Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Роль онтогенеза в формировании свободы деятельности человека




В период индивидуализации антропогенеза возрастает роль онтогенеза по сравнению с филогенезом. Обоснование возрастающего влияния индивидуального развития человека в общем эволюционном процессе заключается в активной роли человека для собственного развития, то есть развития внутреннего духовного мира как составляющей общего сознания человечества.

Детские годы в онтогенезе как уникальный период накопления информации о разных аспектах жизни человеческого общества и естественной природы. Детский возраст в онтогенезе - человек открыт миру и свободен от него. Этапная адаптация к окружающему миру (сначала к миру людей – освоение достижений и ошибок цивилизации; затем к миру Природы – освоение ценностей естественной жизни). Принятие информации о двух основах существования в свой внутренний мир и формирование собственной шкалы ценностей.

Значимость «второй природы» для развития человека в детском возрасте. Невосполнимость информационных пробелов определенных возрастных периодов – дети-маугли ни в одном из случаев не смогли адаптироваться в общество людей.

Общеиндивидуальное как полное согласие с общепринятыми ценностями.

Онтогенетический цикл как хронологическая единица антропогенеза и антропосоциогенеза. Смена общественного устройства в историческом развитии как аналогия онтогенеза. Первобытно-общинный и рабовладельческий строй как раннее детство человечества с преобладанием натурального хозяйства и коллективных способов жизни и труда. Феодальный строй как школьный период – начальное обучение разделению труда и усиленное введение процессов обмена товарами и организации денежных капиталов и их потоков при сохранении высокой психологической зависимости людей друг от друга. Все остальные общественные формы существования общества строились на снижении чувства родственной и групповой зависимости и нарастании процессов индивидуализации людей. Биологическая составляющая индивидуализации – эволюционное формирование аллельного разнообразия генов в генофонде популяции и человечества.

 

Контрольные вопросы к теме 6.

1. Понятие термина «онтогенез». Биологические основы онтогенеза.

2. Роль онтогенеза в формировании свободы деятельности человека.

3. Влияние условий жизни ребенка на его психологические характеристики в будущем.

4. Характеристика биологической составляющей индивидуализации человека.

 

 

Тема 7. Антропосоциогенез как этап эволюции сознания человека

Понятие антропогенеза и антропосоциогенеза. Три составляющие процесса эволюции человека и общества. Первая – родовая неспециализированность и её компенсации в виде выбора человеком себя: своего развития и своей самореализации. Вторая – исторический процесс индивидуализации человека в виде этапного биогенетического и психологического развития. Третья – формирование и развитие рефлексии в сознании человека.

Изначальная (естественная, генетическая) данность родовой неспециализированности – отсутствие определенного образа жизни у человека как биологического вида.

Историчность развития индивидуальности и рефлексии человека – биологическая и психологическая эволюция как этапный временной процесс.

Индивидуализация как интегративно-сущностная составляющая антропосоциогенеза – как результат эволюционного взаимодействия (соразвития) комплекса свойств человека как объекта Природы. Процесс индивидуализации проявлялся на всех этапах развития социума, и может служить основной характеристикой, объясняющей с точки зрения современной антропологии принципы и отличия устройства всех общественных систем в истории человечества.

Факторы, определяющие развитие индивидуализации в общих рамках антропосоциогенеза. 1-я группа - естественно-биологические факторы: изменчивость генов и способность адаптации к меняющимся условиям естественной среды (выживания с новым генотипом – генетический естественный отбор). Прямохождение, изменения скелета, развитие головного мозга и нервной системы как производные изменения генотипа. 2-я группа - социальные факторы: а) труд и его общественное разделение; б) язык, культура, общение; в) семья, научение, воспитание; г) образование, социальная дифференциация; д) религия, мировоззрение.

Индивидуализация - производная, составляющая и цель процесса антропосоциогенеза. Нарастание биологической индивидуализации в эволюционном процессе сопровождается (предваряется?, способствует?) развитием и расширением сознания человека. Расширение и углубление рефлексии определяет дальнейшие эволюционные изменения человеческого общества - антропосоциогенез от биосферы к состоянию ноосферы.

 

Антропологическая характеристика личности как формы индивидуальности. Личность – это психологически цельная индивидуальность, которая способна сама: а) определять цели своей деятельности; б) осуществлять выбор средств для достижения своей цели; в) корректировать свою деятельность в случае несоответствия средств поставленным целям; г) нести ответственность за свой выбор и его последствия.

Понятие личности в странах западной культуры: личность соотносится с Природой, всеобщим бытием и Богом, сущность личности выходит за пределы социального бытия; индивидуальность и автономность личности трактуется в общественном сознании как позитивное явление. Личность как индивидуальность есть моральный постулат. Свобода индивидуума – юридически узаконена конституцией, её подзаконными актами, реальными действиями общества.

Понятие личности в рамках массового сознания в славянских странах: обшинно-коллективистские детерминанты миропонимания славян, включенность индивидуума во всеобще-бытийное и всеобще-значимое, доминирование социального статуса, общественнозначимой обусловленности. Свобода индивидуума – юридически узаконена конституцией, её подзаконными актами, но нарушается реальными действиями общества.

Индивидуальное и социальное в процессе антропосоциогенеза. Соотнесение своей индивидуальности с индивидуальностями других людей. Наличие и значимость индивидуальности только в ранге общественных характеристик (обнаруживаются только в условиях сообщества людей). Соотношение индивидуального и социального у личности. Безнравственность коллективной ответственности. Толпа как условие разрушения индивидуальности. Проблема свободы выбора между индивидуальным и социальным и её относительность.

 

Контрольные вопросы к теме 7.

1. Три составляющие процесса эволюции человека и общества.

2. Индивидуализация как интегративно-сущностная составляющая антропосоциогенеза

3. Факторы, определяющие развитие индивидуализации в общих рамках

антропосоциогенеза.

4. Понятие личности в странах западной культуры в рамках массового сознания.

5. Понятие личности в рамках массового сознания в славянских странах.

6. Антропологическая характеристика личности как формы индивидуальности.

7. Относительность существования проблемы свободы выбора между индивидуальным и

социальным.

8. Соотношение процессов антропогенеза и антропосоциогенеза.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.