Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционно-развивающие задачи




Школа должна не только формировать знания, умения и навыки учащихся, воспитывать их, но и одновременно спо­собствовать развитию детей. Понятие «развивающее обуче­ние» закладывает основы самостоятельного мышления учащихся. Важную роль в решении вопроса о значении обучения для развития ребенка сыграли идеи Л.С. Выготско­го, считавшего, что хорошо организованное обучение идет впереди развития и строится на тех психических функциях, которые еще не созрели. В концепции Л.С. Выготского боль­шое значение имеет учение о двух уровнях умственного развития ребенка: первый уровень — его актуальное разви­тие, второй — зона ближайшего развития. Роль обучения состоит в том, что оно создает зону ближайшего развития, которая переходит в актуальное развитие. Это положение остается верным и когда речь идет о детях, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, так как «в процессе обучения и благодаря ему у детей-олигофренов выявляются потенциальные возможности развития, использование кото­рых в некоторой мере содействует компенсации дефекта», —отмечается в книге «Психологические вопросы коррекцион-ной работы во вспомогательной школе» [6. С. 3].

Процесс обучения любому предмету в специальной (коррек-ционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность, учитывая контингент учащихся. При обучении истории коррекционно-развивающие задачи определяются особенностями развития психических процессов учащихся специальной (коррекционной) школы, и реализация этих задач должна быть направлена на развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств с учетом как типических общих закономерностей развития детей с нарушением интеллекта, так и структуры дефекта каждого ученика.

В процессе обучения истории в специальной (коррекци­онной) школе решаются следующие коррекционно-разви­вающие задачи:

1. Развитие и коррекция внимания. Внимание является обя­зательным компонентом учебно-познавательной деятельности.' Учитывая неустойчивый характер внимания школьников с на-' рушением интеллекта, учитель истории должен проводить. работу по его развитию и коррекции. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках.

Исторический материал интересен и разнообразен по содер­жанию. На одном уроке часто чередуется сюжетное изложение захватывающего события (например, военных походов киев­ских князей, штурма Измаила) и объяснение менее интересно­го материала (например, принятия первого пятилетнего пла­на), поэтому важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение, пере­ключение. Для этого необходимо на уроках разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно уве­личивая продолжительность однородной деятельности. Так, на­пример, от выборочного чтения небольших фрагментов текста по заданию учителя можно постепенно подводить учащихся к самостоятельному прочтению текста учебника, заметки из газеты, рассмотрению картины, чтобы затем провести беседу по обсуждению изученного материала.

2. Развитие и коррекция восприятия. Учащиеся на каж­дом уроке истории знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, и все это рассматривается в непре­рывном движении (каждый урок — новая тема), поэтому ис­тория относится к предметам, где очень важна полноценность восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить про­цесс развития общества, особенности жизни в разные эпохи). Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, учитель должен, прежде всего, сообщать конкретные, образ­ные сведения, отделяя главное от второстепенного. Речь учителя и отвечающих учеников не должна напрягать слух и утомлять громкостью, монотонностью. Необходимо пом­нить, что плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, ко­торые трудно рассмотреть, поэтому учитель должен тщатель­но подходить к наглядному оформлению уроков истории.

3. Развитие и коррекция воображения. Воображение обога­щает деятельность других психических процессов, неразрывно связано с мышлением, памятью и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать у учащихся специальной (кор­рекционной) школы в процессе обучения истории. История зна­комит школьников с событиями прошлого, и полнота их вос­приятия достигается с помощью воображения учащихся; иногда оно изменяет представления, модернизирует их, поэтому учи­тель должен проводить коррекционную работу по предупреж­дению возникновения неверных представлений или их исправле­нию, давая, прежде всего, точное описание объектов, участников и хода самих исторических событий, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов.

Учитель, преподающий историю в специальной (коррек­ционной) школе, хорошо знаком с трудностями, возникаю­щими из-за слабого развития воображения учащихся даже в старших классах. Приемы, способствующие решению этой задачи могут быть следующими:

а) рассказ о воображаемом путешествии во времени (например, в славянский поселок, в крестьянскую деревню XVII в.) или в пространстве (например, путешествие на кар­те по стройкам новых пятилеток, по городам-героям). Уча­щиеся вместе с учителем воображают, каким транспортом можно отправиться в путешествие в далекое прошлое, что можно увидеть необычного в жизни предков и т. п.;

б) экскурсии по городу, в музеи. Сохранившиеся памятни­ки прошлого, увиденные школьниками во время экскурсий помогут развитию воображения и сделают более интересной и плодотворной работу на уроках при закреплении пройден­ного материала (например, при написании сочинений на та­кие темы, как «Путешествие по петровскому Петербургу» или «Военная слава России в памятниках Петербурга») или при дальнейшем его изучении;

в) чтение художественной и научно-популярной исто­рической литературы даст дополнительные сведения, кото­рые также будут способствовать развитию воображения. Учитель может зачитать небольшой фрагмент из книги и предложить ученикам продолжить рассказ или обратить­ся к ним с вопросом: «Подумайте, к чему это могло привес­ти?» и т. п.;

г) знакомство с произведениями искусства, просмотр ки­нофильмов, диафильмов позволяет накапливать зрительные образы, на которые в дальнейшем могут опираться учащиеся.

4. Развитие и коррекция памяти. Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их совершения, участников (т. е. факты, даты, географические названия, имена) и воспроизводить имеющиеся знания. Большинство учащихся специальной школы отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать мате­риал без его осмысления. Учитель должен не только про­думать методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уро­ке. Достигается это с помощью следующих приемов:

а) изложение материала учителем по плану (план может быть записан на доске);

б) умелое построение рассказа, его эмоциональность, вы­деление главного в содержании, опора на наглядность;

в) объяснение исторических терминов-понятий, их запись на доске или на карточках;

г) запись дат, названий, имен;

д) установка учащимся на то, что нужно прочно запомнить и для чего это нужно;

е) хорошо проведенное закрепление материала на уроке;

ж) неоднократное возвращение к пройденному в связи с изучением нового материала;

з) обязательное выполнение домашних заданий;

и) систематизация знаний учащихся на повторительно-обобщающем уроке по теме программы;

к) опора на знакомые наглядные средства или на план при воспроизведении знаний учащимися; использование в этих целях памяток.

Примером может служить памятка с планом рассказа о хо­де битвы:

• Подготовка к битве.

• Начало битвы.

• Действие русских полков в решающий момент битвы.

• Исход битвы (победа или поражение), его причины.

• Значение победы (или последствия поражения).

5. Развитие и коррекция мышления. Исторический матери­ал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. их мышление «отличается инертностью; они плохо пони­мают сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особен­ность мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только пре­дельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам...», — считают специалисты [4. С. 10].

Для развития и коррекции мышления учащихся специ­альной (коррекционной) школы необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно тре­бовали бы известного интеллектуального напряжения, за­ставляли бы думать ребенка. Н.Б. Лурье считает, что «наря­ду с вопросами, требующими работы памяти, очень полезно с целью коррекции мышления детей ставить такие вопросы, когда на основании старых, известных связей нужно обра­зовывать новые связи, например: «Почему мы считаем, что после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучши­лась?» Эти вопросы могут ставиться как при повторении ста­рого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала» [4. С. 10].

Учащиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Так, усвоив причины крестьянской войны под руководством С. Разина, а также зная, почему оно по­терпело поражение, ученики не могут использовать эти зна­ния при изучении крестьянского восстания под руководством Е. Пугачева.

Учитель должен учитывать эту особенность и помогать ученикам устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. Помочь в этом может сравнитель­ная таблица двух крестьянских восстаний, коллективно со­ставленная на уроке под руководством учителя.

В целях развития мышления целесообразно возвращать­ся к одному и тому же факту, по-разному формулируя вопро­сы. Так, например, на уроке по теме «Ледовое побоище» учитель может задать ученикам такие вопросы:

— Почему немецкие и шведские рыцари старались захва­тить прибалтийские и русские земли?

— Рассмотрите схему Ледового побоища. Почему именно так, а не иначе построил свои полки Александр Невский?

— Почему битва на Чудском озере называется Ледовым побоищем?

Велика роль повторителъно-обобщающих уроков в коррек­ции мышления учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. для того, чтобы систематизировать и обобщить знания по большой программной теме необходимо развивать все мыслительные операции учащихся; учить понимать про­исшедшие изменения в стране за длительный период, объ­яснять причины этих перемен.

6. Развитие и коррекция речи. Каждый учитель истории знает, как трудно бывает учащимся с нарушением интеллек­та выразить свою мысль, связно передать содержание рас­сказа. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не мо­жет последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи учащихся должна занимать на уроках истории большое место. Для этого используются внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (исторические карти­ны, иллюстрации учебника).

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, затруд­няющиеся самостоятельно последовательно излагать свои мысли, справляются с этим значительно лучше, когда учитель задает им вопросы. «Однако использование картин и вопросов в качестве средств, облегчающих речевое выска­зывание ребенка, должно являться ступенью для перехода к изложению материала без этих внешних опор», — считает Н.Б. Лурье [4. С. 11]. Отмечая у ученика, который раньше совсем не мог отвечать без вопросов, известный сдвиг, учитель сокращает количество вопросов и формулирует их так, чтобы ответ на каждый вопрос представлял несколько раз­вернутых предложений. Таким образом, ответы ученика посте­пенно должны приближаться к самостоятельному рассказу. Не­обходимо помнить, что «чрезмерное использование вспомога­тельных средств для речевого развития ребенка может стать тормозом в развитии его мышления и речи» [4. С. 12].

На уроках истории в специальной (коррекционной) шко­ле должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся, как:

а) содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы);

б) логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов);

в) богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств);

г) правильность (соблюдение норм литературного языка, чистота речи);

д) специфические для истории качества речи (стиль изложе­ния и терминология должна соответствовать изучаемой эпохе);

е) различные виды изложения (описание, объяснение, по­вествование);

ж) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (за­давать их, составлять план, обсуждать прочитанное).

Речь учителя должна обладать указанными качествами, т. к. она служит образцом для учеников. Целесообразно вводить строго отобранный минимум новых слов и исторических тер­минов, расширяя постепенно словарь учащихся. Не надо поль­зоваться сложными синтаксическими конструкциями. Темп речи следует менять в зависимости от содержания материала.

Необходимо развивать и письменную речь учащихся. Это связано с тем, что на уроках истории они ведут записи в тетра­дях (записывают темы, даты, имена исторических деятелей, важные выводы; составляют текстовые таблицы; ведут словар­ную работу; выполняют небольшие письменные работы).

Словарная работа пронизывает весь процесс обучения ис­тории. Цель ее — формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами. Учитель называет и записывает новые исторические термины, выражающие по­нятия, над которыми предстоит работа; объясняет эти поня­тия, добиваясь от учащихся правильного произношения, на­писания и употребления исторических терминов.

Кроме этого могут быть и такие задания на развитие речи, как объяснение слов и выражений (например, как вы по­нимаете фразу: «У нас нет больше царя! Долой самодержа­вие!»; «Что такое монголо-татарское иго?»); подбор пословиц и поговорок по теме и их объяснение (например, объяснить поговорку: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»); подбор к историческому термину родственных слов (напри­мер, к слову «крепостной») и т. д.

7. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. В фактах прошлого учащиеся специальной (коррекционной) школы учатся видеть борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различают тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т. п. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у учащихся воз­никает свое отношение к событиям и их участникам: не­нависть к угнетателям, сочувствие угнетенным, уважение к результатам человеческого труда, гордость за великие дости­жения, любовь к Родине и т. п. Это значит, что ученики не толь­ко понимают материал, но и эмоционально откликаются на не­го, проявляют желание узнать, что будет дальше.

Таким образом, коррекционная работа в специальной (кор­рекционной) школе проходит через всю систему обучения и воспитания, и в частности через уроки истории и внеклас­сную работу по предмету.

Содержание истории как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе

 

Содержание образования и в общеобразовательной, и в спе­циальной (коррекционной) школе отражает учебные планы и программы. Учебным планом специальной (коррекцион­ной) школы VIII вида предусмотрено изучение истории с 7 по 9 класс и отводится на этот предмет 2 часа в неделю (68 часов в год). Учебный план реализуется через программы изучаемых предметов, определяющими объем и содержание знаний и перечень умений и навыков, которыми должны ов­ладеть учащиеся по предмету. Программа как государствен­ный документ состоит из пояснительной записки и собствен­но программы, распределяющей материал по классам.

Для специальной (коррекционной) школы по истории, как и по всем другим предметам, имеется особая программа, от­личающаяся от программы по истории для общеобразова­тельной школы. В специальной (коррекционной) школе не изучается всемирная история (история древнего мира, сред­них веков, нового и новейшего времени), история Отечества изучается не дважды, как в общеобразовательной школе сис­тема двух концентров: с 5 по 9 и в 10—11 классах, а только один раз. Такой подход к изучению исторического материала определяется тем, что школьники с нарушением интеллекта не в состоянии овладеть систематическими курсами из-за стойкого нарушения познавательной деятельности. Но за три года обучения истории они могут усвоить наиболее важные события и явления на доступном для их понимания уровне. Поэтому в основу программы по истории специальной (кор­рекционной) школы, действовавшей до 2000 года (програм­ма 1986 г.) был положен эпизодический курс истории СССР 5 класса общеобразовательной школы, т.к. этот курс давал возможность познакомить учащихся с самыми важными со­бытиями отечественной истории с древнейших времен до со­временности. Кроме этого курса программой по истории пре­дусматривалось изучение вопросов права, знание которых необходимо для выпускников специальной (коррекционной) школы. На изучение правового материала отводилось послед­нее полугодие 9 класса (32 часа).

В 2000 году была издана новая программа по истории для специальной (коррекционной) школы (авторы О.И. Боро­дина и В.М. Мозговой), отличающаяся от предыдущей

[5. С. 88—98].

Во-первых, в действующую программу не включены во­просы права, т. к. одновременно с курсом истории учащиеся специальной (коррекционной) школы теперь изучают само­стоятельный курс «Обществоведение», содержащий основы обществоведческих и правовых знаний [5. С. 99—102].

Во-вторых, сам курс истории претерпел изменения, как по структуре, так и по содержанию. Авторы программы не соотносят ее с эпизодическим курсом истории общеобра­зовательной школы и не ориентируются на соответствующий учебник 5 класса. Новая программа гораздо шире и полнее отражает события и явления в отечественной истории с древ­нейших времен до современности. 42

Программа по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет следующую структуру:

— пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи обучения истории, отмечаются особенности препо­давания предмета, даются методические рекомендации учителям;

— собственно программа, определяющая классы, в кото­рых изучается предмет, количество часов в неделю, отведен­ное на его изучение, темы (с указанием количества часов и раскрытием содержания); повторение в начале и конце каж­дого года, основные требования к знаниям и умениям уча­щихся по годам обучения.

В пояснительной записке к программе отмечается, что в курсе «История Отечества» для учащихся с нарушением интеллекта «целесообразно сосредоточиться на крупных ис­торических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее ярко­го события и выдающегося деятеля, олицетворяющего дан­ный период истории» [5. С. 88]. Такой подход к периодиза­ции событий, по мнению авторов, будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности, что облегчит и ускорит формирование знаний.

В программе по истории для специальной (коррекционной) школы реализуются основные принципы построения школь­ных программ:

1. Линейность — главный принцип построения программы, отражающий специфику предмета истории (все события и яв­ления изучаются в хронологической последовательности, фак­тический материал не повторяется в следующем классе на более сложном уровне.

2. Элементы концентризма в программе прослеживаются в ведущих идеях и понятиях, проходящих через весь курс ис­тории; их обогащение и развитие осуществляется на основе нового фактического материала, изучаемого в каждом классе (к таким понятиям, например, относятся понятия: «государ­ство», «борьба за независимость», «труд», «культура» и т. д.).

3. Научность содержания. Программа отражает состоя­ние современной исторической науки, в связи с этим час­тично пересмотрено содержание и структура курса истории; исключен материал, излишне подробно и тенденциозно ос­вещавший классовую борьбу, революционные события, роль коммунистической партии, вместе с тем введен материал, ра­нее не изучавшийся (например, о принятии христианства на Руси, Смутном времени, сталинских репрессиях и т. п.), или характеризующий события и явления в их противоречиво­сти и сложности (таковыми являются, например, Граждан­ская война 1918—1920 гг., социалистическое строительство в годы первых пятилеток и т. д.); более подробно изучаются вопросы культуры.

Реализуя принцип научности, программа нацеливает учащихся на знакомство с тем, что такое история, что изучает историческая наука, как и из каких источников мы узнаем о жизни людей в прошлом. Связь школьного предмета исто­рии с исторической наукой заключается и в том, что школь­ники овладевают исторической терминологией, обращаются к историческим документам, учатся анализировать и оцени­вать изучаемые факты, соблюдая принцип историзма.

4. Сочетание федерального, регионального и местного ком­понентов в программе. Весь исторический материал пред­ставлен не только отечественной историей, но и историей региональной (республиканской), а также краеведческой (местной). В пояснительной записке к программе по истории указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством форми­рования гражданских качеств ученика» [5. С. 89].

Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Но только в одной теме предусмотрен такой урок. Эта тема 8 класса «Великие преобразования России XVIII в.», кото­рая завершается краеведческим уроком «Памятники куль­туры XVIII в. в родном городе, крае». Этот недостаток вос­полнит учитель самостоятельно по каждой теме.

5. Доступность, систематичность, последовательность программного материала. Доступность исторического мате­риала для учащихся с нарушением интеллекта, в первую очередь, обеспечивается учителем на уроке. В пояснительной записке даны методические рекомендации для учителей, учи­тывать которые необходимо при подготовке уроков. Програм­ма должна строиться с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, исходя из этого определять соотно­шение теоретического и фактического материала; изучение материала, не обеспеченное учебником, делает его сложным для понимания и усвоения учениками с нарушением интел­лекта. Фактически по своей насыщенности и сложности ма­териала программа по истории для специальной (коррекционной) школы мало чем отличается от программы по исто­рии Отечества для общеобразовательной школы. Подобным примером может служить тема 8 класса «Единая Россия (ко­нец XV — начало XVII вв.)», рассчитанная на 20 часов и включающая в себя сложные вопросы внутренней и внеш­ней политики, государственного устройства, развития куль­туры, проблем религии и церковных реформ на протяжении двух веков.

Программой предусмотрено последовательное изучение событий с древнейших времен до современности (т. е. хроно­логическая последовательность); 2 часа в неделю отводится на этот предмет в каждом классе (7, 8 и 9). Курс истории начинается с «Введения», знакомящего школьников с новым предметом и источниками познания исторического прошло­го. Весь фактический материал систематизирован: в каждом классе изучается несколько тем, на которые отводится опре­деленное количество часов (в 9 классе часы к темам не ука­заны), предусмотрено повторение в начале года и итоговое повторение за год. Определены основные требования к зна­ниям, умениям и навыкам учащихся.

6. Уровневый подход к формированию исторических зна­ний. Такой подход является целесообразным и необходимым в условиях специальной (коррекционной) школы, так как он основывается на учете типологических и индивидуальных особенностей учеников и предполагает не только разную сте­пень усвоения одного материала, но также материал, для обя­зательного изучения и дополнительный, рассчитанный на сильных учащихся, на тех, кто интересуется историей. По такому же принципу строятся современные учебники исто­рии, включающие в себя тексты и вопросы повышенной сложности, не предназначенные для обязательного изучения всеми учениками.

7. Реализация межпредметных связей. Для формирования системных знаний, мировоззрения учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо установление межпредметных связей. Они должны устанавливаться по общим для ря­да предметов фактам, понятиям и по формированию умений и навыков учебного труда. В новой программе по истории (в отличие от предыдущей) не выделены особым образом меж­предметные связи, но изучение исторического материала осно­вывается на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели на других предметах: на уроках чтения (умения работать с печатным текстом), русского языка (обогащение словаря), ма­тематики (изучение единиц измерения времени), географии (работа с картой), ИЗО и музыки (знакомство с искусством) и т. п. С другой стороны, исторические знания учащихся так­же найдут применение при изучении на уроках литературного чтения произведений исторической тематики или при изучении на уроках обществоведения правовых вопросов и т. п.

8. Коррекционная направленность обучения истории в специальной (коррекционной) школе. Программа по исто­рии нацеливает учащихся не только на решение образова­тельных и воспитательных задач; одновременно с овладением историческим материалом и на его основе необходимо решать коррекционно-развивающие задачи, и в первую очередь, за­дачи развития мышления и речи школьников с нарушением интеллекта. Коррекционное воздействие изучаемого мате­риала на личность учащихся, формирование гражданских качеств будет способствовать подготовке к самостоятельной жизни, социально-трудовой и правовой адаптации выпуск­ников специальной (коррекционной) школы.

Остановимся кратко на характеристике содержания кур­са истории специальной (коррекционной) школы.

Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», на­значение которого состоит в том, чтобы познакомить учащих­ся с новым предметом, источниками (вещественными, уст­ными, письменными), по которым ученые-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учеб­ником истории, исторической картой, «лентой времени».

Фактический исторический материал, изучаемый в 7 клас­се, охватывает период с древних времен до конца XV в. и пред­ставлен следующими темами:

• «История нашей страны древнейшего периода» (12 ч).

• «Киевская Русь» (16 ч).

• «Распад Киевской Руси» (10 ч).

• «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (12ч). Тема З

•. «Начало объединения русских земель вокруг Московско­го княжества» (10ч).

Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия лю­дей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот материал представлен следующими темами:

• «Единая Россия (конец XV — начало XVII вв.)» (20 ч).

• «Великие преобразования России в XVIII в.» (20 ч).

• «История страны в период XIX в.» (часы не указаны). Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс

развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней по­литикой, победным завершением для России Северной войны, русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 г., знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей (царей, полководцев, ученых, политиков, деятелей культуры и т. д.).

В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал представлен следующи­ми темами:

• «Россия в начале XX в.».

• «Гражданская война и интервенция».

• «Переход Советской страны к НЭПу».

• «Индустриализация, коллективизация и их результаты».

• «Советская страна накануне суровых испытаний».

• «Великая Отечественная война Советского Союза».

• «Отечественная история 1945—2000 гг.».

Часы на изучение каждой темы в программе не указаны, они определяются по усмотрению учителя. Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и эконо­мического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX в., особенно подробно — Великая Отечественная война Советско­го Союза. Изучение послевоенного периода с 1945 г. по настоя­щее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного обще­ственного и государственного развития России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.