КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7 – Мировой рынок и движение рабочей силы
Международная миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, туристической и других. По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы (ММРС), которая создает возможность функционирования мирового рынка труда. Это один из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку его объектом являются человеческие ресурсы, что определяет сложность и остроту проблем, возникающих в связи с международной миграцией. ММРС – это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда. К экономическим причинам ММРС необходимо отнести: - наличие большого контраста в уровнях экономического и социального развития стран и, прежде всего, в уровне заработной платы; - состояние рынка труда. В частности, безработица приводит к оттоку квалифицированной рабочей силы за границу; - вывоз капитала и создание международных ТНК. Для организации бизнеса за рубежом требуются специалисты по установке оборудования, а также профессионалы, способные обучить работе на этом оборудований; - НТП приводит к появлению новой техники и технологий, а, следовательно, уникальных специалистов. Среди неэкономических причин ММРС можно выделить: ü этнические (национализм) и религиозные; ü семейные (воссоединение семьи); ü экологические (плохая окружающая среда); ü политико-правовые (гонения, криминальная обстановка в стране); ü личные (духовная близость культур, желание познать новую культуру). Международная миграция включает 3 составляющие: § эмиграция – выезд из страны на постоянное место жительства, § иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства. § репатриация – возвращение в страну происхождения ранее выехавших граждан. Согласно Международной организации труда (МОТ) мигранты подразделяются на 5 основных категорий: 1) иммигранты, легально допущенные в страну. Последние 20 лет 2) работники-мигранты по контракту. Договоры о приеме иностранной рабочей силы на основе контрактов заключаются со странами с избытком рабочей силы (Азия, ряд стран Европы). Как правило, это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также малоквалифицированные работники; 3) нелегальные иммигранты. Часть из них проникает через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными или туристическими визами и занимают самые дешевые рабочие места; 4) лица, просящие убежища по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в их странах; 5) беженцы, являющиеся жертвами войн. Значительная часть из них живет в специальных лагерях под опекой ООН или частных агентств. Выделяют также 5 направлений ММРС: 1. миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Основными центрами притяжения выступают страны: Германия и Великобритания с наиболее либеральным законами; Франция, Бельгия, Швейцария, Швеция, Нидерланды, США; Канада, Австралия (страны, имеющие нехватку рабочей силы); 2. миграция рабочей силы в рамках промышленно развитых стран; 3. миграция рабочей силы между развивающимися странами (из бедных развивающихся стран в более богатые государства); 4. миграция рабочей силы, связанная с бывшими социалистическими странами и государствами, входящими в СНГ; 5. миграция квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. Рабочая сила является не только объектом, но и субъектом МЭО. Кроме того, процесс ММРС оказывает многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние, как на страны-доноры миграционных потоков, так и на принимающие страны. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Какое влияние оказывает ММРС на страну-импортера рабочей силы? С точки зрения домохозяйства иммигранты увеличивают предложение рабочей силы и могут способствовать снижению средней заработной платы в стране. В тоже время расширение рынка труда и снижение заработной платы выгодно национальным товаропроизводителям, повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. Значительное влияние оказывает иммигранты на благосостояние государства: ü Имеют образование и профессиональную подготовку и в этом смысле обходятся принимающей стороне бесплатно. Хорошо известен пример положительного влияния процесса «утечки умов» для экономики США. В 1980-х годах 40% докторов наук в области техники, прикладной математики, связанной с программным обеспечением, 25% преподавателей технических дисциплин в вузах были иммигрантами из разных стран, ü Являются плательщиками налогов, что выгодно для государственного бюджета. ü Предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги внутри страны, стимулируют развитие отечественного производства. ü Могут нести с собой новые знания, которые могут выступать как важнейший фактор конкурентоспособности государства. В тоже время иммиграция связана и с определенными издержками для государства. Иммигранты могут вызывать социальные конфликты внутри страны, способствовать развитию преступности в государстве. Всегда имеются издержки, связанные с переездом, обустройством и адаптацией к чужой культуре, языку, традициям. Рабочая сила в развивающихся странах не имеет должного уровня квалификации и профессиональной подготовки, поэтому не может составить должную конкуренцию квалифицированной рабочей силе в развитых государствах. Противоположный эффект оказывает ММРС для страны-экспортера. С точки зрения домохозяйства она приводит к уменьшению предложения рабочей силы на внутреннем рынке и повышению средней заработной платы в стране. Это не выгодно национальным товаропроизводителям, издержки которых возрастают, снижается международная конкурентоспособность. Государство несет существенные издержки, связанные с экспортом рабочей силы: не окупаются затраты, понесенные при обучении рабочей силы; страна теряет квалифицированных специалистов; государство недополучает налоги в государственную казну. С другой стороны, мигранты могут осуществлять значительные по объему денежные переводы (родственникам, друзьям), что является хорошим источником как доходов в бюджет, так и поступлений в инвалюте в страну. Общеизвестно, что многие ученые, менеджеры, врачи, инженеры и другие квалифицированные рабочие, повысив свою квалификацию, поработав и улучшив свое материальное положение в развитых странах, вернулись на родину, положив начало отечественным научным школам и направлениям, принеся достаток семьям. Важная проблема стран-доноров – создание условий для реализации потенциала национальных кадров, нормальных условий их работы и жизни. Государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса ММРС: социальная и консульская защита, урегулирование вопросов налогообложения, финансового и транспортного обеспечения. Государственная миграционная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы согласно национальному законодательству и международным правовым актам. В законодательстве находят отражение 2 известные тенденции: к свободному перемещению и ограничениям трудовых ресурсов и населения. Различают государственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику. Целью государственной иммиграционной политики (ГИМ) является обеспечение оптимального количественного и качественного состава прибывающих в страну трудящихся-мигрантов. На иммиграционную политику могут оказывать влияние факторы: демографическая ситуация; обеспеченность рабочей силой в разных отраслях народного хозяйства; необходимость привлечения дополнительных инвестиций и другие. Инструменты ГИМ дифференцируются по категории эмиграции: 1) Для регулирования семейной эмиграции используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним категориям родственников может быть разрешено воссоединение семьи, а другим запрещено. 2) Экономическая эмиграция связана с необходимостью привлечения в страну иностранного капитала и поощряется для создания на территории страны предприятий, приобретения недвижимости. Для этой категории устанавливаются требования о размер собственного капитала, о создании в стране-импортере предприятия с определенным числом работников и другие. 3) Профессиональная эмиграция связана с поощрением притока в 4) Эмиграция в категории за особые достижения связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художников и т.д. Для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уровне. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предоставляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов. 5) Гуманитарная эмиграция связана с предоставлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты. С целью недопущения неконтролируемого влияния ММРС на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводят протекционистскую миграционную политику, призванную защитить интересы своего населения. Так, в США, начиная с 1995г, в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. чел, из них в поисках работы – 140 тыс. чел. В 1993г Франция ограничила въезд новых иммигрантов, Германия прекратила предоставлять в общем порядке вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов. Ранее аналогичные изменения в иммиграционное законодательство ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия. Эти меры связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза и ухудшением экономической ситуации в этих странах. Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948г, объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные – по отношению к третьим странам. В ЕС действует Римский договор 1957г. предоставил гражданам стран – членов ЕС право поиска работы в границах сообщества. Шенгенское соглашение 1985г, вступившее в силу в 1993г, установило единые визовые правила въезда в страны – участницы соглашения. Дублинская конвенция 1990г установила правила предоставления убежища. Раздел 4 – Внешнеэкономическая деятельность и её виды
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |