КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние эксплуатационных свойств дороги на безопасность движения
Климатические и метеорологические воздействия на дорогу, разрушающее действие транспортных средств, временной фактор — все это ухудшает свойства автомобиль- ной дороги как инженерного» сооружения, снижая тем еа-мым эффективность и безопасность дорожного движения. Погодно - климатические факторы длительного воздействия (снежный покров, низкие температуры) значительно влияют на пропускную способность дороги, среднюю» скорость движения Факторы кратковременного действия (осадки, туман, гололед) распространяются, как. правило, на отдельные участки дорог, приводя к локальному снижению скоростей' движения и увеличению до-рожно-транспортных происшествий. Серьезной и важной задачей повышения безопасности: дв^уе^ич ячттяртся устранение скользкости покрытия. Шероховатость покры-тя в> процессе эксплуатации снижается в результате истирания каменных материалов. под действием шин транспортных средств В результа- liUpillDlA. ^ptA^'^13 *-' ^^^J'-*"^b* те растет тормозной путь, увеличивается вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия. Снижение коэффициента сцепления происходит также в результате действия атмосферных осадков, загрязнения, температурного размягчения асфальтобетонного покрытия. Для сохранения высокого значения коэффициента сцепления в различных погодно-климатических условиях предусматривают следующие мероприятия (4, 1]- увеличивают крупность щебня для поверхности ых-обработок; используют специальный рисунок протектора или шины (зимой); применяют антиблокировочные устройства в тормозных системах; применяют фрикционные материалы и т. д.; осуществляют подогрев покрытия (электрическим током, горячей водой или паром); применяют дренирующие покрытия. В соответствии со СНиПом в 'зависимости от условий движения и назначения дороги коэффициент сцепления на опасных участках должен быть не менее 0,6, в благоприятных условиях не менее 0 45 В условиях эксплуатации коэффициент сцепления не должен быть ниже 0,4. Неровность покрытия, по данным ГАИ, является причиной 13 18 % ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными ^ловиями Характер возникновения ДТП заь-почается в необходимости неожиданного изменения скоростного режима (экстренное торможение), маневра в плане или одновременного совершения этих двух действий При наличии попутного и встречного транспортных потоков вероятность столкновения в этих случаях резко возрастает. Кроме того, неровности вызывают колебания подвески, что может привести к потере управляемости Колебания прицепов и полуприцепов автопоездов приводят к увеличению динамического коридора движения, что также \величивает вероятность столкновения и возможность потери боковой устойчивости Наличие неровностей на дорогах повышает утомляемость водителей, отвлекает их внимание от вое- -приятия других объектов на дороге, снижает пропускную способность дороги и в конечном итоге снижает производительность подвижного состава. Методы организации движения в этик слу-j^Kv ьосят характер предупреждения участников - движения. Единственным эффективным методом борьбы с неровностями покрытия является, кроме качественного строительства, своевременный его ремонт Значительное число ДТП в темное время суток объясняется оезким ухудшением условий зрительного восприятия объектов чнформацни в дорожном движении Чтобы улучшить условия восприятия в темное время (4, 16] ; -^дузгют осветленные дорожные покрытия (из светлых материалов);- -— - - маркируют осевую линию, укладывают светлые краевые -юлосы, взаимно удаляют встречные транспортные потоки или организуют одностороннее движение, устанавлчвают противоослепительные экранирующие устройства на разделительной полосе; обустраивают дороги направляющими столбиками, оборудованными светоотражающими устройствами (оптическое ориентирование водителей); де12ют дорожную разметку из светоотражающей краски с рефлектирующими элементами; применяют вертикальную разметку со светоотражающими элементами; устанавливают дорожные знаки с рефлектирующей поверх-4остью или освещаемые; t устраивают искусственное освещение, обеспечивают действенный контроль на дорогах за техниче*-ским состоянием и правильностью регулировки систем освещения и сигнализации транспортных средств Значительное число ДТП происходит в результате съез ов-трачспортных средств с дороги наездов на опоры п\телрово-доз, на мачты освещения и различные объекты на пр 1доро кной полосе Для снижения тяжести последствий подобных ДТП и предотвращения съездов с дороги осуществляют меропр 1ятия, повышающие пассивную безопасность дорожного движения^ К числ^ таких мероприятий относят [4] устранение по возможности при проектировании i строительстве потенциально опасных мест, устройство пологих откосов насыпей, позволяющих осуществить вынужденный съезд с дороги без опрокидывания; запрещение установки на придорожной полосе массивные конструкций, - применение ударобезопасных конструкций ограждений, установку в местах повышенной опасности огражден ш _^_ Конструкция ограждений должна отвечать след\юиим тре- _ бованиям ~s; обеспечивать высокое энергопоглощение кинетической энер-;-гии транспортных среден np.i плавно^ снижении скорости? ^: наезда на ограждение; _^ исключать возможность возн!кноведпя знач"тельг^. замед- -лений н деформаций транспортной) средства, __ не допускать попадания транспортного средства з опасную' зону в результате деформации и разрушений огражде-i ш, исключать опрокидывание или отбрасывание трачс-юртного-средства в транспортный поток, 3pnreibriu и^е^^^с д"т1 ч^-тчтеля о границах и характере опасной зоны В зависимости от решаемой задачи и конструкции огражде- " ния они могут быть жесткими предназначенными только для "отклонен я траел- — тории движения транспортного средства, гибкими попощающими честь энергии удара и от-\лоняю-щими азто > обиль, деформируемыми, поглощающими энергию удара Ремонтные работы проезжей части улиц и доро~ создают зоны повышенной опасности и значительно сн 1жаю- эффективность транспортного процесса з результате образоза-'я пред-заторных и заторных •условий движения Для сн^/ е 'я отрицательных последствий прч "розеде4пи ремонтных эабот необходимо осуществлять следующие мероприятия [4, 16] перед проведением ремонтных работ прозестл змерение основных характеристик транспортного потока — нтенсиз-ность, состав, скорость и определить возможность пропуска- транспортного потока с учетом уменьшения ширины проезжей ^асти, определить возможные маршруты объезда по с^ще^т^ ющей ^ лично дорожной сети или предусмотреть устройство слеццаль но оборудованного временного объездного маршр\та ^при чеобходимости обустроенного времен ыми пешеходных' i дорож \ам;! ii-' i трот^арамл), обеспечить заблаговременную и,1счерпызающ\ ю с'^те\'\ сформирования всех участников дз'женпч обеспечить бесконфликтный проезд peмoнтиp^eмoro \част1\а " необходимым ограничением скорости, пред\ смотрев \станоз.\\ соответствующих средств организац iii п регулировал я да i/\e ния (дорожные знаки, временная светофорная спгна- зац 1Я з случае необходимости использованге рег^ лировщикоз) остановить ограждения всех опасных мест с обязательным оборудованием их информационным,! -устройствами для темного времени суток (светоотражающие элементы, сигнальные фо-4ap,i) Контрольные вопросы Что относится к основным элемента' авгомобитьноч дорс" ''•' Что представтяет собой \ лично-дородная сето1
Кал определить плотность \ лично дОроАНои се^и^ Ка^ие показатетн характеризуют эффективность \^ с-п „^р^АДой Что та-^ое итоговый коэффициент сз^р 1Йггост,1° Каковы признаки наиболее опасных частков дорог^ В чем состоит канализирование дв ^епия^ Как влияют экспл\атациодные сво ^cтвa дороги на ее безопасность1 £» ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО u ДВИЖЕНИЯ 6.1. ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ Динамическая система, представляющая совокупность взаимодействия пешеходов и транспортных средств, з которой действия участников регламентированы специальными правилами (законами), называется дорожным движением. Под организацией дорожного движения понимают комплекс-научных, инженерных и организационных мероприятий, обеспе-^ чивающих необходимый уровень эффективности и безопасност транспортного и пешеходного движения. Грамотное вмешательство в дорожное движение возможно" только на основании знаний его закономерностей Эти знания. выработаны многими исследованиями и практикой организации-движения. Наиболее распространенными характеристиками дорожного движения яв^яюгся: ингенсивность, плотность, ско-~ рость, состав, задержки, распределение транспортных потоков." по направлениям. Транспортный поток характеризуется взаимо- - - действием в пространстве и -во врвмени транспортных средств^ (рис 6.1 и 6 2). : Интенсивность N (х; t^, t^) — это число транспортных: средств, проходящих через сечение дороги Х—Х в течение заданного промежутка времени (t\; ti). В зависимости от решае-чей задач;. р^счст::ь-м периодом определения интенснвности- --движения может служить год, месяц, неделя, cvtkh, час и пр.- " т т ________ ___--.---_.-_ Интенсивность движения — величина неравномерная и в: пространстве (на различные дорогах или на различных: участках одной и той же дороги) и во времени (рис.6.3). На представленной зависимости можно выделить зоны повышенной интенсивности к опасности движения, соответствующие так называемым «пиковым пер';од?''» — утренним (движение к месту" работы) и вечерним (движение после окончания рабо-
ты). Неравномерность интенсивности движения может быть оценена коэффициентом неравномерности Кн, представляющим собой отношение фактической интенсивности Nф за рассматриваемый период к средней интенсивности Nc за более длительный промежуток времени: Ks = av\ с Так, например, коэффициент годовой неравномерностт' /<н= ^/("S'.V,), (-1 ~де 12 — ч,:сло месяцев в год\,;V — интенсивности за pacc.MSTp.iBse.Vs.i'i .~12 месяц, е;; "ее; I. Л. — интенсивность за год, ед год В практике организации движения очень часто оперируют че суммарной интенсивностью по направлениям, а 7а^ п^--ваемой удельной, т. е. интенсивностью по полосе даижен№Я---54д. Интенсивность движения оказывает влияние на транспортные затраты (рис. 64).
различно. Так, для легковых автомобилей это значение составит 200 авт/км, для автопоездов длиной 24 м — около 40 авт/км. С увеличением плотности увеличивается взаимовлияние транспортных средств в потоке, снижается возможность выполнения маневров и, как следствие, снижается пропускная способность системы ДД. Плотность потока определяют уровнем загрузки дороги Z,, представляющим собой отношение фактической плотност» к максимально возможной по» -условиям движения:
Z = 1?Факт/9тат ~ Скорость v Сл-i; л-;; /) определяется как отношение пройден- ^ ного участка дороги (xi, Xt) к промежутку времени /, за который ^ этот участок пройден. В практике организации движения не- ^ пользуют понятия скорости: мгновенной, сообщения, крейсер-—L ской, технической, эксплуатационной, транспортного потока. — Мгновенная скорость характеризуется.мгновенным фиксиро- ^ ванным значением Ua в определенном сечении дороги. — Скорость сообщения Ус определяется как отношение рас- г-стояния между пунктами сообщения к времени нахождения' j: транспортного средства на маршруте. Темп движения — время, затрачиваемое на преодоление- ~ единицы длины пути, т. е. величина, обратная скорости сообшс- — ння, Т = 1/Ус. Скорость транспортного средства зависит от все- -го многообразия факторов, составляющих систему В—А—Д—С.-Верхний предел определяется максимальной конструктивной скоростью Углах, заложенной в конструкцию транспортного средства заводом-изготовителем. Однако реализация максимальной-скорости в условиях движения происходит кратковременно в чрезвычайных случаях. В реальных условиях автомобиль движется с крейсерской скоростью, составляющей 0,7... 0,85 г-'max; Фактически наблюдаемый диапазон скоростей ниже ввиду неоднородности и сложности условий движения. Одним из важнейших факторов, определяющих выбор водителем скоростного режима, является-условие видимое-:. Техническая скорость определяется отношением пройденного» расстояния к сумме времени движения и остановок, связанных с ОДД (светофоры, железнодорожные переезды и т. п.). 108 Эксплуатационная скорость определяется отношением пройденного расстояния ко всему времени нахождения транспортного средства на маршруте, включая время, связанное с тех-1ологией перевозок (погр\зка, выгрузка и т. п.). Скорость транспортного потока — это средняя скорость движения транспо?тно;\ средств на определенном отрезке пути за определенный отрезок времени. Кроме того, скоростной режим зависит от интенсивности ютока ^ =Усв(1 —A'.v), '"ie г-'cs — скорость в свободных условиях дви/кен; я. К\ — "оэффчциент, учитывающий влияние; -;тенсивностн потока (0 '.) Состав транспортного потока характеризуется соотношением з нем транспортных средств различного типа. Транспортному средству в процессе движения требуется больший отрезок полосы, чем его длина (статический габарит). Это объясняется тем, что для остановки автомобиля требуется определенный путь, являющийся функцией скорости. Учет влияния движения транспортных средств разных типов на загрузку дороги осуществляется при помощи динамического габарита (рис. 6.5), представляющего собой отрезок полосы дороги, минимально необходимого ведомому автомобилю по условиях< безопасности движения при экстренном торможении впереди движущегося автомо-биля. Транспортные средства в сит' конструктивных отличий н эксплуатационного состояния обладают, различными тормозными качествами Это сказывается на динамическом габарите (рис. 66). Кроме того, его значение зависит от состояния дорожного покрытия, психофизиологических характеристик водителя и т. д. Очевидно, что различные транспортные средства оказывают различное влияние на формирование ч характеристики транспортного потока. Чтобы учесть это влияние на поток различных типов транспортных средств," используют коэффициенты приведения Кп, представляющие собой отношение динамического габарита транспортного средства данного типа к динамическому габариту легкового автомобиля. Эти коэффициенты позволяют фактическую интенсивность транспортного потока представлять в виде условной (называемой приведенной) Nn, /7 соответствующей потоку легко- _ п^1 у-'—^ вых автомобилей: £'_<? ___ !^п—О3^ Vn =' 2" 'S Л- К„ где N, — фактическая интенсивность определенного типа транспортных средств; К, — соответствующий коэффициент приведения. Например, замерь' фактической интенсивности на дв\к \частк^\ дороги-дали следующие рез\чьтаты \ =509, Л^ = 500 В том числе, на первоу~ \ч^.стке бьпо 200 ne^oBoix, 153 гр\зовы\ автомобилей грузоподъемностью^ до 3 т,i 150 автопоездов На втироч участке было 100 легковых, 200 гр.зо-Вы^ автомооллей гр\ оподт-емностью свыше 3 т и 200 автопоездов В ^ю\)= сл\Чс;е \'п на каждом \частке дороги составит /Vni = 200 1+ 150 15-)- -г 150 4 = 1020, Л'п2 = 100 1 + 200 2 + 200 4 = 1300 Существующие значения Кп, являясь константными, не полностью учитывают факторы, определяющие динамический габарит В частности, при изменении скорости движения К." меняется (рис 6 7) тем значительнее, чем больше статический габарит-трапспортного средства Очевидно, что изменение динамического габарита D влечет за собой изменение коэффициентов приведем;я К.п- Это подтверждается одинаковым характером кривых D ч Ка на рис 66 и 67 В зависимости от преобладания о пс-T0i\e того или иного типа транспортного средства условно траас-_ портный поток относят к одной из трех групп смешанный поток -(30 70 °'о легковых автомобилей, 70 30 % грузозы\ авто-_ уобилей), преимущественно грузовой (>70 % грузовых автомобилей), преимущественно легковой (>70 % легковых авто-\'об,пей) Заоержки движения.характеризуются потерей вре\^ ' при прохождении транспортным средством заданного участка ['i, /2] со скоростью сообщения, ниже оптимальной ЛГ=; (Гзф—1 d)dl, где;ф, Vy — cooтвe-^твeн^9 ^: т шеская и оптимальная скоро-т,":ообде-н, я Оптимальной скоростью з данном случае следует считать с.орость сообщения, обеспечивающую минимум потерь времени, НО топлива, расходов, связанных с износом автомобиля, потерь от ДТП и т д Ввиду трудности определения истинного значения оптимальной скорости в практике организации движения условно в качестве оптимальной принимают разрешенною (расчетною по условию безопасности) скорость на данном \частке дороги Потерн времени транспортного потока Т = i\st, 1Де ^V — с\м\(арная интепч вность движения Различают задержки на перегонах и пересечениях Задерж-^i на перегонах являются результатом маневрирования, наличия в потоке автомобилей, движущихся с малыми скоростями, движения пешеходов, остановок и стоянок транспортных средств, перенасыщенности потока Задержки на пересечениях язтяются результатом необходимости прописка транспортных и пешеходных потоков по пересекающимся направлениям Распределение транспортных потоков, следующих в различных направлениях, характеризуется снижением средней скорости и возникновением конфликтных сит\аций в конфликтных точках (рис 68 и 69) Места возникновения конфликтных си-т\ аций, где пересекаются, сливаются или разделяются траектории дьи/ксния иьтоков, называют.снфлч.т"чы"п точками Зоны конфликгных ситуаций характеризуются узел,пением времени задержек транспортных средств и повышением вероятности возникновения ДТП Для сравнительной оиечк.1 сложности и потенциальной опасности пе- ~ ресечений применяют различные системы условных показателей. Так, например, оценка сложности пересечения по пятибалльной системе основана на вычислении показателя сложности "161: "; = Г; -г 31 •;с -г 5^' -. где По, ric', t a — соответственно число конфликтных точек '-'т\ло-нения, слцян я, пересечения При этом отклонение оценивают 1 баллом, слияние — 3 и пересечение — 5 Если т<40, то узел простой; если 40</п<80 — узел^ щи, если -nJ<,/n<ou — узел-средней сложности; если 80<т<150 — узел сложный, а "при-т>150 — очень сложный. L Взаимодействие транспортных средств на дорогах является чрезвычайно сложным явлением, и упрощенные оценки кон-^ фликтных ситуаций дают очень приблизительное представление об опасности пересечения. Вероятность столкновений транспортных средств np.i манев-: pax пропорциональна интенсивности движения взаимодействующих транспортных потоков " - т = ЗпоСтл-д + 32nc0v ^+ 52пп0^. где a'^'o'^ ^с. ^д — коэффициенты, учитывающие влияние интенсивности потоков в конфликтных ситуациях при отклонении, слиянии ii пересечения,! ак = К^ 'Z 'M,M„ i=l /-1 где К — коэффициент пропорциональности; Л!, — интенсивность 1-го направ-" ления; М, — интенсивность /-го конфликтующего направления Например, сложность пересечения двух одинаковых перекрестков с учетом интенсивности по направлениям составит для схемы на рис. 6.10, а — 53, для схемы на рис. 6.10. б — 72.~~ Очевидно, что в данном слхчае интенсивность транспортных потоков определяется в физических единицах. Учитывая многообразие факторов и сложность их взаимовлияния, существующие коэффициенты приведения являются в определенной степени приближенными. Между скоростью, интенсивностью и плотностью существует соотношение, описываемое основной диаграммой транспортного потока (рис. 6.11). Временной интервал между следующими друг за другом транспортными средствами есть величина, обратная интенсивности движения: Т = li\(x; г,; /2) Дистанция между следующими друг за другом транспорт-•нымн средствами есть величина, обратная плотности движения d= \f[q(x,; X2; t}}. Время Т затрачиваемое на прохождение автомооилем расстояния^, определяется соотношением Т = d/v. Подставив в него выражение для временного интервала и дистанции, получим выражение, связывающее интенсивность, плотность и скорость, •V(Vl;?1; /2) ='7(^1; X2; t) V(X\; X2; t) Б ^л^чае однородности потока это соотношение может быть записано как: А' = qv. Максимум кривой по диаграмме (см. рис. 6.11) соответствует пропускной способности. Тангенс угла наклона радиального вектора, проведенного из начала координат в некоторую точку кривой, характеризует среднюю скорость потока. Из диаграммы видно, что большее значение скорости потока соответствует меньшему значению плотности.С увеличением плотности, превышающей значение пропускной способнос-
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |