Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Менеджмент первичного уровня




Вопросы и задания

Задание № 1

Одним из ключевых вопросов управления в бизнесе был и остается вопрос — что такое хороший менеджер? На протяжении многих лет он оставался путеводной нитью при выяснении, как достичь успеха. Внимание при этом концентрировалось на личных качествах руководителя. Так, Конфуций исходил из того, что руководитель прежде всего обладает тонким и глубоким проникновением в характеры и чувства своих соратников. Греки во времена Гомера видели следующие четыре качества, необходимые идеальному руководителю: 1. Мудрость Нестора; 2. Справедливость Агамемнона; 3. Хитрость Одиссея; 4. Энергич­ность Ахиллеса.

Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руководства не существует, к нему можно только приблизиться, когда различные руководители — каждый с присущими ему качествами — будут целенаправленно работать вместе. При этом руководитель обязан постоянно помнить о своих сильных и слабых сторонах; в противном случае он может пасть жертвой собственного высокого положения.

В конце XX века некоторые ученые полагают, что для современного менеджера необходимы:

физические качества - активность, энергичность, здоровье, сила;

личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Однако с этим мнением немало ученых и практиковнесоглашаются, высказывая следующие соображения: обладание менеджером перечисленными выше качествами еще не гарантирует эффективность руководства; всем отмеченным требованиям удовлетворяет только небольшое число людей; данный подход предполагает, что «руководителями рожда­ются» хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться. К этому можно было бы добавить и ряд других возражений.

Продумайте и сформулируйте систему тех качеств, которыми должен обладать современный менеджер. Подчеркните, какими еще достоинствами обязан располагать российский менеджер, действующий на нашем рынке.

Задание № 2

Признано, что в идеале менеджер должен обладать следую­щими качествами:

· глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики;

· политическая зрелость, т. е. умение учитывать политиче­ские последствия решений;

· склонность и способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве;

· умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресса;

· приоритет общественных интересов, т. е. готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради до­стижения общественно значимых целей;

· психологическое образование;

· склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости;

· умение принимать на себя ответственность;

· способность критиковать с пользой для дела и воспри­нимать критические замечания;

· постоянно проявлять инициативу и предприимчивость, деловитость (умение не делать бесполезных дел);

· стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;

· логическое мышление;

· способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственной позиции;

· стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы.

Оцените весь комплекс качеств, которым должен обладать идеальный менеджер, и подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Достаточно ли полон, на ваш взгляд, приведенный перечень? Не нужно ли в него что-либо добавить?

2. Нет ли в этом наборе, по вашему мнению, чего-либо лишнего?

3. Какие дополнительные качества необходимы менеджеру, функционирующему в современном российском бизнесе?

Задание № 3

В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного российского менеджера можно охарактеризовать следующими чертами: комплексность мышления и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления); умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно проведение своей принципиальной линии; противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству; умение не соглашаться, не становясь при этом непри­ятным; склонность к новым идеям и достижениям, способность отличить их от прожектерства; способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих реше­ний и действий), редко ошибаться с существенным вредом для бизнеса; предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткая требовательность к любым отклонениям от установленных правил работы; демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом мысли и действия подчиненных людей, и одновременно твердость в проведении линии на повышение дисциплины, без которой ре­зультативная работа невозможна. Современный менеджер должен обладать способностью быть разным в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям обстановки в процессе управления.

Продумайте ответы на следующие вопросы:

1. Согласны ли вы с положениями, изложенными выше, или у вас имеются аргументированные возражения по отдель­ным позициям? В последнем случае подготовьте систему доказательств выдвигаемых вами положений.

2. Чем отличается от идеала ваша собственная организация мышления? Какие в ней особенности? Какие черты совре­менного мышления менеджера вы считаете необходимым активно в себе развивать?

Задание № 4

Умеете ли вы давать поручения?

На этот вопрос вам поможет ответить тест, разработанный американскими специалистами по вопросам менеджмента.

1. Берете ли регулярно работу на дом?

2. Задерживаетесь ли вы на работе дольше, чем ваши подчиненные?

3. Тратите ли время, делая за кого-то то, что они могли бы сделать сами?

4. Когда возвращаетесь на работу после поездки, обнаруживаете ли, что папка для входящих бумаг переполнена?

5. Продолжаете ли заниматься теми же делами и проблемами, что и до занятия этой должностью?

6. Часто ли вас прерывают вопросами и требованиями по поводу текущих дел?

7. Тратите ли время на текучку, с которой могут справляться другие?

8. Любите ли быть в курсе всех дел?

9. Подключаетесь ли к работе, чтобы выполнить ее в срок?

10. Занимаетесь ли делами в порядке их важности?

Если вы ответите на все вопросы «нет» и только на один «да», то ваше умение передавать дела другим можно оценить как отличное. Если на пункты 2, 3, 4 ответите «да», то вам необходимо больше дел передавать подчиненным. Если же вы 5 раз и более сказали «да», то проблема передачи дел другим стоит очень серьезно. Вы срочно должны изменить свой стиль работы.

 

Ожидать, что вы по окончании обучения по программе подготовки профессиональных менеджеров займете место директора предприятия очень сложно, хотя и вполне возможно. А вот менеджером первичного уровня вам скорее всего поработать придется. Это ваша первая ступень на пути к деловой карьере.

Менеджер первичного уровня играет важную роль в достижении успеха и цели фирмой. Именно эта категория менеджеров является связующим звеном между менеджерами среднего и высшего уровня и непосредственными исполнителями. Каковы функции и задачи менеджеров первичного уровня (супервизоров)? Об этом предлагаемая вам лекция.

После изучения материала по данной теме постарайтесь ответить на ряд вопросов и выполнить упражнения.

План лекции:

1. Место и роль супервизора в менеджменте.

2. Основные функции и задачи менеджера первичного уровня.

3. Факторы, методы и условия успешной деятельности менеджера.

4. Вопросы и задания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.