КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие темперамента. 1. Понятие темперамента
ТЕМА 17. РАЗВИТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1. Понятие темперамента 2. Характеристика детей с разными типами темперамента В основе индивидуального развития ребенка лежат его природные особенности органов чувств, головного мозга, типа нервной деятельности. Темперамент – это совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей, своеобразия проявлений психики (Р.С. Немов). Темперамент складывается из следующих компонентов: 1) интенсивность и объем взаимодействия индивида со средой; 2) внешнего поведения и реакций на возможные действия; 3) моторики (быстроты и количества движений); 4) речи (темпа, силы голоса); 5) эмоциональность. Физиологическую основу темперамента составляет тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения). Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшем - при засыпании, в процессе сна и бодрствования. В раннем и дошкольном возрасте свойства темперамента проявляются в играх, бытовых процессах, в общении со взрослым и сверстниками. Первый признак темперамента заключается в том, сколько и как ребенок кричит в течение суток, насколько интенсивны сосательные движения и насколько скоординированы первые спонтанные движения младенца. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а в определенной последовательности, которая обусловлена: - общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики; - созреванием эндокринного аппарата; - особенностями типа высшей нервной деятельности. К специфическим возрастным особенностям нервной системы ребенка относятся: - слабость нервной системы (быстрое истощение, пониженная работоспособность, повышенная возбудимость и чувствительность). Педагог должен оберегать нервную систему ребенка, определять допустимую силу стимула. - неуравновешенность нервных процессов (малая выносливость, быстрое утомление, охранительное торможение, когда ребенок перестает слышать взрослого, участвовать в деятельности, что говорит о перегрузке нервной системы и ребенку требуется отдых). Слабость торможения выражается в нарушении запретов (импульсивность поведения); преждевременных реакциях (ребенок напоминает холерика). - высокая чувствительность. На основе слабости нервной системы характерными возрастными особенностями ребенка являются: 1) быстрое восстановление сил; 2) ситуативность поведения ребенка; 3) плохой перенос ограничений (во времени); 4) быстрое забывание обид, огорчений, обещаний; 5) неустойчивость привычек. Темперамент ребенка характеризуется пластичностью, которую воспитатель должен учитывать и направлять деятельность детей, способствуя тренировке тех свойств нервной системы, которые необходимы. Таким образом, в дошкольном возрасте может происходить следующие изменения темперамента: - изменение отдельных свойств; - частичное изменение типа темперамента вследствие повышенной впечатлительности, склонности к подражанию; складывающихся черт личности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |