Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Предприятие как товаропроизводитель. Предпринимательство




Вопросы для самопроверки

1. Деньги как деньги и деньги как капитал. В чём разница? Что такое капитал и прибавочная стоимость?

2. Что такое рабочая сила? При каких условиях рабочая сила становится товаром?

3. В чём заключается экономическое содержание капитала?

4. Дайте характеристику форм и систем заработной платы.

Структурный план лекции

1. Сущность, черты и условия функционирования предприятия.

2. Кругооборот промышленного капитала и его стадии.

3. Оборот капитала. Основной и оборотный капитал.

4. Характеристика предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

5. Затраты производства и их виды.

6. Объёмы производства и максимизация прибыли.

Сущность, черты и условия функционирования предприятия:

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий признаки юридического лица, который на основании использования оборудования и имущества может производить и реализовывать продукцию, выполнять работы, оказывать услуги.

Признаки юридического лица:

· наличие печати;

· собственное наименование;

· ведение самостоятельного бухгалтерского учёта;

· собственный расчетный счёт в банке.

Кругооборот промышленного капитала и его стадии:

Капитал можно понять как движение или как процесс кругооборота. Кругооборот капитала – прохождение капитала через 3 стадии при смене 3-х функциональных форм. Кругооборот промышленного капитала можно изобразить следующим образом: Рс / Д – Т …П…Т - Д, \ Cп где:Д – денежный капитал;Т – товар;Сп – средства производства;Рс – рабочая сила;П – процесс производства Кругооборот распадается на 3 стадии:На первой стадии капитал из денежной формы переходит в форму средств производства и рабочей силы. На второй стадии осуществляется непосредственно процесс производства и создаются товары. На третьей стадии происходит продажа товаров, в результате чего реализуется стоимость и прибавочная стоимость. По завершении этой стадии капитал вновь приобретает денежную форму. Первая и третья стадии относятся к сфере обращения, а вторая – к сфере производства. На каждой стадии капитал принимает определённую функциональную форму. На первой стадии он выступает как денежный, на второй – как производительный и на третьей – как товарный. Чтобы движение было непрерывным, определённые части капитала должны одновременно находиться в каждой из трёх форм и проходить 3 стадии.

Оборот капитала. Основной и оборотный капитал:

Оборот капитала – постоянное повторение процесса кругооборота. Время оборота капитала исчисляется с момента авансирования капитала до момента возврата капитала с прибылью. Время оборота капитала для различных товаров разное, например, в хлебопечении – несколько часов, в сельском хозяйстве – год, в кораблестроении – несколько лет. Число оборотов капитала определяется по формуле: n=O/o, где:n– число оборотов в год;О– принятая единица времени (12 месяцев);o – время оборота данного капитала. Скорость оборота капитала зависит от множества факторов. Наиболее существенный из них: в каком отношении капитал делится на основной и оборотный. В процессе оборота участвуют разные элементы: здания, оборудование, сырьё, топливо. Но все эти элементы по-разному переносят свою стоимость на готовый продукт. По способу перенесения стоимости капитал делится на основной и оборотный. Основной капитал – часть производственного капитала, который сразу затрачивается на станки, здания, инструменты и в производстве участвует долго. Свою стоимость переносит на готовый продукт медленно, по частям, по мере износа. Полный оборот (полную окупаемость) этот капитал совершает в течение ряда лет. Оборотный капитал – часть производственного капитала, затраченная на сырьё, топливо, электроэнергию, воду, заработную плату, и полностью переносит свою стоимость на готовый продукт за один производственный цикл. В ходе производства основной капитал подвергается физическому и моральному износу. Физический износ 1-ого рода происходит в результате эксплуатации. Например, станки ломаются, здания ветшают, происходит коррозия металла. Физический износ 2-ого рода – износ здания, оборудования за счёт атмосферных осадков. Моральный износ – обесценивание элементов основного капитала вследствие постоянно идущего НТП. Моральный износ 1-ого вида происходит в результате роста производительности труда, т.е. машины с одинаковыми техническими характеристиками со временем продаются дешевле. В результате не зависимо от степени физического износа старые машины обесцениваются. Моральный износ 2-ого вида создают более производительные машины, которые дают продукцию более высокого качества.

Процесс физического и морального износа основного капитала называется его амортизацией.

Другое значение термина «амортизация» - стоимостная оценка износа основного капитала за определённый период времени.

Характеристика предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности:

Предпринимательство представляет собой специфическую деятельность по организации производства и распоряжению его результатами.

Для такого фактора, как предпринимательство, характерны следующие черты:

1) экономическая свобода в выборе способов и направлений своей деятельности;

2) полная материальная ответственность своим имуществом за итог своей деятельности;

3) ориентация на прибыль, т.е. главная цель предпринимательства – получение максимальной прибыли.

Объектами предпринимательства считаются:

1) предприятие (фирма);

2) доходное дело.

Субъектами предпринимательства являются:

1) предприниматель;

2) собственники факторов производства;

3) менеджеры (управленцы);

4) акционеры:

а) поставщики (покупатели) товаров;

б) государство;

в) профсоюзы.

Как плату за риск и усилия, которые предприниматель вкладывает в бизнес, он получает прибыль, а в случае неудачи развернутого производства несёт убытки.

Прибыль предпринимателя равна разности между доходом и издержками. Выделяют несколько видов прибыли.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и внешними издержками – выплатами всем внешним поставщикам факторов производства, т.е. они включают в себя заработную плату рабочим, процент на капитал и земельную ренту.

Экономическая прибыль есть разность между совокупным доходом и общими издержками (внутренними и внешними). К внутренним издержкам относятся все неполученные предпринимателем доходы из-за того, что он использует собственные факторы производства на своём предприятии.

Затраты производства и их виды:

Производство и сбыт любого товара требуют определенных издержек (затрат): на сырье, топливо, энергию, рабочую силу, на покрытие транспортных расходов и т.д. Все затраты предприятия на приобретение необходимых ему материалов и услуг представляют собой издержки производства. При всём этом данное определение требует уточнения, так как не все производственные ресурсы реально оплачиваются. Часть из них предприятие может использовать как бы бесплатно. Поэтому экономисты различают явные и неявные издержки.

Явные (внешние) издержки – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны (поставки материалов, ремонтные работы и т. д.).

Неявные (внутренние) издержки – это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресурсов. В отличие от явных эти издержки не оплачиваются. Они носят скрытый характер, выступая как вменённые (или альтернативные) издержки собственных ресурсов предприятия, применяемых им в производстве.

Сумму явных и неявных издержек производства экономисты называют экономическими издержками.

Издержки предприятия можно классифицировать не только на явные и неявные, но и на постоянные и переменные.

Постоянные издержки – это затраты на производство, величина которых не изменяется с ростом объёма выпускаемой продукции (оплата труда служащих предприятия, арендные платежи, амортизационные отчисления).

Переменные издержки представляют собой затраты, величина которых изменяется в зависимости от объёма производства (расходы на материалы, сырьё, транспортные услуги).

Сумму постоянных и переменных издержек называют общими (или совокупными) издержками.

Для анализа образования прибыли важно дать определение средним постоянным, средним переменным и средним общим издержкам.

Средние постоянные издержки равны отношению постоянных издержек к ценности произведённой продукции.

Средние переменные издержки равны отношению переменных издержек к ценности выпущенной продукции.

Средние общие издержки определяются путём деления общих издержек на ценность продукции.

Отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции называют предельными издержками.

Предельный доход представляет собой дополнительный доход от реализации еще одной единицы продукции.

Совокупный доход равняется произведению цены продукции на его объём.

Средний доход равен общему доходу, деленному на количество единиц проданного блага. При условии, что товары продаются по одинаковым ценам, он равен рыночной цене этого блага (в условиях совершенной конкуренции).

Следующий способ классификации издержек основан на учёте временных рамок, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.

Различают издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие могло изменить свои производственные мощности, т. е. размеры предприятия. Однако в этот период фирма может изменить степень интенсивности использования имеющихся производственных мощностей – в том же здании и с тем же оборудованием выпускать больше продукции за счёт лучшей организации труда. Кроме того, этот период недостаточен для входа в отрасль новых фирм (выхода старых), в связи с чем число фирм в отрасли не изменяется.

В краткосрочном периоде различные виды издержек относят либо к постоянным, либо к переменным.

Долгосрочный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы фирма могла изменить количество используемых ресурсов, в том числе и размеры предприятия. В краткосрочном периоде, желая достигнуть определенного уровня продукции, фирма может изменить только один фактор производства, а остальные остаются неизменными. В долгосрочном периоде изменяется объём всех используемых ресурсов. Задачу выпуска того или иного объёма продукции фирма может решать, меняя все вводимые факторы производства.

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, а средних постоянных издержек не существует, средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде используется единое понятие средних издержек.

В длительный период времени предпринимательская фирма более свободна в выборе факторов производства, их комбинации. В этот период может изменяться объём всех используемых ресурсов. Если количество применяемых факторов изменяется в одинаковой пропорции, то имеет место изменение масштаба производства. Воздействие изменения масштаба производства на объём выпускаемой продукции называется эффектом масштаба производства. Эффект масштаба производства может быть постоянным, положительным и отрицательным.

Постоянный эффект масштаба предполагает рост объёма производства, пропорциональный росту объёма используемых ресурсов. В этом случае средние издержки не меняются.

Определенное увеличение количества всех ресурсов, например на 25%, вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 25%. При этом средние издержки производства не изменяются.

Положительный эффект масштаба производства означает более быстрое увеличение выпуска продукции по сравнению с темпами роста затрат. Такая закономерность обусловливается рядом факторов:

1) экономией на масштабе; рост объёма выпуска часто не требует пропорционального увеличения всех ресурсов;

2) экономией на финансах; благодаря значительным размерам фирмы и её активов она может брать долгосрочные кредиты под более низкие проценты;

3) экономией на маркетинге; чем больше масштаб производства, тем в больших размерах приобретаются сырьё, материалы и оборудование, а покупателям крупных партий обычно предоставляются льготы и скидки;

4) экономией на специализации; на крупных предприятиях используются более специализированная техника, более глубокое разделение труда рабочих и управленческого персонала;

5) утилизацией отходов; крупная фирма может использовать отходы, налаживая вторичное производство.

Все эти факторы по мере увеличения масштаба производства воздействуют на средние издержки в сторону уменьшения.

Отрицательный эффект масштаба производс тва – это более быстрый рост затрат по сравнению с вызванным этими затратами расширением производства. Отрицательный эффект масштаба производства обусловливается следующими факторами:

1) трудовыми отношениями; рабочие крупных фирм, как правило, объединены в профсоюзы и имеют больше возможностей добиваться повышения заработной платы;

2) управленческой эффективностью; чем больше предприятие, тем сложнее им управлять; медленнее принимаются решения, возникают трудности координирования, снижается ответственность;

3) издержками сбыта; крупным фирмам приходится реализовывать продукцию и на отдаленных рынках, а значит, нести большие транспортные расходы. Кроме того, выход на новые рынки требует дополнительных затрат на рекламу.

Средние издержки производства при воздействии данных факторов увеличатся.

Объёмы производства и максимизация прибыли:

При оптимизации производства используют следующие методы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.