КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекционно-развивающие задачи
Школа должна не только формировать знания, умения и навыки учащихся, воспитывать их, но и одновременно способствовать развитию детей. Понятие «развивающее обучение» закладывает основы самостоятельного мышления учащихся. Важную роль в решении вопроса о значении обучения для развития ребенка сыграли идеи Л.С. Выготского, считавшего, что хорошо организованное обучение идет впереди развития и строится на тех психических функциях, которые еще не созрели. В концепции Л.С. Выготского большое значение имеет учение о двух уровнях умственного развития ребенка: первый уровень — его актуальное развитие, второй — зона ближайшего развития. Роль обучения состоит в том, что оно создает зону ближайшего развития, которая переходит в актуальное развитие. Это положение остается верным и когда речь идет о детях, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, так как «в процессе обучения и благодаря ему у детей-олигофренов выявляются потенциальные возможности развития, использование которых в некоторой мере содействует компенсации дефекта», —отмечается в книге «Психологические вопросы коррекцион-ной работы во вспомогательной школе» [6. С. 3]. Процесс обучения любому предмету в специальной (коррек-ционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность, учитывая контингент учащихся. При обучении истории коррекционно-развивающие задачи определяются особенностями развития психических процессов учащихся специальной (коррекционной) школы, и реализация этих задач должна быть направлена на развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств с учетом как типических общих закономерностей развития детей с нарушением интеллекта, так и структуры дефекта каждого ученика. В процессе обучения истории в специальной (коррекционной) школе решаются следующие коррекционно-развивающие задачи: 1. Развитие и коррекция внимания. Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности.' Учитывая неустойчивый характер внимания школьников с на-' рушением интеллекта, учитель истории должен проводить. работу по его развитию и коррекции. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках. Исторический материал интересен и разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуется сюжетное изложение захватывающего события (например, военных походов киевских князей, штурма Измаила) и объяснение менее интересного материала (например, принятия первого пятилетнего плана), поэтому важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение, переключение. Для этого необходимо на уроках разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Так, например, от выборочного чтения небольших фрагментов текста по заданию учителя можно постепенно подводить учащихся к самостоятельному прочтению текста учебника, заметки из газеты, рассмотрению картины, чтобы затем провести беседу по обсуждению изученного материала. 2. Развитие и коррекция восприятия. Учащиеся на каждом уроке истории знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок — новая тема), поэтому история относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить процесс развития общества, особенности жизни в разные эпохи). Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, учитель должен, прежде всего, сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Речь учителя и отвечающих учеников не должна напрягать слух и утомлять громкостью, монотонностью. Необходимо помнить, что плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому учитель должен тщательно подходить к наглядному оформлению уроков истории. 3. Развитие и коррекция воображения. Воображение обогащает деятельность других психических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать у учащихся специальной (коррекционной) школы в процессе обучения истории. История знакомит школьников с событиями прошлого, и полнота их восприятия достигается с помощью воображения учащихся; иногда оно изменяет представления, модернизирует их, поэтому учитель должен проводить коррекционную работу по предупреждению возникновения неверных представлений или их исправлению, давая, прежде всего, точное описание объектов, участников и хода самих исторических событий, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов. Учитель, преподающий историю в специальной (коррекционной) школе, хорошо знаком с трудностями, возникающими из-за слабого развития воображения учащихся даже в старших классах. Приемы, способствующие решению этой задачи могут быть следующими: а) рассказ о воображаемом путешествии во времени (например, в славянский поселок, в крестьянскую деревню XVII в.) или в пространстве (например, путешествие на карте по стройкам новых пятилеток, по городам-героям). Учащиеся вместе с учителем воображают, каким транспортом можно отправиться в путешествие в далекое прошлое, что можно увидеть необычного в жизни предков и т. п.; б) экскурсии по городу, в музеи. Сохранившиеся памятники прошлого, увиденные школьниками во время экскурсий помогут развитию воображения и сделают более интересной и плодотворной работу на уроках при закреплении пройденного материала (например, при написании сочинений на такие темы, как «Путешествие по петровскому Петербургу» или «Военная слава России в памятниках Петербурга») или при дальнейшем его изучении; в) чтение художественной и научно-популярной исторической литературы даст дополнительные сведения, которые также будут способствовать развитию воображения. Учитель может зачитать небольшой фрагмент из книги и предложить ученикам продолжить рассказ или обратиться к ним с вопросом: «Подумайте, к чему это могло привести?» и т. п.; г) знакомство с произведениями искусства, просмотр кинофильмов, диафильмов позволяет накапливать зрительные образы, на которые в дальнейшем могут опираться учащиеся. 4. Развитие и коррекция памяти. Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их совершения, участников (т. е. факты, даты, географические названия, имена) и воспроизводить имеющиеся знания. Большинство учащихся специальной школы отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления. Учитель должен не только продумать методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке. Достигается это с помощью следующих приемов: а) изложение материала учителем по плану (план может быть записан на доске); б) умелое построение рассказа, его эмоциональность, выделение главного в содержании, опора на наглядность; в) объяснение исторических терминов-понятий, их запись на доске или на карточках; г) запись дат, названий, имен; д) установка учащимся на то, что нужно прочно запомнить и для чего это нужно; е) хорошо проведенное закрепление материала на уроке; ж) неоднократное возвращение к пройденному в связи с изучением нового материала; з) обязательное выполнение домашних заданий; и) систематизация знаний учащихся на повторительно-обобщающем уроке по теме программы; к) опора на знакомые наглядные средства или на план при воспроизведении знаний учащимися; использование в этих целях памяток. Примером может служить памятка с планом рассказа о ходе битвы: • Подготовка к битве. • Начало битвы. • Действие русских полков в решающий момент битвы. • Исход битвы (победа или поражение), его причины. • Значение победы (или последствия поражения). 5. Развитие и коррекция мышления. Исторический материал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. их мышление «отличается инертностью; они плохо понимают сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особенность мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только предельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам...», — считают специалисты [4. С. 10]. Для развития и коррекции мышления учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставляли бы думать ребенка. Н.Б. Лурье считает, что «наряду с вопросами, требующими работы памяти, очень полезно с целью коррекции мышления детей ставить такие вопросы, когда на основании старых, известных связей нужно образовывать новые связи, например: «Почему мы считаем, что после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась?» Эти вопросы могут ставиться как при повторении старого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала» [4. С. 10]. Учащиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Так, усвоив причины крестьянской войны под руководством С. Разина, а также зная, почему оно потерпело поражение, ученики не могут использовать эти знания при изучении крестьянского восстания под руководством Е. Пугачева. Учитель должен учитывать эту особенность и помогать ученикам устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. Помочь в этом может сравнительная таблица двух крестьянских восстаний, коллективно составленная на уроке под руководством учителя. В целях развития мышления целесообразно возвращаться к одному и тому же факту, по-разному формулируя вопросы. Так, например, на уроке по теме «Ледовое побоище» учитель может задать ученикам такие вопросы: — Почему немецкие и шведские рыцари старались захватить прибалтийские и русские земли? — Рассмотрите схему Ледового побоища. Почему именно так, а не иначе построил свои полки Александр Невский? — Почему битва на Чудском озере называется Ледовым побоищем? Велика роль повторителъно-обобщающих уроков в коррекции мышления учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. для того, чтобы систематизировать и обобщить знания по большой программной теме необходимо развивать все мыслительные операции учащихся; учить понимать происшедшие изменения в стране за длительный период, объяснять причины этих перемен. 6. Развитие и коррекция речи. Каждый учитель истории знает, как трудно бывает учащимся с нарушением интеллекта выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи учащихся должна занимать на уроках истории большое место. Для этого используются внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (исторические картины, иллюстрации учебника). Учащиеся специальной (коррекционной) школы, затрудняющиеся самостоятельно последовательно излагать свои мысли, справляются с этим значительно лучше, когда учитель задает им вопросы. «Однако использование картин и вопросов в качестве средств, облегчающих речевое высказывание ребенка, должно являться ступенью для перехода к изложению материала без этих внешних опор», — считает Н.Б. Лурье [4. С. 11]. Отмечая у ученика, который раньше совсем не мог отвечать без вопросов, известный сдвиг, учитель сокращает количество вопросов и формулирует их так, чтобы ответ на каждый вопрос представлял несколько развернутых предложений. Таким образом, ответы ученика постепенно должны приближаться к самостоятельному рассказу. Необходимо помнить, что «чрезмерное использование вспомогательных средств для речевого развития ребенка может стать тормозом в развитии его мышления и речи» [4. С. 12]. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся, как: а) содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы); б) логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов); в) богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств); г) правильность (соблюдение норм литературного языка, чистота речи); д) специфические для истории качества речи (стиль изложения и терминология должна соответствовать изучаемой эпохе); е) различные виды изложения (описание, объяснение, повествование); ж) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное). Речь учителя должна обладать указанными качествами, т. к. она служит образцом для учеников. Целесообразно вводить строго отобранный минимум новых слов и исторических терминов, расширяя постепенно словарь учащихся. Не надо пользоваться сложными синтаксическими конструкциями. Темп речи следует менять в зависимости от содержания материала. Необходимо развивать и письменную речь учащихся. Это связано с тем, что на уроках истории они ведут записи в тетрадях (записывают темы, даты, имена исторических деятелей, важные выводы; составляют текстовые таблицы; ведут словарную работу; выполняют небольшие письменные работы). Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории. Цель ее — формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами. Учитель называет и записывает новые исторические термины, выражающие понятия, над которыми предстоит работа; объясняет эти понятия, добиваясь от учащихся правильного произношения, написания и употребления исторических терминов. Кроме этого могут быть и такие задания на развитие речи, как объяснение слов и выражений (например, как вы понимаете фразу: «У нас нет больше царя! Долой самодержавие!»; «Что такое монголо-татарское иго?»); подбор пословиц и поговорок по теме и их объяснение (например, объяснить поговорку: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»); подбор к историческому термину родственных слов (например, к слову «крепостной») и т. д. 7. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. В фактах прошлого учащиеся специальной (коррекционной) школы учатся видеть борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различают тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т. п. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у учащихся возникает свое отношение к событиям и их участникам: ненависть к угнетателям, сочувствие угнетенным, уважение к результатам человеческого труда, гордость за великие достижения, любовь к Родине и т. п. Это значит, что ученики не только понимают материал, но и эмоционально откликаются на него, проявляют желание узнать, что будет дальше. Таким образом, коррекционная работа в специальной (коррекционной) школе проходит через всю систему обучения и воспитания, и в частности через уроки истории и внеклассную работу по предмету. Содержание истории как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе
Содержание образования и в общеобразовательной, и в специальной (коррекционной) школе отражает учебные планы и программы. Учебным планом специальной (коррекционной) школы VIII вида предусмотрено изучение истории с 7 по 9 класс и отводится на этот предмет 2 часа в неделю (68 часов в год). Учебный план реализуется через программы изучаемых предметов, определяющими объем и содержание знаний и перечень умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по предмету. Программа как государственный документ состоит из пояснительной записки и собственно программы, распределяющей материал по классам. Для специальной (коррекционной) школы по истории, как и по всем другим предметам, имеется особая программа, отличающаяся от программы по истории для общеобразовательной школы. В специальной (коррекционной) школе не изучается всемирная история (история древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени), история Отечества изучается не дважды, как в общеобразовательной школе система двух концентров: с 5 по 9 и в 10—11 классах, а только один раз. Такой подход к изучению исторического материала определяется тем, что школьники с нарушением интеллекта не в состоянии овладеть систематическими курсами из-за стойкого нарушения познавательной деятельности. Но за три года обучения истории они могут усвоить наиболее важные события и явления на доступном для их понимания уровне. Поэтому в основу программы по истории специальной (коррекционной) школы, действовавшей до 2000 года (программа 1986 г.) был положен эпизодический курс истории СССР 5 класса общеобразовательной школы, т.к. этот курс давал возможность познакомить учащихся с самыми важными событиями отечественной истории с древнейших времен до современности. Кроме этого курса программой по истории предусматривалось изучение вопросов права, знание которых необходимо для выпускников специальной (коррекционной) школы. На изучение правового материала отводилось последнее полугодие 9 класса (32 часа). В 2000 году была издана новая программа по истории для специальной (коррекционной) школы (авторы О.И. Бородина и В.М. Мозговой), отличающаяся от предыдущей [5. С. 88—98]. Во-первых, в действующую программу не включены вопросы права, т. к. одновременно с курсом истории учащиеся специальной (коррекционной) школы теперь изучают самостоятельный курс «Обществоведение», содержащий основы обществоведческих и правовых знаний [5. С. 99—102]. Во-вторых, сам курс истории претерпел изменения, как по структуре, так и по содержанию. Авторы программы не соотносят ее с эпизодическим курсом истории общеобразовательной школы и не ориентируются на соответствующий учебник 5 класса. Новая программа гораздо шире и полнее отражает события и явления в отечественной истории с древнейших времен до современности. 42 Программа по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет следующую структуру: — пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи обучения истории, отмечаются особенности преподавания предмета, даются методические рекомендации учителям; — собственно программа, определяющая классы, в которых изучается предмет, количество часов в неделю, отведенное на его изучение, темы (с указанием количества часов и раскрытием содержания); повторение в начале и конце каждого года, основные требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения. В пояснительной записке к программе отмечается, что в курсе «История Отечества» для учащихся с нарушением интеллекта «целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории» [5. С. 88]. Такой подход к периодизации событий, по мнению авторов, будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности, что облегчит и ускорит формирование знаний. В программе по истории для специальной (коррекционной) школы реализуются основные принципы построения школьных программ: 1. Линейность — главный принцип построения программы, отражающий специфику предмета истории (все события и явления изучаются в хронологической последовательности, фактический материал не повторяется в следующем классе на более сложном уровне. 2. Элементы концентризма в программе прослеживаются в ведущих идеях и понятиях, проходящих через весь курс истории; их обогащение и развитие осуществляется на основе нового фактического материала, изучаемого в каждом классе (к таким понятиям, например, относятся понятия: «государство», «борьба за независимость», «труд», «культура» и т. д.). 3. Научность содержания. Программа отражает состояние современной исторической науки, в связи с этим частично пересмотрено содержание и структура курса истории; исключен материал, излишне подробно и тенденциозно освещавший классовую борьбу, революционные события, роль коммунистической партии, вместе с тем введен материал, ранее не изучавшийся (например, о принятии христианства на Руси, Смутном времени, сталинских репрессиях и т. п.), или характеризующий события и явления в их противоречивости и сложности (таковыми являются, например, Гражданская война 1918—1920 гг., социалистическое строительство в годы первых пятилеток и т. д.); более подробно изучаются вопросы культуры. Реализуя принцип научности, программа нацеливает учащихся на знакомство с тем, что такое история, что изучает историческая наука, как и из каких источников мы узнаем о жизни людей в прошлом. Связь школьного предмета истории с исторической наукой заключается и в том, что школьники овладевают исторической терминологией, обращаются к историческим документам, учатся анализировать и оценивать изучаемые факты, соблюдая принцип историзма. 4. Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе. Весь исторический материал представлен не только отечественной историей, но и историей региональной (республиканской), а также краеведческой (местной). В пояснительной записке к программе по истории указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика» [5. С. 89]. Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Но только в одной теме предусмотрен такой урок. Эта тема 8 класса «Великие преобразования России XVIII в.», которая завершается краеведческим уроком «Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае». Этот недостаток восполнит учитель самостоятельно по каждой теме. 5. Доступность, систематичность, последовательность программного материала. Доступность исторического материала для учащихся с нарушением интеллекта, в первую очередь, обеспечивается учителем на уроке. В пояснительной записке даны методические рекомендации для учителей, учитывать которые необходимо при подготовке уроков. Программа должна строиться с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, исходя из этого определять соотношение теоретического и фактического материала; изучение материала, не обеспеченное учебником, делает его сложным для понимания и усвоения учениками с нарушением интеллекта. Фактически по своей насыщенности и сложности материала программа по истории для специальной (коррекционной) школы мало чем отличается от программы по истории Отечества для общеобразовательной школы. Подобным примером может служить тема 8 класса «Единая Россия (конец XV — начало XVII вв.)», рассчитанная на 20 часов и включающая в себя сложные вопросы внутренней и внешней политики, государственного устройства, развития культуры, проблем религии и церковных реформ на протяжении двух веков. Программой предусмотрено последовательное изучение событий с древнейших времен до современности (т. е. хронологическая последовательность); 2 часа в неделю отводится на этот предмет в каждом классе (7, 8 и 9). Курс истории начинается с «Введения», знакомящего школьников с новым предметом и источниками познания исторического прошлого. Весь фактический материал систематизирован: в каждом классе изучается несколько тем, на которые отводится определенное количество часов (в 9 классе часы к темам не указаны), предусмотрено повторение в начале года и итоговое повторение за год. Определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. 6. Уровневый подход к формированию исторических знаний. Такой подход является целесообразным и необходимым в условиях специальной (коррекционной) школы, так как он основывается на учете типологических и индивидуальных особенностей учеников и предполагает не только разную степень усвоения одного материала, но также материал, для обязательного изучения и дополнительный, рассчитанный на сильных учащихся, на тех, кто интересуется историей. По такому же принципу строятся современные учебники истории, включающие в себя тексты и вопросы повышенной сложности, не предназначенные для обязательного изучения всеми учениками. 7. Реализация межпредметных связей. Для формирования системных знаний, мировоззрения учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо установление межпредметных связей. Они должны устанавливаться по общим для ряда предметов фактам, понятиям и по формированию умений и навыков учебного труда. В новой программе по истории (в отличие от предыдущей) не выделены особым образом межпредметные связи, но изучение исторического материала основывается на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели на других предметах: на уроках чтения (умения работать с печатным текстом), русского языка (обогащение словаря), математики (изучение единиц измерения времени), географии (работа с картой), ИЗО и музыки (знакомство с искусством) и т. п. С другой стороны, исторические знания учащихся также найдут применение при изучении на уроках литературного чтения произведений исторической тематики или при изучении на уроках обществоведения правовых вопросов и т. п. 8. Коррекционная направленность обучения истории в специальной (коррекционной) школе. Программа по истории нацеливает учащихся не только на решение образовательных и воспитательных задач; одновременно с овладением историческим материалом и на его основе необходимо решать коррекционно-развивающие задачи, и в первую очередь, задачи развития мышления и речи школьников с нарушением интеллекта. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность учащихся, формирование гражданских качеств будет способствовать подготовке к самостоятельной жизни, социально-трудовой и правовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы. Остановимся кратко на характеристике содержания курса истории специальной (коррекционной) школы. Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками (вещественными, устными, письменными), по которым ученые-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV в. и представлен следующими темами: • «История нашей страны древнейшего периода» (12 ч). • «Киевская Русь» (16 ч). • «Распад Киевской Руси» (10 ч). • «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (12ч). Тема З •. «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10ч). Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот материал представлен следующими темами: • «Единая Россия (конец XV — начало XVII вв.)» (20 ч). • «Великие преобразования России в XVIII в.» (20 ч). • «История страны в период XIX в.» (часы не указаны). Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 г., знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей (царей, полководцев, ученых, политиков, деятелей культуры и т. д.). В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал представлен следующими темами: • «Россия в начале XX в.». • «Гражданская война и интервенция». • «Переход Советской страны к НЭПу». • «Индустриализация, коллективизация и их результаты». • «Советская страна накануне суровых испытаний». • «Великая Отечественная война Советского Союза». • «Отечественная история 1945—2000 гг.». Часы на изучение каждой темы в программе не указаны, они определяются по усмотрению учителя. Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX в., особенно подробно — Великая Отечественная война Советского Союза. Изучение послевоенного периода с 1945 г. по настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общественного и государственного развития России.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |