Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Рыночная экономика: условия возникновения, сущность, структура, инфраструктура и основные модели




Вопросы для самопроверки

1. В чём заключается сущность предприятия?

2. Какие последовательные формы приобретает капитал предприятия во время своего кругооборота?

3. В чём состоит разница между основным и оборотным капиталом предприятия?

4. Раскройте сущность предпринимательства и охарактеризуйте его виды.

5. Проанализируйте структуру затрат производства.

6. Определите условия максимизации прибыли.

 

РАЗДЕЛ ІІ. ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Структурный план лекции

1. Причины и условия возникновения рыночной экономики системы.

2. Структура и инфраструктура рынка.

3. Спрос и предложение.

Причины и условия возникновения рыночной экономики системы:

Рынок – это взаимодействие сил спроса и предложения при операциях обмена.

Другие определения рынка:

Рынок – это система экономических отношений, направленных на сбалансирование спроса и предложения, денежной и товарной массы.

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей и производителей товара.

Условия возникновения и развития рыночных отношений:

· общественное разделение труда и специализация;

· свободный обмен ресурсами;

· наличие в стране комплекса экономических прав и свобод;

· свободное ценообразование;

· конкуренция товаропроизводителей;

· невысокий размер трансакционных издержек.

Трансакционные издержки – это издержки, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (затраты на регистрацию предприятия, средства, вносимые в уставный капитал, стоимость получения лицензий, сертификатов, плата за получение разрешений санипедемстанции, МЧС и др.)

Для благоприятного развития рыночных отношений трансакционные издержки не должны быть чрезмерно высокими.

Экономические субъекты рынка:

· государственный сектор;

· сектор домашних хозяйств;

· предпринимательский сектор;

· иностранный сектор.

Рыночные отношения проявляются как стихийный порядок. С одной стороны – это спонтанное взаимодействие продавцов, покупателей, производителей, спроса и предложения, рыночных цен, конкурирующих фирм. С другой стороны, рынок упорядочен, и все субъекты подчиняются определенным правилам «игры», т.е. нормам законодательства. Поэтому рынок – это саморегулирующаяся и регулируемая система. Роль государства заключается в формировании конкурентной среды.

Меры государственного регулирования рыночных отношений:

· хозяйственное, административное и уголовное законодательство;

· налоговое, банковское, таможенное, валютное регулирование и контроль;

· лицензирование, квотирование и сертификация продукции;

· регулирование экспорта и импорта;

· установление таможенных тарифов, пошлин, квот;

· антимонопольное регулирование;

· установление правил приватизации и др.

Схема рыночных отношений дана на рис. 2.

Как видим из схемы, конкурентный, цивилизованный рынок становится таковым, если рыночная стихия регулируется государством. Скользя взглядом вниз по схеме, легко заметить, что в условиях рынка господствуют две формы собственности: государственная и частная. Покупатели, равно, как и производители делятся на три группы: правительство, бизнес, домашние хозяйства. Однако среди покупателей важнейшими являются домашние хозяйства, а среди производителей бизнес.


= +

 

                       
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
     
     
 

 


Рис. 2


Покупатели становятся таковыми, если располагают деньгами. Деньги порождают спрос. Покупательский платежеспособный спрос формирует цену спроса.

Производители именуются таковыми, если производят товары и услуги. Товары и услуги создают предложение. Производители и продавцы выдвигают цену предложения.

При взаимодействии покупателей и продавцов, цены спроса и цены предложения формируется равновесная цена, устраивающая всех субъектов.

Важнейшим инструментом конкурентного рынка являются деньги. Регулирование денежного рынка осуществляет банковская система, состоящая из системы коммерческих банков, которыми управляет центральный банк. В Украине – это Национальный банк. Банковская система регулирует спрос и предложение денег, использует инструменты, способные сократить уровень инфляции и повысить деловую активность в стране.

Составными элементами экономических отношений и индикаторами состояния рынка являются биржи: товарная, фондовая, биржа труда и др. Биржи отражают уровень конкуренции на рынке труда, товарном и фондовом рынке.

Рыночные отношения строятся на определенных принципах, которые отражены на рис. 2: частная собственность, личный интерес, конкуренция, свобода предпринимательства и выбора.

Принципы рыночных отношений:

1. Частная собственность. Институт частной собственности позволяет любому субъекту по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать любые материальные ресурсы, недвижимость, товары, ценные бумаги и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.