Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограниченная роль правительства




Опора на систему цен или рыночную систему.

Конкуренция.

Личный интерес.

Свобода предпринимательства и выбора.

Этот принцип означает, что любой субъект может свободно на любом рынке покупать любой товар, по любым ценам, осуществлять производство товаров, оказывать услуги, а также торговать на любом рынке, любым товаром, по любым ценам. С одной стороны предприниматели свободны, но с другой, они ощущают давление рынка (конкуренцию), а также вынуждены действовать в рамках широких ограничений со стороны парламента и правительства, выпускающих законы, постановления, распоряжения и т.д. При этом, любой субъект может заниматься любой деятельностью приносящей доход: развивать производство, оказывать услуги, приобретать недвижимость; покупать драгоценности, предметы культуры и старины; вести операции с ценными бумагами.

Это главный мотив поведения субъектов и развития бизнеса. Любой субъект стремится получить максимальный доход при минимальных затратах, подешевле купить и подороже продать. Каждый делает то, что выгодно, прежде всего, ему самому. Личный интерес является двигателем экономического прогресса.

Конкуренция – это экономическое состязание большого числа продавцов и производителей, каждый из которых выходит на рынок лишь с мизерной частью общего предложения товаров и услуг и поэтому не может повлиять на общее предложение и соответственно цену товаров.

Конкуренция означает:

А) наличие на рынке большого числа продавцов и производителей по каждому конкретному товару.

Одиночные производители или продавцы не в состоянии манипулировать рынком к своей выгоде. Экономическое состязание не наносит разрушительного вреда ни одному из участников конкуренции, если кто-либо решит увеличить свою прибыль, выгоду или долю рынка.

Б) свободный вход и выход с рынка любого продавца или производителя.

Это обеспечивает динамичную циркуляцию товаров, материальных ресурсов, капиталов, техники и технологий.

Означает свободное ценообразование ни чем не ограниченное со стороны правительства, а также то, что любой предприниматель полностью информирован о состоянии рынка и его компонентах, т.е. цене, норме прибыли, движении капитала.

Роль правительства состоит в удовлетворении коллективных потребностей.

Функции государства в рыночной экономике:

· выработка эффективного хозяйственного законодательства;

· обеспечение сохранности рыночного механизма (проведение антиинфляционной профилактики, демонополизация экономики, укрепление финансовой системы и др.);

· охрана общественного порядка;

· национальная оборона;

· финансирование и содержание органов государственного управления, бюджетной сферы, учреждений культуры, здравоохранения, образования, науки;

· государственное управление, регулирование и контроль;

· охрана окружающей среды;

· управление демографическими процессами;

· поддержка малообеспеченных слоев населения (выплата пенсий, компенсаций, дотаций и др.).

Кроме того, функцией государства является регулирование производства общественных и частных товаров.

Общественные товары – это те товары и услуги, которые потребляются субъектами коллективно и примерно поровну (всеобщее обязательное среднее образование, бесплатное здравоохранение, высшее и среднее специальное образование, охрана общественного порядка, национальная оборона, доступ к национальным достижениям культуры и искусства.

Частные товары – это товары и услуги, которые потребляются субъектами не коллективно, не поровну и могут быть исключены из потребления (предметы роскоши, драгоценности, крупная недвижимость, платное лечение, и образование, отдых на зарубежных курортах, проживание в престижных отелях).

Функции рынка:

1. Регулирующая. Рынок служит регулятором спроса и предложения, денежной и товарной массы. Через механизм закона стоимости, законы спроса и предложения он устанавливает и регулирует пропорции в экономике. Рынок дает ответ на вопрос: что производить, для кого и как производить.

2. Стимулирующая. Рынок стимулирует посредством цен, конкуренции и других инструментов внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции, повышение производительности труда, совершенствование продукции.

3. Информационная. Рынок даёт информацию о количестве, качестве, ассортименте, цене поставляемых товаров и услуг на рынок, а также является источником других сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Производитель имеет возможность соизмерять свои индивидуальные затраты на производство товаров и услуг с затратами конкурентов и динамикой цен. Потребитель посредством рынка измеряет величину своего дохода с рыночными ценами, а сведения о динамике цен позволяют ему строить прогноз рыночной конъюнктуры.

4. Посредническая. Рынок является посредником, связывающим звеном между производителями, продавцами и покупателями. Потребитель через рынок имеет возможность выбрать своего поставщика с точки зрения качества продукции, её цены, предоставляемых услуг и гарантий. В то же время и продавец может выбрать подходящего покупателя.

5. Ценообразующая. Рынок формирует приемлемую для производителей, продавцов и покупателей цену, исходя из уровня издержек, а также под воздействием спроса и предложения, конкуренции.

6. Санирующая. Рынок, очищает общественное производство, экономику от нерентабельных, убыточных, неэффективных хозяйствующих субъектов, даёт «зелёный свет» более предприимчивым, эффективным.

Типы конкуренции:

1) Ценовая конкуренция. Борьба за расширение круга покупателей путем понижения цены продаваемого товара.

2) Неценовая конкуренция. Соперничество путем повышения качества продукции, рекламирования, послепродажного обслуживания.

3) Внутриотраслевая конкуренция. Соперничество путем снижения затрат, внедрения новой техники и совершенных технологий.

4) Межотраслевая конкуренция. Перелив капитала в отрасли, где норма прибыли выше.

5) Совершенная конкуренция. Множество фирм производят стандартизированную продукцию, вход и выход из отрасли свободный.

6) Несовершенная конкуренция - рынки чистых монополий, олигополий и монополий.

Структура и инфраструктура рынка:

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных рынков. Рынки классифицируются по многим признакам.

По степени насыщенности:

а) равновесный (объём спроса и объём предложения совпадают);

б) дефицитный (спрос преобладает над предложением);

в) избыточный (предложение превышает спрос).

В пространственном разрезе:

· местный (локальный) – ограничивается одним или несколькими районами страны;

· национальный (внутренний) – охватывает всю национальную территорию;

· региональный (по группе стран);

· мировой (международный, внешний) рынок - включает все страны мира.

По видам конкуренции:

· рынок совершенной (свободной) конкуренции. На таком рынке работает бесконечно большое количество фирм, производящих однородную, стандартизированную продукцию. Вхождение и выход из такого рынка трудностей не представляет. Примером служит сельское хозяйство.

· рынок несовершенной конкуренции. Он может быть трех типов:

А) рынок монополистической конкуренции сочетает в себе черты свободного рынка (большое количество фирм при небольшой доле каждого из них в общем объёме производства). Выпускается разнородная продукция. Вхождение и выход с рынка свободный. Пример такого рынка –розничная торговля, производство потребительских товаров (обуви, одежды, продуктов питания).

Б) олигополия. Это рынок нескольких фирм, продающих стандартизированную или дифференцированную продукцию. Доступ на олигополистический рынок для других хозяйствующих субъектов затруднен. На таком рынке действует неценовая конкуренция. Условия входа и выхода из такого рынка встречают отдельные препятствия, ограничен доступ к информации. Пример: производство автомобилей.

В) чистая монополия. На рынке работает единственный производитель или продавец некоторого продукта, у которого нет близких заменителей. Чистый монополист диктует цены. Вступление на такой рынок других производителей заблокировано. Примеры: автомобильный и тракторный заводы, калийный комбинат.

С точки зрения законности:

· легальный (законный) рынок;

· нелегальный, теневой (чёрный) рынок, на нём происходит оборот дефицитных товаров.

По объектам обмена:

· рынок потребительских товаров и услуг;

· рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок сырья, недвижимости, земли);

· финансовый рынок (рынок ценных бумаг, денежный рынок, банковских ссуд и других кредитных ресурсов);

· научно-технических разработок;

· информационный рынок.

По организации рыночного обмена:

· оптовый;

· розничный;

· экспортный;

· импортный.

По общественному разделению труда – рынок местный, национальный и международный.

По формам собственности – частный, кооперативный, государственный.

По объектам рыночного обмена – товарный, денежный.

Функционирование рыночных отношений обеспечивается за счет инфраструктуры рынка.

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов рынка, обслуживающих кругооборот капиталов, финансовых средств, материальных и трудовых ресурсов, инвестиций. Инфраструктура рынка включает совокупность материально - технических и организационно - экономических факторов, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения. Инфраструктура рынка опирается на совокупность разнообразных посредников между покупателями и продавцами.

Инфраструктура включает сеть коммерческих банков и различных финансовых учреждений, биржи, информационно - коммерческие центры, оптово - посреднические фирмы, снабженческо - сбытовые организации, страховые компании, аудиторские фирмы, выставки, ярмарки, аукционы, центры маркетинга, подготовки менеджеров, маклерские, брокерские, дилерские фирмы.

В рыночную инфраструктуру входит также экономическая инфраструктура: дороги, материальная база (магазины, склады), техническая база (измерительная техника, средства автоматизации), информационный комплекс и др.

Важной частью инфраструктуры рынка является законодательная система страны, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

Спрос и предложение:

Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Функция индивидуального спроса (на один продукт) представлена в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Увеличение уровня спроса смещает кривую спроса вправо, от DI к D2. Уменьшение уровня спроса смещает кривую спроса влево, от D1 к D3. Изменение величины спроса ведёт к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике — от а к b.

Предложение – количество товара, которое будет предложено рынку при разных ценах.

Закон предложения – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем выше предложение и наоборот.

На графике функция индивидуального предложения представлена в виде восходящей кривой SS, поскольку между величиной предложения и ценой существует прямая связь: по закону предложения производители производят большее количество продукта, если цена на него растёт.

Увеличение уровня предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2. Уменьшение уровня предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3. Передвижение от а до в означает изменение величины предложения.

Покупатели и продавцы выходят на рынок с разными целями и интересами. Покупатели стремятся купить товар подешевле, а производители желают продать его подороже. Поэтому покупатели предлагают цену спроса, т.е. такую цену, которая является максимально возможной. Выше она подняться не может, т.к. у покупателей больше нет денег. Производители и продавцы предлагают цену предложения, т.е. минимально возможную цену, ниже она опуститься не может, т.к. не покроет издержек на производство продукции. Взаимодействие покупателей и продавцов, цены спроса и цены предложения приводит к установлению на рынке цены равновесия.

Рыночное равновесие означает:

1. Рыночная цена стала ценой равновесия.

2. Спрос равен предложению.

Литература

[1, С. 254-287]; [2, С. 238-269]; [4, С. 241-273]; [5, С. 258-286]; [6, С. 260-288]; [8, С. 228-236, 241-318]; [9, С. 241-272]; [10, С. 261-284].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.