КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6 – Регулирование платежного баланса страны
Балансы международных расчетов предназначены для оценки поступлений в страну и платежей из страны, требований (заплатить нам) и обязательств (чтобы заплатили мы) страны по отношению к мировому сообществу. Основные виды балансов международных расчетов страны: расчетный баланс; баланс международной задолженности; платежный. 1) Расчетный баланс представляет собой соотношение требований и обязательств страны по отношению к другим странам. Составляется как за определенный период, так и на определенную дату. Расчетный баланс за определенный период позволяет оценить развитие валютно-финансовых отношений страны с заграницей в данный прошедший период времени. Расчетный баланс на определенную дату (на начало или конец года) показывает соотношение всех требований и всех обязательств страны по отношению к другим странам независимо от периода их возникновения и срока оплаты в будущем. То есть все, что страна должна будет когда-либо выплатить и все, что она когда-нибудь получит. 2) Баланс международной задолженности отличается от расчетного только набором статей и имеет специфические особенности в зависимости от страны. 3) Платежный баланс занимает ведущее место, т.к. позволяет произвести комплексную оценку взаимоотношений страны с остальным миром, рассчитать вывоз капиталов, определить меры по улучшению валютно-финансового положения государства. В отличие от расчетного баланса платежный включает только фактически произведенные поступления и платежи, кредиты и инвестиции. Статьи платежного баланса страны фиксируют все операции между резидентами (потребители, предприниматели и государственные учреждения) и нерезидентами. Платежный баланс показывает соотношение между доходами, которые страна получает от зарубежных стран, и платежами, которые осуществляет. Платежный баланс России (табл.14) является внешним балансом страны, в отличие от федерального бюджета – внутреннего баланса. Во взаимодействии страны с остальным миром могут возникать следующие ситуации: - значительное отрицательное сальдо платежного баланса (когда исходящие валютные потоки значительно превышают входящие); - значительное положительное сальдо платежного баланса (когда входящие валютные потоки значительно превышают исходящие); - незначительное положительное (самое выгодное) или отрицательное сальдо платежного баланса. Таблица 14 – Структура платежного баланса
Значительное отрицательное сальдо платежного баланса может спровоцировать экономический кризис в стране: обесценение курса национальной валюты, рост цен, банкротство предприятий, уменьшение реальной заработной платы населения. Оно означает, что страна или не может расплачиваться за то, что приобретаемые из-за рубежа (отрицательное сальдо по текущим операциям), или капиталы уходят из страны в поисках более выгодного применения (отрицательное сальдо по 2-ому счету), или и то и другое вместе. Дефицит по счету текущих операций может быть покрыт либо в результате иностранных займов и инвестиций, либо за счет сокращения валютных резервов в стране. Кроме того, какой-либо объект собственности в стране может быть продан иностранному инвестору, который оплатит эту сделку валютой своей страны. Если приток капитала осуществляется в форме инвестиций в производство товаров и услуг, то это обеспечивает рост национального производства. Приток капитала в форме долгосрочных государственных и частных кредитов ведет к увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Значительное положительное сальдо платежного баланса также не выгодно стране: рост курса национальной валюты, импорт становится более выгодным, чем экспорт. Когда очень много иностранной валюты поступает в страну, а значит, существует избыточное ее предложение на рынке, это снижается конкурентоспособность национальной экономики, обуславливает вывоз капитала или накопление валютных резервов в стране. К сожалению, российская экономика также болеет этой болезнью. Положительное сальдо платежного баланса (из-за положительного сальдо по текущим операциям вследствие высоких цен на нефть на мировом рынке) приводит к реальному укреплению курса национальной валюты на валютном рынке, импорт становится более выгодным, а конкурентоспособность несырьевого сектора экономики снижается. Важнейшая роль отводится «счету текущих операций». По сути, это отчет о доходах и расходах страны в сфере международной торговли товарами и услугами за год. Значительная зависимость платежного баланса страны, доходов бюджета, курса национальной валюты от мировых цен на сырье является негативным фактором развития национальной экономики. Поскольку любая страна не только продает и покупает товары, но и предоставляет и использует услуги других стран, то счет текущих операций включает и услуги. В числе факторных услуг выделяют оплату труда, которые резиденты получают за рубежом (когда резидент находится в иностранном государстве менее 1 года) и доходы резидентов от зарубежных инвестиций (дивиденды, проценты, рента по предоставлению кредитов, услуги страхования). Соответственно, расходы по инвестициям и оплате труда возникают, когда нерезиденты получают доходы от инвестиций, оплаты труда. Например, когда российский гражданин заключил с немецкой компанией полугодовой контракт на выполнение комплекса работ в Германии, его чистый доход будет включен в доходы по оплате труда в платежном балансе России. Если же украинский работник подпишет аналогичный контракт с российской фирмой, то чистые доходы украинского работника будут учитываться в качестве расходов по заработной плате. Экспорт услуг России в 2002г составлял 13 млрд. дол, импорт – 22,1 млрд. дол. К важнейшим видам услуг принято относить: транспортные услуги (авиа, морской, ж/д, авто, трубопроводный), поездки (деловые, личные), прочие услуги. В таких странах, как Греция, Турция и Испания, туризм составляет значительную долю валового внутреннего продукта (ВВП) и является главной отраслью специализации этих стран. Текущие трансферты связаны с безвозмездным перечислением денег в страну из страны на государственном уровне (гуманитарная помощь, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий странам) и на частном уровне (денежные переводы, подарки, помощь частных негосударственных иностранных фондов). Раздел «счет операций с капиталами и финансовыми инструментами» позволяет проанализировать структуру и динамику инвестиций за рубежом, а также иностранных инвестиций в своей стране, изменение резервов иностранной валюты в стране, изменение задолженности страны перед остальным миром, и наоборот. Вывоз капитала, сокращение резервов показываются со знаком «-», так как такие операции сокращают количество иностранной валюты в стране. Ввоз капитала и рост резервов показываются со знаком «+», так как увеличивают количество иностранной валюты в стране. Счет операций с капиталом в отличие от текущих операций включает капитальные трансферты:на государственном уровне (одно государство частично или полностью списывает долги другого государства, безвозмездная помощь в виде передачи одного государства другому станков, оборудования и т.д.) и на частном уровне (списание долгов фирмами, перевоз имущества мигрантами и т.д.). Статья «Поправка к резервным активам» заполняется, используя косвенные данные, а также оценки различных правительственных организаций. Примерами поправок могут служить оценки нерегистрируемых мелких экспортных и импортных операций и оценки количества наличной валюты на территории страны. Статья «Чистые ошибки и пропуски» отражает незарегистрированное, неучтенное и нелегальное движение капитала. Увеличение этой статьи является негативным фактором, обуславливаетсянесовершенством статистической и информационной базы платежного баланса страны. Раздел 5 – Место России и РБ в мировой экономике Важнейшие особенности российской экономики подразделяются на две группы: 1) фундаментальные: Россия богата природными ресурсами, однако запасы энергоносителей находятся на значительном расстоянии от крупных мировых рынков; плотность населения России довольно низкая. 2) временные: в России слабо развит сектор производства потребительских товаров; единственной конкурентоспособной отраслью является оборонная; уровень образования Указанные характеристики нашли свое отражение в современной структуре внешней торговли России: нефть и нефтепродукты – 39%; газ – 13%; электроэнергия, химическая и пищевая промышленность – 2%; лесная и деревообрабатывающая промышленность – 4%; черная металлургия – 5%; цветная металлургия – 5%; машиностроение – 8%; уголь – 1%; драгоценные металлы – 2%; прочие – 27%. В настоящее время Россия является крупнейшим нефтепроизводителем и занимает второе место по добыче газа. Кроме того, наблюдается устойчивый и равномерный рост в тех отраслях, которые производят основную массу российских экспортных товаров – топливо и металлы. Начинается рост производства и в таких отраслях, как лесная промышленность, производство минеральных удобрений и сельское хозяйство. Россия в международном движении капитала Россия является одним из крупнейших должников в мире. Например, в 1996г она занимала по этому показателю шестое место после Бразилии, Мексики, Китая, Индии и Индонезии. России как правопреемнику СССР в наследство достались долги Советского Союза, которые в 1990г составляли 59,8 млрд. долл. Долги продолжали расти в 1991г. а также после обретения Россией суверенитета. В период реформ неоднократно осуществлялись дополнительные заимствования, и во второй половине 1990-х годов величина задолженности превысила 150 млрд. долл. Деятельность кредиторов России можно разделить на 2 этапа: 1) кредиторами выступали некоммерческие организации с целью налаживания сотрудничества с СССР. Кредиты носили название стабилизационных, поскольку развитые страны стремились поддержать процесс перестройки, начавшиеся реформы. Ссуды были правительственными, выдавались в рамках договоренности на высшем уровне и поэтому долгое время оставались беспроцентными; 2) стали реализовываться программы выделения реабилитационных кредитов, предоставлявшихся в основном международными организациями (МВФ, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития). С их помощью предполагалось преодолеть последствия инфляции и дестабилизации финансовой системы. Эти кредиты предоставлялись под невысокие проценты. Но с учетом значительности суммы долга его обслуживание ложилось тяжелым бременем на бюджет страны; 3) с 1994г начался новый этап развития кредитных программ иностранных финансовых компаний, связанный с приватизацией. Иностранные финансовые организации предпочитают финансировать проекты реконструкции существующих предприятий с объемом вложений до нескольких десятков миллионов долларов, причем срок предоставления кредитов и соответственно срок окупаемости таких проектов не должен превышать 3-5 лет. Еще более предпочтительными являются краткосрочные кредиты на срок до года. Крупнейшие мировые кредиторы, например Мировой банк, считают, что такая стратегия останется приоритетной в течение ближайших лет, так как риск долгосрочного кредитования, как и инвестиционный риск, на российском финансовом рынке пока очень велик и превышает допустимый предел для крупных кредитных организаций и инвесторов. Несмотря на риск, международные организации готовы работать как с крупными и средними предприятиями, так и с мелкими предпринимателями. Но для получения кредитов в российских условиях руководителям предприятий и предпринимателям необходимо предоставлять особенно тщательно подготовленное обоснование, убеждающее и документально подтверждающее обеспечение, эффективность использования кредита и возможность его обслуживания. В таких условиях непрофессионализм заемщиков и неразвитость сектора страховых услуг являются большим дополнительным препятствием получения кредитов. Реструктуризация государственного долга России неоднократно осуществлялась в 1993 – 1999гг в результате переговоров с Парижским и Лондонским клубом. Однако полная реструктуризация долга в масштабе, необходимом вследствие финансового кризиса 1998г, не была завершена и по состоянию на конец 2000г. Несмотря на усилия правительства, прямые иностранные инвестиции в России пока невелики. Сложившееся положение обусловлено неблагоприятным инвестиционным климатом: законодательство, регламентирующее иностранные инвестиции и деятельность коммерческих организаций противоречиво и подвержено изменениям, неопределенности с правами собственности на приватизированные объекты, на землю, уровень налогообложения не способствует предпринимательской деятельности, высока вероятность смены экономической политики в целом, национальная валюта не полностью конвертируется, сильны валютные ограничения. Отраслевая направленность инвестиций в настоящее время большей частью связана с замещением импорта в пищевой и легкой промышленности. Ориентируясь на высокий спрос на российском рынке, совместные предприятия производят сигареты, безалкогольные напитки, пиво. Во второй половине 1990-х годов стали заметны прямые иностранные инвестиции в современные отрасли, такие, как телекоммуникационные услуги, системы информационных услуг в сети Интернет. Россия как экспортер капитала наследовала право СССР на получение долгов бывших социалистических и развивающихся стран в размере 140 млрд. долл. Однако большая часть долга просрочена из-за несостоятельности должников, реструктурирована или списана. В 1992г РФ должна была получить 14,2 млрд. долл. платежей должников СССР. Размер фактической оплаты составил 2 млрд. долл. В 1992 – 2000гг Правительство РФ и российские предприятия предоставляли странам СНГ кредиты в денежной и товарной форме. Это были и технические кредиты для покупки российских товаров, и поставки энергоносителей в кредит. Отношения по долгам, образовавшимся в результате предоставления этих кредитов, по состоянию на 2000г. урегулированы не полностью. За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана еще в период существования СССР, большинство – в последние годы. Значительная часть созданных в последние годы фирм не внесена в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием, поэтому точных оценок размеров российских инвестиций нет. Наиболее реалистичные примерные оценки прямых зарубежных инвестиций в нефинансовый сектор составляют ориентировочно 10 млрд. долл., не считая вложений в недвижимость. Оценки портфельных инвестиций, депозитов и счетов в иностранных банках, которые даются различными экспертами, существенно разнятся. Размещены инвестиции преимущественно в развитых странах. Бегство капитала (его отток из страны), как явление, характерно для стран с высокой инфляцией, кризисным состоянием экономики, высокими налогами и политической нестабильностью, угрозами национализации, высоким уровнем преступности и другими факторами неблагоприятного инвестиционного климата. Это свидетельство недоверия участников рынка к национальной экономике. Отток капитала из РФ является крайне неблагоприятным сигналом иностранным инвесторам о неэффективности вложений в российскую экономику, ухудшает платежный баланс и негативно влияет на курс рубля. Частный капитал вывозится за рубеж из-за стремления владельцев разместить его в условиях благоприятного инвестиционного климата, не имеющегося в РФ. Часть капитала вывозится легально, другая – в обход действующих правил и норм. Предпринимаются меры государственного регулирования, направленные на предотвращение вывоза капитала. Примером таких мер являются правила обязательной продажи экспортерами значительной части валютной выручки (в 1998–2000гг -70%). Препятствия к вывозу капитала при положительном сальдо торгового баланса дестабилизируют денежное обращение в стране. При этом наращиваются валютные резервы, в том числе резервы Центрального банка, объем валюты на счетах предприятий и на руках у населения. Постоянное поступление валюты приводит к занижению ее стоимости на внутреннем рынке. Приобретение валюты для формирования резервов вызывает рост рублевой денежной массы в стране и развитие инфляции. Оба этих фактора снижают конкурентоспособность национальной экономики и блокируют экономический рост. Принятие новых законодательных актов в области регламентирования зарубежных инвестиций может способствовать легализации вывоза капитала, обеспечению возможности его учета и контроля. Важным шагом в упорядочении инвестиционной деятельности за рубежом может быть и разработка более широкой государственной концепции участия России ТНК российского происхождения. Не одной ТНК российского происхождения пока не создано. Распространенным заблуждением является то, что за ТНК принимают предприятия, имеющие в своей структуре международные филиалы, которые подчиняются российскому главе. В некоторых странах российские предприятия занимаются экспортом, лицензированием, имеют совместные предприятия или дочернюю компанию, но это еще не ТНК. Россия в мировых миграционных потоках Границы СССР для миграционных потоков практически были закрыты. 20 мая 1991г был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступающий силу с 1993г., который предоставлял гражданам страны возможность выезжать, жить и работать за границей. Он стал правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом. Принципиально новым моментом в законе стала отмена выездной визы – внутреннего разрешения на выезд российских граждан. Всем гражданам дано право на получение заграничного паспорта сроком на 5 лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (в частности, по обязательной воинской службе), а также уголовные преступники. В дальнейшем в целях регулирования миграционных потоков в Россию и регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты указы Президента «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993г. Эти указы имели целью обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России. По некоторым оценкам, в настоящее время на территории России проживают без соответствующего оформления от 500 до 700 тыс. лиц, прибывших из стран дальнего зарубежья. Кроме того, в стране проживают миллионы граждан стран СНГ. Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с Указом Президента РФ. Выезд, из России граждан на постоянное место жительства не стал массовым, но существенным по масштабам: среднегодовая численность эмигрантов в первой половине 1990-х годов составляла 100-105 тыс. чел. Эта цифра не включает выезжающих на временную работу, которая часто осуществляется без оформления необходимых документов. По официальным данным, численность российских граждан, трудоустроенных за границей при посредничестве Федеральной миграционной службы, очень невелика. Реальные миграционные потоки многократно превышают эти данные. Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают. Принимая во внимание социально-экономические процессы, происходящие в России и других странах СНГ, можно утверждать, что эмиграционный потенциал этих стран еще не исчерпан. Кроме того, продолжается этническая эмиграция, поскольку в СНГ проживает несколько миллионов человек, представляющих нации стран дальнего зарубежья (немцев, поляков, евреев). Но в последние годы этническая эмиграция сокращается. На первый план выходит экономическая эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падением жизненного уровня. В 1990-х годах возникло такое принципиально новое для России явление, как эмиграция предпринимателей, связанная со стремлением к политической и экономической стабильности, опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса. Преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из России не следует. Она ограничивается законодательными мерами принимающих стран, объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. Кроме того, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы, что резко усиливает конкуренцию на рынке труда среди работников невысокой квалификации. Уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за исключением ученых и инженеров в области космической, лазерной техники, кристаллографии, биологии, физики низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов запада. Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции на временную работу и на постоянное место жительства (большей частью без оформления соответствующих документов) преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Китая, Вьетнама, Афганистана, стран Африки. Валютный рынок России После распада СССР в России начался переход от системы валютной монополии и фиксированных валютных курсов к политике регулирования плавающих курсов валют. Важнейшими в валютной политике правительства России стали следующие в известной мере противоречивые цели: достижение конвертируемости рубля; поддержание стабильности курса рубля; превращение рубля в единственное законное платежное средство на территории России. Валютная политика в России менялась за последние 15 лет неоднократно и прошла ряд этапов: I ноябрь 1989г – середина 1992г: период множественности обменных курсов рубля для отдельных внешнеторговых операций; II весна 1992г – весна 1994г: период свободного плавания валютного курса без существенного вмешательства Банка России. Был введен единый валютный курс по всем видам операций, который устанавливался дважды в неделю по итогам аукционов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и носил статус официального курса Банка России. Одновременно было введено требование к экспортерам продавать за рубли 50% валютной выручки; III весна 1994г – июль 1995г: период регулируемого плавания валютного курса со стороны Банка России; IV июль 1995г – август 1998г: устанавливались границы колебаний курса рубля, за которые курс не мог выходить. Указанный валютный коридор в июле 1996г был заменен на коридор с растущим курсом, параметры которого были связаны с прогнозируемым темпом инфляции. Реформаторские усилия по достижению основных целей валютной политики позволили России с 1 июня 1996г принять на себя обязательства Учредительного соглашения – Устава МВФ, в соответствии с которыми полностью снимаются все ограничения на валютные операции по текущим счетам и переводам. Удержание курса рубля в рамках коридора, который устанавливался на основе далеко не безупречных прогнозов, потребовало масштабных интервенций Центробанка на валютном рынке, что привело к истощению его валютных резервов. В результате в августе 1998г произошел валютный кризис, и валютный коридор был отменен. Причина валютного кризиса – завышенный курс рубля, импорт был очень выгоден и подавлял отечественное производство; V август1998г – по настоящее время: период регулируемого плавания валютного курса. Фактически Банк России полностью контролирует ситуацию на валютном рынке, определяет курсовую политику. Кризис обусловил отказ от политики валютного коридора и возврат к жесткой протекционистской политике в остальных сферах. Так, норма продажи выручки экспортерами составила 70% и превысила норму периода начала реформ. Это возможно еще и потому, что золотовалютные резервы Банка России сейчас составляют более 80 млрд. долларов. Процесс вступления России в ВТО Правовой предшественник России - СССР в 1990г получил статус наблюдателя в ГАТТ. Такое положение сохраняется до настоящего времени. Это означает, что российский экспорт подвергается дискриминации на мировом рынке. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Наиболее серьезную угрозу внешнеторговым интересам России представляют антидемпинговые правила, число которых в последнее время растет. При этом нередко они применяются, даже когда демпинга как такового и нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства. Статус наблюдателя означает и то, что практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества решаются без участия России. Принятие России в ВТО позволит стране использовать сложившийся в торговле международный механизм консультаций и поиска компромиссов при решении спорных вопросов. В 1993г президент России направил официальное заявление о намерении страны присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена. «Меморандум о внешнеторговом режиме России» был направлен в ГАТТ в феврале 1994г, а в декабре 1994г Россия подала заявление с просьбой о вступлении в ВТО. В настоящее время в переговорном процессе по выработке условий присоединения России к ВТО участвуют до 50 членов этой организации. Многое в нормах ГАТТ/ВТО противоречит сложившимся в российской практике традициям, представлениям и действующему законодательству. Необходимо будет пересмотреть таможенные тарифы, чтобы они приблизились к уровню, который сложился в странах-членах ВТО, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство, пересмотреть практику субсидирования экономики и правительственных закупок. Российской делегацией ведутся переговоры по следующим направлениям: 1) по доступу на рынок товаров. Предмет переговоров – определение уровня ввозных таможенных пошлин, который получит право применять Россия после вступления в ВТО; 2) переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Предмет переговоров – обсуждение объемов возможной государственной поддержки аграрного сектора и размеров экспортных субсидий; 3) переговоры по доступу на рынок услуг. Предмет переговоров – согласование условии доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок; 4) переговоры по совершенствованию российского законодательства. РФ может получить следующие преимущества при вступлении в ВТО: - уменьшение ограничений в международной торговле приведет к удешевлению импорта, что выгодно как для российских предприятий, использующих импортное сырье и комплектующие, так и для Российских граждан, приобретающих импортные товары; - возможность правовой защиты отечественных товаропроизводителей по законам ВТО; - открытие экономики и стабилизация российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства будет способствовать развитию международных экономических отношений и инвестиционного процесса в России; - российские предприятия – экспортеры получат более широкие возможности доступа к внешним рынкам сбыта. Однако при вступлении в ВТО могут возникнуть трудности: 1) некоторые отрасли (сельское хозяйство, авиационная промышленность) и отдельные предприятия могут не выдержать конкуренцию с зарубежными предприятиями, увеличится безработица, произойдет спад производства; 2) российским банкам будет сложно конкурировать с иностранными коммерческими банками, которые имеют большие и относительно дешевые ресурсы (проценты по вкладам и соответственно кредитам за рубежом намного ниже российских); 3) возникнут трудности сохранения Таможенного союза со странами СНГ, поскольку это вступает в противоречие с уставом ВТО; 4) уменьшатся возможности государства по регулированию внешнеэкономической деятельности; 5) ослабление прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители может привести к существенному росту издержек производства и падению конкурентоспособности отечественных предприятий. Анализ потенциальных преимуществ и угроз вступления России в ВТО позволяет сделать следующие выводы: I необходимо обеспечить общий положительный количественный и качественный баланс национальных интересов; II нельзя допустить банкротства отдельных отраслей народного хозяйства; III целесообразно обеспечить механизм защиты национальной финансовой и банковской системы; IV нельзя допустить резкого повышения цен на энергоносители, как того требуют переговорщики со стороны ВТО V необходима координация деятельности всех уровней власти для подготовки российской экономики к вступлению в ВТО
Заключение
Современное мировое хозяйство является результатом длительной эволюции производительных сил, их интернационализации. В процессе развития оно прошло несколько этапов, перетерпело серьезные изменения. Сейчас оно представляет собой сложную экономико-политическую систему, в которой воспроизводство совокупного общественного продукта происходит в масштабе планеты. При изучении дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность РБ» обеспечивается фундаментальная подготовка студента в области: - состояния всемирного хозяйства в целом, в том числе характеристик основных элементов мировой экономики: национальных экономик ведущих стран мира; экономических групп, союзов и сообществ; природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства; мирового воспроизводственного процесса; - закономерностей функционирования и определения тенденций развития всех форм международных экономических отношений; - взаимодействия хозяйствующих субъектов из разных стран в процессе международного обмена и особенностей формирования спроса и предложения на товары, услуги и факторы производства на мировых товарных, финансовых и трудовых рынках, а также поведения продавцов и покупателей на них; - мировых интеграционных процессов и экономического сотрудничества, интернационализации и глобализации; - государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и путей её совершенствования; - современных тенденций формирования торговой политики, принципов и правил ВТО, разработки эффективной тарифной политики и т.д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |