морскому Керамическому путям. Он превратился в важный объект торговли и культурного обмена. Россия являлась одним из важнейших торговых направлений для Китая. Изделия из цзиндэчженьского фарфора запечатлены на многих полотнах русских художников 18-19 веков. На протяжении столетий Цзиндэчжэнь по праву считался столицей фарфора, являясь самым крупным в мире центром по его производству.

В эпоху Мин становятся популярны фарфоровые фигурки, в том числе статуэтки знаменитых красавиц. В этих изделиях привлекала утонченность форм, чистота поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад тематика росписи начала расширяться: на изделиях появились сюжеты, почерпнутые из европейских гравюр, заказные геральдические фигуры. В период расцвета фарфора более чем один миллион человек был занят в создании фарфора в китайском городе Цзиндэчжэне, который был установлен императором как имперская столица фарфора.

Значительно позднее, в эпоху Цин популярность одноцветных сосудов привела к появлению практически бесконечного количества цветовых оттенков глазури. Во второй половине 15 в. появилась многоцветная роспись.Кан-Си - разнообразие цветов и оттенков.

Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в 15-16 веке.

В 17-18 вв. широко распространилась надглазурная роспись красками и легкоплавкими цветными глазурями (так называемыми эмалями) ярких сочных тонов («розовое семейство», «зеленое семейство»). Преобладала в первую очередь зеленая, так что для этих изделий образуется термин "зеленое семейство", подобно тому, как к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство". Китайский фарфор по преобладанию цветов в росписи в Европе стали делить на семейства: розовое, зеленое, желтое, черное.

Из-за перехода от подглазурной росписи к надглазурной смелая и свободная живопись кистью сменилась скрупулезной, тщательной, подобной гравированию манерой письма.

В 17-18 веках начался активный экспорт китайского фарфора в Европу, соответственно, расширилась тематика росписи - появились изображения с европейских гравюр и заказные сюжеты.

На протяжении столетий Цзиндэчжэнь по праву считался столицей фарфора, являясь самым крупным в мире центром по его производству.
В последние десятилетия прошлого века мастера фарфора не только бережно следовали канонам, передаваемым из поколения в поколение, но и постоянно учились и перенимали различные приемы у мастеров современного искусства керамики, усваивали опыт китайской традиционной живописи го хуа, акварели, скульптуры и других видов искусства. Благодаря этому многовековое традиционное искусство предстало в обновленном виде.

В письмах, посланных в Европу в начале 1700-ых годов, иезуитский миссионер Пере д'Энтреклль описал город как место, где есть более чем 3 000 печей для производства фарфора.

В 18 веке формы изделий теряют свою изысканную простоту, становятся более вычурными. Поверхность нередко имитирует лак, дорогую бронзу, золото, другие материалы. В дальнейшем китайский фарфор пережил упадок и стагнацию художественных форм.

Бум фарфора в Китае, наконец, закончился крушением императораторской власти в 1912 году и последующего закрытия печей. К 19 веку фарфор Китая пришел в упадок.

После того как в Европе был раскрыт секрет производства фарфора, импорт керамики с Дальнего Востока сократился. Это создало в Китае такие политические волнения, что императорский двор сильно сократил свое покровительство фарфоровым мануфактурам; за исключением знаменитой пекинской медальонной чаши и нескольких нюхательных флаконов середины 19 в., с начала 19 в. никаких достойных упоминания произведений не было создано.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.