Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте




Эмоциональное развитие в раннем возрасте

Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста кратковременнны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение ребенка; характерно «эмоциональное заражение».

Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы укладывания, кормления, умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.

Положительные эмоции отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.)

Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое импульсивно (А.Н.Леонтьев).

· происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения. Возникают чувства, связанные с теми объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент.

· эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Возникают переживания удовлетворения от игры.

· развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают эстетические, симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда, а также новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти и ревность.

· на основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем возрасте возникает элементарная любознательность; начинают появляться познавательные вопросы.

· зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости, собственного достоинства.

· включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Дошкольник еще не может управлять своими чувствами – они быстро вспыхивают, ярко выражаются, быстро гаснут. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям (сочувствует сломанному цветку).

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

В дошкольном возрасте продолжают развиваться высшие чувства.

Характерна слитность чувств:

Хороший – значит красивый (эстетические переживания);

Хороший – значит добрый (этические переживания);

Хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).

К концу дошкольного возраста высшие чувства становятся:

- мотивами поведения ребенка;

- регуляторами поступков, действий, желаний ребенка.

К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций. Происходит их слияние с нравственным развитием ребенка. Эмоциональная сфера становится органической частью развивающейся личности.

Нравственные чувства: чувство гордости, стыда, дружбы, доверия развиваются на основе имеющейся ситуации в семье и деятельности ребенка. Высокий уровень социальных чувств у дошкольников, по данным Т.Д.Марцинковской, положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта ребенка.

СИТУАЦИЯ. У дошкольников часто проявляется зависть и злорадство. В игре, например, неожиданно другой ребенок может крикнуть: «Не попадешь, не попадешь. Мимо!»

· Какова роль взрослого в такой ситуации?

Эстетические чувства у детей, посещающих детский сад и при активном участии родителей, быстро развиваются. Дошкольники, предпочитают красивые игрушки, одежду, картины. У них появляется интерес к стихам, сказкам, музыке. Движения под музыку развивают у них чувство ритма; растет наблюдательность и самостоятельность в художественном творчестве.

Интеллектуальные чувства – удивление и любознательность – возникают еще в младенчестве и раннем возрасте. Чувство удивления, возникающее на новизну, способствует развитию чувства любознательности. «Это действительно интересно», - говорит взрослый и задает проблемные вопросы. Большим успехом пользуется ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

СИТУАЦИЯ. Дети по-разному реагируют на деятельность, которая сопровождается разными успехами. Возникают разные чувства. У одних – чувство однообразия, и они отказываются выполнять работу. У других – чувство трудности и неудачи. В результате отрицательное отношение к деятельности. У третьих – чувство беспомощности («Не буду пробовать…»).

· Как поступить взрослому в данной ситуации?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.