КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи курса истории в специальной (коррекционной) школе
Тема З V этап — беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом. VI этап — закрепление содержания текста путем пересказа по плану, по вопросам учителя. Во 2—3 классах учащие-ся пересказывают каждую часть текста только подробно, а в 4—6 классах этот пересказ может быть и подробным, и кратким, и выборочным. Кроме пересказа для закрепления содержания прочитанного учитель может проводить и заключительную беседу по узловым вопросам текста. Таким образом, не только содержание изучаемых на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе произведений, но и умения и навыки работы с текстом способствуют лучшему усвоению истории в 7 классе учащимися с нарушением интеллекта. В этом и заключается важность пропедевтики изучения истории. Вопросы и задания 1. В чем заключается сущность пропедевтики изучения истории? Каково ее значение в специальной (коррекционной) школе? 2. Проанализируйте одну из книг для чтения (2—6 классы) с точки зрения пропедевтики изучения истории. 3. Составьте фрагмент урока чтения произведения общественно-исторического содержания в специальной (коррекционной) школе (класс и произведение по выбору студента). Литература 1. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л., 1971. С. 3—15. 2. Капустин А.Н. Исследование уровня сформированности исторических понятий у учащихся 2—5 классов вспомогательной школы // Дефектология. 1989. № 4. С. 33—37. 3. Книги для чтения. Учебники для 2—6 классов специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2000, 2002. 4. Программы подготовительного и 1—4 классов специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений VIII вида: Русский (родной) язык. М., 1999. С. 33—59. 5. Программы для 5—9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. — Русский (родной) язык. М., 2001. С. 5—28.
ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
«У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». История изучает прошлое народов: прошедшие события, жизнь людей, их занятия, культуру. А культура — это достижения людей в области науки и техники, образования и искусства. Люди, изучающие историю, справедливо считают, что она помогает жить. Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды, лишения... Но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась... История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир» [2. С. 5], с таких слов учебника для 5 класса «Рассказы по родной истории» авторов Н.И. Ворожейкиной, В.М. Соловьева и М.Т. Студеники-на начинается знакомство школьников с новым для них предметом. В современных условиях, когда говорят о кризисе сложившейся отечественной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Поэтому и сейчас актуальны слова выдающегося российского историка В.О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение». В.А. Сухомлинский рассматривал историю как важнейший мировоззренческий предмет: «...История Родины — это наука, представляющая собой могучую вечно живую силу, творящую гражданина» [7. С. 30]. Знание истории расширяет кругозор учащихся, помогает им определить свое место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений. Изучение отечественной истории особо велико, потому что этот курс воспитывает у школьников любовь к своей Родине и ее народу. Решая образовательно-воспитательные задачи курса истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимо учитывать особенности контингента ее учащихся и коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса. В пояснительной записке к программе по истории отмечается, что «история в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество» [3. С. 88]. Несмотря на отличие курса истории специальной школы от курсов отечественной и мировой истории, изучаемых в общеобразовательной, он является самостоятельным учебным курсом, соответствующим требованиям исторической, психологической и педагогической наук, и раскрывает определенную систему научных понятий, отражает развитие исторического процесса на основе изучения событий и явлений в хронологической последовательности с древних времен до современности. Курс истории в специальной (коррекционной) школе в силу ее специфики не может решать задачу полного и всестороннего показа исторического процесса, поэтому авторы программы предлагают «сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности» [5. С. 88]. Несмотря на то, что в пояснительной записке к программе нет четкого определения образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, каждый учитель истории специальной (коррекционной) школы, несомненно, будет комплексно решать их на уроках и во внеклассной работе, используя все возможности предмета.
Образовательные задачи курса истории. Образовательные задачи связаны с формированием у учащихся прочных знаний по истории, что означает следующее: 1. Изучая историю, учащиеся специальной (коррекционной) школы должны усвоить важнейшие факты, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения фактов! Учащиеся должны знать, как жили наши далекие предки — восточные славяне, когда и как у них возникло государство, как они мужественно сражались за свою независимость, как постепенно свободные общинники превращались в крепостных крестьян; знать крестьянские выступления и революционные события; знать достижения культуры на протяжении веков и т. п. Без знания этих и многих других исторических фактов, по мнению А.А. Вагина, «представления школьника о родной стране... окажутся бедными, смутными, уровень его общественного сознания низким, а социальные эмоции — неразвитыми» [1. С. 9]. 2. Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого. Например, учитель стремится создать у них представления об образе жизни, занятиях, орудиях труда, верованиях и обычаях жителей славянского поселка; представления о героической обороне древнерусских городов во время монголо-татарского нашествия и т. п. Усвоение этих представлений послужит основой для понимания учащимися с нарушением интеллекта особенностей жизни, труда и борьбы людей в далеком прошлом. При изучении каждой новой темы формируются и соответствующие исторические представления об изучаемых событиях, явлениях, героях. 3. Усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития. Конечно, эта задача не может быть решена столь полно, как в общеобразовательной школе, с учетом трудностей усвоения понятий с большой степенью обобщенности учащимися с нарушением интеллекта, непонимания ими причинно-следственных зависимостей между историческими событиями. Но при правильном отборе материала, доступного школьникам по содержанию и объему, приемов и методов обучения и оказании своевременной помощи учителем эта задача может успешно решаться в условиях специального обучения. 4. Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей). 5. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. Учащиеся специальной (коррекционной) школы должны уметь составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно излагать исторический материал, делать небольшие сообщения на основе дополнительной литературы. Формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к учащимся, поэтому все задания предлагаются учителем, исходя из возможностей каждого ученика.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |