Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Рефлексивное сознание человека




Новые акценты во взглядах на природу сознания человека: 1) сознание есть материальная структура; 2) сознание имеет космическое происхождение (В.И.Вернадский).

Сознание - это свойство определенным образом организованной саморазвивающейся материи. Происхождение сознания не известно. Сознанием разного уровня обладают все существа. Рефлексивное сознание – это определенный уровень развития сознания существа (индивидуума), достигшего способности постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний. Рефлексия – процесс оперирования субъекта с собственным сознанием, в результате чего формируются идеи об этом сознании.

Общее сознание и рефлексивное сознание неоднозначны. Общее сознание выполняет функции самоощущения (способности вычленять себя как отдельное существо) с ориентацией и взаимодействием во внешней среде, и есть у всех существ. Рефлексивное сознание выполняет функцию самопознания (способность анализировать состояния своего внутреннего духовного мира), формируется в процессе развития как специфическая особенность только человеческого сознания.

Различают два уровня функционирования рефлексии. Первый – исследование своего состояния в определенных житейских ситуациях; используется как механизм выбора своего отношения к ситуации независимо от конкретных событий. Второй – механизм постижения своего внутреннего мира, построения и исследования системы своих состояний, то есть самосознание и самопознание без необходимости конкретного применения результата; познание ради самого познания (Лефевр В.А.).

Уровень свободы выбора в деятельности человека есть результат влияния рефлексивного сознания – самосознание себя и своей роли в развитии жизни – Биосферы, Ноосферы и Сознания Вселенной (поэтапно).

Рефлексивное сознание рассматривается в трех измерениях: 1) как движущая сила антропогенеза и антропосоциогенеза; 2) как поле, на котором разворачивается процесс антропогенеза и антропосоциогенеза; 3) как продукт антропогенеза и антропосоциогенеза.

Оценка рефлексивного сознания Тейяром де Шарденом («Феномен человека») как саморазвитие мышления.

Отличие 1) рефлексивного сознания от 2) внутреннего опыта на основании ощущений, возникающих в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. Способность человека активно и направленно видоизменять вещество природы и приспосабливать природные ресурсы к своим потребностям и интересам (техника, культура, производительный труд, нефундаментальная наука) ещё не являются проявлениями рефлексивного сознания.

 

Контрольные вопросы к теме 4.

1. Понятие сознания и рефлексивного сознания.

2. Отличия сознания и рефлексивного сознания.

3. Влияние рефлексивного сознания на уровень свободы в деятельности человека.

4. Связь ноосферы В.И.Вернадского и рефлексивного сознания

5. Роль рефлексивного сознания в эволюции человека.

6.Происхождение рефлексивного сознания.

7. Отличия состояний человека как «самоощущение» и «самоосознание»

 

Тема 5. Индивидуализация как основание развития свободы человека

Индивидуализация как антропологическая категория отражает направленный качественный процесс двух тесно взаимосвязанных линий эволюции человека: его физического тела и сознания.

На уровне физического тела процесс индивидуализации человека как биологического вида обусловлен рядом последовательных событий:

1) индивидуальными материально-структурными изменениями генов; 2) созданием популяционного генетического разнообразия человечества; 3) углублением и расширением биологической индивидуализацией индивидуумов.

На уровне сознания человека процесс индивидуализации обусловлен саморазвитием сознания (современное научное знание не имеет корректно-доказательной информации о параметрах сознания, поэтому об эволюционном процессе сознания можно говорить только то, что оно обладает саморазвитием, и либо опережает, либо соответствует эволюции физического тела).

Процесс ндивидуализация и его расширение в человеческой популяции есть суть процессов антропогенеза и антропосоциогенеза. Точка зрения современной антропологии на систему «мир – человек» акцентируется на понятии «человек». Вычленение человека из общей массы сообщества, коллектива. Придание человеку статуса самоценности, не зависимого от профессионального и социального статуса (общественного положения).

Статус индивидуальности значимо повышается и проявляется как: а) отражение нового отношения человека к себе (самоосознание); б) отражение нового отношения общества к своим членам.

Статус индивидуальности исторически не изначален, его появление есть результат этапного, ступенчатого развития сознания до уровня появления рефлексивного сознания.

Формы проявления индивидуальности – 1) биологически обособленная жизнь; 2) психологически обособленная жизнь; 3) социально обособленная жизнь.

Свобода и границы проявления индивидуальности:

1) существуют в н е ш н и е границы - а) биологические и б) социальные (семейные, групповые, общинные, партийные, классовые, национальные, этнические, исторические);

2) отсутствуют в н у т р е н н и е границы – психологические (видовые).

Суть (содержание) индивидуализации человеческого субъекта – это содержание жизненного пути человека. Сознание человека есть движущая сила, создающая содержание жизни (онтогенетического цикла). Поле (территория) деятельности сознания - внутренний духовный мир человека. Многокачественность бытия человека. Процесс преодоления видовой неспециализированности как процесс саморазвития человека. Основа саморазвития - это развитие сознания.

Выделяют четыре основных закономерности формирования индивидуальности. 1. Этапность формирования индивидуальности – обязательность первоначального развития общих неспецифических качеств с последующим формированием индивидуальных специфично-индивидуальных свойств человека. 2.Высокая всевозрастная потенциальность и пластичность развития человека – отсутствие жесткой заданности уровня, ритма и интенсивности развития. 3. Неравномерность и неодинаковость развития – проявление биогенетической индивидуальности и основа индивидуальных и социальных различий. 4. Многофакторная детерминированност ь развития – сочетание биогенетических особенностей, условий жизни и способов обучения, образования, воспитания. Итог развития человека – в обеспечении целостности человеческой индивидуальности, сохранности «пределов родовой природы».

Соотношение индивидуального и социального в человеке генетически автономно. Психологический рост однонаправлен – от личности к среде, то есть от центрированности индивидуума на себе к задачам конструктивного овладения социальной средой и нового социально-индивидуального уровня развития личности.

Трудности философского исследования процесса антропогенеза и антропосоциогенеза - давность во времени; необратимость и неповторимость исторического процесса; отсутствие достаточной информации об условиях, которые сопровождали определенные этапы развития человека; недоказательность формирования специфических человеческих качеств под влиянием трудовой деятельности и использовании языка как средства общения (с.57, Шаронов).

 

Контрольные вопросы к теме 5.

1. Суть антропологической категории «индивидуализация»

2. Точка зрения современной антропологии на систему «мир – человек»

3. Формы проявления индивидуальности.

4. Границы и свобода проявления индивидуальности.

5. Закономерности формирования индивидуальности.

6. Однонаправленность возможностей развития человека.

7.Уникальность психофизиологической пластичности человека.

8. Поясните трудности современного научного знания в поиске корректных доказательств

антропосоциогенеза.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.