Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 – Характеристика основных внешнеторговых сделок




Под внешнеэкономической деятельностью понима­ются экономические отношения в сфере внешней деятельно­сти хозяйствующих субъектов при взаимодействии с зарубеж­ными организациями и фирмами. Основой внешнеэкономичес­кой деятельности являются соответствующие связи, возникающие при заключении различных внешнеторговых сде­лок или разных видах внешнеэкономического сотрудничества.

Под внешнеторговой сделкой (ВТС) понимаются действия, на­правленные на установление, изменение и прекращение граж­данско-правовых отношений в сфере купли-продажи между предприятиями и организациями, которые находятся в разных странах. Внешнеторговая сделка подразумевает исполнение платежа за поставленный товар, выполненную услугу или пре­доставленную консультацию, лицензию и т.д. Кроме того, су­ществуют так называемые товарообменные сделки, осуществ­ляемые без привлечения денежных средств.

Все внешнеторговые сделки (ВТС) имеют исторически сложившиеся особенности организации их проведения по тому или иному признаку:

1) По направлению и форме осуществления:

§ операции купли – торговли (экспортные; импортные; реэкспортные; реимпортные);

§ товарообменные операции (бартерные; встречные закупки; компенсационные сделки; операции на давальческом сырье, выкуп устаревшей продукции);

2) По виду продукции и степени ее готовности покупка-продажа:

§ машинно-технической продукции, готовой продукции, разрозненного оборудования, комплектного оборудования;

§ сырьевых товаров;

§ продовольственных товаров;

§ потребительских товаров;

§ услуг.

3) По методу торговли:

§ осуществление методом прямой торговли;

§ осуществление косвенным методом через посредников.

4) В зави­симости от объекта, предмета сделки:

§ товаров в вещественно-материальной форме (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт, товарообменные операции);

§ услуг (банковские, транспортные, туристические, страховые, посреднические консультационные, аренда, лизинговые операции);

§ результатов творческой деятельности (торговля лицензиями и ноу-хау).

Помимо традиционных форм международных сделок выде­ляют также торговлю состязательного типа. Сюда относят: аукционы, международные торги, биржевую торговлю.

Независимо от приведенной классификации все ВТС имеют одну и ту же схему их осуществления через последовательность согласованных действий экспортера и импортера.

Осуществление ВТС включает следующие процедуры:

1. Оценка структуры и динамики того сегмента мирового рынка, на котором собирается действовать данная фирма (изучение емкости, классификация потребителей по характеру их требований к качеству продукции, к уровню цен, к сервису, изучение стратегии конкурентов, фактических цен на продукцию, особенности таможенного законодательства, налогообложения, систем сертификации товаров).

2. Оценка собственного экспортного потенциала в количественном и качественном отношении, оценка своей конкурентоспособности.

3. Принятие решения о методе торговли.

4. Проведение рекламной компании.

5. Направление коммерческих предложений потенциальным партнерам.

6. Анализ контрпредложений партнеров.

7. Установление контакта с избранным партнером.

8. Согласование всех статей контракта.

9. Заключение контракта.

10. Выполнение действий, вытекающих из обязательств по контракту.

В чистом виде купля товаров в своей стране и их продажа на мировом рынке выступает в виде экспортной операции. Импортная операция – коммерческая деятельность, связанная с покупкой за границей и ввозом в свою страну товара с целью его использования импортером для своих производственных нужд или для продажи на внутреннем рынке своей страны. В таких сделках принимают участие 2 партнера из разных стран: экспортер и импортер.

Экспортная операция (ЭО) оформляется коммерческим документом – международным контрактом. В нем экспортер обязуется на условиях контракта передать определенное количество товара определенного качества в собственность импортера против уплаты ему определенной суммы в определенной валюте.

Экономическая целесообразность проведения экспортной операции при ее осуществлении частной фирмой определяется по усмотрению экспортера, но он должен иметь в виду, что при проведении валютного контроля сделки экономическая целесообразность операции проверяется, поэтому в любой фирме надо руководствоваться типовой методикой определения экономического эффекта, выражающей интерес экспортера.

Импортная операция (ИО) для импортера не является отображением экспортной и имеет свои особенности в организации. Импорт целесообразен если, приобретение аналогичного товара на внутреннем рынке потребует больших затрат или если товары национального производства отличаются от зарубежных потребительскими свойствами.

Поэтому потенциальный импортер сначала анализирует информацию о качестве и ценах тех товаров, в которых он нуждается. Затем анализируется ценовая политика экспортеров этой продукции, качество продукции отдельных фирм, репутация фирм поставщиков и изучается их финансовое положение. После установления круга потенциальных продавцов импортер может либо установить телефонный контакт, либо направить предложение (оферту) с изложением своих условий. Если по рекламным материалам импортер сочтет, что продукция и условия ее поставки его удовлетворяют, то он может направить фирме экспортеру заказ на поставку товара на тех условиях, которые изложены в рекламе экспортера.

Заказ – юридически обязывающий документ. Если в ответ на заказ придет согласие экспортера выполнить его, то контракт считается заключенным. После заключения контракта импортер обязан выполнить те действия, которые вытекают из содержания контракта.

Реэкспортная операция (РЭО) – коммерческая деятельность, связанная с вывозом за пределы страны и продажи продукции, ранее ввезенной в страну.

В РЭО принимает участие 3 фирмы: первичный экспортер, реэкспортер, конечный импортер. Реэкспортер заключает 2 контракта: с первичным экспортером на покупку товара, с конечным импортером на продажу ему этого же товара.

К товару, являющемуся предметом РЭО предъявляются требования:

§ он не должен подвергаться в стране реэкспорта никакой обработке за исключением несущественных вспомогательных операций по перевозке, пересортировке и перемаркировке. Эти операции не должны влиять на материально – вещественную основу товара. Затраты на эти операции не могут превышать 50% его контрактной цены, иначе товар автоматически переходит в разряд экспортных.

§ он должен находиться на территории страны реэкспортера не более 2-х лет. По истечению этого срока он переходит в разряд экспортируемых.

К реэкспорту прибегает конечный импортер, в случае если он не имеет налаженных связей с первичным экспортером или его выход на рынок страны первичного экспортера блокирован политическими или судебными запретами. Импортер действует через реэкспортера, уступая ему часть эффекта от проведения данной операции. Иногда реэкспорт используют, если в стране первичного экспортера товар доступен по льготной цене. Украина, покупая по льготной цене нефть в РФ, перепродает ее по мировой цене.

Физическое движение товара возможно двумя путями:

- от первичного экспортера в страну реэкспортера и далее в страну конечного импортера.

- непосредственно из страны первичного экспортера в страну конечного экспортера, но права собственности на товар перемещаются только по первому пути.

Товары, перемещаемые в страну в порядке реэкспорта, помещаются на 1 из 15 таможенных режимом – таможенный склад. Этот режим предусматривают ввоз в страну товара без применения взимания пошлин и пограничного налога.

Реимпортные операции (РИО), наоборот, связаны с ввозом в страну ранее вывезенных для продажи товаров. Это не состоявшиеся экспортные операции – возврат брака и непроданных товаров.

К реимпортному товару предъявляются требования:

§ он не должен подвергаться никакой переработке за время пребывания за границей за исключением переупаковки и перемаркировки.

§ они не должны пребывать за границей более 10 лет.

К реимпортным товарам применяется режим «свободная таможенная зона» без взимания импортной пошлины и НДС.

Статус на товары РЭО и РИО должен быть прямо зафиксирован в контракте, и должны быть приведены ссылки на документы, подтверждающие этот статус.

Широко распространены товарообменные сделки, когда партнеры разных стран поставляют друг другу определенные наборы товаров.

Бартерная операция (БО) – коммерческая деятельность, выражающаяся в обмене партнерами разных стран эквивалентными по стоимости наборами товаров без проведения денежных расчетов в банках.

Тем не менее, стоимостная оценка товаров в контракте обязательна в целях контроля стоимостной эквивалентности обмена, определения возможных сумм страхования товара в пути и его уценки в случае изменения их качества, для определения размера финансовых санкций к тому или иному партнеру при нарушении им обязательств по контракту.

Стоимость набора товаров с обеих сторон должна быть полностью уравновешена. В контракте в статье «количество» сначала приводится перечень товаров, поставляемых одной страной, затем перечень с другой стороны. В статье «стоимость контракта» приводятся цены на каждый товар и расчет стоимости с той и другой сторон (обычно на 10-30% снижены по сравнению с мировыми). На товары обязательно должны быть получены лицензии.

Плюс БО – возможность проведения при отсутствии денежных средств. Эффект БО = разности между стоимостью товаров, поставляемых партнерам, и стоимостью товаров, поставляемых партнеру по ценам внутреннего рынка.

Недостаток – отсутствие у партнеров свободы в использовании финансовых ресурсов до реализации приобретенной партии товара на внутреннем рынке.

Компенсационные сделки – разновидность товарообменных сделок сходных с БО, однако есть существенные отличия: дополняется некоторая разница в стоимости с той и другой стороны. Она образуется в том случае, когда одна из сторон не в состоянии поставить эквивалентный по стоимости набор товаров и остается должником. Образуется долг этой стороны – неконвертируемым сальдо (не может быть выплачен в конвертируемой валюте). На сумме этого долга при согласии партнера должник обязуется по контракту открыть специальный счет в национальной валюте в пользу зарубежного партнера в банке своей страны. Средства с этого счета партнер должника может использовать по своему усмотрению.

Обычно компенсационные сделки заключаются при поставках одним партнером другому комплекта технологического оборудования, стоимость которого частично оплачиваются покупателем поставками готовой продукции, получаемой с использованием данного оборудования. При этом оговаривается, что часть поставленного оборудования была оплачена в национальной валюте покупателя этого оборудования.

Встречные закупки (ВЗ) –разновидность ВТС, неожиданно развившаяся из ЭО. Становление операции происходит следующим образом: на определенной стадии переговоров импортер вдруг выдвигает требование встречной закупки экспортером определенных товаров в стране импортера на некоторый процент выручки от экспорта.

Дальнейшее развитие переговоров определяется позициями экспортера. Импортера побуждает выдвинуть указание требования законодательства его страны (Индонезия, Филиппины, Индия). Смысл такого требования – ограничить отток валюты из страны. Если экспортеру доступны другие рынки, то он может оказаться от ВЗ. Если же он испытывает серьезную конкуренцию, то он вынужден согласиться на ВЗ. Тогда предметом переговоров становится объем встречной закупки, номенклатура и цены закупочных товаров и цены на продукцию экспортера.

Для экспортера не запланированная закупка товара в стране импортера грозит дополнительными издержками: провести рекламную компанию в своей стране, найти покупателя, организовать торговлю этими товарами. Чтобы уменьшить эти затраты, экспортер по возможности стремится включить во встречную закупку те товары, которым можно найти применение в его собственной стране.

Соглашаясь на ВЗ, экспортер настаивает на пересмотре цен на экспортируемую им продукцию. По сложившимся торговым обычаям, если объем встречных не превышает 15–17% от экспортной выручки, то экспортные цены повышаются параллельно на 3% по сравнению с исходным уровнем. Если объем встречной закупки 15–20% от суммы экспорта, то экспортные цены повышаются в среднем на 5%. Если объем равен 20–30 %, то цены увеличатся на 10%. Если 30–50%, то на 20–30%.

Для того чтобы юридически закрепить согласие экспортера на ВЗ в контракте делается обязывающая экспортера запись. В статье «предмет контракта» после формулировки этого предмета записывается, что экспортер в течение определенного периода, например не позднее чем через 6 месяцев после заключения контракта, заключит контракт на покупку в стране импортера указанных товаров на указанную долю экспортной выручки. Чтобы гарантировать экспортерам выполнение этого обязательства в статье «условие платежа» записывается, что при не выполнении экспортером обязательства по встречной закупке, сумма штрафов за не исполнение обязательства будут вычитаться из суммы очередных платежей за поставляемую экспортером продукцию.

В 60-х годах фирмы производители начали реализацию стратегии выкупа устаревшей продукции с одновременной продажей новой. Продавая новую продукцию, экспортер соглашался приобретать у покупателя старую продукцию аналогичного назначения, которая сохранила потребительные свойства, но морально несколько устарела. Выкупая устаревшую, но физически еще годную к употреблению продукцию, подвергая ее незначительной модернизации, фирмы экспортеры обеспечивали себе значительное расширение рынка сбыта новых моделей того же назначения.

Конкурируя друг с другом в этом отношении, отдельные экспортеры создали целую инфраструктуру для осуществления подобных операций, т.е. технические консультационные центры, дилерские конторы, которые заняты непосредственно работой с индивидуальными потребителями. Дилерские конторы выявляют спрос на новые модели, выясняют спрос на поддержанные товары аналогичного назначения, устанавливают, какая выкупная цена приемлема для потенциальных покупателей новых, по каким ценам менее состоятельные покупатели склонны приобретать поддержанные, но модернизированные товары.

Центральным вопросом является обеспечение детальной экономической целесообразности выкупа устаревшей продукции. Технически наиболее сложно обосновывать безубыточность устаревшей продукции. Цена возможной реализации модернизированной устаревшей продукции определяется в основном социологическим методом, т.е. опросом потенциальных покупателей, проводимых дилерами страны импортера.

Толлинговые операции (ТО) – это разновидность товарообменных ВТС, необходимость в которых возникает тогда, когда партнер одной страны имеет ресурсы сырья, но у него нет мощностей для его переработки, а партнер другой страны имеет мощности, не обеспеченные собственным сырьем.

Двум партнерам есть смысл вступить в сделку, в ходе которой обладатель сырья передает его для переработки обладателю промышленных мощностей в другой стране за определенную плату. В качестве оплаты за услуги по переработке сырья поставщик этого сырья оставляет переработчику некоторую часть готовой продукции, полученной из этого сырья. Сырье, поступающее на переработку от партнера одной страны к партнеру другой для переработки и возврата готовой продукции назывется давальческим.

Основная причина распространения ТО – исчерпание собственных запасов сырья в некоторых традиционных странах – переработчиках. Например, в алюминиевой промышленности из-за остановки геологоразведочных работ РФ осталась без своего сырья. Обладатели сырья (Австралия, Малайзия) отказались поставлять глинозем в порядке свободной купли-продажи и согласились делать это на условиях толлинга.

Организация ТО сложна в части соблюдения баланса интересов обладателей сырья и свободных мощностей. Обычно поставщик сырья стремится заплатить минимум полученной продукции за услуги.

Поэтому в контракте на осуществление операций по переработки давальческого сырья обязательно устанавливаются величины:

§ объем поставки сырья;

§ цена единицы сырья;

§ затраты на переработку на единицу готовой продукции;

§ затраты по осуществлению операций;

§ количество готовой продукции, оставляемое переработчику сырья в качестве уплаты стоимости его услуг.

Контракт имеет сбалансированный безвалютный характер.

В соответствии с таможенным кодексом РФ давальческое сырье не подлежит мерам тарифного и нетарифного регулирования, если сырье будет прибывать на территории страны не более 2-х лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.