Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования специальной методики преподавания истории




 

Учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая сво­их учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов. Поэтому любому учителю необходимо знать основ­ные методы педагогического исследования.

«Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие про­блемы» сказано в учебнике «Педагогика: педагогические тео­рии, системы, технологии» [4. С. 17].

В опыте школ методика не только черпает материал для обобщения, но и проверяет выдвигаемые гипотезы, разрабо­танные концепции обучения. Изучение опыта учителей ис­тории общеобразовательной школы и специальной (коррек­ционной) школы является одним из основных источников развития специальной методики.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, эксперимент.

Наблюдение за процессом обучения истории должно быть систематическим и достаточно длительным, чтобы дать научные сведения исследователям. С помощью этого метода мож­но выявить работоспособность учащихся на уроках, степень их активности при использовании различных приемов и средств обучения истории; можно сделать вывод о доступности содер­жания курса истории для учащихся с нарушением интеллекта]

Исследователь не вмешивается в процесс обучения, а по­лучает сведения о достоинствах и недостатках в практике пре­подавания истории в специальной (коррекционной) школе. Данные наблюдений строго фиксируются в виде протоколов за­нятий, магнитофонных записей и т. п. Этот метод применяется в совокупности с другими методами (с обучающим эксперимен­том, обобщением передового опыта работы учителей истории).

Наиболее важный метод исследования и средство совер­шенствования методики — педагогический эксперимент. Этот метод обладает высокой степенью доказанности. «Экс­периментальное (опытное) исследование состоит в том, что экспериментатор преднамеренно, целенаправленно вмеши­вается в процесс обучения и в соответствии с задачами ис­следования изменяет, перестраивает процесс обучения, вно­сит новые эксперименты в содержание, средства, приемы обучения и т. д.» [3. С. 11].

Используются разные виды эксперимента:

• Опытное преподавание, направленное на апробацию про­грамм, учебников, технологий.

• Экспериментальные уроки.

• Экспериментальные занятия с группой учащихся во вне­урочное время.

Эксперимент строится следующим образом: на основе тео­ретического изучения вопроса, практического наблюдения и личного педагогического опыта исследователь выдвигает гипотезу и проверяет ее на практике в ходе специально ор­ганизованного обучения. Например, экспериментальным путем были подтверждены возможности изучения краевед­ческого материала в курсе истории в 7—9 классах специаль­ной (коррекционной) школы VIII вида.

К проведению эксперимента предъявляют определенные требования: фиксация исходных и конечных результатов эксперимента, выделение контрольного класса (контрольной группы) для сравнения результатов экспериментального и традиционного обучения, четкое ведение документации, выбор достоверных критериев для оценки результатов.

Широко распространенным методом исследования явля­ется метод изучения ученических работ и школьной докумен­тации. Анализ письменных работ учащихся, рисунков исто­рической тематики, тетрадей по истории дает возможность оценить эффективность обучения предмету, трудности, ко­торые испытывают в усвоении и применении исторических знаний учащиеся с нарушением интеллекта. Школьный жур­нал дает возможность представить картину успеваемости по предмету, медицинская документация помогает определить особенности отдельных групп учащихся, наметить пути коррекционной работы.

В качестве методов исследования специальная методика ис­тории использует беседу (самостоятельный или дополнитель­ный метод, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении), интервьюирование (разновидность беседы по заранее намеченным вопросам, задаваемым в опре­деленной последовательности), анкетирование (метод массо­вого сбора материала с помощью анкеты, на вопросы которой даются письменные ответы).

Эти методы помогают выявить круг исторических знаний и представлений учащихся по интересующей исследователя тематике, интерес учащихся к предмету, наметить пути даль­нейшей работы учителя истории. Они (методы) могут быть адресованы не только учащимся, но и учителям истории, ро­дителям школьников. В условиях специальной (коррекци­онной) школы методы интервью и анкетирования учащихся используются ограниченно.

Методы теоретического исследования связаны с изучени­ем литературных источников. Для дальнейшего развития специальной методики большое значение имеет анализ научно-методического наследия в области преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах. Изучение литературных источников дает воз­можность увидеть, как освещались различные проблемы ме­тодики преподавания предмета в прошлых и в современных публикациях. Анализ методической литературы всегда пред­шествует проведению самого исследования в процессе экс­периментальной работы.

Таким образом, собранные с помощью различных методов исследования сведения о закономерностях процесса обучения истории, его особенностях в специальной (коррекционной) школе методика анализирует, обобщает и систематизирует, используя их для совершенствования процесса обучения ис­тории учащихся с нарушением интеллекта.

Вопросы и задания

1. Определите задачи методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе.

2. Какие существуют закономерные связи между компонентами обучения истории в специальной школе?

3. С какими науками связана специальная методика преподавания ис­тории и в чем проявляются эти связи?

4. Какими методами исследуется процесс обучения истории в специ­альной (коррекционной) школе?

5. Для чего учителю нужно знать методику обучения истории учащих­ся с нарушением интеллекта?

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петров­ского. М., 1973.

2. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учите­лей. В 2-х ч. Ч. 1 // Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978.

3. Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студ. высш. сред. пед. учеб, заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.,2000.

5. Программы для 5—9 классов специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. М., 2001.

6. СтражевА.И. Методика преподавания истории. М., 1964.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.