Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынки факторов производства. Ценообразование на рынке факторов




Ценообразование на рынке факторов

производства (ресурсов)

До сих пор мы рассматривали рынки продукции, на которых действуют предприятия-производители, продавцы товаров и услуг и население, выступающее как конечный покупатель продукции.

Но для производства товаров и услуг необходимы экономические или производственные ресурсы (факторы производства).

Факторы производства делятся на три основные группы:

1. рабочая сила;

2. капитал;

3. земля.

Рыночная цена на факторы производства как и на товары образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако ценообразование в этом случае имеет ряд существенных особенностей.

1) Если предложение товаров и услуг поступает от фирм, а спрос на них предъявляют домашние хозяйства, то первичные факторы производства (труд, земля, капитал) предлагаются домашними хозяйствами, являющимися их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время как на товарных рынках – наоборот.

2) Для фирмы полезность фактора состоит в использовании прибыли вызванной его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а, следовательно, и спрос на него зависит не от того, что происходит на рынке фактора, а но и от состояния рынков товаров. Таким образом, спрос на факторы является производным от спроса на блага. Например: спрос на хлопкоуборочные машины существует потому, что есть спрос на хлопок, который в свою очередь формируется под воздействием спроса потребителей на х/б ткани.

3) Первичные факторы производства являются объектами длительного пользования, оказывая производительные услуги в течение многих циклов изготовления продукции.

Вследствие этого каждый фактор имеет две цены:

-Прокатную;

-Капитальную.

Прокатная цена – представляет собой сумму денег, которую необходимо уплатить за использование фактора в течение определенного периода (часовая, дневная и прочие ставки з/п или аренды оборудования)

Капитальная цена – это нынешняя ценность услуг факторов за весь срок его службы.

4) От цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников. Так цена труда одновременно является доходом работника, цена земли – рентным доходом её собственника; % на капитал – одновременно «своеобразная цена услуг капитала». И доход его собственника. Поэтому теория ценообразования на факторы производства одновременно является теорией распределения национального дохода в рыночной экономике.

Согласно классической теории распределение доходов происходит в соответствии с ценами факторов, которые как цены любых товаров зависят от спроса и предложения.

Поскольку рынки факторов тесно переплетаются с рынками товаров и услуг то и цены факторов зависят от общей динамики рынков, то есть от всей экономической активности. Доход фактора (труда, земли, капитала) определяется его ценой и использованным количеством.

Цена фактора

S

 

 

Д2

 

Д1

Кол-во фактора

 

Рис. 1: цена фактора (в неоклассической теории)

 

Линия S на рис. 1 изображает предложение фактора по мере роста цены, уплачиваемой за единицу используемого фактора, его предложение увеличивается. Положительный наклон этой линии соответствует гипотезе о снижающейся производительности фактора: чем больше он используется, тем менее он производителен и тем дороже обходится.

В долгосрочном периоде производительность фактора имеет тенденцию возрастать с ростом тех прогресса. Это верно в условиях, когда все факторы полностью заняты. Тогда требуются дополнительные затраты данного фактора. Если наличный запас фактора превышает его использование, то дополнительные затраты на его увеличение минимальны, отсутствуют, либо дают дополнительный доход.

При слабой загрузке удельные затраты излишнего оборудования и рабочей силы достаточно высоки – факторы стоят дорого хотя они и не до используются, спрос на них невысок. Это одна из причин инфляции затрат в современной российской экономике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.