Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7 – Мировой рынок и движение рабочей силы




Международная миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, туристической и других. По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического раз­вития многих стран становится международная миграция рабо­чей силы (ММРС), которая создает возможность функционирования ми­рового рынка труда. Это один из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку его объек­том являются человеческие ресурсы, что определяет сложность и остроту проблем, возникающих в связи с международной миг­рацией.

ММРС – это процесс перемеще­ния трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда. К экономиче­ским причинам ММРС необходимо отнести:

- наличие большого контраста в уровнях экономического и социального развития стран и, прежде всего, в уровне заработной платы;

- состояние рынка труда. В частности, безработица приводит к оттоку квалифицированной рабочей силы за границу;

- вывоз капитала и создание международных ТНК. Для организации бизнеса за рубежом требуются специалисты по установке оборудования, а также профессионалы, способные обу­чить работе на этом оборудований;

- НТП приводит к появлению новой техники и технологий, а, следовательно, уникальных специалистов.

Среди неэкономических причин ММРС можно выделить:

ü этнические (нацио­нализм) и религиозные;

ü семейные (воссоединение семьи);

ü эколо­гические (плохая окружающая среда);

ü политико-правовые (гонения, криминальная обстановка в стране);

ü личные (духов­ная близость культур, желание познать новую культуру).

Международная миграция включает 3 составляю­щие:

§ эмиграция – выезд из страны на постоянное место жительства,

§ иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства.

§ репатриация – возвращение в страну происхождения ранее выехавших граждан.

Согласно Международной организации труда (МОТ) мигранты подразделяются на 5 основных категорий:

1) иммигранты, легально допущенные в страну. Последние 20 лет
20 века были периодом высокого уровня иммиграции. Часто это профессионалы с высоким уровнем подготовки, образования и практического опыта работы.

2) работники-мигранты по контракту. Договоры о приеме иностранной рабочей силы на основе контрактов заключаются со странами с избытком рабочей силы (Азия, ряд стран Европы). Как правило, это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также малоквалифицированные работ­ники;

3) нелегальные иммигранты. Часть из них проникает че­рез границу, другие остаются в чужой стране с просроченными или туристическими визами и занимают самые дешевые рабочие места;

4) лица, просящие убежища по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в их странах;

5) беженцы, являющиеся жертвами войн. Значительная часть из них живет в специальных лагерях под опекой ООН или частных агентств.

Выделяют также 5 направлений ММРС:

1. миграция из развивающихся стран в промышленно развитые стра­ны. Основными центрами притяжения выступают страны: Германия и Великобритания с наиболее либе­ральным законами; Франция, Бельгия, Швейцария, Швеция, Нидерланды, США; Канада, Австралия (страны, имеющие нехватку рабочей силы);

2. миграция рабочей силы в рамках промышленно развитых стран;

3. миграция рабочей силы между развивающимися странами (из бедных развивающихся стран в более богатые государства);

4. миграция рабочей силы, связанная с бывшими социалистически­ми странами и государствами, входящими в СНГ;

5. миграция квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

Рабочая сила является не только объектом, но и субъектом МЭО. Кроме того, процесс ММРС оказывает многоплановое со­циальное, демографическое и социально-психологическое влияние, как на страны-доноры миграционных потоков, так и на принимающие страны. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения.

Какое влияние оказывает ММРС на страну-им­портера рабочей силы?

С точки зрения домохозяйства иммигранты увеличивают предложение рабочей силы и могут способствовать снижению средней заработной платы в стране. В тоже время расширение рынка труда и снижение заработной платы выгодно национальным товаропроизводителям, повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. Значительное влияние оказы­вает иммигранты на благосостояние государства:

ü Имеют образование и профессиональную подготовку и в этом смысле обходятся принимающей сто­роне бесплатно. Хорошо известен пример положительного влияния про­цесса «утечки умов» для экономики США. В 1980-х годах 40% докторов наук в области техники, прикладной математики, связанной с программ­ным обеспечением, 25% преподавателей технических дисциплин в вузах были иммигрантами из разных стран,

ü Являются плательщиками нало­гов, что выгодно для государственного бюджета.

ü Предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги внутри стра­ны, стимулируют развитие отечественного производства.

ü Могут нести с собой новые знания, которые могут высту­пать как важнейший фактор конкурентоспособности государства.

В то­же время иммиграция связана и с определенными издержками для го­сударства. Иммигранты могут вызывать социальные конфликты внутри страны, способствовать развитию преступности в государстве. Всегда имеются издержки, связанные с переездом, обустройством и адаптацией к чужой куль­туре, языку, традициям. Рабочая сила в развивающихся стра­нах не имеет должного уровня квалификации и профессиональной подготовки, поэтому не может составить должную конкуренцию квалифицированной рабочей силе в развитых государствах.

Противоположный эффект оказывает ММРС для страны-экспортера.

С точки зрения домохозяйства она приводит к умень­шению предложения рабочей силы на внутреннем рынке и повышению средней заработной платы в стране. Это не выгодно националь­ным товаропроизводителям, издержки которых возрастают, снижается международная конкурентоспособность. Государство несет существен­ные издержки, связанные с экспортом рабочей силы: не оку­паются затраты, понесенные при обучении рабочей силы; страна теряет квалифицированных специалистов; государст­во недополучает налоги в государственную казну.

С другой стороны, мигранты могут осуществлять значительные по объему денежные пе­реводы (родственникам, друзьям), что является хорошим источником как доходов в бюджет, так и поступлений в инвалюте в страну. Общеизвестно, что многие ученые, менеджеры, врачи, инженеры и другие квалифицирован­ные рабочие, повысив свою квалифи­кацию, поработав и улучшив свое материальное поло­жение в развитых странах, вернулись на родину, положив начало отечественным научным школам и на­правлениям, принеся достаток семьям.

Важная проблема стран-доно­ров – создание условий для реализации потенциала национальных кадров, нормальных условий их работы и жизни. Государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса ММРС: социальная и консульская защита, урегулирование вопросов налогообложения, финансового и транспортного обеспечения.

Государственная миграционная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию пото­ков экспорта и импорта рабочей силы согласно нацио­нальному законодательству и международным правовым актам. В законодательстве находят отражение 2 известные тен­денции: к свободному перемещению и ограниче­ниям трудовых ресурсов и населения. Различают государственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.

Целью государственной иммиграционной политики (ГИМ) является обеспечение оптимального количественного и ка­чественного состава прибывающих в страну трудящихся-мигрантов. На иммиграционную политику могут оказывать влияние факторы: демографическая ситуация; обеспеченность рабочей силой в разных отраслях народного хозяйства; необходимость привлечения дополнительных инвестиций и другие.

Инструменты ГИМ дифференцируются по категории эмиграции:

1) Для регулирования семейной эмиграции используется такой инструмент, как установление сте­пени родства, т.е. одним категориям родственников может быть разрешено воссоединение семьи, а другим запрещено.

2) Экономическая эмиграция связана с необходимостью привлече­ния в страну иностранного капитала и поощряется для создания на территории страны предприятий, приобретения недвижимости. Для этой категории устанавливаются требования о размер собственного капитала, о создании в стране-импортере предприятия с определенным числом работников и другие.

3) Профессиональная эмиграция связана с поощрением притока в
страну квалифицированной рабочей силы в требуемые секторы
национальной экономики. В качестве инструментов регулирования используются: возрастной ценз, требования к состоянию здоровья, уровню образования, стажу работы, специальности, лично­стной благонадежности, установление на­ционально-географических приоритетов (проживание только в определенном районе государства). Кроме того, могут использо­ваться лимиты и квоти­рование импорта
рабочей силы, а также временные ограничители по срокам пребывания.

4) Эмиграция в категории за особые достижения связана с желани­ем привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художников и т.д. Для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уровне. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предоставляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов.

5) Гуманитарная эмиграция связана с предоставлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.

С целью недопу­щения неконтролируемого влияния ММРС на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводят протекционистскую миграционную политику, призван­ную защитить интересы своего населения. Так, в США, начиная с 1995г, в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. чел, из них в поисках рабо­ты – 140 тыс. чел.

В 1993г Франция ограничила въезд новых иммигрантов, Германия прекратила пре­доставлять в общем порядке вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту миг­рантов. Ранее аналогичные изменения в иммиграционное законо­дательство ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия. Эти меры связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, вой­ной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза и ухудше­нием экономической ситуации в этих странах.

Международные конвен­ции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948г, объявляют свободный выбор места жи­тельства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты устанавливают либераль­ные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интег­рационных группировок и ограничительные – по отношению к третьим странам. В ЕС действует Римский договор 1957г. пре­доставил гражданам стран – членов ЕС право поиска работы в грани­цах сообщества. Шенгенское соглашение 1985г, вступившее в силу в 1993г, установило единые визовые правила въезда в страны – участницы соглашения. Дублинская конвенция 1990г установила правила предоставления убежища.

Раздел 4 – Внешнеэкономическая деятельность и её виды




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.