Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Учебно-материальное обеспечение




Учебно-материальное обеспечение

ОМСК - 2010

Разработал Обсуждена

Тема: Особенности управления и организация действий сил ГЗ до возникновения ЧС

 

Доцент В.Матвеев на заседании цикла

«___» ______2010г. «___» _______2010г.

Протокол №_____

 

 

 

 

Учебные цели:

Довести до слушателей общие положения по управлению в режиме ПД.

Изучить особенности типового содержания режимов ПД.

 

Метод: лекция

Время: два учебных часа (90 минут)

Место: лекционный зал

 

 

Учебные вопросы и расчет времени

Введение 5 мин.
Первый учебный вопрос Управление и его организация в повседневной деятельности 60 мин.
Второй учебный вопрос Заключение Управление и организация в режиме повышенной готовности     20 мин. 5 мин.

 

 


Литература:

 

1.Федоренко В.Н., Шулежко В.Ф. Тексты лекций, выпуск 2, АГЗ, Новогорск, 2000г.

2. Ларин А.А. Теоретические основы управления. Ч.1. Учебное пособие, М.: МО, 1998г.

3. Хохлачев Е.Н. Организация и технология выработки решений при управлении войсками и системой. Ч.1. Учебно-методическое пособие. М.: МО, 1999г.

4. Щебланин Н.П. и др. Основы управления Войсками ГО. Учебное пособие, Новогорск, АГЗ, 1999г.

 

Слайды по теме.

Стенды класса №305

 


Известно, что обеспечение эффективности достижения целей функционирования системы гражданской защиты (СГЗ) может быть достигнуто по двум взаимосвязанным направлениям: качеством СГЗ и организаторской деятельностью, т.е. руководством функционирования этой системы.

Управление как объект научного исследования основывается на математических подходах к проблемам, который в свою очередь базируется на реализации формальных количественных моделей и алгоритмов.

Управление как искусство базируется на эвристических процедурах принятия решений, получаемых с помощью интуиции, опыта и знаний органов управления. Объединение этих двух подходов реализуется в системном методе, который является одной из основ методологии познания дисциплины.

Управление деятельностью ОУ и сил системы ГЗ в мирное время в зави­симости от обстановки осуществляется в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности (ПД) определяется обстановкой при нормальной безаварийной техногенной производственной и коммунальной ра­боте ведомственных и территориальных объектов, отсутствии природных бед­ствий, экологических катастроф, биолого-социальных бедствий, а также кон­фликтных ЧС в результате общественных противоречий.

Режим повышенной готовности (ПГ) определяется обстановкой при воз­никновении опасности или угрозы возможности ЧС различного вида бескон­фликтного характера или конфликтных ЧС в результате обострения общест­венных противоречий.

Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) определяется обстановкой при воз­никновении и развитии ЧС.

Режим работы ОУ и сил гражданских организаций устанавливают соот­ветствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местного само­управления, ведомств.

Режимы работы повседневной деятельности и повышенной готовности войск ГО и специальных формирований РСЧС устанавливает МЧС России.

Содержание процесса управления, выработки решения, организации управления и организации действий по выполнению задач в режимах повсе­дневной деятельности (ПД), повышенной готовности (ПГ) и режима ЧС. опре­деляется в соответствии с теоретическими положениями об этих процессах, из­ложенными в главе 2.

Содержание этапов (фаз) и циклов процессов управления и этапов орга­низации существенно зависят от следующих групп факторов:

- уровня иерархии рассматриваемой системы;

- решаемых задач;

- цели управления;

- видов потенциально опасных ЧС на подведомственной территории;

- режимов функционирования ОУ и формирований.

Рассмотрению особенностей управления и организации действий ОУ и

сил в режимах мирного времени посвящается данная глава 3.

1. Управление и его организация в повседневной деятельности (ПД)

1. Общие положения по управлению в режиме ПД

Содержание процесса управления и организации управления и действий ОУ и сил в режиме ПД может носить двойственный характер:

во-первых, плановый, включающий решение совокупности задач, свой­ственных данному режиму; назовем его управлением в режиме повседневной деятельности (РПД);

- во-вторых, ситуационный, возникающий при необходимости проведе­ния мероприятий по предупреждению конкретной ЧС, выявленной по прогнозу системы мониторинга, или при необходимости решения отдельной задачи; на­зовем его ситуационным управлением в режиме ПД (СПД).

Цель управления в режиме ПД обоих характеров на различных иерархи­ческих уровнях определяется задачами ОУ и сил. Задачами в РПД являются следующие [13]:

- поддержание ОУ и сил РСЧС в готовности к экстренным действиям;

- разработка, своевременная корректировка и уточнение планов действий по предупреждению, снижению тяжести и ликвидации ЧС и других документов планирования, проверка их реальности в ходе проводимых учений, тренировок и занятий;

- изучение потенциально опасных объектов и районов возможных сти­хийных бедствий, прогнозирование ожидаемых потерь и разрушений при воз­никновении ЧС;

- организация постоянного наблюдения за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

- осуществление взаимного обмена информацией между вышестоящими, подчиненными, взаимодействующими и соседними ОУ;

- совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил, средств и населения к действиям при ЧС;

- планирование и проведение командно-штабных (КШУ), опытно- исследовательских учений и тренировок для условий техногенных, природных ЧС и террористических актов;

- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты на­селения, сокращению возможных потерь и ущерба, повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики, объектов обеспечения жизнедеятельности при возникновении ЧС;

- создание, выполнение и поддержание в готовности чрезвычайных ре­зервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских, материально- технических ресурсов;

- осуществление контроля за выполнением мероприятий по предупреж­дению, снижению тяжести и ликвидации возможных ЧС;

- осуществление целевых видов страхования;

- своевременный доклад вышестоящим ОУ об опасности, угрозе возник­новения ЧС и проводимых мероприятиях.

В органах управления федерального (МЧС) и регионального уровня (РЦ) и подчиненных им войсках ГО решаются аналогичные задачи с учетом меро­приятий, для проведения которых могут привлекаться войска ГО в мирное вре­мя в соответствии с Федеральным законом "О войсках ГО" 1998 г.

Мероприятия по решению перечисленных задач осуществляются комис­сиями по ЧС и органами управления ГОЧС и подчиненными им силами ГЗ и силами исполнительной власти территориального, местного уровня и ведомств, а в войсках ГО - командованием штабов и частей, подразделений СЦ.

Из анализа основных задач в системе ГЗ различного уровня можно сде­лать следующие выводы:

-Главная цель управления в РПД состоит в поддержании готовности ОУ сил и средств РСЧС, подразделений постоянной готовности войск ГО, населе­ния и объектов экономики, жизнеобеспечения к действиям при возникновении ЧС различного вида в мирных условиях.

- Главная цель управления в СПД - обеспечить выполнение предупреж­дения возникновения ЧС конкретного вида или возникновение иной отдельной задачи из совокупности предусмотренных в режиме ПД, или вновь возникших задач.

Циклы управления вида РПД проводятся в полном объеме этапов, рас­смотренных в главе 2. Типовыми циклами управления этого вида являются:

- при разработке и корректировке Плана действий ОУ и сил любого уровня;

- при планировании мероприятий ГЗ системы различного уровня для ре­шения плановых задач на год, месяц;

- при подготовке планирования КШУ;

- при подготовке к проверкам вышестоящих ОУ;

- по указанию старшего начальника;

- по календарному плану подготовки ОУ, формирований АСР, населения, персоналов предприятий и т.п.

Этапы процесса управления РПД - непосредственного управления и кон­троля - осуществляются непрерывно. Остальные этапы выполняются циклично. Метод работы подразделений и рабочих групп ОУ, как правило, последова­тельный. Изложенные положения относительно процесса управления в РПД в полной мере относятся к управлению выработкой решений.

Плановые процессы управления и выработки решений осуществляются по указанию Комиссии по ЧС определенного уровня соответствующим органом управления ГОЧС. Результаты плановых процессов управления выработки ре­шений рассматриваются на заседаниях комиссий по ЧС всех территориальных и функциональных подсистем РСЧС и фиксируются в протоколах заседаний и постановлений КЧС (на основе решения).

Циклы управления вида СПД проводятся по сокращенной схеме, т.к. в этих условиях фактор оперативности более существенен. Сокращенный вари­ант управления вида СПД состоит из этапов:

- подготовительный (он практически включает вопросы, решаемые на этапах: уяснение цели управления, сбора информации и оценки обстановки);

-принятие решения (включает вопросы этапов: решающий, планирую­щий, доведения решения);

-непосредственное управление (включает вопросы этапов: непосредст­венное управление выполнением решения и контроль результатов управления).

Метод работы в этом варианте, как правило, параллельный. Решение, как правило, вырабатывается Комиссией по ЧС с привлечением специалистов ОУ ГОЧС и специалистов сил исполнительной власти ведомственных предприятий и учреждений соответствующего уровня.

Смысловое содержание правил отработки на каждом этапе процесса управления и выработки решения зависит от факторов, которые были рассмот­рены выше. Технологии их осуществления будут рассматриваться на ГУ. Ниже приведем особенности типового содержания режимов ПД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.