КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекционной) школы
Характеристика общественно-исторического материала в книгах для чтения для 2—6 классов специальной
В пояснительной записке к программе по чтению и развитию речи во 2—4 классах специальной (коррекционной) школы, отмечается, что «...тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа» [4. С. 42]. Эта тематика уточняется и дополняется внеклассным чтением в каждом классе с учетом возраста и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. Указываются и жанры рекомендуемых для чтения произведений [4. С. 44—47]. На уроках чтения и развития речи в начальных классах формируются умения и навыки работы с текстом, применяемые и в старших классах на различных предметах, в том числе и при изучении истории. К таким важным учебным умениям, например, относятся следующие: — умение рассказывать о прочитанном, отвечая на вопросы учителя или используя иллюстрации (2 класс); — умение высказывать свое отношение к поступку героя, событию (3 класс); — умение выделять главную мысль произведения, устанавливать последовательность, причинно-следственные связи; делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям, придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план, объяснять выделенные учителем слова и обороты речи (4 класс). В программе по чтению и развитию речи в 5—6 классах также дана примерная тематика изучаемых произведений, ориентирующая на чтение рассказов, статей, стихотворений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир, о знаменательных событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу, родной природе [5. С. 8—9]. Однако полностью реализовать предлагаемую тематику на уроках чтения не представляется возможным, т. к. в книгах для чтения, переизданных за последние 5 лет, коренным образом изменился подбор материала. Умения и навыки учащихся 5—6 классов также продолжают совершенствоваться. Например, учащиеся 5 класса должны уметь выбирать слова и выражения, характеризующие героев, события, находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться подстрочным словарем. В 6 классе у школьников формируется навык самостоятельного чтения с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ [5. С. 8—11]. Указанные в программе рекомендации, а также требования к знаниям и умениям учащихся реализуются на уроках чтения и развития речи в процессе работы с учебниками (книгами для чтения). Для пропедевтики изучения истории тексты, помещенные в них, важны следующим. 1. Весь материал в книгах для чтения для 2—6 классов расположен по принципу сезонности (от осени к лету) и разбит на темы, названия которых в основном сохраняются, но содержание материала от класса к классу расширяется и углубляется, постепенно дополняясь новыми темами. Такой подход соответствует концентрическому принципу построения программы для специальной (коррекционной) школы, соответствует уровню развития и познавательным возможностям учащихся, обеспечивая доступность и прочность усвоения знаний и предупреждая их перегрузку. С точки зрения пропедевтики истории, далеко не все темы в переизданных за последние годы книгах для чтения обладают такой возможностью по сравнению с прежней тематикой, когда приоритетное значение имел идейно-тематический принцип в группировке материала и большинство тем было связано с датами «Красного календаря». Исключив неактуальный на современном этапе материал об октябрятах, пионерской организации, революции и ее вождях, авторы новых учебников при отборе содержания ориентировались прежде всего на нравственное воспитание школьников, воспитание у них положительного отношения к труду. В каждой книге для чтения представлены соответствующие темы, например, «Умелые руки не знают скуки», «Что такое хорошо и что такое плохо» (2 класс); «Учимся трудиться», «Что такое хорошо...» (3 класс); «Что такое хорошо...», «О труде и трудолюбии» (4 класс); «Спешите делать добро» (5 класс). В этих темах на примере различных произведений рассматриваются взаимоотношения литературных героев (детей и взрослых), их поступки, которым дается нравственная оценка; раскрываются доступные нравственные понятия; воспитываются добросовестное отношение к труду и желание трудиться; осуществляется знакомство с различными профессиями. Опираясь на сформированные в пропедевтический период знания, учитель истории продолжит работу на новом материале, знакомя школьников с жизнью и трудом людей в разные исторические эпохи, с отношениями между различными социальными группами и классами, с выдающимися историческими деятелями, внесшими свой вклад в процветание Отчизны. На этом этапе нравственные оценки будут дополнены исторической оценкой событий и деятельности личностей. 2. Представленные в разных темах произведения, в основном, отражают аспекты современной жизни, что оправдано в условиях начального обучения в специальной (коррекционной) школе, так как тематика таких произведений близка и доступна детям с нарушением интеллекта, соответствует их социальному опыту. В то же время остается возможность для формирования первоначальных представлений о жизни людей в прошлом. Например, в теме «Народные сказки» (3 класс) учащиеся знакомятся со сказками разных народов России, показывающими образ жизни, занятия этих народов в далеком прошлом; в теме «Идет волшебница зима» (4 класс) ученики узнают о жизни крестьянских детей в царской России, читая отрывки из произведений Л.Н. Толстого («Филипок»), Н.А. Некрасова («Мужичок с ноготок») и т. п. При изучении этих произведений у учащихся формируются доступные исторические представления и понятия (например, такие как: «бедные» и «богатые», «царь», «боярин», «купец», «крестьянин» и пр.). 3. По характеру изложения общественно-исторический материал в книгах для чтения отличается разнообразием и представлен отдельными произведениями (или отрывками) различных жанров. Это могут быть: — художественные произведения в прозе (рассказы, отрывки из повестей); — художественные произведения в стихотворной форме (стихи, отрывки из поэм); — произведения устного народного творчества (сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки); — деловые (научно-популярные) статьи. Именно деловые статьи более всего соответствовали стилю изложения учебного материала в учебнике истории, но такие произведения теперь практически полностью исключены из книг для чтения, т. к. не отвечали уровню развития учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы и не вызывали у них познавательного интереса. Как правило, деловые статьи сообщали знания в виде определенных положений без элементов художественной детализации и были посвящены таким темам, как «Наша Родина», «Права и обязанности», «Господа и рабы» и т. п. При их изучении возникала опасность формального усвоения знаний учениками, т. к. за словесными формулировками не было реальных образов. 4. Объем представленных произведений также различен: в книге для чтения во 2 классе подобраны тексты от нескольких строчек до страницы, их сопровождают цветные иллюстрации. К 6 классу объем текстов возрастает до нескольких страниц; как правило, такие тексты делятся на части, каждая часть изучается на отдельном уроке, вопросы и задания также подобраны непосредственно к каждой части. Но, к сожалению, не ко всем текстам имеется иллюстративный материал, что затрудняет формирование необходимых представлений и понятий. Так например, рассказ А. Платонова «Сухой хлеб» (состоит из 2-х частей, объем — б страниц) в учебнике по чтению для 5 класса не проиллюстрирован. Содержание рассказа вводит ребенка в мир послевоенной деревни, знакомит с жизнью и трудом крестьян, их взаимоотношениями. Одновременно при чтении рассказа формируются такие понятия как «засуха — это беда», «вспахивать», «мотыжить», «междурядье», «плуг» и нравственных категорий: «большое маленькое сердце», «доброта», «забота». Но отсутствие иллюстраций снижает эмоциональный ряд, создаваемый рассказом А. Платонова, и ребенок, плохо знакомый с бытом и жизнью послевоенной страны, не усваивает материал в полном объеме. Чтобы этого не случилось, учитель вынужден подбирать дополнительные наглядные средства к урокам, посвященным данной теме. Работа над произведениями общественно-исторического содержания на уроках чтения во 2 — 6 классах
В специальной (коррекционной) школе на уроках чтения во 2—6 классах предусмотрено изучение общественно-исторического материала, представленного в сказках, рассказах, стихотворениях, деловых статьях. Тематика этих произведений разнообразна и расширяется с каждым годом обучения, но, с другой стороны, сохраняется тенденция постоянства ведущих тем в книгах для чтения со 2 по 6 класс: о роли труда в жизни людей и разных профессиях, об отношении людей друг к другу (дружба, товарищество, взаимопомощь), о прошлом нашей Родины и ее настоящем. При подготовке к чтению текста, содержащего общественно-исторические сведения, учитель должен определить, как данная тема связана с предыдущим материалом, имеются ли у учащихся знания по данной теме или она новая. Необходимо учесть, дает ли изучаемое произведение новые знания или расширяет, подтверждает и закрепляет ранее полученные знания (в данном или предыдущем классе), так как от степени известности материала зависит доля самостоятельности работы детей. Они могут составить характеристику героев, дать оценку их поведения, описать бытовую или историческую обстановку. Знакомство с отдельными фактами, описываемыми в произведении, должно быть наглядным с использованием исторических картин, портретов, рисунков, имеющихся в книгах для чтения. В ходе подготовки к уроку учитель намечает виды чтения и продумывает приемы объяснения новых слов, которые в ходе работы над произведением должны войти в активный общественно-исторический словарь учащихся, подбирает дополнительный материал. Урок чтения произведения общественно-исторического характера может включать следующие основные моменты (этапы): I этап — предварительная работа. На этом этапе работы учитель сообщает заглавие произведения, называет его автора, готовит учащихся к усвоению содержания путем беседы или вводного рассказа, объясняет значение тех слов, без которых понимание текста будет затруднено (слова обязательно записываются на доске с ударением и прочитываются вслух). II этап — громкое чтение текста по логическим законченным абзацам, сопровождаемое словарной работой, беседой о прочитанном по вопросам. При этом во 2—3 классах вопросов, исчерпывающих содержание прочитанного, дается больше, чем в 4—6 классах. Кроме того, можно заметить нарастание трудностей в выполнении учащимися самостоятельных заданий: во 2—3 классах дети читают под руководством учителя и только после того, как он сам прочитал данную часть текста; в 4 классе легкие тексты читаются учащимися по частям самостоятельно, но учитель дает к ним предварительно вопросы, задания или готовый план; в 5—б классах и легкие, и трудные тексты читаются учащимися самостоятельно, причем дополнительно к тем вопросам и заданиям, которые даются в книге для чтения, ученики готовят и свои вопросы к прочитанному. III этап — повторное чтение текста детьми, сопровождающееся заданиями, которые углубляют и обобщают прочитанное. К ним относятся: составление плана (подбор заголовков для каждой логически законченной части текста); работа с деформированным планом, когда пункты плана не соответствуют содержанию читаемых и анализируемых учащимися частей; разграничение частей текста по готовому плану, данному учителем; составление в 4 классе плана под руководством учителя; составление в 5—б классах плана с помощью учителя и самостоятельно, если текст легкий по содержанию; выборочное чтение, в процессе которого восстанавливаются причинно-следственные связи событий или их последовательность; повторное громкое чтение с нахождением границ отдельных частей текста. IV этап — обобщение материала прочитанного произведения, когда с помощью учителя дети объясняют заголовок или формулируют выводы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |