Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственные экскурсии как форма обучения




Производственные экскурсии – одна из эффективных форм организации трудового и профессионального обучения, которые позволяют школьникам наглядно знакомиться с техникой и технологией и организацией производства. Их следует рассматривать также и как средство расширения политехнического образования учащихся и формирования и развития у них интереса к рабочим профессиям.

Производственные экскурсии способствуют ознакомлению школьников с научными основами современного производства.

По учебно-воспитательным целям и содержанию, экскурсии подразделяют на комплексные и тематические.

Цель комплексных производственных экскурсий – ознакомить учащихся с определённым производством в целом или его отдельными подразделениями. Их проводят при изучении отдельной темы, ряда тем или всей учебной программы в данном классе. Их организуют и проводят часто учителя ряда предметов, например: физики, химии и трудового обучения. В ходе таких экскурсий учащимся целесообразно показать на конкретных примерах, что научной основой производства являются законы и закономерности ряда наук.

13:00

Тематические экскурсии организуют в связи с изучение отдельных объектов техники, технологических процессов и т.п. При организации тематических экскурсий, необходимо предусматривать общее ознакомление с работой базового предприятия; выявление основного технологического процесса; выяснение роли механизации и автоматизации производственного процесса и места в нём ручного труда.

При подготовке к проведению экскурсии, учитель должен определить учебные и воспитательные задачи её; определить объекты наблюдения; подробно ознакомиться с технологическим процессом на рабочих местах, с которым будут знакомиться учащиеся, и наметить маршрут.

Особое место в подготовке экскурсии должна занимать работа с учащимися. Во вступительной беседе, проводимой перед началом экскурсии, школьникам необходимо сообщить цель и план экскурсии, ознакомить с правилами безопасности. Следует особо подчеркнуть целенаправленность наблюдений, необходимость концентрации внимания на определенных процессах, приемах работы, специфики организации производства и отдельных рабочих мест, условий труда.

В ходе экскурсии необходимо направлять внимание учащихся на наиболее важные и существенные стороны производства. Завершить экскурсию целесообразно заключительной беседой, ответить на вопросы учащихся. По результатам экскурсии, проводят опрос учащихся.

ИНСТРУКТАЖ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Инструктаж представляет собой объяснение цели, задач, последовательности и приёма выполнения трудового задания и отдельных трудовых операций, сопровождающиеся показом трудовых и технологических процессов, которые предстоит освоить учащимся.

Объяснение при показе трудовых приемов целесообразно сопровождать демонстрацией учебно-наглядных пособий, таблиц, рисунков и схем, показывающих отдельные элементы трудового приёма, рабочие позы и движения, последовательность операций во всем трудовом процессе; рисунки и схемы по организации рабочего места, порядку и системе измерений, техническим требованиям, правилам безопасности труда и т.п.

В ходе инструктажа часто требуется продемонстрировать отдельные этапы технологического процесса. Применение схем облегчает учителю эту задачу.

В случаях, когда технологический процесс недоступен для непосредственного наблюдения, используют модели, схемы, кино- и диафильмы и др.

Иногда, когда школьники должны научиться выполнять одну какую-либо операцию, целесообразно показать весь технологический процесс. Это поможет учащимся лучше усвоить сущность осваиваемой операции, осознать её значимость в целостном ТП (технологическом процессе).

Возможен инструктаж и без показа приёмов выполнения работы, когда они уже знакомы учащимся и освоены ими.

Различают 3 вида инструктажа: Вводный. Текущий. Заключительный.

Вводный инструктаж проводят в начале занятия. Его главная задача – помочь учащимся организовать и направить свою деятельность, усвоить особенности работы и рациональные способы её выполнения. Вводный инструктаж обычно проводят в такой последовательности: ознакомление с темой, целью и задачами предстоящей работы; повторение пройденного материала, необходимого для ее выполнения; ознакомление с техническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопасности труда; объяснения и показ учащимся приемов и способов работы и предостережение от возможных ошибок; объяснение и показ способов самоконтроля правильности выполнения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией – рабочими чертежами, инструкционными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность усвоения сделанных учителем указаний.

Содержание вводного инструктажа и последовательность его проведения может меняться в зависимости от специфики изучаемого материала, периода обучения и опыта учителя.

Текущий инструктаж проводят в ходе занятия с целью устранения затруднений учащихся и, как правило, индивидуально. В процессе текущего инструктажа, учитель особое внимание уделяет выполнению тех приёмов, которые были недостаточно четко усвоены вначале, после вводного инструктажа. Для проведения текущего инструктажа целесообразно привлекать бригадиров-школьников. Это способствует правильному формированию взаимоотношений школьников в труде, умения руководить товарищами, подчиняться требованиям и указаниям бригадира.

Заключительный инструктаж применяется по окончании занятий. Его цель – подведение итогов выполняемой работы. Проводят в форме беседы. Он включает разбор и оценку правильности и качества выполнения задания. Заключительный инструктаж должен способствовать воспитанию у школьников навыков самоконтроля, контроля, оценки и анализа своей трудовой деятельности и деятельности товарищей. Он может также включать указания по подготовке к следующему занятию.

Инструктаж может проводиться как в устной, так и в письменной форме (технологические инструкции, инструкции по технике безопасности и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.