КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Затрудненность осмысления исторических знаний
Смещение представлений. Следует обратить внимание и на часто встречающееся при изучении истории в специальной (коррекционной) школе смещение представлений, выражающееся в произвольном переносе лиц, событий, явлений в пространстве и времени. Учащиеся с нарушением интеллекта не в состоянии понять отдаленность исторических событий, их длительность, в результате чего у них наблюдаются нелепые перестановки, например, такие как: — Кутузов освобождал Родину от татарского ига. — Чапаев воевал против фашистов. — Борцами против крепостного права были Ленин, рабочие, большевики. Поэтому на каждом уроке учащиеся четко должны представить себе место и время действия, внешний вид людей, предметы их быта, вооружение и т. д. Учащихся специальной (коррекционной) школы, как правило, затрудняет установление связей между историческими событиями, в результате чего они дают характеристику событий и явлений только по внешним признакам. Поэтому на уроках истории чаще следует вводить сюжетные оценки в повествовательный рассказ, давать яркие характеристики исторических деятелей, привлекать разнообразные средства наглядности и т. д. При этом учителю необходимо, во-первых, строго следить за планом рассказа, беседы, разбора картины. Например, по учебной картине «Сбор дани» может быть предложена следующая последовательность работы: • Выделяются две различные группы людей (их одежда, вооружение, позы, выражение лиц). • Выясняются отношения между этими группами. • Перечисляются и показываются те предметы, которые отдают деревенские жители князю и его воинам. • Читается подпись под иллюстрацией. • Выборочно читаются несколько абзацев учебника, где говорится о появлении богатых и бедных. Во-вторых, при закреплении нового материала учащиеся сначала пересказывают только с опорой на наглядные средства и план, данный учителем или составленный учащимися коллективно. В этом случае может быть предложена следующая последовательность в работе: • Пересказ учащихся по вопросам учителя, причем вопросы по объему должны быть мелкими. • Пересказ по более крупным по объему вопросам учителя. • Пересказ с помощью наглядности и плана в виде вопросов. • Самостоятельный пересказ по плану. В-третьих, надо добиваться, чтобы учащиеся в своих ответах использовали понятия как из числа вновь изученных, так и тех, которые изучались ранее. При обучении истории в специальной (коррекционной) школе учителю приходится для сообщения знаний учащимся пользоваться понятиями, которым можно найти зрительное соответствие (Кремль, князь, дружина), и такими, которые обозначают не предметы или действия, а отношения и поэтому не могут быть наглядно показаны детям (монголо-татарское иго, царская власть, революционный подъем). В силу специфики мышления (его предельной конкретности), в силу конкретности мышления учащихся с нарушением интеллекта и слабой регуляции речи у них затруднено понимание и усвоение понятий любой степени общности, что, в свою очередь, приводит к затруднениям в осмыслении полученных ими исторических знаний. Это выражается в речи учащихся, в их ответах часто встречаются нелепости типа: «Крестьяне жили бедно, освещали избы луной» вместо «лучиной». Поэтому на уроках истории не^ обходимо шире использовать запись слов на доске или на карточках (по теме урока): словарные карточки в сочетании с предметными картинками; словарные карточки и сюжетные картинки, изображающие) действия людей (например, картина «Сбор дани» используется для объяснения понятий «дань», «полюдье»); словарные карточки и несколько картин или иллюстраций (примером может служить работа над понятием «революция», где учитель привлекает такие картины как «Приезд Ленина», «Вооруженные рабочие и солдаты у Смольного», «Взятие Зимнего»). Учащихся следует постоянно привлекать к исправлению допущенных ими неточностей и ошибок, используя для этого вопросы и задания, помогающие правильно ответить. Необходимо помнить о том, что осмысление исторических знаний идет более успешно при выполнении учащимися разных видов умственной деятельности, например при сравнении событий и явлений, описание исторических лиц, нахождение дат по событию. Например, говоря о борьбе с Наполеоном, вспоминаем, что раньше боролись с захватчиками — монголо-татарами. Отечественная война 1812 года тоже борьба с захватчиками. Для осмысления исторических знаний следует чаще давать учащимся практические задания (нарисовать картинку, склеить макет и т. д.), что вызывает необходимость не только сделать что-то, но и объяснить, к каким событиям относится сделанная вещь или нарисованная картинка. Например, учащиеся 7—8 классов, показывая выставку работ из дерева, пластилина, картона, бумаги, объясняли: «Такими мечами воевали русские, а саблями татары, когда было татарское иго», «Это у нас Куликовская битва, которая была в 1380 году, и победили русские».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |