КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетирование
настоящее время уже ни для кого не секрет, что хорошо проработанный бюджет обеспечивает успешность деятельности фирмы. Существуют банки, которые выдают кредиты по грамотно разработанным бизнес-планам. Бюджетирование – термин уже хорошо известный в России. Хотя следует отметить, что при отсутствии такого термина бюджетирование в России существовало уже очень давно. Но, конечно же, новое время наполняет новым содержанием старые термины и иногда выдвигает другие, кажущиеся более подходящими для описания определенных процессов. Целью бюджетирования является привести в соответствие все факторы, влияющие на успешность бизнеса. Бюджетирование позволяет компании определить свою позицию на рынке, задействовать свободные ресурсы, усилить мотивацию персонала на высокоэффективный труд. К факторам, влияющим на выработку управленческих решений, относятся: · условия производства; · технологические особенности производства; · конкурентоспособность продукта деятельности; · уровень риска при производстве и продаже продукта; · ограниченность производственных мощностей; · ассортимент продукции; · политика ценообразования; · оборачиваемость активов; · количество и качество запасов в целом; · наличие и стоимость сырья; · тенденции положения на рынке; · количество работающих и их профессиональный уровень; · экономические и политические аспекты. Бюджетирование выявляет роль каждого из факторов в достижении корпоративных целей. Бюджетирование – это, по сути дела, планирование. Чаще под словом «бюджетирование» понимают краткосрочное планирование. Планирование представляет собой основополагающую функцию управления деятельностью организации. Это творческий процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Это – оценка альтернативных стратегий, тактики и любых действий для достижения намеченного результата.
Процесс планирования неразрывно связан с контролем. Функцией планирования является повышение качества принимаемых решений путем тщательного анализа всех релевантных[1] факторов и обеспечение принятия оптимальных решений. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Различают следующие виды планирования. 3. По срокам: 4. Текущее. 5. Среднесрочное (тактическое). 6. Перспективное (стратегическое). Перспективное (стратегическое) планирование – это планы генерального развития бизнеса на долгое время (на сроки 3, 5 и более лет). Стратегии организации пересматриваются только при необходимости (при внедрении новых технологий, появлении новых конкурентов, резком изменении потребительского спроса и т.д.). Административное (среднесрочное) планирование (рассчитано на 1 – 3 года) представляет собой тактические планы развития и поддержания организационной структуры. Их целью является создание организации, в которой могут быть достигнуты наилучшие результаты деятельности. Такие планы пересматриваются, как правило, ежегодно. Они являются среднесрочными. Текущее, или оперативное, планирование прямо связано с достижением цели организации. Это – планы производства (годовые или квартальные бюджеты). 7. По детализации: 8. общее и 9. частное планирование. Общее планирование касается деятельности всей организации в целом. Это – генеральный план развития организации, то есть генеральный, или сводный, бюджет (мастер-бюджет). Частные планы составляются для различных подразделений, участков, центров ответственности. 10. По функциям затрат в планировании деятельности:
11. капитальное и 12. текущее планирование. Капитальное планирование дает организации бюджет капитальных затрат. Текущее планирование представляет бюджет текущих затрат. 13. По методам разработки: 14. от нуля; 15. от достигнутого. Планирование «от нуля» – это планирование, основанное на инженерном исследовании. При инженерном исследовании создаются научно обоснованные нормативы, на основе спецификации материалов, труда и оборудования осуществляется пристальное наблюдение за ходом каждой операции. Планирование «от достигнутого» – это планирование на основе записей прошлых лет. В этом случае существует опасность, что нормативы будут отражать прошлую неэффективность производства. При данном методе не выбирается лучшая комбинация ресурсов, производственных методов и качества продукта. 16. По возможности контроля: 17. статичное (стабильное) планирование; 18. гибкое планирование. Статичным (постоянным, жестким) планированием называют формирование бюджета, основанного только на одном уровне активности (т.е. только для одного объема производства и/или продаж). Гибкое планирование адаптирует первоначальную смету к реальному объему производства. Статичный (фиксированный) бюджет – это бюджет, рассчитанный на запланированный уровень деловой активности организации (объем продаж, объем выпуска продукции и т.д.). Главный бюджет всегда статичный. В основе составления гибкого бюджета лежит деление затрат на переменные и постоянные. Показатели в гибком бюджете рассчитываются на фактический объем реализации на основе размера удельных переменных затрат. Формула статичного (постоянного) бюджета: ПБ = ∑НПЕРуд * НКОЛ + НПОСТ. Гибкий (переменный) бюджет – это бюджет, составленный для фактического диапазона деловой активности. Формула гибкого бюджета: ГБ = ∑НПЕРуд * ФКОЛ + НПОСТ, Где ПБ – статичный (постоянный) бюджет, ГБ – гибкий бюджет, НПЕР – нормативные переменные затраты, НКОЛ – нормативное количество, ФКОЛ – фактическое количество, НПОСТ – нормативные постоянные затраты. Рассмотрим пример гибкого бюджета.
Фактические затраты сравниваются с гибким бюджетом. Разница показывает интересующие управленцев отклонения. Бюджетирование (сметное планирование) – процесс оперативного планирования деятельности компании и отдельных ее сегментов. Бюджетирование позволяет распределить ресурсы подразделений, включая оборудование и персонал, произвести необходимую замену работников, составить расписание работ и оперативно контролировать деятельность компании. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения, а также центра ответственности. От бюджетирования следует отличать прогнозирование, которое является процессом выбора основных направлений деятельности, приблизительного объема ресурсов, а также условий, в которых будет развиваться бизнес. В процессе прогнозирования на основе анализа наличия ресурсов и оценки влияния факторов внешней среды определяется наиболее вероятный ход событий.
Прогнозирование позволяет определить совокупность событий и является важной стадией бюджетирования.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |