КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценообразование
Вопросы лекции: 1.Экономическая сущность и функции цен. 2. Ценовой механизм и методы ценообразования. 3. Система цен на продукцию. Вопрос 1. В экономической литературе существует несколько определений понятия «цены». Цена есть денежное выражение стоимости товара. Но стоимость определяется затратами труда на производство товара. Следовательно, такое определение обладает естественной ограниченностью, так как применимо только к продуктам труда. На его основании невозможно устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатом человеческого труда, например земли, природных богатств. Согласно этому определению они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. Другое определение — более широкое. Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В таком определении заключено два важных момента: во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления; во-вторых, отмечено, что цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится; цену способен устанавливать только рынок. Этот подход к определению цены более универсален и конструктивен. Функция цены характеризует роль, которую она играет в экономике. Первичная функция цены — измерительная. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара. Плановая – внутрихозяйственное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляется с помощью цен на планируемые процессы. Как измеритель цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товара в материально-вещественном выражении в показатели, измеренные в денежных единицах, цена превращается в инструмент учета. При помощи цен учитываются все стоимостные показатели: валовая и товарная продукция, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др. Цена может выполнять регулирующую функцию. В рыночной экономике цена — это основной инструмент, позволяющий уравновесить спрос и предложение. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию спроса и предложения и тем самым может вызвать увеличение или сокращение поставок товара на рынок. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется путем отклонения цены от стоимости, а также через включение в себестоимость различных налогов. Контрольная функция цены служит инструментом учёта и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов, их движения и сохранения. Стимулирующая функция проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать увеличение выпуска продукции и повышение ее качества (рост цен). Социальная функция – изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета, влияет на доступность населения к различным видам товаров, социальных услуг и благ. Таким образом, цена является не только главным элементом рыночной экономики, но и ее инструментом, мощным рычагом управления экономическими процессами. Цена есть объективная категория; ее величина обусловлена действием законов стоимости, спроса и предложения. В ней отражаются общественные издержки, спрос и предложение на товар. Вопрос 2. Ценовой механизм образуют ценовые отношения, совокупность цен, ценообразование, функции государства по регулированию цен, ценовая политика. Ценовые отношения складываются между всеми субъектами рынка, производители связаны с непосредственными потребителями их продукции, если она не требует доработки и переработки, с посредниками, заготовительными и перерабатывающими предприятиями, с предприятиями по производству средств производства и предоставлению услуг, с зарубежными покупателями. Все эти связи опосредованы ценами. Совокупность (система) цен — важнейшая часть ценового механизма. Множество цен, которые используются при установлении и развитии отношений между всеми субъектами рынка, взаимосвязаны и взаимозависимы. Ценообразование — это процесс формирования цен на товары, работы и услуги, который подчинен определенным принципам, выполняется на основе специальных методов ценообразования, зависит от типа рынка, на который выходит производитель со своей продукцией, и других условий. Государственное регулирование представляет собой деятельность государства, направленную на стабилизацию цен, установление фиксированных цен, использование косвенного воздействия на цены через налоги, страхование, кредит и пр. Наряду с саморегулированием цен государственное регулирование является обязательным элементом ценового механизма. Ценовая политика — это совокупность мероприятий воздействия на цену в тактическом и стратегическом планах. В ценовой политике изучается и учитывается множество внешних и внутренних факторов, влияющих на цену. Ценовая политика предполагает адекватную реакцию на изменение рыночных условий. Ценовой механизм в АПК и в отрасли с/х должен: стимулировать производство продуктов питания; способствовать продовольственной независимости страны; обеспечивать оптимальное сочетание свободного рыночного ценообразования с государственным регулированием цен; создавать благоприятные условия для расширенного воспроизводства на предприятии, за счет эквивалентного ценового обмена между сферами АПК, стимулирования производства высококачественной продукции, соответствия цен на продукцию АПК платежеспособному спросу предприятий и населения. Наиболее важной и сложной частью ценового механизма является ценообразование, методика которого требует следующей последовательности: 1.постановка цели; 2.изучение внешних по отношению к предприятию условий; 3.оценка собственных издержек; 4.выбор метода ценообразования; 5.установление окончательной цены. Цели ценообразования совпадают с целями предприятия, стратегией и тактикой его развития. Ими являются: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателю доли рынка, завоевание лидерства по показателям качества своей продукции, экономический рост, ограничение возможной конкуренции и др. Например, ставя перед собой цель, завоевать лидерство на рынке по показателям качества производимой продукции, предприятие повышает издержки на закупку высококачественного сырья, нового оборудования, оплату консультативных услуг и обучения работников, на прочие целевые мероприятия. Поскольку спрос на высококачественную продукцию далек от удовлетворения, она покупается по более высоким ценам в связи с экологичностью, общей питательностью и другими характеристиками. Обеспечение выживаемости становится целью и влияет на ценовую политику, если перед предприятием стоит альтернатива: прекратить производство или установить заведомо низкие цены на реализуемую продукцию и остаться в производственной сфере и на рынке, одновременно принимая соответствующие меры по снижению затрат на производство и сбыт продукции, улучшению качества, диверсификации производства, получению кредитов, переподготовке кадров и др. Для достижения цели ценообразования по максимизации текущей прибыли производитель устанавливает цену, которая позволяет ему при сложившейся на рынке ситуации и его возможностях получить максимум прибыли. В этом случае предприятие заинтересовано в результатах краткосрочного периода. Определившись с целями ценообразования, производитель изучает внешние условия, объективные по отношению к его предприятию: спрос потребителя, тип рынка, на который предприятие намерено выйти со своей продукцией, внешние участники производства (поставщики сырья, оборудования, агросервис), направление и степень государственного регулирования, товары конкурентов, цены на их товары, предложение и другие условия. Устанавливая цену, производитель должен измерять спрос, его изменение и учитывать эластичность спроса, т. е. степень его изменчивости под влиянием изменения цены. Снижение цены будет целесообразным в случае эластичности спроса по цене. При неэластичном спросе снижение цены не достигнет желаемой цели. Изучив спрос и степень его эластичности по цене, производитель оценивает издержки. Если спрос обусловливает максимальную цену, то ее нижняя граница определяется средними совокупными издержками производства, состоящими из постоянных и переменных издержек. При увеличении производства продукции издержки на ее единицу вначале могут снижаться. Однако с достижением определенного объема производства средние издержки начинают возрастать. Правильный учет затрат и оценка их изменения с ростом объема производства продукции (работ, услуг) позволяют производителю установить такую цену, которая полностью покрывает издержки и позволяет обеспечить оптимальный уровень рентабельности как отношение прибыли, заложенной в цене, к себестоимости производства и реализации продукции. Далее проводится анализ цен и качества товаров конкурентов, их предложение на рынок. Это позволяет установить средний диапазон цен между минимальной границей, которая диктуется собственными издержками и максимальной, определяемой спросом на данный товар. Ценообразование проводится с учетом типа рынка. Любой товаропроизводитель строит свою ценовую политику, ориентируясь на рынок и его специфику. Традиционные правила установления цен производителем-продавцом следующие: - цена не должна быть слишком низкой, так как теряется смысл производства, если она не покрывает издержки, поэтому минимально возможная цена определяется себестоимостью; - цена не может быть слишком высокой, ибо в этом случае затрудняется и замедляется реализация товара, возникают потери, порча, убытки, но высокая цена допустима при особых качественных параметрах товара или его уникальных свойствах; - средний уровень цен определяется ценами товаров-конкурентов, а также ценами на товары-заменители в качестве ориентира. Применительно к производству используются как затратные (в основе издержки), так и рыночные (в основе потребительская ценность товара и конъюнктура рынка) методы ценообразования. Рассмотрим несколько методов ценообразования. 1. Метод «издержки плюс» означает, что к издержкам предприятия на производство и сбыт единицы продукции добавляется фиксированный, необходимый производителю, уровень рентабельности. Эта плюсуемая наценка дает производителю оптимальный размер прибыли, необходимый для уплаты налогов, отчислений в различные фонды, обеспечения нормальной деятельности. Эта наценка различна для разных видов продукции и зависит от объема продаж, оборачиваемости товарных запасов, удельных затрат по сбыту и иных конкретных условий. Предприятие может ориентироваться на уровень рентабельности продукта, который обеспечивался за последние несколько лет, и считался приемлемым для производителя. Возможны некоторые корректировки в сторону снижения или повышения этого уровня. Этот метод прост и доступен для мелких и средних товаропроизводителей, но при таком подходе рыночные факторы и условия отодвигаются на второй план. При реализации сельскохозяйственной продукции в ценах отражаются сроки сбыта. Здесь учитывается рыночный спрос. На ранние овощи и картофель спрос, как правило, высок, а их производство требует больше затрат, так же как производство овощей защищенного грунта. Это предопределяет более высокие цены для покрытия дополнительных затрат и получения соответствующей прибыли. Есть определенные условия предпочтительного использования метода «издержки плюс»: - устойчивый спрос и отсутствие проблем сбыта; -большинство производителей продукции используют именно этот метод. 2. Метод расчета цены на основе безубыточности отрасли и получения целевой прибыли. Как и предыдущий, он относится преимущественно к затратным, поскольку базой установления цены являются издержки. При расчете цены этим методом принимается во внимание деление совокупных издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема производства продукции предприятия, переменные — возрастают (убывают) с ростом (уменьшением) объема ее производства. Определение цены начинается с расчета безубыточной реализации, которая суммируется с целевой прибылью, а полученная сумма делится на объем реализации. На сельскохозяйственном предприятии применяется упрошенный вариант метода расчета цены на основе безубыточности отрасли и получения целевой прибыли без учета деления затрат на постоянные и переменные. Например, ориентируясь на опыт прошлых лет, свои возможности и потребности, предприятие ставит цель получить от реализации 4 тыс. ц продукции прибыль 300 тыс. руб. Совокупные затраты на производство и сбыт этого объема продукции составляют 900 тыс. руб. Цена реализации в этом случае равна 300 руб.: (300 тыс. руб. + 900 тыс. руб.)/4 тыс. = 300 руб. 3. Метод установления цены на основе потребительской ценности товара относится к рыночным, поскольку при его использовании основным ценообразующим фактором являются не издержки производителя (продавца), а покупательское восприятие этого товара. Суть метода в том, что цена устанавливается с учетом ощущаемой ценности товара в конкретных условиях его потребления. Ценой только подтверждается ценность товара, затратные параметры перемещаются на второй план, хотя они также влияют на уровень и структуру цены. Учитывая в первую очередь спрос, производитель стремится покрыть издержки и получить прибыль за счет цены, установленной этим методом. 4. Метод формирования цены путем ориентации на уровень текущих рыночных цен. Это метод следования обычному уровню рыночных цен. Он применим, например, при установлении цены на трудно дифференцируемые товары (зерно, сахар, цемент, минеральные удобрения и др.). Цена на подобные товары устанавливаются в определенной ценовой зоне, как правило, крупным производителем товара, а мелкие и средние производители (продавцы) ориентируются на эти цены. Такая ситуация и метод установления цены характерны для рынка идеальной (чистой) конкуренции. Выбрав один из перечисленных либо других методов ценообразования, производитель определяет конкретную цену, стараясь учесть при этом конкуренцию, инфляцию, государственное регулирование, специфику и качество своего товара, прочие условия, от которых может зависеть цена. Вопрос 3. Система цен - это взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен. Повышение или понижение одной из цен, как правило, вызывает изменения в уровнях других цен. Особую роль в формировании цен на продукцию с/х играют цены на промышленные товары (технику, удобрения, топливо и смазочные материалы, ядохимикаты и т. д.) и тарифы транспорта. Их повышение приводит к росту цен в сельском хозяйстве. По ряду признаков цены подразделяются на виды. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы. Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям. Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети: обычно в небольшом количестве отдельным покупателям, в меньшей мере предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения, и создается прибыль организаций розничной торговли. Закупочные цены — это цены, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей для своих нужд. Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Цены, устанавливаемые на производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т. д.), называются тарифами (расценками). Регулируемые цены — регулируются государственными органами. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок. В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента России «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (1995г.). Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Кроме того, в сельском хозяйстве порядок регулирования цен определен Законом Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997г.). Этим законом предусмотрено применение целевых и гарантированных цен. Целевые цены устанавливаются Правительством России для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и с/х продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, получения работниками с/х доходов на уровне среднего дохода работников в других отраслях экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены на с/х продукцию используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок при залоге с/х продукции, а также для расчета дотаций и компенсаций с/х товаропроизводителям. Гарантированные цены на с/х продукцию применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации с/х продукции непосредственно государству или осуществлении доплат товаропроизводителям. Их рассчитывают на основе целевых, устанавливают органы государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать с/х товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Перечень с/х продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливает правительство. Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, определяют их уровень. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а верхний и нижний пределы либо связь с другими ценами (рыночными и т.д.). Оговаривается также допустимость изменения контрактных цен вследствие инфляции, принятия новых законов. Свободные (рыночные) цены формируются без непосредственного вмешательства государственных органов, под действием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным называют либерализацией цен. Монопольная цена устанавливается монополиями. Обычно они формируют более высокие цены сбыта своих товаров и более низкие — на приобретаемые товары. Монопольная цена не регулируется государством. Паритетная цена (паритет от лат. – равновесие) - цена на с/х продукцию, позволяющая с/х товаропроизводителю за неизменный объём продукции получать денежный доход, достаточный для покупки стабильного набора не с/х потребительских благ и услуг. По времени действия цены подразделяются на: постоянные (твердые), не меняющиеся в течение всего срока действия контракта: текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода. В экономическом анализе и статистике широко используют сопоставимые (неизменные) цены. Сопоставимые цены - единые общероссийские цены какого-либо определенного года, условно принимаемые за базу при сопоставлении в стоимостном выражении объемов производства. В настоящее время используют цены 1998 г. Довольно часто вид цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют биржевые, аукционные, комиссионные цены. Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. Мировые цены представляют собой либо реально действующие на мировом рынке цены, либо цены, признанные на определенный период организацией, ведающей международной торговлей. Цены на с/х продукцию неустойчивы и подвержены влиянию ряда факторов, среди которых: конъюнктура рынка, спрос и предложение; государственное регулирование цен; издержки производства и реализации продукции; конкуренция; качество продукции; сроки и каналы реализации продукции. Цены на продукцию с/х формируются на рынке под действием спроса и предложения. Но основу цены товара составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому они во многом определяют уровень цены. В условиях высокой инфляции цены в значительной степени зависят от сроков реализации продукции. Поэтому многие хозяйства закладывают продукцию на длительное хранение, чтобы потом реализовать ее по более высоким ценам. Цены на многие виды с/х продукции, особенно животноводческой, не компенсируют даже затрат на ее производство, поэтому необходимо осуществлять государственное регулирование таких цен.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |