КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Задачи внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе. Основные ее черты, связь с уроками
Воспитание учащихся осуществляется не только на уроках, но и после них. Проводимая после уроков воспитательная работа по предмету называется внеурочной или внеклассной. Внеклассной работой по истории в методике называют «деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний школьников в области истории, развитию их разнообразных интересов и способностей, формированию... личности» [2. С. 188]. Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками, людьми и созданными ими произведениями искусства. Особенности внеклассной работы по истории заключаются в следующем: 1. Если урок является обязательной формой обучения, регламентированной временем, то внеклассная работа носит добровольный характер и время ее проведения определяется учителем. И.Г. Еременко отмечал, что «умственная недостаточность является серьезным препятствием для построения внеклассной работы на принципах самостоятельности, добровольности и само деятельности» [1. С. 228]. Преодоление трудностей вовлечения учащихся специальной (коррекционной) школы во внеклассную работу достигается в том случае, если помощь ребенку опирается на его же собственные силы и возможности. Добровольный характер внеклассной работы по истории дает возможность организовать деятельность учащихся специальной (коррекционной) школы не только по интересам, но и с учетом их познавательных возможностей, способствует развитию их индивидуальных наклонностей, инициативы и самостоятельности в познании прошлого и настоящего Родины. Такой подход создает благоприятные условия для преодоления у учащихся с нарушением интеллекта пассивной жизненной позиции. 2. Во внеклассной работе учитель относительно свободен в выборе содержания, тогда как содержание уроков определяется государственной программой по истории для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 3. Во внеклассной деятельности создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта за счет использования более разнообразных форм работы по сравнению с уроками истории. Так, в 7 классе чаще используются исторические игры, элементы драматизации, экскурсии в музеи, по городу, к местам исторических событий; в 8—9 классах возрастает доля самостоятельной работы учащихся с художественной и научно-популярной исторической литературой, материалами периодической печати, справочными изданиями. 4. Во внеклассной работе создаются большие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений учащихся специальной (коррекционной) школы в процессе выполнения ими разнообразных видов заданий репродуктивного и творческого характера (тематические рисунки, устные сообщения и доклады, письменные отзывы о прочитанных книгах и экскурсиях, сочинения на историче-ские^темы и т. п.). 5. Во внеклассной работе шире, чем на уроке истории, осуществляется связь с современностью, разнообразнее общественно-полезная деятельность школьников. Учащиеся специальной (коррекционной) школы привлекаются к оформлению тематических выставок и выпуску исторических стенгазет, проведению праздников, посвященных историческим датам и т. п. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на существующие различия, внеклассная работа и работа на уроках историй тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная работа становится органической частью обучения, к проведению которой следует подходить дифференцированно. Важно установить минимум наиболее значимых посещений музеев, экскурсий и других видов деятельности, обязательных для всех школьников. Определенные виды внеклассной работы должны быть соединены с уроками истории, с изучением программных тем, должны стать органической частью обучения (например, при изучении в 9 классе темы «Блокада Ленинграда» для учащихся Санкт-Петербургских школ необходимо провести учебную экскурсию в Музее героической обороны и блокады Ленинграда, организовать посещение Пискаревского мемориального кладбища и т. п.). Образовательные, воспитательные и развивающие задачи внеклассной работы определяются общими задачами обучения истории, но обязательно с учетом существующей системы задач внеклассной работы по всем остальным предметам. Специфика задач внеклассной работы состоит в том, что по сравнению с задачами урока они решаются, говоря словами А.Ф. Родина, «на ином материале и иными средствами» [5. С. 6]. Внеклассная работа по истории в специальной (коррекци-онной) школе VIII вида призвана решать целый комплекс задач: 1) углубление и расширение знаний, полученных школьниками на уроках, обогащение их новыми представлениями и понятиями, отражающими различные стороны жизни общества в разные исторические эпохи. Обращение tf краеведческим материалам, музейным экспонатам, дополнительной исторической литературе поможет учащимся с нарушением интеллекта лучше овладеть знаниями, предусмотренными программой по истории; 2) развитие интереса учащихся к истории. Решение этой задачи начинается на уроке, но именно разнообразие содержания и видов внеклассной деятельности, доступных учащимся специальной (коррекционной) школы, способствует более успешному ее осуществлению; 3) развитие умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. Этому способствует использование многообразных источников познания (окружающая действительность, предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и т. п.); 4) развитие интеллектуальных и практических умений учащихся: находить нужную книгу, пользоваться справочными изданиями, готовить доклады и сообщения по одному или нескольким источникам, анализировать и сравнивать музейные экспонаты, вести беседу с участниками событий, собирать краеведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в макетах, моделях, рисунках, схемах и т. п.; 5) воспитание чувств, нравственно-эстетическое развитие личности, воспитание коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия, ответственности за порученное дело. Таким образом, в учебной и внеклассной работе по истории решаются одни и те же образовательные, воспитательные и развивающие задачи, но на ином материале и иными путями. Изучение в свободное время ярких, увлекательных исторических фактов расширяет, обогащает знания учеников, формирует их нравственные убеждения, помогает глубже усвоить учебный материал. На внеклассных мероприятиях развиваются умения, которые успешно могут быть применены на уроках для прочного и осознанного усвоения содержания курса истории. Все это приобретает особое значение в условиях специальной (коррекционной) школы. Содержание внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе
Содержание внеклассной работы определяется общими задачами, стоящими перед специальной (коррекционной) школой VIII вида. Для реализации намеченных задач учителю истории важно определить содержание и доступные формы внеклассной работы по предмету. С учащимися старших классов в условиях специальной (коррекционной) школы возможно изучение разнообразной тематики, связанной как с курсом истории, так и имеющей краеведческую направленность. Чаще всего содержание внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе направлено на комплексное изучение исторического прошлого параллельно с программными темами курса истории. Такой поход наиболее разумен и предполагает разнообразие видов и форм организации, исходя из многообразия тем и содержания каждой из них. Возможна и более узкая направленность содержания внеклассной работы по истории, например, изучение военного прошлого нашей Родины (по классам, в зависимости изучаемых периодов отечественной истории). Учащиеся под руководством учителя более подробно на уроках могут изучать знаменитые сражения, развитие военной техники, биографий героев, полководцев, боевой путь воинских частей, историю партизанского движения, подпольных организаций, подвиги городов-героев. Такая направленность содержания внеклассной работы создает большие возможности для военно-патриотического и нравственного воспитания учащихся с нарушением интеллекта. Основным направлением во внеклассной работе может быть и изучение истории культуры: обычаев, традиций, народных промыслов, архитектуры, живописи, музыкального и театрализованного искусства народов нашей страны. Организуя внеклассную работу учащихся по этому направлению, учитель может использовать разнообразные формы: экскурсии в музеи, по городам; просмотр репродукций видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, встречи с деятелями литературы и искусства, выступления учащихся с докладами. Все это будет способствовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников с нарушением интеллекта, развитию их кругозора. Одно из возможных направлений внеклассной работы по истории — изучение современности, что актуально для выпускников специальной (коррекционной) школы, готовящихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Интерес к проблемам современной действительности, внутренней и внешней политике государства помогает лучшей ориентировке школьников с нарушением интеллекта в происходящих событиях, вырабатывает активное отношение к общественной жизни, способствует их социальной адаптации. Эффективность такой работы будет зависеть от разнообразных и в то же время доступных для учащихся специальной (коррекционной) школы форм ее поведения (например, разъяснение текущих событий в процессе бесед, обсуждение телепередач, проведение вечеров вопросов и ответов, чтение периодической печати). Одно из наиболее интересных, доступных и значимых для учащихся специальной (коррекционной) школы направлений внеклассной работы по истории — изучение прошлого и настоящего своего края, города. Краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий, происходивших в этих местах. Краеведческая работа предполагает участие школьников в различных видах деятельности: они читают рекомендованную учителем краеведческую литературу, участвуют в экскурсиях по местам исторических событий, знакомятся с архитектурными памятниками и музейными экспонатами; результаты такой деятельности оформляются в виде фотовыставок, стенгазет, рисунков, сочинений и используются в дальнейшем учебно-воспитательном процессе; имеется опыт создания музея в условиях специальной (коррекционной) школы. Формы и виды внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе
Формы внеклассной работы по истории различаются по охвату количества учащихся и в связи с этим могут быть массовыми или фронтальными (вечер, конкурс), групповыми или кружковыми (работа кружка, секции), индивидуальными (оказание помощи в написании доклада отдельному ученику, индивидуальная беседа). По длительности формы внеклассной работы по истории делятся на систематические, которые проводятся в течение всего учебного года или даже на протяжении нескольких лет (кружки, внеклассные чтения) и эпизодические (встречи с интересными людьми, экскурсии, выпуск исторической газеты). При выборе формы внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе учитель должен учитывать не только возраст учащихся, но и особенности их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностные качества каждого ученика. Естественно, не все формы внеклассной работы по истории, доступные для учеников общеобразовательной школы, могут быть использованы в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Так, например, нецелесообразно использовать для учащихся с нарушением интеллекта чтение лекций, проведение научных конференций, написание рефератов, участие в исторических олимпиадах и т. п. Но многие формы внеклассной работы по истории могут быть успешно применены и в специальной (коррекционной) школе. Рассмотрим некоторые из них. 1. Внеклассное чтение по истории.,Чтение играет огромную роль в жизни людей. Общеизвестна роль внеклассного чтения в углублении и расширении исторических знаний школьников, в формировании их личностных качеств. Внеклассное чтение по истории — это чтение учениками художественной и научно-популярной литературы по исторической тематике, выходящей за рамки знаний, изложенных в учебнике. Оно способствует созданию ярких образов, дает представление об определенной исторической эпохе, расширяет кругозор учащихся, развивает их интерес к истории, влияет на чувства детей, формирует их нравственный облик, что важно как для учеников общеобразовательной школы, так и для учеников специальной (коррекционной) школы, хотя читательские возможности и потребности последних ограничены. Поэтому в условиях специальной (коррекционной) школы необходимо целенаправленное руководство учителем внеклассным чтением по истории, которое осуществляется по нескольким линиям: изучение читательских интересов школьников (по библиотечным формулярам), рекомендация и пропаганда книг исторического содержания для самостоятельного чтения в связи с изучаемой темой, помощь учащимся в сознательном усвоении прочитанного, проведение обсуждения прочитанных книг. И.М. Лебедева в помощь ученикам предлагает следующую примерную памятку [3. С. 259]. Вопросы для беседы по прочитанным книгам: — Кто автор книги? — О какой эпохе и каких исторических событиях рассказывает книга? — Каких героев, действующих в книге, ты можешь назвать? Твое отношение к ним. — Что тебе понравилось в книге и почему? — Какие еще книги есть у этого автора? О чем они? Помощь в руководстве историческим чтением может оказать ведение читательских дневников. Примерная схема его предложена в книге И.З. Озерского [4. С. 36].
Дневник служит не только основой беседы с учащимися о прочитанном произведении, но позволяет им лучше запоминать прочитанное, выделять в нем главное, давать оценку поступкам героев. Иногда возможны небольшие театрализованные представления, проведения устного журнала по прочитанным книгам. Подготовкой к ним руководит учитель истории, оказывая необходимую помощь ученикам. 2. Исторический кружок. Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся. Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусство-ведческие, историко-краеведческие и другие. В специальной школе выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся. В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название («Юный историк», «Юный краевед», «Клуб знатоков истории» и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций. Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы. 3. Исторические вечера. Это важная форма внеклассной работы. Исторические вечера несут в себе элементы игры, решают образовательные, воспитательные и развивающие задачи. При выборе темы и содержания вечера необходимо учитывать психологические особенности учащихся специальной (коррекционной) школы, уровень их образовательной подготовки, низкую степень активности и самодеятельности, предусмотреть возможность перегрузки учащихся по времени и по количеству впечатлений. Исторические вечера могут быть посвящены: общеисторическим темам («Вечер военной поэзии»); отдельным темам школьного курса («Отечественная война 1812 г.»); юбилеям и знаменательным датам («27 января — день окончательного снятия блокады Ленинграда»); занимательной истории («Что? Где? Когда?»); краеведению («Знаменитые петербуржцы прошлого и настоящего»). Вечер требует тщательной подготовки: определения темы, отбора познавательного материала, составления выступлений, разработки сценария, оформления зала, оборудования тематической выставки, руководства учителя и его помощи учащимся на всех этапах работы. 4. Экскурсии. Эти формы внеклассной работы пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (предприятие, исторические места и т. п.) или в музеях, на выставках в целях образования и воспитания школьников [6. С. 16]. При всех возможных различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала. Особое место во внеклассной работе занимают дальние экскурсии. Они требуют значительных средств, связаны с дополнительными трудностями, поэтому должны быть тщательно подготовлены, особенно в условиях специальной (коррекционной) школы. 5. Встречи с интересными людьми. В современных условиях такая форма внеклассной работы по истории используется реже, чем прежде, но занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников специальной (коррекционной) школы. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, ученые, писатели. Встречи учащихся с интересными людьми могут проводиться в школе, на предприятиях, в музеях. Они должны быть хорошо подготовлены: необходимо определить тему и цель встречи, место и время ее проведения, предварительно обговорить с приглашенным круг обсуждаемых вопросов, воспитательную направленность его рассказа, предупредить о том, с какими детьми предстоит встреча. 6. Конкурсы, олимпиады, викторины. Широкое распространение среди школьников получили соревнования на лучшее выполнение заданий по истории во время конкурсов, олимпиад, викторин. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви к предмету, поэтому в условиях специальной (коррекционной) школы эти формы внеклассной работы приобретают коррекционное значение. Содержание конкурсов, олимпиад, викторин может ограничиваться школьной программой по истории или выходить за ее пределы, но она должна быть доступна учащимся с нарушением интеллекта, а предлагаемые им вопросы и задания должны быть доступны для выполнения. В конкурсах по истории могут участвовать как отдельные учащиеся, так и классы. Ребята отвечают на поставленные вопросы, собирают сведения о родном крае, пишут сочинения о своем городе, селе, описывают исторические памятники, делают зарисовки и т. п. Одновременно с заданиями учитель указывает источники, которые могут быть использованы во время подготовки, проводит консультации. Олимпиады проходят в несколько туров с выбыванием тех, кто не набрал нужных баллов. Они редко используются в специальных (коррекционных) школах. Викторины по истории ближе стоят к игровой форме (в методической литературе их нередко относят к группе исторических игр), они могут проводиться без предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов. Для учащихся специальной (коррекционной) школы эта форма внеклассной работы является наиболее доступной и интересной. В школьной практике широкое применение нашли краеведческие викторины. Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и определенной системы. Во всех рассмотренных формах внеклассной работы, проводимых в специальной (коррекционной) школе VIII вида огромная роль принадлежит учителю истории. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся с нарушением интеллекта. Вопросы и задания 1. В чем заключается своеобразие внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе? Каковы ее задачи? 2. Выберите тему исторической краеведческой экскурсии, определите ее цель и задачи, методы и приемы проведения, познавательные задания ученикам в ходе экскурсии; продумайте оформление ее результатов. 3. Выберите одну из тем курса истории в специальной (коррекционной) школе, составьте список литературы для внеклассного чтения по этой теме. Литература 1. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985. 2. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1 / Отв. ред. Н.Г. Дайри. М., 1978. 3. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986. 4. Озерский И.З. Руководство внеклассным чтением по истории. М., 1979. 5. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. М., 1961. 6. Родин А.Ф., Соколовский ЮЛ. Экскурсионная работа по истории. М., 1974. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯВОПРОСОВ ПРАВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Современная концепция правового образования школьников
Новое содержание правового образования школьников, обучающихся как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах разных видов, определяется с учетом конкретных изменений, которые происходят в России с 1991 года. Н.И. Элиасберг к таким изменениям относит следующие: 1) изменение характера отношений между государством и личностью, положения гражданина России (получение демократических свобод, возможностей проявить себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность, и в то же время возрастание ответственности за свою судьбу, условия своей жизни); 2) развитие рыночных отношений, создающих условия обеспечения жизненного успеха и определяющих приоритет таких свойств личности, как предприимчивость, деловитость, умение быстро и правильно ориентироваться в системе социальных и экономических отношений, их правовом регулировании, действовать в соответствии со своими интересами не преступая Закон; 3) негативные явления, сопровождающие преобразования в России (рост преступности, ставящей под угрозу безопасность граждан и создающей в обществе атмосферу напряженности). «Все указанные факторы определяют особую значимость решения задачи развития системы правового образования населения России как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка», — подчеркивает Н.И. Элиасберг [6. С. 5]. Далее она пишет: «Компонентами правовой культуры являются: — систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны; — ориентированное на социальную ценность права и строгого правопорядка отношение граждан к Закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка; — социально-полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях в быстроменяющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы» [6. С. 5—6]. По мнению Н.И. Элиасберг, решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования и нравственно-правового воспитания учащихся с 1 по 11 класс. Такой подход не противоречит возможностям специальной (коррекционной) школы в организации правового образования и воспитания учащихся с нарушением интеллекта, наоборот, эта задача остается одной из приоритетных для специальной (коррекционной) школы, цель которой — социально-трудовая и правовая адаптация выпускников. Несомненно, формирование правовой культуры учащихся с нарушением интеллекта — задача необычайно сложная, требующая длительного времени, использования специальных средств и методов, облегчающих усвоение элементов правовых знаний, понимание необходимости овладения ими и умения адекватно распорядиться в разнообразных жизненных ситуациях. Задачи и содержание правового образования учащихся специальной (коррекционной) школы Цель специальной (коррекционной) школы VIII вида — подготовить учащихся к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. На реализацию этой цели всегда было направлено изучение вопросов права на доступном уровне для учеников с нарушением интеллекта. Правовой материал отдельной темой включался в программу по истории и изучался все второе полугодие 9 класса (32 часа), органично сочетаясь с историческим материалом и на нем основываясь, а отдельные элементы правовых знаний изучались и в других предметах (чтение, естествознание, география, СБО, трудовое обучение). В условиях специальной (коррекционной) школы изучение вопросов права имеет не только образовательное, но и коррекционно-воспитательное значение, т. к. направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Ученики специальной (коррекционной) школы ежедневно выступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется после окончания школы. Но часто они не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков. Исследованиями Б.П. Пузанова установлено, «что учащиеся старших классов специальной (коррекционной) школы обладают определенным запасом правовых знаний, но их значения стихийны и разрозненны» [5. С. 54—60]. Большую роль в формировании пассивного запаса правовых знаний играет весь предшествующий период обучения и воспитания: общеобразовательные предметы, профессионально-трудовое обучение, внеклассная работа. Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их выполнять, соблюдать распорядок жизни школы (интерната); у них формируется отношение к людям, природе, труду; они приучаются к охране окружающей среды, заботе о здоровье, приобретают навыки ориентировки в окружающей жизни, у них воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются положительной основой для формирования правовых знаний в старших классах. Правовой материал, традиционно включавшийся в программу по истории самостоятельной темой «Наше Советское государство. Права и обязанности советских граждан», перестал соответствовать действительности после событий 1991 года. Поэтому в течение 10 лет учителям приходилось его корректировать с учетом происшедших изменений. В ряде специальных (коррекционных) школ (в соответствии с возможностями учебного плана) правовой материал стал изучаться самостоятельным курсом, имевшим разные названия: «Правоведение», «Граждановедение», «Обществоведение» и т. и. В изданных в 2000 г. «Программах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» представлена программа по обществоведению (авторы Б.В. Кузнецов и В.М. Мозговой), рассчитанная на два года изучения в 8 и 9 классах [4. С. 99—102]. Основу этого курса по-прежнему составляют правовые вопросы. В пояснительной записке к программе указывается, что «в школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-эстетической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания... Несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами» [4. С. 99]. Авторы программы отмечают, что отбор содержания проведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей учащихся специальной (коррекционной) школы. Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 часа в каждом классе), из которых, «в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления» [4. С. 99]. Указаны приемы, методы и формы изучения обществоведческого материала (беседы, ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии, уроки-встречи, лабораторные и практические занятия). За 2 года обучения изучаются всего три темы (две — в 8 классе и одна — в 9), отводятся часы на введение, повторение и заключение. Введение (2 ч.). Формируются представления учащихся о том, кто такой гражданин и как от его гражданской позиции зависит состояние страны. Тема I. Государство, право, мораль (15 ч). Предполагает общее знакомство учащихся с морально-этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает общие представления о праве и государстве. Тема II. Конституция Российской Федерации (15 ч). Знакомит с основами Конституционного устройства РФ, дает представление о Российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основой для всего курса. Тема III. Права и обязанности граждан России (28 ч). Посвящена основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащихся специальной (коррекционной) школы. Заключение. Подводит учащихся к осознанию того, что активная, свободная и инициативная позиция — основа полноценной жизни человека и общества. В программе по обществоведению содержатся требования к знаниям и умениям учащихся. Они должны знать: что такое государство, право, правонарушение, виды правовой ответственности, основные конституционные права и обязанности граждан РФ, что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власти РФ; должны уметь составлять деловые бумаги, оформлять стандартные бланки, при необходимости обращаться с просьбой в органы исполнительной власти и правовые учреждения. Особенности правовых знаний учащихся с нарушением интеллекта
На правосознание учащихся специальной (коррекционной) школы влияет не только целенаправленный процесс обучения и воспитания, но также полученная из различных источников информация, часто случайная, иногда неверная. Исследования Б.П. Пузанова[5], например, показали, что многие несовершеннолетние, представшие перед судом, не знали, что совершенное ими правонарушение наказуемо законом, считали, что незнание закона освобождает от ответственности или эта ответственность перелагается на школу, родителей. Такие подростки знакомятся с правом при печальных обстоятельствах, когда надо отвечать за совершенное правонарушение. Таким образом, знание закона ориентирует учащихся специальных (коррекционной) школ в том, что дозволено и что запрещено, предостерегает от необдуманных поступков. Б.П. Пузановым отмечалось, что к началу изучения правовых вопросов большинство учащихся имеют адекватные представления по нормам трудового законодательства: минимальный возраст приема на работу, продолжительность рабочего дня, льготы для несовершеннолетних и т. п. Знание трудового права очень важно для выпускников специальной (коррекционной) школы, т. к. их успехи в трудовой деятельности во многом зависят от добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей. Особый интерес у учащихся с нарушением интеллекта вызывают вопросы уголовного права. Жизнь дает для этого большие основания (современная популярная у подростков литература и кинофильмы криминального содержания, хроника преступлений в средствах массовой информации и т. п.). Большинство учащихся непримиримо относятся к нарушителям закона, но и среди самих подростков есть такие нарушители, и с ними необходимо индивидуально работать не только учителю истории, но и классному руководителю, психологу, социальному педагогу. У учащихся специальной (коррекционной) школы имеются представления по следующим вопросам уголовно-административного права: правила поведения в общественных местах и ответственность за их нарушения, мелкое хулиганство и ответственность за него, правоохранительные функции милиции. Но далеко не все учащиеся представляют возраст наступления уголовной ответственности и уголовную ответственность несовершеннолетних. По данным Б.П. Пузанова, около 40% учащихся называют возраст наступления уголовной ответственности 16 лет, а остальные 60% учащихся считают таким возрастом 18, 20 и даже 25 лет. Только 25% учащихся называют ответственными за злостное хулиганство самих несовершеннолетних, тогда как большинство считает, что за несовершеннолетних уголовную ответственность несут учителя, родители и даже милиция [5]. Неустойчивы у учащихся специальной (коррекционной) школы и представления о таких нравственных категориях как товарищество и взаимопомощь. Нет представлений и о соучастии в преступлениях. Но представления о правоохранительных функциях милиции, наоборот, у них более полные. Таким образом, правовые знания учащихся с нарушением интеллекта к началу изучения курса «Обществоведение» в 8 классе имеют следующие особенности: а) носят случайный, бессистемный характер; б) отличаются фрагментарностью, неточностью, неполнотой; в) стихийно сформированы; г) нет умения адекватно использовать правовые знания в конкретных ситуациях, наблюдается механический перенос предыдущих решений на следующую ситуацию; д) при оценке конкретной ситуации внешняя сторона доминирует над внутренней морально-этической основой события. Целенаправленное обучение даже в рамках небольшого курса, построенное с учетом всей предшествовавшей работы школы, семьи, социального опыта, позволит в значительной степени решить проблему правового воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы и облегчить их включение в самостоятельную жизнь. Реализация основных дидактических принципов в процессе правового обучения в специальной (коррекционной) школе
Урок, будучи основной формой организации учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, является и основной формой правового обучения. Как отмечает Б.П. Пузанов: «Он позволяет наиболее полно реализовать задачи образовательного и воспитательного характера, использовать различные формы и методы обучения, выбирать оптимальные их сочетания при изучении тех или иных разделов курса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в условиях группового обучения, реализовывать такие дидактические принципы, как научность, систематичность, доступность знаний, сознательность и прочность их усвоения, наглядность» [2. С. 90]. Основываясь на подходах Б.П. Пузанова, рассмотрим эти принципы [2. С. 90—101]. 1. Принцип научности. Несмотря на то, что в курс правового обучения в специальной (коррекционной) школе включена элементарная и сравнительно небольшая по объему правовая информация, она является научной. Основной ее источник — Конституция РФ, своды законов и законодательные акты. Но, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и специфику самого предмета, материал этот дается в сокращенном и адаптированном варианте. Изучение элементов права связано с усвоением учащимися некоторых специальных терминов и понятий, что требует осмысления и обобщения на основе анализа внутренних причинно-следственных отношений того или иного явления. 2. Принцип систематичности и последовательности. Правовые вопросы начинают изучаться в курсе «Обществоведение» с 8 класса с опорой на знания, полученные в предшествующий пропедевтический период. Структура самого курса такова, что его изучение начинается со знакомства учащихся с такими основополагающими понятиями, как «государство», «право», «мораль». Затем изучается Конституция РФ. Материал 8 класса конкретизируется, уточняется в 9 классе при изучении прав и обязанностей граждан России. Теоретические положения сочетаются с практическим применением правовых знаний, а сложные понятия формируются через более простые и конкретные. Систематичность правового обучения определяется и комплексом межпредметных связей с рядом общеобразовательных предметов (русский язык, чтение, история, география), профессионально-трудовой подготовкой, всей системой учебно-воспитательной работы школы. 3. Принцип доступности. Правовой материал необычайно сложен для учеников специальной (коррекционной) школы. Чтобы элементы права сделать более доступными, необходимо продумать объяснение каждого понятия и положения, приводить примеры разнообразных ситуаций из жизни, обращаться к опыту самих учащихся, учить их переходить от моральной оценки поступка к юридической оценке преступления. 4. Принцип сознательности усвоения знаний. Реализуя этот принцип, учитель должен помнить, что основная задача правового обучения и воспитания — не только сообщение учащимся определенной суммы правовых знаний, но и превращение этих знаний в повседневную норму поведения/Для иллюстрации тех или иных норм и законов целесообразно использовать примеры из окружающей жизни, разбирать реальные ситуации, убеждающие школьников в необходимости правовых знаний. Б.П. Пузанов подчеркивает: «Принятие решения в создаваемой педагогом ситуации требует сознательного применения имеющихся знаний, а положительное решение проблемной ситуации показывает ученикам необходимость получаемых знаний» [2. С. 98]. Большую помощь учителю в подборе практических задач правового (юридического) содержания может оказать сборник задач с методическими рекомендациями Н. И. Элиасберги А.А. Чухмана[8]. 5. Принцип наглядности. Наглядные пособия, используемые в процессе правового обучения, играют важную образовательно-воспитательную и коррекционно-развивающую роль. В сочетании с объяснением учителя, считает Б.П. Пузанов: «Они создают предпосылки для включения самых различных источников восприятия, анализаторов, что делает процесс усвоения более эффективным» [2. С. 99]. Изучение ряда тем курса «Обществоведение» требует работы с различными схемами, таблицами, плакатами, экранными пособиями. Поэтому необходимо их правильно отбирать для уроков, учитывая, с одной стороны, что все изданные наглядные пособия предназначены для общеобразовательной школы, а с другой — что большинство из них устарели по содержанию и не соответствуют изменившейся ситуации в развитии современной России. В специальной (коррекционной) школе учитель к урокам обществоведения чаще всего готовит наглядные пособия сам (например, схему «Органы государственной власти в России», основные элементы которой подготовлены заранее в виде небольших табличек — плакатов). Наборы «разрезных» учебных плакатов позволяют обращаться к ним как на разных этапах урока, так и при изучении ряда тем. При повторении учащимся может быть дана схема с пропущенными 1—2 звеньями и предложено, используя полученные знания, заполнить пропуски соответствующими аппликациями. Большую помощь в усвоении правового материала оказывают экранные учебные пособия: диапозитивы, диафильмы, слайды, кинофрагменты, кинофильмы. При использовании пособий следует соблюдать некоторые рекомендации для работы с ними. Б.П. Пузанов, основываясь на рекомендациях Д.Н. Никифорова(1964), Т.Н. Пороцкой(1967), К.В. Чиркова (1962), И.Я. Чутко (1969), выделяет следующие: — «показ экранных материалов должен органически входить в логическую структуру урока, сам фрагмент (диафильм, диапозитив) — отражать цель и задачу данного урока; — урок не должен превращаться в «киноурок» или «кинолекцию», демонстрация киноматериалов не должна превышать 10—15 минут; — показу экранных пособий должно предшествовать всту-/ пительное слово учителя, организующее и направляющее внимание учащихся; — после просмотра необходимо разобрать и закрепить материал; — показ учебного кинофильма, рассчитанный на 30— 40 минут и более, целесообразно проводить во внеурочное время в системе внеклассных мероприятий» [2. С. 100]. 6. Принцип индивидуального подхода. Успешность усвоения элементов правовых знаний во многом зависит от правильного учета индивидуальных особенностей учащихся с нарушением интеллекта, проявляющихся в сфере тех или иных интересов, в выборе профессии и др. Необходимо иметь в виду и тот факт, что у определенной части учеников старших классов специальной (коррекционной) школы имеются отклонения в поведении, склонность к совершению антисоциальных поступков. Значит необходимо акцентировать внимание на таких вопросах, как уголовная ответственность несовершеннолетних, возраст ее наступления. У школьников, которые после 9 класса должны трудоустраиваться, наибольший интерес вызывают темы, связанные с трудовым правом, правами и льготами несовершеннолетних на производстве. Эти и другие особенности необходимо учитывать при изучении обществоведческого курса. 7. Принцип прочности. Учитывая сложность обществоведческого курса для учеников с нарушением интеллекта, его изучение предполагает минимум теоретических знаний доступного содержания и максимум практических заданий, направленных на применение школьниками этих знаний и таким образом их закрепление. Прочности усвоения правового материала будет способствовать и концентричность построения программы (в 8 классе закладываются базовые понятия, в 9 классе они раскрываются на материале, связанном с правами и обязанностями граждан); осознание необходимости правовых знаний, помогающих ученикам адаптироваться к условиям жизни в обществе. Особенности формирования правовых знаний учащихся специальной (коррекционной) школы Успешная реализация образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач, стоящих перед курсом «Обществоведение» в специальной (коррекционной) школе, возможна лишь при условии применения соответствующих средств, методов и приемов обучения, учитывающих особенности содержания предмета и особенности познавательной деятельности учащихся старших классов с нарушением интеллекта. Б.П. Пузанов считает, «что одним из важных моментов успешного усвоения курса, особенно в плане использования полученных знаний в практической деятельности, является готовность учащихся к восприятию правовых знаний, обеспеченная работой по ряду общеобразовательных предметов и в период профессионально-трудовой подготовки. Имеющийся определенный социальный опыт учащихся старших классов также необходимо учитывать при изучении элементарных правовых знаний, давать ему адекватную правовую оценку, т. к. учащиеся регулируют свое поведение в повседневной жизни правовыми нормами, хотя и не подозревают об этом. Например, рассматривая вопросы семейного права, следует исходить из конкретного положения подростка в семье; рассматривая вопросы, связанные с правонарушениями, необходимо учитывать, что некоторые учащиеся состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и имеют отрицательный социальный опыт; необходимо, чтобы учащиеся поняли антиобщественную сущность своих поступков» [2. С. 102—103]. Преподавание курса «Обществоведение» осложняется отсутствием учебников, предназначенных для учеников специальной (коррекционной) школы, поэтому учитель, готовя материал к урокам, может обращаться к учебникам, изданным для общеобразовательной школы: «Граждановедению», учебному пособию для учащихся, их родителей и учителей [7], «Введению в обществоведение» [1]. Такие разделы учебных пособий, как «Гражданин. Мораль. Право», «О правах и свободах человека и гражданина», «Гражданин и государство», «Об обязанностях гражданина», «Современная семья» позволят учителю обеспечить материалом проведение уроков, а при наличии необходимого количества пособий в кабинете — спланировать самостоятельную работу учащихся на основе чтения отдельных статей и выполнения заданий учебника. Изучение темы «Конституция Российской Федерации» в 8 классе требует обеспечения всех учащихся брошюрами с текстом Конституции. Знакомство с Основным законом начинается с определения самого понятия «конституция», означающего в переводе с латинского языка «учреждаю», «устанавливаю». В России Конституция была впервые принята после Октябрьской революции, в советское время. Каждая новая Конституция соответствовала определенному этапу развития государства и общества. Ныне действующая Конституция — пятая в истории государства. Учащихся необходимо познакомить с Конституцией РФ: датой принятия, структурой (разделами, главами, статьями). На этом уроке необходимо обратиться к символам Государственной власти РФ (гербу, флагу, гимну), разобрать их суть и значение. При изучении основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина необходимо обращаться к тексту отдельных статей, полностью прочитывая доступные для понимания учащихся статьи или предлагая их в сокращенном виде. Словарная работа при необходимости должна предшествовать чтению статьи. Содержание каждой статьи обязательно должно разбираться и подкрепляться примерами, опираться на наглядность. Так, например, на уроке по теме «Президент Российской Федерации» учитель не будет предлагать учащимся читать и объяснять все 14 статей 4 главы Конституции, но остановится прежде всего на ст. 80, касающейся основных полномочий Президента [3. С. 33]. Зачитывается и комментируется каждый из 4-х пунктов статьи, на доске (и в тетрадях) составляется небольшая схема (см. с. 203). Вместе с учениками разбирается каждый пункт и выясняется, как они понимают суть полномочий Президента. При работе над этой статьей проводится словарная работа: уточняется значение таких понятий, как «глава государства», «гарант», «внешняя политика», «внутренняя политика», «международные отношения».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |