Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6 – Регулирование платежного баланса страны




Балансы международных расчетов предназначены для оценки поступлений в страну и платежей из страны, требований (заплатить нам) и обязательств (чтобы заплатили мы) страны по отноше­нию к мировому сообществу. Основные виды балансов междуна­родных расчетов страны: расчетный баланс; баланс международной задолженности; платежный.

1) Расчетный баланс представляет собой соотношение требований и обязательств страны по отношению к другим странам. Составляется как за определенный период, так и на определенную дату. Расчетный баланс за определенный период позволяет оценить развитие валютно-финансовых отношений страны с заграницей в данный прошедший период времени. Расчетный баланс на определенную дату (на начало или конец года) показывает соотношение всех требований и всех обязательств страны по отношению к другим странам независимо от периода их возникновения и срока оплаты в будущем. То есть все, что страна должна будет когда-либо выплатить и все, что она когда-нибудь получит.

2) Баланс международной задолженности отличается от расчетно­го только набором статей и имеет специфические особенности в зависимости от страны.

3) Платежный баланс занимает ведущее место, т.к. позволяет произвести комплексную оценку взаимоотношений страны с остальным миром, рассчитать вывоз капиталов, определить меры по улучшению валютно-финан­сового положения государства. В отличие от расчетного баланса платежный включает только фактически произведенные поступления и платежи, кредиты и инвестиции. Статьи платежного баланса страны фиксируют все операции между резидентами (потребители, предприниматели и государственные учреждения) и нерезидентами. Платежный ба­ланс показывает соотношение между доходами, которые страна получает от зарубежных стран, и платежами, которые осу­ществляет.

Платежный баланс России (табл.14) является внешним балансом страны, в отличие от федерального бюджета – внутреннего баланса. Во взаимодействии страны с остальным миром могут возникать следующие ситуа­ции:

- значительное отрицательное сальдо платежного баланса (когда исходящие валютные потоки значительно превышают входящие);

- значительное положительное сальдо платежного баланса (когда входящие валютные потоки значительно превышают исходящие);

- незначитель­ное положительное (самое выгодное) или отрицательное сальдо платежного баланса.

Таблица 14 – Структура платежного баланса

Статья Млн. дол.
I Счет текущих операций  
А Товары и нефакторные услуги  
1. Торговый баланс (1.1 – 1.2)  
1.1 Экспорт товаров  
1.2 Импорт товаров  
2 Баланс нефакторных услуг  
Б Баланс факторных услуг (доходы от инвестиций и оплата труда)  
В Текущие трансферты  
II Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами  
А Счет операций с капиталом  
Б Финансовый счет  
1. Прямые инвестиции  
2. Портфельные инвестиции  
3 Прочие инвестиции  
3.1 Активы  
3.1.1 Наличная иностранная валюта  
3.1.2 Текущие счета и депозиты  
3.1.3 Баланс по предоставленным кредитам  
3.1.4 Просроченная задолженность  
3.1.5 Непоступление экспортной выручки  
3.1.6 Прочие активы  
3.2 Пассивы  
3.2.1 Наличная национальная валюта и депозиты  
3.2.2 Текущие счета и депозиты  
3.2.3 Баланс по привлеченным кредитам  
3.2.4 Просроченная задолженность  
3.2.5 Прочие пассивы  
4. Резервные активы  
5. Поправка к резервным активам  
Чистые ошибки и пропуски  
Общий баланс (I – II)  

 

Значительное отрицательное сальдо платежного баланса может спровоцировать экономический кризис в стране: обесценение курса националь­ной валюты, рост цен, банкротство предприятий, умень­шение реальной заработной платы населения. Оно означает, что страна или не может расплачиваться за то, что приобретаемые из-за рубежа (отрицательное сальдо по текущим операциям), или капиталы уходят из страны в поисках более выгодного приме­нения (отрицательное сальдо по 2-ому счету), или и то и другое вместе. Дефицит по счету текущих операций может быть покрыт либо в результате иностранных займов и инвестиций, либо за счет сокращения валютных резервов в стране. Кро­ме того, какой-либо объект собственности в стране может быть продан иностранному инвестору, который оплатит эту сделку ва­лютой своей страны. Если приток капитала осуществляется в форме инвестиций в производство товаров и услуг, то это обеспечивает рост националь­ного производства. Приток капитала в форме долгосрочных госу­дарственных и частных кредитов ведет к увеличению внешнего долга страны и выплат по нему.

Значительное положительное сальдо платежного баланса также не выгодно стране: рост курса национальной валюты, импорт становится более вы­годным, чем экспорт. Когда очень много иностранной валюты поступает в страну, а значит, существует избыточное ее предложение на рынке, это снижается конкурентоспособ­ность национальной экономики, обуславливает вывоз капитала или накопление валютных резервов в стране. К сожалению, российская экономика также болеет этой болезнью. Положительное сальдо платежного баланса (из-за положительного сальдо по текущим операциям вследствие высоких цен на нефть на мировом рынке) приводит к реальному укреплению курса национальной валюты на валютном рынке, импорт становится более выгодным, а конкурентоспособность несырьевого сектора экономики снижается.

Важнейшая роль отводится «счету текущих операций». По сути, это отчет о доходах и расходах страны в сфере международной торгов­ли товарами и услугами за год. Значительная зависимость платежного баланса страны, доходов бюджета, курса национальной валюты от мировых цен на сырье являет­ся негативным фактором развития национальной экономики.

Поскольку любая страна не только продает и покупает товары, но и предоставляет и использует услуги других стран, то счет текущих операций включает и услуги. В числе факторных услуг выделяют оплату труда, которые резиденты получают за рубежом (ко­гда резидент находится в иностранном государстве менее 1 года) и доходы резидентов от зарубежных инвестиций (дивиденды, проценты, рента по предоставлению кредитов, услуги страхова­ния). Соответственно, расходы по инвестициям и оплате труда воз­никают, когда нерезиденты получают доходы от инвестиций, оплаты труда. Например, когда российский гражданин заключил с немецкой компанией полугодовой контракт на выполнение комплекса работ в Германии, его чистый доход будет включен в доходы по оплате тру­да в платежном балансе России. Если же украинский работник под­пишет аналогичный контракт с российской фирмой, то чистые дохо­ды украинского работника будут учитываться в качестве расходов по заработной плате. Экспорт услуг России в 2002г составлял 13 млрд. дол, импорт – 22,1 млрд. дол. К важнейшим видам услуг принято относить: транспортные услуги (авиа, морской, ж/д, ав­то, трубопроводный), поездки (деловые, лич­ные), прочие услуги. В таких странах, как Греция, Турция и Испания, туризм составляет значительную долю валового внутреннего продук­та (ВВП) и является главной отраслью специализации этих стран.

Текущие трансферты связаны с безвозмездным перечислением денег в страну из страны на государственном уровне (гуманитарная помощь, помощь по­страдавшим в результате стихийных бедствий странам) и на частном уровне (денежные переводы, подарки, помощь част­ных негосударственных иностранных фондов).

Раздел «счет операций с капитала­ми и финансовыми инструментами» позволяет проанализировать структуру и динамику инвестиций за рубежом, а также иностранных инвестиций в своей стране, изменение резервов иностранной валюты в стране, изменение задолженности страны перед остальным миром, и наоборот. Вывоз ка­питала, сокращение резервов показываются со знаком «-», так как такие операции сокращают количество иностранной валюты в стране. Ввоз капитала и рост резервов показываются со знаком «+», так как увеличивают количество иностранной валюты в стране.

Счет операций с капи­талом в отличие от текущих операций включает капитальные транс­ферты:на государственном уровне (одно государство частично или пол­ностью списывает долги другого государства, безвозмездная помощь в виде передачи одного государства другому станков, оборудования и т.д.) и на частном уровне (списание долгов фирмами, перевоз имущества мигрантами и т.д.).

Статья «Поправка к резервным активам» заполняется, используя косвенные данные, а также оценки различных правительственных организа­ций. Примерами поправок могут служить оценки нерегистрируемых мелких экспортных и импортных операций и оценки количества наличной валюты на территории страны.

Статья «Чистые ошибки и пропуски» отражает незарегистрированное, неучтенное и нелегальное движение капитала. Увеличе­ние этой статьи является негативным фактором, обуславливаетсянесовершенством стати­стической и информационной базы платежного баланса страны.

Раздел 5 – Место России и РБ в мировой экономике

Важнейшие особенности российской экономики подразделяются на две группы:

1) фундаментальные: Россия богата природными ресурсами, однако запасы энергоносителей находятся на значитель­ном расстоянии от крупных мировых рынков; плотность на­селения России довольно низкая.

2) временные: в России слабо развит сектор производства потребительских товаров; единственной конкурентоспособ­ной отраслью является оборонная; уровень образования
представителей сферы услуг очень высок; Россия облада­ет обширной и надежной инфраструктурой для добычи и транспортировки сырьевых товаров.

Указанные характеристики нашли свое отражение в совре­менной структуре внешней торговли России: нефть и нефтепродукты – 39%; газ – 13%; электроэнергия, химическая и пищевая промышленность – 2%; лесная и деревообрабатывающая промышленность – 4%; черная металлургия – 5%; цветная металлургия – 5%; машиностроение – 8%; уголь – 1%; драгоценные металлы – 2%; прочие – 27%.

В настоящее время Россия является крупнейшим нефтепроизводителем и занимает второе место по добыче газа. Кроме того, наблюдается устойчивый и равномерный рост в тех отраслях, которые производят основную массу российских экспортных товаров – топливо и металлы. Начинается рост производства и в таких отраслях, как лесная промышленность, производство минеральных удобрений и сельское хозяйство.

Россия в международном движении капитала

Россия является од­ним из крупнейших должников в мире. Например, в 1996г она занимала по этому показателю шестое место после Бразилии, Мек­сики, Китая, Индии и Индонезии. России как правопреемнику СССР в наследство достались долги Советского Союза, которые в 1990г составляли 59,8 млрд. долл. Долги продолжали расти в 1991г. а также после обретения Россией суверенитета. В период реформ неоднократно осуществлялись дополнительные заимствования, и во второй половине 1990-х годов величина задолженности превысила 150 млрд. долл.

Деятельность кредиторов России можно раз­делить на 2 этапа:

1) кредиторами выступали некоммерческие организации с целью налаживания сотрудничества с СССР. Кредиты носили название стабилизационных, по­скольку развитые страны стремились поддержать процесс перестрой­ки, начавшиеся реформы. Ссуды были правительственными, выдавались в рамках договоренности на высшем уровне и поэтому долгое время оставались беспроцентными;

2) стали реализовываться программы выделения реабилитационных кредитов, предоставлявшихся в основном международными организациями (МВФ, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития). С их помощью пред­полагалось преодолеть последствия инфляции и дестабилизации финансовой системы. Эти кредиты предоставля­лись под невысокие проценты. Но с учетом значительности суммы долга его обслуживание ложилось тяжелым бременем на бюджет страны;

3) с 1994г начался новый этап развития кредитных про­грамм иностранных финансовых компаний, связанный с привати­зацией. Иностранные финансовые организации предпочитают фи­нансировать проекты реконструкции существующих предприятий с объемом вложений до нескольких десятков миллионов долларов, причем срок предоставления кредитов и соответственно срок оку­паемости таких проектов не должен превышать 3-5 лет. Еще более предпочтительными являются краткосрочные кредиты на срок до года. Крупнейшие мировые кредиторы, например Мировой банк, считают, что такая стратегия останется приоритетной в тече­ние ближайших лет, так как риск долгосрочного кредитования, как и инвестиционный риск, на российском финансовом рынке пока очень велик и превышает допустимый предел для крупных кредитных организаций и инвесторов.

Несмотря на риск, международные организа­ции готовы работать как с крупными и средними предприятиями, так и с мелкими предпринимателями. Но для получения кредитов в российских условиях руководителям предприятий и предпринимате­лям необходимо предоставлять особенно тщательно подготовленное обоснование, убеждающее и документально подтверждающее обес­печение, эффективность использования кредита и возможность его обслуживания. В таких условиях непрофессионализм заемщиков и неразвитость сектора страховых услуг являются большим дополни­тельным препятствием получения кредитов.

Реструктуризация государственного долга России неоднократно осуществлялась в 1993 – 1999гг в результате переговоров с Париж­ским и Лондонским клубом. Однако полная реструктуризация долга в масштабе, необходимом вследствие финансового кризиса 1998г, не была завершена и по состоянию на конец 2000г.

Несмотря на усилия правитель­ства, прямые иностранные ин­вестиции в России пока невелики. Сло­жившееся положение обусловлено неблагоприятным инвестицион­ным климатом: законодательство, регламентирующее иностранные инвестиции и деятельность коммерческих организа­ций противоречиво и подвержено изменениям, неопределенности с пра­вами собственности на приватизированные объекты, на землю, уро­вень налогообложения не способствует предпринимательской дея­тельности, высока вероятность смены экономической политики в целом, национальная валюта не полностью конвертирует­ся, сильны валютные ограничения.

Отраслевая направленность инвестиций в настоящее время боль­шей частью связана с замещением импорта в пищевой и легкой промышленности. Ориентируясь на высокий спрос на российском рынке, совместные предприятия производят сигареты, безал­когольные напитки, пиво. Во второй половине 1990-х годов стали заметны прямые иностранные инвестиции в современные отрасли, такие, как телекоммуникационные услуги, системы информаци­онных услуг в сети Интернет.

Россия как экспортер капитала наследовала право СССР на получение долгов бывших социалисти­ческих и развивающихся стран в размере 140 млрд. долл. Однако большая часть долга просрочена из-за несостоятельности должни­ков, реструктурирована или списана. В 1992г РФ должна была получить 14,2 млрд. долл. платежей должников СССР. Размер фактической оплаты составил 2 млрд. долл.

В 1992 – 2000гг Правительство РФ и российские предприятия предоставляли странам СНГ кредиты в денежной и товарной форме. Это были и технические кредиты для покупки российских това­ров, и поставки энергоносителей в кредит. Отношения по долгам, образовавшимся в результате предоставления этих кредитов, по со­стоянию на 2000г. урегулированы не полностью.

За рубежом действуют тыся­чи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана еще в период существования СССР, большинство – в последние годы. Значительная часть созданных в последние годы фирм не внесена в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием, поэтому точных оценок размеров российс­ких инвестиций нет. Наиболее реалистичные примерные оценки прямых зарубежных инвестиций в нефинансовый сектор составля­ют ориентировочно 10 млрд. долл., не считая вложений в недвижи­мость. Оценки портфельных инвестиций, депозитов и счетов в ино­странных банках, которые даются различными экспертами, суще­ственно разнятся. Размещены инвестиции преимущественно в раз­витых странах.

Бегство капитала (его отток из страны), как явление, характерно для стран с высокой инфляцией, кризисным состоянием экономики, высокими нало­гами и политической нестабильностью, угрозами национализации, высоким уровнем преступности и другими факторами неблагопри­ятного инвестиционного климата. Это свидетельство недоверия участни­ков рынка к национальной экономике. Отток капитала из РФ является крайне неблагоприятным сигналом иностранным инвесторам о неэффек­тивности вложений в российскую экономику, ухудшает платежный баланс и негативно влияет на курс рубля.

Частный капитал вывозится за рубеж из-за стремления владельцев разместить его в условиях бла­гоприятного инвестиционного климата, не имеющегося в РФ. Часть капитала вывозится легально, другая – в обход действующих правил и норм. Предпри­нимаются меры государственного регулирования, направленные на предотвращение вывоза капитала. Примером таких мер являются правила обязательной продажи экспортерами значительной части валютной выручки (в 1998–2000гг -70%).

Препятствия к вывозу капитала при положительном сальдо тор­гового баланса дестабилизируют денежное обращение в стране. При этом наращиваются валютные резервы, в том числе резервы Цен­трального банка, объем валюты на счетах предприятий и на руках у населения. Постоянное поступление валюты приводит к заниже­нию ее стоимости на внутреннем рынке. Приобретение валюты для формирования резервов вызывает рост рублевой денежной массы в стране и развитие инфляции. Оба этих фактора снижают конкурен­тоспособность национальной экономики и блокируют экономичес­кий рост.

Принятие новых законода­тельных актов в области регламентирования зарубежных инвести­ций может способствовать легализации вывоза капитала, обеспече­нию возможности его учета и контроля. Важным шагом в упорядо­чении инвестиционной деятельности за рубежом может быть и раз­работка более широкой государственной концепции участия России ТНК российского происхождения. Не одной ТНК российского происхождения пока не создано. Распространенным заблуждением является то, что за ТНК принимают предприятия, имеющие в своей струк­туре международные филиалы, которые подчиняются российскому главе. В некоторых странах российские предприятия занимаются экспортом, ли­цензированием, имеют совместные предприятия или дочернюю компанию, но это еще не ТНК.

Россия в мировых миграционных потоках

Границы СССР для мигра­ционных потоков практически были закрыты. 20 мая 1991г был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступающий силу с 1993г., который предоставлял гражданам страны возможность выезжать, жить и работать за границей. Он стал правовой основой для меж­дународной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом. Принципиально новым моментом в законе стала отмена выездной визы – внутреннего разрешения на выезд российских граждан. Всем гражданам дано право на получе­ние заграничного паспорта сроком на 5 лет. Исключение со­ставляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (в частности, по обязательной воинской службе), а также уголов­ные преступники.

В дальнейшем в целях регулирования миграционных потоков в Россию и регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты указы Президента «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и исполь­зовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993г. Эти указы имели целью обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные процедуры, правила и квоты на привлече­ние иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въез­да иностранных граждан на территорию России. По некоторым оцен­кам, в настоящее время на территории России проживают без со­ответствующего оформления от 500 до 700 тыс. лиц, прибывших из стран дальнего зарубежья. Кроме того, в стране проживают милли­оны граждан стран СНГ.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с Указом Президента РФ.

Выезд, из России граждан на по­стоянное место жительства не стал массовым, но существенным по масштабам: среднегодовая численность эмигрантов в первой поло­вине 1990-х годов составляла 100-105 тыс. чел. Эта цифра не включает выезжающих на временную работу, которая часто осуществляется без оформления необходимых документов. По официальным данным, численность российских граждан, трудоустроен­ных за границей при посредничестве Федеральной миграционной службы, очень невелика. Реальные миграционные потоки многократно превышают эти данные. Попытки регламентировать тру­довую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают.

Принимая во внимание социально-экономические процессы, происходящие в России и других странах СНГ, можно утверждать, что эмиграционный потенциал этих стран еще не исчерпан. Кроме того, продолжается этническая эмиграция, поскольку в СНГ проживает несколько миллионов человек, представляю­щих нации стран дальнего зарубежья (немцев, поляков, евреев). Но в последние годы этническая эмиграция сокращается. На первый план выходит эконо­мическая эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падени­ем жизненного уровня.

В 1990-х годах возникло такое принципиально новое для России явление, как эмиграция предпринимателей, связанная со стремлением к поли­тической и экономической стабильности, опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса.

Преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из России не следует. Она ограничи­вается законодательными мерами принимающих стран, объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. Кроме того, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы, что резко усиливает кон­куренцию на рынке труда среди работников невысокой квалифи­кации. Уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за исключением ученых и инженеров в области кос­мической, лазерной техники, кристаллографии, биологии, физи­ки низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов запада.

Помимо проблемы внешней миг­рации весьма серьезно в настоящее время встала для России пробле­ма иммиграции на временную работу и на постоянное место жительства (большей частью без оформления соответствую­щих документов) преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Китая, Вьетнама, Афганис­тана, стран Африки.

Валютный рынок России

После распада СССР в России начался переход от системы валютной монополии и фик­сированных валютных курсов к политике регулирования плаваю­щих курсов валют.

Важнейшими в валютной политике правительства России ста­ли следующие в известной мере противоречивые цели: дости­жение конвертируемости рубля; поддержание стабильности курса рубля; превращение рубля в единственное законное платежное средство на территории России.

Валютная политика в России менялась за последние 15 лет неоднократно и прошла ряд этапов:

I ноябрь 1989г – середина 1992г: период множественности обменных курсов рубля для отдельных внеш­неторговых операций;

II весна 1992г – весна 1994г: период свободного плавания валютного курса без су­щественного вмешательства Банка России. Был введен единый валютный курс по всем видам операций, который устанавливался дважды в неделю по итогам аукционов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и но­сил статус официального курса Банка России. Одновременно было введено требование к экспортерам продавать за рубли 50% валют­ной выручки;

III весна 1994г – июль 1995г: период регулируемого плавания валютного курса со стороны Банка России;

IV июль 1995г – август 1998г: устанавливались границы колебаний курса рубля, за которые курс не мог выходить. Указанный валютный ко­ридор в июле 1996г был заменен на коридор с растущим курсом, параметры которого были связаны с прогнозируемым темпом ин­фляции. Реформаторские усилия по достижению основных целей валютной политики позволили России с 1 июня 1996г принять на себя обязательства Учредительного со­глашения – Устава МВФ, в соответствии с которыми полностью снимаются все ограничения на валютные операции по текущим счетам и переводам. Удержание курса рубля в рамках коридора, который устанавли­вался на основе далеко не безупречных прогнозов, потребовало масштабных интервенций Центробанка на валютном рын­ке, что привело к истощению его валютных резервов. В результате в августе 1998г произошел валютный кризис, и валют­ный коридор был отменен. Причина валютного кризиса – завы­шенный курс рубля, импорт был очень выгоден и подавлял отечественное производство;

V август1998г – по настоящее время: период регулируемого плавания валютного курса. Фактически Банк России полно­стью контролирует ситуацию на валютном рынке, определяет курсовую политику. Кризис обусловил отказ от политики валютного кори­дора и возврат к жесткой протекционистской политике в осталь­ных сферах. Так, норма продажи выручки экспортерами составила 70% и превысила норму периода начала реформ. Это возможно еще и потому, что золотова­лютные резервы Банка России сейчас составляют более 80 млрд. долларов.

Процесс вступления России в ВТО

Правовой предшественник России - СССР в 1990г получил статус наблюдателя в ГАТТ. Такое положение со­храняется до настоящего времени. Это означает, что российский экспорт подвергается дискриминации на мировом рынке. На пути российских товаров установлены практически все виды ограниче­ний, существующие в международной торговле. Наиболее серьез­ную угрозу внешнеторговым интересам России представляют анти­демпинговые правила, число которых в последнее время растет. При этом нередко они применяются, даже когда демпинга как такового и нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издерж­ки производства. Статус наблюдателя означает и то, что практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудни­чества решаются без участия России. Принятие России в ВТО по­зволит стране использовать сложившийся в торговле международ­ный механизм консультаций и поиска компромиссов при решении спорных вопросов.

В 1993г президент России направил официальное заявление о намерении страны присоединиться к ГАТТ в качестве полноправ­ного члена. «Меморандум о внешнеторговом режиме России» был направлен в ГАТТ в феврале 1994г, а в декабре 1994г Россия подала заявление с просьбой о вступлении в ВТО. В настоящее время в переговорном процессе по выработке условий присоединения России к ВТО участву­ют до 50 членов этой организации.

Многое в нормах ГАТТ/ВТО противоречит сло­жившимся в российской практике традициям, представлениям и действующему законодательству. Необходимо будет пересмотреть та­моженные тарифы, чтобы они приблизились к уровню, который сложился в странах-членах ВТО, привести в соответствие с миро­выми нормами торговое законодательство, пересмотреть практику субсидирования экономики и правительственных закупок.

Российской делегацией ведутся переговоры по следующим направлениям:

1) по доступу на рынок товаров. Предмет переговоров – определение уровня ввозных таможенных пошлин, ко­торый получит право применять Россия после вступления в ВТО;

2) пе­реговоры по сельскохозяйственной проблематике. Предмет перегово­ров – обсуждение объемов возможной государственной поддержки аграрного сектора и размеров экспортных субсидий;

3) переговоры по доступу на рынок услуг. Предмет переговоров – согласование условии доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок;

4) пере­говоры по совершенствованию российского законодательства.

РФ может получить следующие преимущества при вступлении в ВТО:

- уменьшение ограничений в международной торговле приведет к удешевлению импорта, что выгодно как для российских предприятий, использующих импортное сырье и комплектующие, так и для Российских граждан, приобретающих импортные товары;

- возможность правовой защиты отечественных товаропроизводителей по законам ВТО;

- открытие экономики и стабили­зация российского внешнеторгового и общеэкономического законо­дательства будет способствовать развитию международных экономи­ческих отношений и инвестиционного процесса в России;

- россий­ские предприятия – экспортеры получат более широкие возможно­сти доступа к внешним рынкам сбыта.

Однако при вступлении в ВТО могут возникнуть трудности:

1) некоторые отрасли (сельское хозяйст­во, авиационная промышленность) и отдельные предприятия могут не выдержать конкуренцию с зарубежными предприятиями, увеличится безработица, произойдет спад производства;

2) российским банкам бу­дет сложно конкурировать с иностранными коммерческими банками, которые имеют большие и относительно дешевые ресурсы (процен­ты по вкладам и соответственно кредитам за рубежом намного ниже российских);

3) возникнут трудности сохранения Таможенного союза со странами СНГ, поскольку это вступает в противоречие с уставом ВТО;

4) уменьшатся возможности государства по регулированию внешнеэкономической деятельности;

5) ослабление прямого государственно­го регулирования внутренних цен на энергоносители может привести к существенному росту издержек производства и падению конкуренто­способности отечественных предприятий.

Анализ потенциальных пре­имуществ и угроз вступления России в ВТО позволяет сделать следую­щие выводы:

I необходимо обеспечить общий положительный коли­чественный и качественный баланс национальных интересов;

II нель­зя допустить банкротства отдельных отраслей народного хозяйства;

III целесообразно обеспечить механизм защиты национальной финансовой и банковской системы;

IV нельзя допустить резкого повышения цен на энергоносители, как того требуют переговорщики со стороны ВТО

V необходима координация деятельности всех уровней власти для подготовки российской экономики к вступлению в ВТО

 

 

Заключение

 

Современное мировое хозяйство является результатом длительной эволюции производительных сил, их интернационализации. В процессе развития оно прошло несколько этапов, перетерпело серьезные изменения. Сейчас оно представляет собой сложную экономико-политическую систему, в которой воспроизводство совокупного общественного продукта происходит в масштабе планеты.

При изучении дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность РБ» обеспечивается фундаментальная подготовка студента в области:

- состояния всемирного хозяйства в целом, в том числе характеристик основных элементов мировой экономики: национальных экономик ведущих стран мира; экономических групп, союзов и сообществ; природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства; мирового воспроизводственного процесса;

- закономерностей функционирования и определения тенденций развития всех форм международных экономических отношений;

- взаимодействия хозяйствующих субъектов из разных стран в процессе международного обмена и особенностей формирования спроса и предложения на товары, услуги и факторы производства на мировых товарных, финансовых и трудовых рынках, а также поведения продавцов и покупателей на них;

- мировых интеграционных процессов и экономического сотрудничества, интернационализации и глобализации;

- государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и путей её совершенствования;

- современных тенденций формирования торговой политики, принципов и правил ВТО, разработки эффективной тарифной политики и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.