Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, методы и условия успешной деятельности менеджера




Задачи менеджера первичного уровня

Хороший супервизор должен уметь выполнять определенные задачи. Приведенный ниже перечень далеко не исчерпывающий, и, конечно же, вы можете его дополнить:

1. Организация – эффективное использование времени трудовым коллективом помогает снизить потери и добиться максимальной эффективности труда.

2. Оценка степени занятости каждого члена коллектива и справедливое, равномерное распределение работы. Концепция справедливости принципиально важна и должна основываться на четком понимании отношений внутри коллектива.

3. Оценка способностей каждого члена трудового коллектив а и создание такой системы, которая бы лучше всего отвечала их использованию. В трудовом коллективе объединены люди с индивидуальными различными качествами и способностями. Одна из задач супервизора заключается в создании такой системы работы, которая лучше бы подходила членам рабочего коллектива и позволяла бы достичь наивысшего уровня производительности труда.

4. Наблюдение за выпуском продукции с точки зрения ее количества и качества. Аккуратное ведение документации по этим показателям.

5. Обеспечение рабочего коллектива орудиями труда и сырьем для выполнения любой работы.

6. Охрана и контроль над предметами, представляющими определенную ценность, например: орудия труда, сырье, готовая продукция и т. д.

7. Подготовка как систематической, так и оперативной информации для руководства.

8. Решение вопросов повседневной дисциплины, которые не слишком серьезны и вряд ли приведут к крупным проблемам в будущем. Ключевое положение супервизора позволяет ему решать небольшие вопросы дисциплинарного характера и предупредить тем самым их осложнение. Данная задача супервизора охватывает также вопросы благосостояния и безопасности рабочих.

9. Выполнение положения о регулярной учебе без отрыва от производства.

10. Ежедневная мотивация коллектива.

11. Знание перспективных целей и задач компании позволяет супервизору эффективно интегрировать деятельность своего коллектива с деятельностью организации в целом.

Власть и ее пределы. Без власти индивид в организации не может быть менеджером. Власть в менеджменте – легитимное, законное право отдавать приказы подчиненным при выполнении различных заданий, а также право поощрять или наказывать их. Все менеджеры первичного уровня наделены официальной властью, переданной им менеджерами высшего и среднего уровня управления. Определенный объем власти они получают от различных заместителей президентов фирм, глав компаний, генеральных директоров.

Таким образом, у менеджеров формируется вполне определенный и легитимный объем полномочий, которые закрепляются должностными инструкциями, положениями о подразделениях, другими регламентами и нормативами. Власть представляет собой силу, на основе которой менеджер может требовать от подчиненного выполнять или не выполнять какое-то действие при достижении цели предприятием. Власть в менеджменте явление изменчивое: она возрастает, если менеджер исполняет свои обязанности на рабочем месте, и переходит к его преемнику, если менеджер меняет место работы. Власть включает в себя так же применение различных санкций к подчиненным в случае необходимости. Без такого рычага воздействия, как приказ, на предприятии возможна дезорганизация.

Пределы власти ограничены. Необходимо учитывать рамки контрактных условий, законы. В менеджменте первичного уровня могут быть непопулярные решения, поэтому менеджерам необходима осторожность, предусмотрительность, когда они навязывают их подчиненным. Считают, что приказ подстегивает, мотивирует рабочих исполнять различные обязанности. Менеджеру лучше не демонстрировать формальные полномочия и власть, а практиковать использование иных походов. Опытные менеджеры предпочитают напоминать об ответственности, задачах, обязанностях работников, не предъявляя своих полномочий жестко и резко. Этот подход легко реализуется при использовании такой законной формы власти. Работник верит, что менеджер вправе отдавать приказы, а его долг заключается в их четком исполнении. Власть имеет много различных ограничений – прямых и косвенных, внешних и внутренних. Политические, юридические, этические, моральные, социальные и экономические требования ограничивают реализацию власти.

Законы и контракты четко ограничивают власть в менеджменте. Наряду с формой власти, основанной на принуждении (законная власть), менеджер может применить власть, основанную на вознаграждении; экспертную власть, построенную на разумной вере подчиненного в правильность действия руководителя; власть эталонную, воздействующую на подчиненного силой личных качеств или способностей лидера. Существует ряд ограничений полномочий менеджеров, связанных с их положением на уровнях менеджмента. Менеджеры первичного уровня имеют ограничения на использование материальных и сырьевых ресурсов, а также на принятие ряда управленческих решений и в других сферах. Это обстоятельство отражает естественный процесс делегирования полномочий в организации между уровнями менеджмента.

Формирование позитивной мотивации работников. Обычно большую часть времени менеджер расходует на управление персоналом.

Поскольку в узком смысле менеджмент включает в себя деятельность менеджеров первичного уровня по планированию, организации, мотивации, контролю, то весьма важно, чтобы они понимали сущность развития мотивов к труду в полном соответствии с их способностями.

Мотивация – это процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и использования его потребностей, ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения.

Человек мотивирован, когда он желает идти по тому пути, который стимулируется. В конечном итоге мотивация – решающий фактор в достижении успеха организации.

Организация решения проблем менеджером. Менеджерам всех уровней постоянно требуется искать способ решения проблем, который бы соответствовал изменившейся ситуации и необычным обстоятельствам. Решения, которые принимаются на высших уровнях менеджмента, обычно характеризуются большой масштабностью и значимостью. Процесс выработки решений на первичном уровне по своей фундаментальной сущности должен быть тот же самый, что и на любом уровне иерархии. С точки зрения Е. Ф. Прокушева, процесс разработки решения включает в себя семь этапов. У других авторов количество этапов колеблется от 5 до 12. Этот процесс содержит следующие основные этапы:

1. Выявление проблемы.

2. Анализ проблемы на основе использования различных информационных массивов.

3. Разработку альтернативных решений.

4. Оценку альтернатив.

5. Выбор лучшего решения.

6. Исполнение решения.

7. Оценка выполненного решения.

Построение эффективной коммуникации для обеспечения деятельности менеджеров. Способность к эффективной коммуникации – залог успешной работы в менеджменте первичного уровня.

Коммуникация – это процесс соединения всех функций менеджмента, которые менеджер не смог бы осуществлять без их стыковки.

В процессе управления работникам подразделений необходимо объяснять типы операций, давать указания, содержащие задания подчиненным, беседовать с работниками по поводу производственных процессов. Все эти воздействия требуют коммуникаций. Эффективная коммуникация состоит из качественной передачи информации, средств передачи и верного восприятия послания получателем. Из-за несовершенных коммуникаций некоторые менеджеры не достигают желаемых результатов, несмотря на их компетентность, техническую грамотность и благие намерения. В каждой организации коммуникационная сеть имеет два основных и равных по значению канала:

· официальный (формальный) и

· неофициальный (неформальный), канал слухов.

Оба типа каналов передают сообщения от одного человека или группы другому сверху вниз и по горизонтали организации. Формальные коммуникационные каналы устанавливаются главным образом структурой предприятия, организации. Формальные вертикальные каналы могут совпадать с направлениями властных воздействий с высших уровней через всю организацию до менеджеров и работников.

Концепция нисходящего формального коммуникационного канала заключается в том, что высший орган управления отправляет директиву или информацию менеджерам нижележащего уровня, которые передают сообщения либо своим исполнителям, либо менеджерам других подразделений. Менеджеры направляют сообщения работникам. Нисходящая коммуникация помогает увязать деятельность различных уровней воедино, что дает возможность скоординировать усилия. Нисходящая коммуникация от менеджера включает в себя инструкции, разъяснительную информацию и процедуры, обучение работников и другие виды воздействия на подчиненных, исполняющих поставленные задачи.

Восходящая коммуникация – второе, но одинаково значимое направление коммуникации в официальной организационной структуре. Она важна для менеджеров, получивших определенные права для исполнения обязанностей и вынужденных отчитываться, а также важна и для рабочих, которые могут свободно сообщать менеджерам свои мнения, оценки, отчеты о проделанной работе. Менеджеры заинтересованы в свободной передаче информации по каналу восходящей коммуникации вышестоящим уровням менеджмента. Такая коммуникация помогает выявить ошибки и проблемы в управлении организацией.

Горизонтальная коммуникация устанавливается исключительно между подразделениями и работниками, размещенными на одном уровне менеджмента, но выполняющими различные функции. Горизонтальные коммуникации обычно выражаются в форме дискуссий, собраний, совещаний для уточнения заданий сменных подразделений. Без эффективных горизонтальных коммуникаций в организации крайне трудно обеспечить координирующую деятельность отдельных подразделений по достижению общих целей.

Неформальные пути коммуникации иногда называются неформальной структурой, являются обычной разновидностью неформального и случайного объединения людей в производстве, в общественной жизни и ориентированы прежде всего на общение, установление коммуникации. В каждой организации имеется неформальная структура. Это совершенно естественное явление, которое помогает реализации потребности работников быть в курсе всех дел на основе самой последней информации.

Факторы, снижающие эффективность коммуникации, и пути их преодоления. В связи с множеством индивидуальных особенностей и условий работы в организациях есть много препятствий, искажающих передаваемые сообщения.

В случае разрыва коммуникационного взаимодействия менеджеры сталкиваются с нарушением взаимопонимания, несогласованностью, проволочками и т. п. Эти разрывы не только не выгодны с финансовой точки зрения, но и резко ухудшают морально-психологический климат в коллективе, порождают разногласия. Барьеры в коммуникациях многочисленны и разнообразны. Первый шаг по созданию лучшего коммуникационного взаимодействия заключается в том, чтобы еще до написания или отдачи распоряжения, приказа, инструкции досконально уточнить все пункты и совершенно ясным, понятным для работников языком сделать необходимые сообщения.

Среди методов, пригодных для улучшения коммуникации, обратная связь одна из главных. Она формирует в коммуникации двусторонний поток информации.

Стили руководства. Для поддержания эффективного руководства коллективом необходимы два элемента:

1. Наличие такой ситуации, когда члены коллектива имеют общую цель.

2. Признание всеми членами коллектива авторитета руководителя.

Согласно современной точке зрения, рабочие предпочитают, чтобы ими руководили, и не желают, чтобы на них перекладывали задачи управления. Менеджер или супервизор должен быть лидером и как лидер должен придерживаться определенного стиля. Различные стили не исключают друг друга и наиболее успешные руководители способны выбрать определенный стиль для каждой конкретной ситуации. Таким образом, современный руководитель представляет собой комбинацию следующих стилей.

Авторитарный менеджер. Для этого стиля характерны следующие черты: слово менеджера – закон; приказы издаются и предполагаются, что они будут выполнены; все решения принимает менеджер; отсутствие дискуссий или наличие их в небольшой степени.

Маловероятно, что современные рабочие допустят такой стиль управления, который обладает двумя недостатками:

А) он вызывает сопротивление у рабочих и является, таким образом, непроизводительным;

Б) обычно очень трудно найти преемника такому менеджеру.

Патерналистский менеджер. Для этого стиля характерны следующие черты: попытка создать семейную атмосферу в коллективе; желание, чтобы к руководителю относились как к отцу; методы дисциплинарного воздействия используются редко; рабочими руководят с помощью наставлений и советов.

Этот стиль обычно пользуется большой популярностью среди рабочих.

Демократичный менеджер. Для этого стиля характерны следующие черты: в процессе принятия решений участвуют подчиненные, в то время как окончательная ответственность сохраняется за руководством; всесторонние обсуждения с подчиненными как формальные, так и неформальные.

Данный стиль предусматривает значительное делегирование обязанностей, что освобождает менеджеров для выполнения ими функций консультантов. Большинство современных менеджеров пытаются придерживаться этого стиля, который сейчас признан самым эффективным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.