Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стиль семейного воспитания




Стиль семейного воспитания - система приемов и характер взаимодействия родителей и детей. Он во многом определяется личностными ресурсами семьи, которые, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сестер, бабушек, дедушек), а с другой - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и т.д. старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании.

Определенную роль в формировании стиля семейного воспитания играют и материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства - комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.).

Стиль семейного воспитания в зависимости от меры его «жесткости – мягкости», в педагогической литературе определяется как авторитарный, демократический или либеральный - с веером промежуточных вариантов.

Для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и младшими, которые часто выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двусторонний характер: от старших к младшим и наоборот.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь. Коммуникация преимущественно направлена от ребенка к родителям. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.

В реальности авторитарный, демократический и либеральный стили в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно практикуются компромиссные варианты, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - либеральна).

Несомненно, что представленные стили семейного воспитания формируют типичную для конкретного ребенка реакцию. Рассмотрим наиболее характерные из них.

Шалость – краткий, эпизодичный отрезок незначительно нарушающего существующие правила поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициативность, изобретательность.

Озорство – сознательное незначительное нарушение ребенком установленных правил с целью получить определенную моральную или материальную выгоду.

Каприз выражается в нецелесообразных действиях и проступках, необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне он проявляются в недовольстве, раздражительности, двигательном перевозбуждении.

Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам семейного и общественного поведения.

Проступок – заблаговременно продуманное действие, наносящее ущерб другому лицу или сложившимся в данном социуме отношениям. Чаще всего он объясняется возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и руководить собственным поведением.

Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Различают две разновидности негативизма: пассивный и активный. В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших, а во втором поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют.

Упрямство – это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в преднамеренном, необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Оно проявляется в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно.

Каждая из рассмотренных реакций ребенка порождает ответную реакцию родителей и формирует соответствующую технологию семейного воспитания.

Вывод по первому вопросу:

Семейное воспитание необходимо рассматривать как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2
Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.