КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Творчество в свободной деятельности человека
Тема 9. Игра как форма проявления свободы человека «Свобода игры не может изменить бытие, но может изменить смысл жизни» М.М.Бахтин. Игра – состояние психологического (психофизиологического) удовольствия, связанное со свободной от внешней потребности деятельностью при наличии избытка внутренних сил. Функции игры: а) тренировочная (физическая, психологическая, интеллектуальная и т.д; поддержка уже существующих функций, навыков, умений); б) воспитательная (соотношение себя с окружающим миром, особенно в детский период жизни); в) обучающая (в форме игры можно сформировать все навыки, необходимые для жизнедеятельности); г) эстетическая (разнообразие форм и содержания игры способствует более точному и тонкому художественному восприятию); д) компенсаторная (в процессе игры можно воспроизвести действия, которые в жизни человек определенного психоэмоционального типа выполнить не в состоянии, и таким образом компенсировать такую невозможность). Атрибутные элементы игры: а) юмор, пародия, гипербола; б)открытость отношений участников игры; в) преодоление социальной иерархии в себе (ролей личности); г) психологический эффект в виде компенсации императивности и жесткой структурированности жизни. Игра - царство рафинированной свободы. Игра как другая сторона практической жизни (при условии собственной готовности преодолевать себя).
Контрольные вопросы к теме 9. 1. Понятия свободы и детерминизма. 2. Исторический аспект понимания свободы. 3. Особенности современного подхода к проблеме определения свободы. 4. Этапность движение человека к свободе. 5. Многообразие видов свободы и форм её проявления. 6. Понятие и функции игры. 7. Атрибутные элементы игры.
Творчество – процесс интеллектуального поиска в форме игры внутренних сил субъекта творчества; одно из состояний рефлексивного сознания. Этапность индивидуального творческого состояния сознания – а) создание идеи; б) построение воображаемой модели этой идеи; в) воплощение этой модели в реальность (объективизация продукта внутреннего духовного мира). Обязательный признак творчества – наличие качественной новизны конечного продукта творческого процесса и отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. Две группы обязательных условий творчества. Первая – внешние условия: а) наличие соединения двух или более автономных систем знания в одну новую систему; б) пограничные смежные области знаний считаются наиболее творчески потенциальными. Вторая – внутренние условия: а) наличие памяти и способности сознания человека нестандартно оперировать с памятью (базой информации) Этапность эволюционного совершенствования процесса творчества – от хаотических попыток непосредственно поведенческих решений проблем до внутренних когнитивных (познавательных) усилий человека (см. этапность индивидуального творческого состояния), то есть от эмоционально-волевого уровня функционирования сознания до интеллектуально-познавательного в ходе эволюционного процесса человека и общества (антропосоциогенеза). Индивидуализация степени насыщенности деятельности человека творчеством и свобода выбора человеком вида деятельности и творчества – генетически присутствует в виде задатков к определенному типу профессиональной деятельности и проявляется в случае их развития. Человеческий интеллект остается непознанной материей – его свойства не имеют прямой связи ни со структурами и функциями нервной ткани, ни с предпосылками эволюционного развития человека, известными науке к настоящему времени (В.В.Шаронов, стр.133). Виды творческой деятельности (профессионально-практическая специализация этапов творческого состояния): 1) деятельность по выдвижению принципиально новых идей; 2) деятельность по детализации, конкретизации и проработке новой идеи с целью поиска принципиальной возможности её практической реализации; 3) деятельность по воплощению новых разработок в жизнь, их объективация в тех или иных материальных формах. Научное творчество: фундаментальное; прикладное; техническое. Современная антропология относится к репродуктивным (техническим) видам деятельности как к творческим процессам (в отличие от других философских систем).
Контрольные вопросы к теме 10. 1. Человеческий интеллект - это материя или нематериальная субстанция. 2. Определение творчества. Обязательный признак творчества. 3. Творчество как функциональное проявление рефлексивного сознания. Внутренние условия творческого процесса. 4. Этапы индивидуального творческого состояния сознания. 5. Этапы совершенствования процесса творчества в ходе антропосоциогенеза. 6. Виды творческой деятельности. 7. Взгляд современной антропологии на репродуктивные виды деятельности человека с точки зрения творчества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |