Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование




Вопросы лекции:

1.Экономическая сущность и функции цен.

2. Ценовой механизм и методы ценообразования.

3. Система цен на продукцию.

Вопрос 1. В экономической литературе существует несколько определе­ний понятия «цены». Цена есть денежное выражение стоимости то­вара. Но стоимость определяется затратами труда на производство товара. Следовательно, такое определение обладает естественной ограниченностью, так как применимо только к продуктам труда. На его основании невозможно устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатом человеческого труда, например земли, природных богатств. Согласно этому определению они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой.

Другое определение — более широкое. Цена - это форма выра­жения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В таком определении заключено два важных момента: во-первых, под­черкивается непосредственная связь цены товара с ценностью, по­лезностью, которой он обладает как объект потребления; во-вто­рых, отмечено, что цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится; цену способен устанавливать только рынок. Этот подход к опреде­лению цены более универсален и конструктивен.

Функция цены характеризует роль, которую она играет в эконо­мике. Первичная функция цены — измерительная. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара.

Плановая – внутрихозяйственное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляется с помощью цен на планируемые процессы.

Как измеритель цена обретает учетную функцию. Переводя пока­затели количества и качества товара в материально-вещественном выражении в показатели, измеренные в денежных единицах, цена превращается в инструмент учета. При помощи цен учитываются все стоимостные показатели: валовая и товарная продукция, вало­вой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др.

Цена может выполнять регулирующую функцию. В рыночной эко­номике цена — это основной инструмент, позволяющий уравнове­сить спрос и предложение. Повышение или понижение цены при­водит к выравниванию спроса и предложения и тем самым может вызвать увеличение или сокращение поставок товара на рынок.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение нацио­нального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами насе­ления. Эта функция реализуется путем отклонения цены от стоимо­сти, а также через включение в себестоимость различных налогов.

Контрольная функция цены служит инструментом учёта и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов, их движения и сохранения.

Стимулирующая функция проявляется в том, что цена при опре­деленных условиях может стимулировать увеличение выпуска про­дукции и повышение ее качества (рост цен).

Социальная функция – изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета, влияет на доступность населения к различным видам товаров, социальных услуг и благ.

Таким образом, цена является не только главным элементом ры­ночной экономики, но и ее инструментом, мощным рычагом уп­равления экономическими процессами. Цена есть объективная ка­тегория; ее величина обусловлена действием законов стоимости, спроса и предложения. В ней отражаются общественные издержки, спрос и предложение на товар.

Вопрос 2. Ценовой механизм образуют ценовые отношения, совокупность цен, ценообразование, функции государства по регулированию цен, ценовая политика.

Ценовые отношения складываются между всеми субъектами рынка, производители связаны с непосред­ственными потребителями их продукции, если она не требует доработки и переработки, с посредниками, заготовительными и перерабатывающими предприятиями, с предприятиями по про­изводству средств производства и предоставлению услуг, с зарубежными покупателями. Все эти связи опосредованы ценами.

Совокупность (система) цен — важнейшая часть ценового ме­ханизма. Множество цен, которые используются при установле­нии и развитии отношений между всеми субъектами рынка, вза­имосвязаны и взаимозависимы.

Ценообразование — это процесс формирования цен на товары, работы и услуги, который подчинен определенным принципам, выполняется на основе специальных методов ценообразования, зависит от типа рынка, на который выходит производитель со своей продукцией, и других условий.

Государственное регулирование представляет собой деятельность государства, направленную на стабилизацию цен, установление фиксированных цен, использование косвенного воздействия на цены через налоги, страхование, кредит и пр. Наряду с саморегулированием цен государственное регулирование является обяза­тельным элементом ценового механизма.

Ценовая политика — это совокупность мероприятий воздей­ствия на цену в тактическом и стратегическом планах. В ценовой политике изучается и учитывается множество внешних и внут­ренних факторов, влияющих на цену. Ценовая политика предпо­лагает адекватную реакцию на изменение рыночных условий.

Ценовой механизм в АПК и в отрасли с/х дол­жен: стимулировать производство продуктов питания; способство­вать продовольственной независимости страны; обеспечивать оп­тимальное сочетание свободного рыночного ценообразования с государственным регулированием цен; создавать благоприятные условия для расширенного воспроизводства на предприятии, за счет эквивалентного ценового обмена между сферами АПК, сти­мулирования производства высококачественной продукции, со­ответствия цен на продукцию АПК платежеспособному спросу предприятий и населения.

Наиболее важной и сложной частью ценового механизма явля­ется ценообразование, методика которого требует следующей последовательности:

1.постановка цели;

2.изучение внешних по отношению к предприятию условий;

3.оценка собственных издержек;

4.выбор метода ценообразования;

5.установление окончательной цены.

Цели ценообразования совпадают с целями предприятия, стра­тегией и тактикой его развития. Ими являются: обеспечение вы­живаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидер­ства по показателю доли рынка, завоевание лидерства по показа­телям качества своей продукции, экономический рост, огра­ничение возможной конкуренции и др.

Например, ставя перед собой цель, завоевать лидерство на рын­ке по показателям качества производимой продукции, предприя­тие повышает издержки на закупку высококачественного сырья, нового оборудования, оплату консультативных услуг и обучения работников, на прочие целевые мероприятия. Поскольку спрос на высококачественную продукцию далек от удовлетворе­ния, она покупается по более высоким ценам в связи с экологичностью, общей питательностью и другими характеристиками.

Обеспечение выживаемости становится целью и влияет на це­новую политику, если перед предприятием стоит альтернатива: прекратить производство или установить заведомо низкие цены на реализуемую продукцию и остаться в производственной сфере и на рынке, одновременно принимая соответствующие меры по снижению затрат на производство и сбыт продукции, улучшению качества, диверсификации производства, получению кредитов, переподготовке кадров и др.

Для достижения цели ценообразования по максимизации теку­щей прибыли производитель устанавливает цену, которая позволя­ет ему при сложившейся на рынке ситуации и его возможностях получить максимум прибыли. В этом случае предприятие заинте­ресовано в результатах краткосрочного периода.

Определившись с целями ценообразования, производитель изу­чает внешние условия, объективные по отношению к его предприятию: спрос потребителя, тип рынка, на который предприя­тие намерено выйти со своей продукцией, внешние участники производства (поставщики сырья, оборудования, агросервис), направление и степень государственного регулирования, товары конкурентов, цены на их товары, предложение и другие условия.

Устанавливая цену, производитель должен измерять спрос, его изменение и учитывать эластичность спроса, т. е. степень его из­менчивости под влиянием изменения цены. Снижение цены будет целесообразным в случае эластичности спроса по цене. При не­эластичном спросе снижение цены не достигнет желаемой цели.

Изучив спрос и степень его эластичности по цене, производи­тель оценивает издержки. Если спрос обусловливает максималь­ную цену, то ее нижняя граница определяется средними совокуп­ными издержками производства, состоящими из постоянных и переменных издержек. При увеличении производства продукции издержки на ее единицу вначале могут снижаться. Однако с до­стижением определенного объема производства средние издерж­ки начинают возрастать. Правильный учет затрат и оценка их из­менения с ростом объема производства продукции (работ, услуг) позволяют производителю установить такую цену, которая полно­стью покрывает издержки и позволяет обеспечить оптимальный уровень рентабельности как отношение прибыли, заложенной в цене, к себестоимости производства и реализации продукции.

Далее проводится анализ цен и качества товаров конкурентов, их предложение на рынок. Это позволяет установить средний диа­пазон цен между минимальной границей, которая диктуется соб­ственными издержками и максимальной, определяемой спросом на данный товар.

Ценообразование проводится с учетом типа рынка. Любой то­варопроизводитель строит свою ценовую политику, ориентируясь на рынок и его специфику.

Традиционные правила установления цен производителем-про­давцом следующие:

- цена не должна быть слишком низкой, так как теряется смысл производства, если она не покрывает издержки, поэтому мини­мально возможная цена определяется себестоимостью;

- цена не может быть слишком высокой, ибо в этом случае за­трудняется и замедляется реализация товара, возникают потери, порча, убытки, но высокая цена допустима при особых качествен­ных параметрах товара или его уникальных свойствах;

- средний уровень цен определяется ценами товаров-конкурентов, а также ценами на товары-заменители в качестве ориентира.

Применительно к производству используются как затратные (в основе издержки), так и рыноч­ные (в основе потребительская ценность товара и конъюнктура рынка) методы ценообразования.

Рассмотрим несколько методов ценообразования.

1. Метод «издержки плюс» означает, что к издержкам предпри­ятия на производство и сбыт единицы продукции добавляется фиксированный, необходимый производителю, уровень рентабель­ности. Эта плюсуемая наценка дает производителю оптимальный размер прибыли, необходимый для уплаты налогов, отчислений в различные фонды, обеспечения нормальной деятельности. Эта на­ценка различна для разных видов продукции и зависит от объема продаж, оборачиваемости товарных запасов, удельных затрат по сбыту и иных конкретных условий. Предприятие может ориентиро­ваться на уровень рентабельности продукта, который обеспечивался за последние несколько лет, и считался приемлемым для произ­водителя. Возможны некоторые корректировки в сторону сниже­ния или повышения этого уровня. Этот метод прост и доступен для мелких и средних товаропро­изводителей, но при таком подходе рыночные факторы и условия отодвигаются на второй план. При реализации сельскохозяйствен­ной продукции в ценах отражаются сроки сбыта. Здесь учитывается рыночный спрос. На ранние овощи и картофель спрос, как правило, высок, а их производство требует больше затрат, так же как про­изводство овощей защищенного грунта. Это предопределяет более высокие цены для покрытия дополнительных затрат и получения соответствующей прибыли. Есть определенные условия предпоч­тительного использования метода «издержки плюс»:

- устойчивый спрос и отсутствие проблем сбыта;

-большинство производителей продукции используют именно этот метод.

2. Метод расчета цены на основе безубыточности отрасли и получения целевой прибыли. Как и предыдущий, он относится пре­имущественно к затратным, поскольку базой установления цены являются издержки. При расчете цены этим методом принимается во внимание деление совокупных издержек на постоянные и пере­менные. Постоянные издержки не зависят от объема производства продукции предприятия, переменные — возрастают (убывают) с ростом (уменьшением) объема ее производства. Определение цены начинается с расчета безубыточной реали­зации, которая суммируется с целевой прибылью, а полученная сумма делится на объем реализации. На сельскохозяйственном предприятии применяется упрошен­ный вариант метода расчета цены на основе безубыточности отрасли и получения целевой прибыли без учета деления затрат на постоянные и переменные. Например, ориентируясь на опыт прошлых лет, свои возможности и потребности, предприятие ставит цель получить от реализации 4 тыс. ц продукции прибыль 300 тыс. руб. Совокупные затраты на производство и сбыт этого объема продукции составляют 900 тыс. руб. Цена реализации в этом случае равна 300 руб.:

(300 тыс. руб. + 900 тыс. руб.)/4 тыс. = 300 руб.

3. Метод установления цены на основе потребительской ценности товара относится к рыночным, поскольку при его использовании основным ценообразующим фактором являются не издержки производителя (продавца), а покупательское восприятие этого товара. Суть метода в том, что цена устанавливается с учетом ощущаемой ценности товара в конкретных условиях его потребления. Ценой только подтверждается ценность товара, затратные параметры перемещаются на второй план, хотя они также влияют на уровень и структуру цены. Учитывая в первую очередь спрос, производитель стремится покрыть издержки и получить прибыль за счет цены, установленной этим методом.

4. Метод формирования цены путем ориентации на уровень теку­щих рыночных цен. Это метод следования обычному уровню рыночных цен. Он применим, например, при установлении цены на трудно дифференцируемые товары (зерно, сахар, цемент, минеральные удобрения и др.). Цена на подобные товары устанавлива­ются в определенной ценовой зоне, как правило, крупным про­изводителем товара, а мелкие и средние производители (продав­цы) ориентируются на эти цены. Такая ситуация и метод установления цены характерны для рынка идеальной (чистой) конкуренции.

Выбрав один из перечисленных либо других методов ценообра­зования, производитель определяет конкретную цену, стараясь учесть при этом конкуренцию, инфляцию, государственное регу­лирование, специфику и качество своего товара, прочие условия, от которых может зависеть цена.

Вопрос 3. Система цен - это взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен. Повышение или понижение одной из цен, как правило, вызывает изменения в уровнях других цен.

Особую роль в формировании цен на продукцию с/х играют цены на промышленные товары (технику, удобре­ния, топливо и смазочные материалы, ядохимикаты и т. д.) и тари­фы транспорта. Их повышение приводит к росту цен в сельском хозяйстве.

По ряду признаков цены подразделяются на виды. В зависимос­ти от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализует­ся крупными партиями в условиях так называемой оптовой торгов­ли. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реали­зуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.

Розничными принято называть цены, по которым товары прода­ются в розничной торговой сети: обычно в небольшом количестве отдельным покупателям, в меньшей мере предприятиям. Рознич­ная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет ко­торой компенсируются издержки обращения, и создается прибыль организаций розничной торговли.

Закупочные цены — это цены, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей для своих нужд.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представ­ляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в материально-вещественной форме, но изменяется качество имею­щегося продукта. Цены, устанавливаемые на произ­водственные и непроизводственные услуги (транспортные, комму­нальные, связи и т. д.), называются тарифами (расценками).

Регулируемые цены — регулируются государственными органами. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое ре­гулирование осуществляется путем установления фиксированных, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирова­ние предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

В Российской Федерации государственное регулирование цено­образования осуществляется на основании Указа Президента Рос­сии «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (1995г.). Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

Кроме того, в сельском хозяйстве порядок регулирования цен определен Законом Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997г.). Этим законом предусмотрено применение целевых и гарантированных цен.

Целевые цены устанавливаются Правительством России для обес­печения паритетного соотношения цен на промышленную и с/х продукцию, покрытия расходов, вызванных взи­манием налогов и других платежей, получения работниками с/х доходов на уровне среднего дохода работников в других отраслях экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены на с/х продукцию используются в качестве основы для уста­новления гарантированных цен, залоговых ставок при залоге с/х продукции, а также для расчета дотаций и компенсаций с/х товаропроизводителям.

Гарантированные цены на с/х продукцию применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гаранти­рованных, а также при реализации с/х продук­ции непосредственно государству или осуществлении доплат това­ропроизводителям. Их рассчитывают на основе целевых, устанавливают органы государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать с/х товаропроизводите­лям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Пере­чень с/х продукции, объемы (квоты) ее реализа­ции, уровень гарантированных цен и порядок их применения уста­навливает правительство.

Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласова­нию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, определяют их уровень. В ряде случаев в договоре фикси­руется не абсолютная величина цен, а верхний и нижний пределы либо связь с другими ценами (рыночными и т.д.). Оговаривается также допустимость изменения контрактных цен вследствие инф­ляции, принятия новых законов.

Свободные (рыночные) цены формируются без непосредственного вмешательства государственных органов, под действием конъюнк­туры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксиро­ванных государственных цен к свободным, рыночным называют либерализацией цен.

Монопольная цена устанавливается монополиями. Обычно они формируют более высокие цены сбыта своих товаров и более низ­кие — на приобретаемые товары. Монопольная цена не регулирует­ся государством.

Паритетная цена (паритет от лат. – равновесие) - цена на с/х продукцию, позволяющая с/х товаропроизводителю за неизменный объём продукции получать денежный доход, достаточный для покупки стабильного набора не с/х потребительских благ и услуг.

По времени действия цены подразделяются на:

постоянные (твердые), не меняющиеся в течение всего срока действия контракта:

текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

сезонные, действующие в пределах определенного периода.

В экономическом анализе и статистике широко используют со­поставимые (неизменные) цены. Сопоставимые цены - единые общероссийские цены какого-либо определенного года, условно принимаемые за базу при сопос­тавлении в стоимостном выражении объемов производства. В на­стоящее время используют цены 1998 г.

Довольно часто вид цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют биржевые, аукцион­ные, комиссионные цены.

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. Мировые цены представляют собой либо реально действующие на мировом рынке цены, либо цены, признанные на определенный период организацией, ведающей международной торговлей.

Цены на с/х продукцию неустойчивы и подвержены влиянию ряда факторов, среди которых: конъюнктура рынка, спрос и предложение; государственное регулирование цен; издержки производства и реализации продукции; конкуренция; качество продукции; сроки и каналы реализации продукции.

Цены на продукцию с/х формируются на рынке под действием спроса и предложения. Но основу цены товара со­ставляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому они во многом определяют уровень цены. В условиях высо­кой инфляции цены в значительной степени зависят от сроков реа­лизации продукции. Поэтому многие хозяйства закладывают про­дукцию на длительное хранение, чтобы потом реализовать ее по бо­лее высоким ценам. Цены на многие виды с/х продукции, осо­бенно животноводческой, не компенсируют даже затрат на ее про­изводство, поэтому необходимо осуществлять государственное ре­гулирование таких цен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.