Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика работы с картой




В формировании историко-пространственных представлений у учащихся специальной (коррекционной) школы большая роль? принадлежит исторической карте. Б.П. Пузанов писал: «Она да^ ет возможность наглядно показать учащимся пространственную географическую перспективу, конкретизировать представления о месте того или иного исторического события, его размерах, спо­собствует развитию логического и абстрактного мышления, бо­лее глубоко раскрывает и объясняет смысл событий» [3. С. 67].

Историческая карта является наглядным пособием, обладающим высокой степенью абстракции. Реальные объекты (леса, реки, города) принимают на карте совершенно несвой­ственный им в действительности вид, а многие объекты и яв­ления могут быть представлены условно только на карте* и не имеют своих аналогов в реальной действительности (на-; пример, границы Киевской Руси, маршруты военных походов, экспедиции и т. п.).

Историческая карта имеет свою специфику по сравнению с картой географической: на ней кроме физико-географиче­ских данных обозначаются места расселения народов, места изучаемых исторических событий, военные действия, эко­номические объекты и т. п. Историческая карта дает изобра­жение событий во времени и динамике. Историческая карта имеет свои условные обозначения. Задача учителя заклю­чается в том, чтобы научить учащихся «читать карту», как «читают историческую книгу» [7. С. 175].

В практике преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах используются три основных вида исторических карт:

1) общие карты, отражающие исторические события в стране в определенный момент развития (например, карта «Российская империя в XVIII в.»);

2) обзорные карты, отражающие территориальные изме­нения за длительный период (например, карта «Образование и расширение Российского государства в XIV—XVII вв.»);

3) тематические карты, посвященные отдельным собы­тиям или сторонам исторического процесса (например, карты «Первая русская революция 1905—1907гг.», «Экономиче­ское развитие России в 1861—1900 гг.»).

Кроме этих основных карт в обучении истории находят применение схематические карты (карты-схемы), являющиеся разновидностью тематических карт и посвященные важнейшим битвам (например, схема «Бородинское сраже­ние»). Иногда учитель истории привлекает физическую кар­ту России (для ознакомления с природными условиями, сравнения с исторической картой) или политические карты России, Европы, мира (для изучения современных событий).

Историческая карта — необходимое и обязательное пособие на уроке, она должна обязательно соответствовать изучаемой эпохе. Изложение нового материала учителем всегда сопровож­дается показом на карте упомянутых историко-географических объектов, ученики следят за его показом и объяснением, ори­ентируясь на свои карты в учебнике или в атласе.

Необходимо соблюдать определенные правила показа, до­биваясь этого и от ученика: стоять справа от карты лицом к свету (окну), держа указку в правой вытянутой руке; по­каз должен быть неторопливым и точным, сопровождаться словесными указаниями (например, на восточном берегу Чудского озера, вверх по течению Днепра и т. п.).

В специальной (коррекционной) школе используются на­стенные исторические карты, изданные для общеобразователь­ной школы, атласы по истории России для 5 класса общеобра­зовательной школы и карты, имеющиеся в учебнике «Рассказы по родной истории».

Знакомство учащихся 7 класса с исторической картой на­чинается на одном из вводных уроков. Проводится сравнение исторической карты с географической (географиче­ская карта знакома ученикам с б класса). Хотя, например, Б.П. Пузанов считает, что, «начиная работу с исторической картой на основе знаний и навыков, полученных школьника­ми на уроках географии при работе с физической картой, учитель сталкивается с тем, что учащиеся эти знания и навы­ки полностью переносят на историческую карту. Так, при изучении физической карты и ее условных обозначений боль­шое значение имеет цвет (зеленый, желтый, коричневый), ко­торый обозначает рельеф местности и растительность. На ис­торической карте цвет выполняет другие функции. Различны­ми оттенками зеленого цвета показана территория, населен­ная древними славянскими племенами, Киевская Русь, рас­ширение Русского государства, а различными оттенками жел­того и коричневого цветов — территории, заселенные кочевы­ми племенами

Границы России на всех географических картах постоян­ны, на исторической карте они не всегда соответствуют современным и показаны в динамике, что соответствует процессу исторического развития государства» [3. С. 70].

Поэтому, представляется показать эти отличия, необходимо сравнив обе карты — историческую и географическую. Одно­временно учащимся следует объяснить, что по исторической карте будет изучаться история страны, которая осуществля­лась на территории, где мы живем сегодня. Поэтому в работе с исторической картой особое значение имеет выработка у учащихся навыков пользования знакомыми природными ори­ентирами (реками, морями, крупными озерами) и сторонами горизонта при определении мест исторических событий. В то же время надо познакомить школьников с «легендой» исто­рической карты, объяснить значение ее условных обозначений;

На уроке и при подготовке домашнего задания необходи­мо приучать учащихся при изучении исторического материа­ла пользоваться картой. При повторении и закреплении пройденного материала на данном и последующих уроках ученики при ответах должны уметь находить и показывать на карте: границы государства, города, места событий, на­правление движения войск и т. п.

В практике преподавания истории в специальной (коррек-ционной) школе используются различные приемы работы | с исторической картой:

а) прием «оживления» карты аппликациями, условными знаками, помогающими вычленить нужные элементы и со­средоточить на них внимание учащихся (например, крас­ными звездочками можно отметить на карте города-герои Великой Отечественной войны);

б) прием комбинированной работы с несколькими карта­ми (например, карта «Великая Отечественная война Совет­ского Союза» уточняется картами или схемами отдельных событий, битв);

в) определение по карте дальности расстояний (напри­мер, на уроке по теме «Русские землепроходцы и мореходы» с помощью шнура можно измерить пути экспедиций, от­меченные на карте, и по масштабу определить пройденные расстояния);

г) приемы работы с контурной картой. Эта работа прово­дится не так часто в специальной (коррекционной) школе из-за сложности для учащихся такого рода работы, а также трудно­стей с отбором контурных карт и заданий к ним (обычно учитель использует контурные карты для учащихся старших классов общеобразовательной школы). Но выполнение доступных зада­ний помогает учащимся осмыслить и закрепить материал. Как правило, контурная карта заполняется постепенно (на ряде уро­ков по теме), сначала в классе под руководством учителя, затем самостоятельно учащимися на уроке или дома с последующей проверкой и исправлением допущенных ошибок. Не должно быть «слепого» копирования карты из учебника или атласа. Можно предложить, например, такие задания по контурной кар­те: отметить границы государства, нанести населенные пункты, проложить маршруты торговых или военных походов и т. п.

Таким образом, работа с картой должна вестись система­тически, на каждом уроке; при изучении и закреплении нового материала; при выполнении домашнего задания; на повторительно-обобщающем уроке по теме, используя две-три знако­мые карты, чтобы закрепить пространственные представления и знание исторического материала с опорой на карты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.