Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Исторические формы общественного производства




Вопросы для самопроверки

1. Раскройте экономическую и юридическую сущность отношений собственности и определите их место в системе экономических отношений.

2. Охарактеризуйте объекты и субъекты собственности.

3. Раскройте сущность экономических потребностей и интересов.

 

Структурный план лекции

1. Натуральное производство и его признаки.

2. Эволюция развития товарного производства.

3. Товар и его свойства.

4. Двойственный характер труда и стоимость (ценность) товара.

5. Закон стоимости и его роль в развитии товарного производства.

Натуральное производство и его признаки:

Исторически первым возникло натуральное производство, при котором продукты труда служат для удовлетворения собственных нужд производства, для потребления внутри хозяйства, которое их выработало. Натуральное производство малоэффективное, консервативное и обеспечивает очень медленное развитие производительных сил. Производственные отношения в натуральном хозяйстве выступают как отношения между самими людьми, а не между продуктами их труда.

Эволюция развития товарного производства:

Товарное производство является такой организацией общественного хозяйства, когда отдельные продукты производятся отдельными производителями и для удовлетворения общественных нужд необходимы купля - продажа на рынке этих продуктов, которые становятся товарами. Отсюда вытекает, что основными чертами товарного производства есть: а) общественно разделение труда; б) частная собственность на средства производства; в) полная социально - экономическая отдаленность производителей; г) экономические связи между отделенными товаропроизводителями путём обмена; д) стихийный характер развития.

Различают простое и расширенное товарное производство. Простое товарное производство характеризуется единством непосредственных производителей со средствами производства, расширенное – их антагонизмом. Простое товарное производство базируется на собственном труде, а расширенное – на использовании наёмного труда. Продукт труда в простом товарном производстве принадлежит самому товаропроизводителю, в расширенном – владельцу средств производства. Простое товарное производство является мелким, разрозненным, в нём отсутствует единичное разделение труда, а конечная цель – удовлетворение личных потребностей товаропроизводителя. Расширенное товарное производство предусматривает общий труд многих наёмных работников, развито единичное разделение труда. Его цель - получение прибыли владельцем средств производства. Простое товарное производство имеет ограниченный характер (одна часть вырабатываемых в обществе продуктов идет непосредственно на личное потребление, вторая – на рынок), а расширенное – общий.

Товар и его свойства:

Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.

Товар является основной категорией рынка.

Существуют различные классификации товаров по следующим признакам:

1) по характеру спроса на товар:

а) повседневного спроса;

б) предварительного спроса;

в) особого спроса;

г) пассивного спроса;

2) по характеру потребления товара:

а) товары индивидуального потребления;

б) товары производственного потребления;

3) по длительности использования:

а) товары кратковременного пользования;

б) товары длительного пользования.

Существуют две теории, анализирующие свойства товара:

1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства:

1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т.е. набор полезных свойств товара);

2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т.е. овеществлённый в товаре общественный труд);

3) меновая стоимость – это количественное соотношение, в котором один товар обменивается на другой;

4) цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара.

2. Маржиналистская теория предельной полезности. Согласно данной теории товар имеет два свойства:

1) полезность – выгода, получаемая или ожидаемая от товара;

2) ценность – индивидуальная или массовая оценка степени полезности товара для удовлетворения различных типов потребностей человека, фирмы или страны в целом. Ценность товара определяется:

а) универсальностью, т.е. тем, насколько широк круг потребностей, удовлетворяемых товаром;

б) значимостью для потребителей этих потребностей;

в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем больше запасы товара, тем ниже полезность и, следовательно, ценность каждой следующей единицы товара.

Но помимо марксистской и маржиналистской экономических школ, появились и новые, например, институционализм и теория общественного выбора. Институционализм – направление в политэкономии, согласно которому экономическая жизнь и экономические категории имеют институциональный характер. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества. Субъектом исследований является «человек экономический».

Теория общественного выбора – раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом происходит данный выбор под давлением демократической системы. Теория общественного выбора отталкивается от базовой идеи о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.

Предельная полезность – это полезность последней из купленных единиц товара.

Общая полезность – это сумма полезностей отдельных единиц.

Закон убывающей предельной полезности заключается в снижении предельной полезности по мере приобретения каждой последующей единицы товара.

Поведение потребителя на рынке – благоразумное, так как имеется главный ограничитель – размер его дохода.

Благоразумность поведения потребителя означает:

1) максимизацию полезности при ограниченном доходе;

2) наиболее эффективное использование средств;

3) такое распределение денежных средств при определенном уровне доходов и ценах, чтобы получить максимум полезности.

Двойственный характер труда и стоимость (ценность) товара:

Товар представляет собой противоречивое единство потребительной стоимости и стоимости, конкретного и абстрактного труда, непосредственно частного и общественного труда.


 
 

 

 

Единство противоположностей товара, т.е. потребительной стоимости и стоимости, означает, что ни одна из свойств товара не может существовать без другой. Так, если одна произведённая вещь не удовлетворяет чью-то потребность, не имеет потребительной стоимости, то она не имеет и стоимости. С другой стороны, в продукте труда, произведённом на продажу, потребительная стоимость не существует без стоимости, так как она может удовлетворить чью-то потребность лишь после реализации стоимости в процессе обмена.

Вместе с тем потребительная стоимость и стоимость взаимоисключают одна другую. Определённый товар может быть использован товаропроизводителями лишь как средство обмена на другой, как стоимость, но не как потребительная стоимость. Кроме того, как потребительные стоимости товары качественно различаются между собой. Количественно потребительные стоимости не сравниваются, и наоборот, как стоимости товары качественно однородные. Относительно величины стоимости значения имеет лишь количество и сложность труда. Стоимости товаров можно сопоставлять количественно.

Потребительная стоимость: При рассмотрении сути товара необходимо чётко отделить одну его сторону от другой, проанализировать отдельно и понять каждую из них отдельно. При этом анализ товара нужно начинать из его вещевого содержания, из потребительной стоимости. С этой точки зрения товар – прежде всего предмет, вещь, которая, благодаря её свойствам, удовлетворяет определенные человеческие нужды. Она прямо зависит от естественных свойств вещей (например, мясо содержит белки и другие полезные вещества). Поскольку потребительная стоимость имеет разные свойства (например, быть предметом потребления или средством производства), то её логически называть фактором товара.

С точки зрения вещевого содержания товара потребительная стоимость непосредственно не отображает никаких общественных производственных отношений, а выражает естественные отношения между вещами и людьми. Но это не означает, что экономическая теория не должна изучать потребительную стоимость товара. Роль потребительной стоимости заключается в том, что она, во-первых, есть вещевая основа, материальный носитель общественного отношения и цели производства; во-вторых, её необходимо изучать как общественную потребительную стоимость; в-третьих, как общественная потребительная стоимость она выступает промежуточным звеном между производством и потреблением, поэтому характер потребительной стоимости имеет важное значение для процесса реализации продуктов в масштабе всего общества, которое, в свою очередь, свидетельствует о её органической связи с качеством продукции, с эффективностью производства.

Стоимость и меновая стоимость: В процессе обмена товаров на первый взгляд кажется, будто бы их меновые пропорции устанавливаются случайно. Элемент случайности при этом действительно имеет место и обусловлен прежде всего соотношением спроса и предложения на определённый товар в данный момент. Но в целом в процессе обмена устанавливается определенная закономерность, которая заключается в том, что меновые пропорции товаров на протяжении сравнительно продолжительного периода тяготеют к некоторому среднему уровню. Уже само приравнивание одного товара к другому, их количественное сравнение означает, что в них есть кое-что общее. Таким общим не могут быть потребительные стоимости, так как они различаются качественно между собой, поэтому меновые стоимости товаров нельзя сводить к их потребительным стоимостям.

Меновая стоимость – это пропорция, в которой один товар обменивается на другой. Общим во всех товарах, которые обмениваются, есть то, что они являются воплощением общественного труда, затраченного на их производство, это и делает их количественно сравниваемыми и таким образом формирует их стоимость. В отличие от потребительной стоимости, которая выражает отношение к природе, стоимость выражает не просто количество общественно необходимого труда, а и качество продукции, её полезный эффект.

В основе стоимости лежит общественный труд. Это означает, что люди вступают в производственные отношения между собой.

Стоимость имеет качественную и количественную сторону. В-первом случае стоимость выражает производственные отношения между товаропроизводителями и качеством продукции, во-втором – величину воплощенного в товаре общественно необходимого труда товаропроизводителя. Стоимость как общественное отношение товаропроизводителей является прежде всего категорией непосредственного процесса производства. Но поскольку стоимостный характер товара проявляется лишь в его собственном отношении к другому товару, а это происходит при помощи внешней формы проявления стоимости – меновой стоимости в сфере обмена, то она (стоимость) становится и категорией обмена. Принадлежность стоимости к сфере непосредственного производства обусловлена тем, что именно здесь возникает «сгусток» труда, который образовывает стоимость. И вдобавок и скрытая общественная природа абстрактного труда как производителя стоимости предопределяется процессом общественного разделения труда. Именно в этом (в специализации, кооперировании, обмене деятельностью, комбинировании производства и т.п.) заключается технико - экономическое отношение людей к их производственной деятельности. Такая общественная природа труда проявляется в дальнейшем в меновых отношениях товаров, за которыми скрываются отношения товаропроизводителей.

Двойственная природа стоимости раскрывается в противоречивом единстве (что предусматривает борьбу её сторон) индивидуальной и общественной стоимости (вследствие разности индивидуальных и общественно необходимых затрат). Рабочее время, которое тратится отдельным товаропроизводителем на производство товара, есть индивидуальным рабочим временем. «Общественно необходимое рабочее время – то рабочее время, которое нужно для изготовления какой-нибудь потребительной стоимости при существующих общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровни умелости и интенсивности труда». Оно тяготеет к индивидуальному рабочему времени на тех предприятиях, где производится основная масса продукции. Формирование общественно необходимых затрат происходит в процессе конкуренции товаропроизводителей. Большие по общественно необходимому рабочему времени затраты труда при условиях конкуренции не создают стоимости, не признаются обществом. На рынке при наличии достаточного количества товаров, т.е. при соответствии спроса и предложения, покупатель не будет платить больше денег за одинаковый по качеству товар, на изготовление которого израсходовано больше индивидуального рабочего времени, чем общественно необходимого.

Вместе с тем в некоторых областях народного хозяйства (например в сельском хозяйстве) формирование общественно необходимых затрат происходит соответственно не по средним, а по наиболее плохим, предельным затратам, которые осуществляются на худших по качеству участках земли. Иначе на этих участках товаропроизводитель был бы не заинтересован в производстве продукции.

Закон стоимости и его роль в развитии товарного производства:

В наиболее общей форме закон стоимости означает обмен эквивалентов, т.е. обмен товаров и услуг между производителями и их куплю на рынке согласно общественно необходимым затратам на их изготовление.

Закон стоимости – экономический закон (действует в некоторых общественных способах производства), который выражает внутренне необходимые, существенно постоянные связи между общественно необходимым трудом, израсходованным на производство товара с учётом условий их воспроизводства, и ценами товаров при условиях относительного соответствия спроса и предложения.

Основные черты закона стоимости:

1. Выражение внутренне необходимых, существенно постоянных связей между индивидуальным и общественно необходимым рабочим временем. В таком аспекте он приобретает вид закона сферы непосредственного производства. Согласно закона стоимости меновые пропорции при обмене товаров регулируются общественно необходимыми затратами. Заставляя товаропроизводителей снижать индивидуальную стоимость их товаров (через улучшение организации производства, внедрение новой техники, рост объемов производства и т.п.), уменьшая при этом стоимость полезных благ, этот закон является движущей силой развития производительных сил.

2. Обмен эквивалентов, т.е. обмен товаров согласно количеству и качеству израсходованного на них общественно необходимого труда. В этом случае он действует в сфере обмена.

3. Наличие постоянных связей между производителями одного вида товаров через конкуренцию. Роль движущей силы развития производства закон стоимости в этом случае выполняет в неразрывном единстве сфер непосредственного производства и обмена.

4. Наличие постоянной связи между спросом и предложением.

5. Выражение внутренне необходимых связей между трудом производителя товаров в прошлом (общественно необходимым рабочим временем в момент их непосредственного производства) и настоящими условиями производства. Поэтому стоимость товаров предопределяется не тем рабочим временем, которое израсходовано на их производство, а тем, которое израсходовано на их воспроизводство.

6. Выражение внутренне необходимых и постоянных связей между стоимостью и ценами товаров. Поэтому этот закон руководит движением цен так, что уменьшение или увеличение необходимого рабочего времени предопределяет снижение или повышение цен производства.

Однако ценообразование не на все товары регулируется законом стоимости. В современной рыночной экономике расширяется круг объектов, в основе цены которых лежит капитализация (необработанная земля, ценные бумаги и др.).

Капитализация доходов – определение цены определённого объекта купли-продажи на основе дохода, который приносит этот объект.

Кроме того, существует ценообразование, при котором цена определяется преимущественно соотношением спроса и предложения (произведения искусства и т.п.).

В классическом виде (цены товаров колеблются вокруг стоимости) закон стоимости действовал лишь при простом товарном производстве. В эпоху домонополистического капитализма с преобразованием стоимости товаров на цены производства закон стоимости действует в форме колебания цен вокруг цен производства, на высшей стадии капитализма - в форме колебания цен вокруг монопольных цен производства.

Основные функции закона стоимости:

1. Стихийный регулятор товарного производства.

2. Движущая сила стихийного развития производительных сил.

3. Основа дифференциации товаропроизводителей.

Литература

[1, С. 103-145]; [2, С. 100-127]; [4, С. 111-143]; [5, С. 121-154]; [6, С. 123-156]; [7, С. 99-114]; [8, С. 138-182]; [9, С. 118-135]; [10, С. 132-156].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.