Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты СМК как предмет для изучения




Изучение текстов как общегуманитарная задача.

Часть 1.

Социологические исследования содержания коммуникации.

ЗВЕНЬЕВ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Тема. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Задачи организации движения. Основным принципом ор­ганизации дорожного движения является разработка и осущест­вление мероприятий, обеспечивающих эффективность и безопас­ность транспортных и пешеходных потоков. Осуществление этого принципа включает этапы от исследования до внедрения,

основывается на:

исследовании характеристик дорожного движения;

анализе статистики ДТП;

выявлении регионов, зон и очагов повышенной опасности;

 

1. Изучение текстов как общегуманитарная задача. Тексты СМК как предмет для изучения

2. Социологический анализ содержания как процедура измерения.

3. Текст как показатель намерений Коммуникатора: эмпирические свидетельства

4. Исследование прессы как динамического ряда

5. Анализ рекламы

6. Возможности прогноза информированности Аудитории

7. Контент-анализ кино, радио и телевидения

8. Контент-анализ комиксов и музыкальной культуры

Издавна целью обращения к древним текстам было стремление реконструировать по ним характеристики той или иной цивилизации — религию, историю, экономику, мораль... Но всегда осознавалась проблема — репрезентируют ли эти тексты всю социальную действительность, или при отображении в слове авторы уже определенным образом ее интерпретировали, умалчивая об одном, восхваляя другое.

История всегда черпала в «текстах» прошлого информацию о прошедших временах. Причем, для истории и археологии раскопки, например, — это такой же текст, как и текст летописи, равно как и другие материальные носители следов прошлой культуры.

Известен вклад ряда российских ученых в данную проблему - В. Волошинова, П. Медведева, А. Веселовского. Период начала ХХ века.

Как писал Медведев: «Гуманитарные науки слишком любили заниматься чисто смысловыми анализами идеологических явлений... и недооценивали вопросы, связанные с их непосредственной реальной действительностью в вещах и их подлинным осуществлением в процессах социального общения».

История литературы понималась Веселовским как «история общественной мысли, насколько она выразилась в движении философском, религиозном и поэтическом и закреплена словом». Веселовский был блестящим аналитиком первобытной поэзии, лекции по этой тематике были прочитаны им в 1870-1901 гг. Веселовский мечтал о создании морфологии сказки: принципов ее строения. Такую работу осуществил В. Пропп. Это был принципиально новый подход к изучению сказки, ее структурный анализ.

Позднее М. Гаспаров провел анализ древнегреческих и латинских так называемых басен Эзопа. Басни дают нам предпочтительные модели поведения, примеры ценностных мотиваций и ориентации, которые все вместе составляли мораль прошлого. «В мире царит зло», «судьба изменчива», «видимость обманчива», «страсти пагубны, потому что они ослепляют человека и мешают ему различать вокруг себя за видимостью сущность», «освободившись от страстей, человек поймет, наконец, что самое лучшее в жизни — довольствоваться тем, что есть, и не посягать на большее».

Сегодня изучение «текстов» с позиций социологии предполагает:

1) отношение к анализируемому тексту как к самодостаточной социальной реальности;

2) установление некоторой системы характеристик внутри текстовой реальности;

3) отслеживание связей этих характеристик со структурой, производящей и потребляющей данные тексты;

4) изучение автора текста, его социальных и индивидуальных характеристик, его позиции и мотивов;

5) изучение текста в контексте эпохи и конкретной социальной ситуации.

 

С появлением массовых коммуникаций в обществе внимание исследователей привлекло само содержание информации, курсирующей по каналам. Можно утверждать, что в этом возникла объективная потребность.

Многообразие текстов стало, по сути дела, новым социальным явлением, достойным внимания социолога. Другой причиной такого внимания стало осознание влияния этой информации на потребителя.

В первых теориях массовой коммуникации людская масса представлялась абсолютно беззащитной перед рупором пропагандистской машины. Не рассматривая в данном случае эволюцию, которую претерпела эта точка зрения с тех пор, отметим: она привела к осознанию того, что тексты массовой информации надо изучать, чтобы

а) знать, какой эффект они имеют;

б) знать, как создавать такие тексты, которые окажут на людей наибольший эффект.

Постепенно оттачивался особый инструментарий для исследования содержания прессы — ее количественный анализ. Используя математический аппарат, исследователи пытались с помощью различных формализованных процедур выйти на закономерности, тенденции информационного потока, выяснить намерения Коммуникатора при тиражировании информации и спрогнозировать возможные реакции на нее Аудитории.

Текст при таком подходе рассматривается в качестве объективированного (но опосредованного) отражения интересов, запросов сторон, участвующих в процессе коммуникации. Соответственно, анализ текста позволяет исследователю с той или иной долей уверенности судить о поведении участников общения, о проводимой ими политике.

В работе С. Кингсбери, X. Харта и А. Кларк спектр новостей в газете раскладывается по степени социального интереса для читателя, к которому эти новости апеллируют. С этой точки зрения все новости делятся на три группы:

- новости, затрагивающие чисто потребительские интересы читателя;

- новости, затрагивающие читателя как члена определенной социальной группы, более широкой общности, нации;

- сенсационные новости.

Авторы ставили задачу, взвесив долю каждой группы новостей, определить социальную ценность конкретной газеты.

Тематическую классификацию газет, предложенную в работе Уилли, использовал советский исследователь общественного мнения и прессы В. Кузьмичев в своем анализе двенадцати советских ежедневных газет.

Исследование выявило резкую разницу между содержанием советских и американских газет, о чем говорит таблица, приведенная Кузьмичевым в книге (табл. 1).

Тематика газет СССР и США

(в % ко всему объему проанализированных газет)

 

  США СССР
Политика    
Экономика    
Культура    
Сенсации    
Спорт    
Персоналки    
Мнения    
Развлекательный материал    
«Журнальный» материал (рассказы, мода, кулинария, фотографии)    
Смесь    

 

Разделение всей газетной площади на определенные тематические пласты, выяснение доли, которая приходится на каждый пласт, позволили авторам сделать выводы относительно газетной политики, т. е. попросту говоря, прокомментировать преобладание одних тематических пластов в ущерб другим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.