КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования специальной методики преподавания истории
Учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов. Поэтому любому учителю необходимо знать основные методы педагогического исследования. «Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы» сказано в учебнике «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» [4. С. 17]. В опыте школ методика не только черпает материал для обобщения, но и проверяет выдвигаемые гипотезы, разработанные концепции обучения. Изучение опыта учителей истории общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы является одним из основных источников развития специальной методики. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, эксперимент. Наблюдение за процессом обучения истории должно быть систематическим и достаточно длительным, чтобы дать научные сведения исследователям. С помощью этого метода можно выявить работоспособность учащихся на уроках, степень их активности при использовании различных приемов и средств обучения истории; можно сделать вывод о доступности содержания курса истории для учащихся с нарушением интеллекта] Исследователь не вмешивается в процесс обучения, а получает сведения о достоинствах и недостатках в практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Данные наблюдений строго фиксируются в виде протоколов занятий, магнитофонных записей и т. п. Этот метод применяется в совокупности с другими методами (с обучающим экспериментом, обобщением передового опыта работы учителей истории). Наиболее важный метод исследования и средство совершенствования методики — педагогический эксперимент. Этот метод обладает высокой степенью доказанности. «Экспериментальное (опытное) исследование состоит в том, что экспериментатор преднамеренно, целенаправленно вмешивается в процесс обучения и в соответствии с задачами исследования изменяет, перестраивает процесс обучения, вносит новые эксперименты в содержание, средства, приемы обучения и т. д.» [3. С. 11]. Используются разные виды эксперимента: • Опытное преподавание, направленное на апробацию программ, учебников, технологий. • Экспериментальные уроки. • Экспериментальные занятия с группой учащихся во внеурочное время. Эксперимент строится следующим образом: на основе теоретического изучения вопроса, практического наблюдения и личного педагогического опыта исследователь выдвигает гипотезу и проверяет ее на практике в ходе специально организованного обучения. Например, экспериментальным путем были подтверждены возможности изучения краеведческого материала в курсе истории в 7—9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. К проведению эксперимента предъявляют определенные требования: фиксация исходных и конечных результатов эксперимента, выделение контрольного класса (контрольной группы) для сравнения результатов экспериментального и традиционного обучения, четкое ведение документации, выбор достоверных критериев для оценки результатов. Широко распространенным методом исследования является метод изучения ученических работ и школьной документации. Анализ письменных работ учащихся, рисунков исторической тематики, тетрадей по истории дает возможность оценить эффективность обучения предмету, трудности, которые испытывают в усвоении и применении исторических знаний учащиеся с нарушением интеллекта. Школьный журнал дает возможность представить картину успеваемости по предмету, медицинская документация помогает определить особенности отдельных групп учащихся, наметить пути коррекционной работы. В качестве методов исследования специальная методика истории использует беседу (самостоятельный или дополнительный метод, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении), интервьюирование (разновидность беседы по заранее намеченным вопросам, задаваемым в определенной последовательности), анкетирование (метод массового сбора материала с помощью анкеты, на вопросы которой даются письменные ответы). Эти методы помогают выявить круг исторических знаний и представлений учащихся по интересующей исследователя тематике, интерес учащихся к предмету, наметить пути дальнейшей работы учителя истории. Они (методы) могут быть адресованы не только учащимся, но и учителям истории, родителям школьников. В условиях специальной (коррекционной) школы методы интервью и анкетирования учащихся используются ограниченно. Методы теоретического исследования связаны с изучением литературных источников. Для дальнейшего развития специальной методики большое значение имеет анализ научно-методического наследия в области преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах. Изучение литературных источников дает возможность увидеть, как освещались различные проблемы методики преподавания предмета в прошлых и в современных публикациях. Анализ методической литературы всегда предшествует проведению самого исследования в процессе экспериментальной работы. Таким образом, собранные с помощью различных методов исследования сведения о закономерностях процесса обучения истории, его особенностях в специальной (коррекционной) школе методика анализирует, обобщает и систематизирует, используя их для совершенствования процесса обучения истории учащихся с нарушением интеллекта. Вопросы и задания 1. Определите задачи методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. 2. Какие существуют закономерные связи между компонентами обучения истории в специальной школе? 3. С какими науками связана специальная методика преподавания истории и в чем проявляются эти связи? 4. Какими методами исследуется процесс обучения истории в специальной (коррекционной) школе? 5. Для чего учителю нужно знать методику обучения истории учащихся с нарушением интеллекта? Литература 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973. 2. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1 // Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978. 3. Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студ. высш. сред. пед. учеб, заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.,2000. 5. Программы для 5—9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. М., 2001. 6. СтражевА.И. Методика преподавания истории. М., 1964.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |