Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИНТЕЛЛЕКТА




Читайте также:
  1. Виды интеллекта
  2. Возникновение искусственного интеллекта
  3. Генетическая теория развития интеллекта у ребенка Ж.Пиаже.
  4. Индустрия искусственного интеллекта
  5. Информатика и проблемы искусственного интеллекта
  6. Искусственного интеллекта (ИИ)
  7. История развития искусственного интеллекта в России
  8. Компоненты эмоционального интеллекта
  9. Метод клинической беседы. Ассимиляция и аккомодация. Особенности детского мышления. Интериоризация. Стадии развития интеллекта.
  10. Нарушения мышления и интеллекта.
  11. Оценка интеллекта

Тема 5

Механическое усвоение исторических знаний.

У многих учащихся специальной (коррекционной) школы наблюдается стремление к заучиванию исторического ма­териала, что объясняется его сложностью. Ученики подчас отвечают правильно, но скованно, с частыми паузами в те моменты, когда стараются вспомнить, что же следует даль­ше. Происходит это в результате того, что основное свойство памяти — классификация, отбор и переработка воспринимаемых впечатлений — у учащихся с нарушением интеллекта расстроено, и поэтому то, что в обычных условиях у здорово­го человека осуществляется самостоятельно, у учащихся специальной (коррекционной) школы может быть достигнуто только повседневным закреплением в памяти тщательно отобранных, систематизированных сведений. Следовательно, знакомя школьников с историческим материалом, надо постоянно продумывать систему вопросов и заданий, требую­щих от них размышлений над теми событиями и явления- \ ми, о которых идет речь. Например, «Почему произошла Ку­ликовская битва?», «В чем причины крестьянской войны, XVIII в.?», «Почему советский народ одержал победу в Ве­ликой Отечественной войне?» и т. д.

Таким образом, зная основные особенности усвоения ис- ] торических знаний учащимися с нарушением интеллекта, учитель должен строить урок так, чтобы избежать воз­можных ошибок, пробелов в знаниях; давать достоверный материал о развитии исторического процесса, осуществляя коррекционную работу в процессе его изучения.

Вопросы и задания

1. Каковы функции исторических знаний?

2. Какие компоненты входят в структуру исторических знаний?

3. Раскройте основные особенности усвоения исторических знаний j учащимися с нарушением интеллекта.

Литература

1. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспо­могательной школы. М., 1960.

2. Голикова Е.Т. Особенности понимания исторического материала| учащимися старших классов вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л., 1971. С. 16—23.

3. Лурье Н.Б. Вопросы преподавания истории во вспомогательной шко- ] ле. В сб.: Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964. С. 9—17.

4. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие": для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ

Роль фактов в обучении истории учащихся общеобразовательной и специальной (коррекционной) школ

Процесс изучения истории учащимися общеобразователь­ных и специальных (коррекционных) школ начинается с ус­воения фактов. Специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, невоспроизводимы, их невоз­можно наблюдать. Поэтому для формирования представле­ний о каком-либо историческом факте необходимы ассоциа­тивные связи с имеющимися у учащихся представлениями о современных событиях и явлениях. Так, например, чтобы сложилось образное представление об орудиях труда древних славян, ученикам надо иметь представления о современных сельскохозяйственных орудиях труда: как они выглядят, из каких материалов изготовлены, для чего предназначаются.



Но учащиеся специальной (коррекционной) школы не обладают столь широким кругом правильных и точных пред­ставлений о современной действительности, как ученики общеобразовательной школы, поэтому сформировать у них исторические представления значительно сложнее.

Знание отдельных фактов, характерное для школьников с нарушением интеллекта, не позволяет говорить об усвое­нии ими истории. Как сказано в «Методике начального обуче­ния истории» «простая совокупность фактов без связи меж­ду ними ведет к формализации знаний, мешает осознанному усвоению исторического материала. Таким образом, в про­цессе обучения истории факты нужны не только сами по себе, а для сопоставления и определения существенных связей, для их обобщения и усвоения в системе» [4. С. 75].

Исторические фактыможно разделить на две группы:

1) факты, отражающие единичные события, которые про­исходили в истории однажды, в определенное время, в кон­кретном месте с участием определенного круга лиц. Эти факты неповторимы. Например, Ледовое побоище — это едйг ничное историческое событие, происходившее на Чудском озере 5 апреля 1242 года. В нем участвовали дружина Алек­сандра Невского и немецкие рыцари. К единичным фактам относятся и такие события, как восстание декабристов, от­мена крепостного права, «кровавое воскресенье» и т. п.;

2) исторические явления, отражающие черты, характер­ные для определенного исторического периода, эпохи. На­пример, барщина и оброк — это повинности крестьян при крепостном праве; массовый уход крестьян из деревень после отмены крепостного права и превращение их в пролетариат и т. п. Явления более высокой степени обобщения перерас­тают в процессы. Так, например, можно говорить о процессе образования древнерусского государства — Киевской Руси, процессе феодальной раздробленности.

Факты различаются по объему, сложности и значимости. Чтобы понять и усвоить сложные факты, необходимо раскры­вать их при помощи более простых фактов. Например, Великая Отечественная война — это историческое событие, единичный, неповторимый факт, проходивший в истории однажды в стро­го очерченный хронологический период (1941 — 1945 гг.). В этой войне советские люди боролись против фашистских захватчиков. Факт этот локализирован в пространстве (евро­пейская часть территории Советского Союза, территория ряда стран Европы, включая Германию). Но только таких знаний об этом выдающемся событии истории недостаточно. Поэтому Великую Отечественную войну необходимо изучать, раскры­вая перед учащимися более простые факты, связанные с ней (нападение фашистской Германии на СССР, героическая обо­рона Брестской крепости, битва за Москву, блокада Ленингра­да, Курское сражение, трудовой подвиг народа в тылу, борьба партизан и подпольщиков, освобождение Европы от фашизма, штурм Берлина, капитуляция Германии). В свою очередь, и эти более простые факты также должны быть конкретизированы (сообщается точная дата, называются участники, приводятся примеры).

Только сочетая факты разного порядка, можно создать конкретный образ исторического события. Тогда Великая Отечественная война предстанет перед учащимися во всем своем величии и трагизме. Для учителя специальной (коррекционной) школы всегда важен четкий отбор необходимого,достаточного и доступного материала для усвоения исто­рических фактов учащимися с нарушением интеллекта.

Исторические события и явления тесно связаны друг с дру­гом. Изучение единичных фактов (событий) позволяет по­нять типичные факты (явления). Например, изучение трех революций в России в начале XX в. помогает учащимся осоз­нать явление революционной борьбы как типичной для пе­риода капитализма формы классовой борьбы.

Факты — основа для теоретических выводов и обобщений, в связи с чем возникает проблема их соотношения, разумно­го сочетания. Курс истории в специальной (коррекционной) школе носит более элементарный характер по сравнению с общеобразовательной школой. Но фактический историче­ский материал должен давать возможность и учащимся с на­рушением интеллекта обобщать и делать выводы.

Основными критериями отбора фактов для урока ис­тории в специальной (коррекционной) школе являются:

1) научная достоверность, важность для понимания раз­вития истории (факты должны включаться в общую систе­му формируемых исторических знаний, отражающую про­цесс исторического развития на территории нашей страны с древнейших времен до современности);

2) конкретность и образность, высокая степень эмоцио­нального воздействия («сухой», теоретический материал не может вызвать интереса к предмету у учащихся с наруше­нием интеллекта, еще более затрудняя процесс усвоения ими исторического материала);

3) возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащих­ся (учащиеся анализируют и обобщают изучаемые факты, срав­нивают аналогичные события, происходившие в разные исто­рические периоды, выясняют значение событий для последую­щего развития России, а также учатся работать с различными источниками исторических знаний: книгой, газетой, докумен­том, исторической картиной, картой и т. п.);

4) возрастные особенности учащихся (в 7—8 классах от­рабатываются факты, несущие большую образовательную нагрузку; в 9 классе — факты, помогающие формировать убеж­денность, собственную позицию учеников. Количество сооб­щаемых фактов также изменяется с возрастом учащихся —возрастает от класса к классу за счет увеличения объема изучае­мого на уроках материала).

« Чем больше связей между фактами ученики усвоят, тем вы­ше будет систематизация их знаний, которые оперативно могут быть использованы и в дальнейшем обучении», — отмечается | в «Методике начального обучения истории» [4. С. 77]. Это ут-1 верждение, сделанное в отношении учащихся общеобразова- ] тельной школы, остается верным и применительно к обучению ] истории учащихся специальной (коррекционной) школы, толь- I ко у них будет формироваться иная система знаний.

Познание начинается с создания конкретных образов I об историческом факте, т. е. исторических представлений. 1 В процессе обучения истории и в общеобразовательной, ив! специальной школах создаются три вида исторических пред- 1 ставлений:

а) о фактах прошлого;

б) об историческом времени;

в) об историческом пространстве.

Учитель должен знать не только роль и виды исторических I представлений, но и методику работы по их созданию, а в ус­ловиях специального обучения — и по их коррекции.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.227.126.69
Генерация страницы за: 0.007 сек.