КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, времени и по кругу лиц
Понятие, суть и задание уголовно-процессуального закона Уголовно-процессуальная норма. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, времени и по кругу лиц. Понятие, суть и задание уголовно-процессуального закона. Лекция 2. Уголовно-процессуальный закон Анализ уголовно-процессуальной литературы, в которой рассматривается понятие уголовно-процессуального закона, свидетельствует об определенных расхождениях в трактовке этого вопроса. В некоторых случаях под ним понимают как форму правовых актов, которые содержат нормы, которые регулируют общественные отношения в отрасли уголовного судопроизводства, так и сами эти нормы, система которых образует уголовно-процессуальный закон. Следовательно, под понятием «уголовно-процессуальный закон» понимают форму и содержание уголовно-процессуального права в органическом сочетании. Уголовно-процессуальное право является обязательным компонентом, важным звеном всей системы права в Украине. Как и любое звено единственной цепи, уголовно-процессуальное право, имея определенную самостоятельность, связанно с другими звеньями, в частности с материальным уголовным правом. Правильное понимание уголовно-процессуального права является необходимым условием для отграничения этого понятия от других, подобных ему. Некоторые авторы совмещают понятие уголовно-процессуального права и уголовного процесса, то есть они рассматривают уголовный процесс как совокупность норм и как деятельность соответствующих органов. Эти понятия не следует смешивать или отождествлять. Каждое из них имеет свою смысловую нагрузку. Неразрывная связь уголовного и уголовно-процессуального закона предопределена тем, что в них общая цель — охрана общества от преступных посягательств. Но при этом они выполняют разные функции. Уголовный закон определяет пределы преступной деятельности, то есть то, какая деятельность или бездеятельность является преступлением, а также меру наказания за это преступление. Уголовно-процессуальный закон устанавливает соответствующий порядок реализации уголовного закона, наиболее правильное и точное его приложение. Уголовный закон, который является мощным оружием в борьбе с преступностью, нуждается в уголовно-процессуальном законе. Оба они дополняют друг друга и не могут существовать отдельно. Вне процессуальной формы применение уголовного закона является недопустимым. В свою очередь, уголовный процесс без уголовного закона был бы беспредметным, лишенным своего содержания и смысла. Учитывая природу уголовно-процессуального права, его назначения, обслуживать потребности, связанные с реализацией уголовного закона, достаточно обоснованным является взгляд ряды научных работников, которые рассматривают его как производное от материального права, а существующий между этими отраслями права взаимосвязь — как отношения между формой и содержанием. Процессуальное право плотно примыкает к материальному, является будто надстройкой над ним, своего рода продолжением. В судебной практике при решении конкретных дел возникают такие ситуации, когда выполнение предписаний процессуальных норм тянет за собой нарушение норм материального права, и наоборот. Однако уголовно-процессуальным законом не предусмотрено, как должен действовать в таких случаях суд. В результате, встречаясь с подобными коллизиями, суды делают по-разному, но в большинстве случаев судебная практика отдаёт предпочтение процессуальному закону. Очевидно, такое решение коллизии между процессуальным и материальным правом нельзя признать полностью правильным. Если из каких-то причин возникает коллизия, то должна действовать определенная субординация социально-правовых ценностей, идей и юридических норм. Ничего в процессуальной форме не должно мешать осуществлению правосудия или искажать суть дела. Форма играет позитивную роль, если она не противоречит своему социальному назначению. Она является эффективнее тогда, когда лучше способствует решению всего комплекса заданий, которые стоят перед судопроизводством. И это необходимо учитывать как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. В «Философии права» Гегель отмечал, что процессуальный закон (нормы) могут играть двоякую роль — позитивную и негативную. «Формальности, — писал он, — могут быть преобразованы также и в зло, и даже на орудия несправедливости». Аналогичное мнение выражал и А. Ф. Кони, отмечая, что формальная справедливость не всегда приравнивается к истинному правосудию. Можно выделить такие признаки уголовно-процессуального закона: 1) это акт, который имеет наивысшую юридическую силу; 2) он формулирует принципы и регулирует процедуру уголовного судопроизводства; 3) он регламентирует деятельность участников процесса, предоставляя им определены права и обязанности; 4) настоящий акт нацелен на решение заданий уголовного процесса. Внешней, документальной формой уголовно-процессуального закона являются нормативные акты, которые можно классифицировать по различным основаниями: 1) по юридической силе — законы (УПК) и подзаконные акты (например, Инструкция о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения, в органах, подразделах и учреждениях внутренних дел Украины заявлений, сообщений и другой информации, о преступлениях и правонарушениях); 2) по сфере действия — общеобязательные, специальные, локальные; 3) по степени всеобщности правовых норм — общие и нормы, которые конкретизируют; 4) по характеру волеизъявления — нормы, которые устанавливают, нормы, которые изменяют, и нормы, которые отменяют; 5) по времени действия — определенно срочные и неопределенно срочные; 6) по субъектами нормотворчества — изданные ВРУ, ПУ, КМУ, министерствами, ведомствами. Кроме этого, уголовно-процессуальные нормы как содержание уголовно-процессуального закона могут содержаться в уголовно-процессуальных, нормативно правовых актах, в комплексных нормативно правовых актах, «посвященных» нескольким отраслям права. Такими является, например: законы Украины «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины в связи с образованием налоговой милиции», «О внесении изменений в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно усиления борьбы с нарушениями бюджетного законодательства», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О борьбе с коррупцией», «О судоустройстве». Следовательно, внешней формой уголовно-процессуального закона является уголовно-процессуальный акт высших органов государственной власти, а его наполнением, содержанием, — уголовно-процессуальная норма как структурный элемент уголовно-процессуального закона, права, его неотделимая часть и самая главная единица. Следует также помнить, что в отличие от уголовного применения уголовно-процессуального закона по аналогии является возможным и необходимым, поскольку уголовно-процессуальное законодательство имеют немало пробелов. Конечно, в меру внесения изменений и дополнений в уголовно-процессуальный закон этих пробелов становится все меньше, однако требование относительно устранения этих пробелов в полном объеме является нереальным и неисполнимым. Поэтому те аспекты уголовно-процессуальной деятельности, которые не урегулированы законодателем, регулируются по аналогии другими нормами уголовно-процессуального закона. Например, провозглашению приговора предшествует совещание судей под руководством председательствующего. Никто из судей не имеет права воздерживаться от голосования. Председательствующий голосует последним (части 1 и 3 ст. 325 УПК). Судья, который остался в меньшинстве, имеет право изложить в письменном виде свое отдельное мнение, которое добавляется к делу, но объявлению не подлежит (ч. 1 ст. 339 УПК). В то же время не урегулировано так обстоятельно действия судей при вынесении решения в совещательной комнате. Поэтому отмечены выше нормы относительно вынесения приговора по аналогии должны применяться и при вынесении судом постановления в совещательной комнате. Чтобы применение уголовно-процессуального закона по аналогии не привело к нарушению принципа законности, следует соблюдать ряд условий: 1) предусмотренный процессуальным законом случай должен быть подобным тому, к которому закон применяется по аналогии; 2) применение закона по аналогии ни в коем случае не может вести к ограничению процессуальных права лиц, которые принимают участие по делу, или к возложению на них не предусмотренных законом обязанностей; 3) не допускать совершения органами следствия и дознания, прокуратурой и судом процессуальных действий, которые не предусмотрены нормами уголовно-процессуального закона. Часто понятие «уголовно-процессуальный закон» применяется в более узком, специальном значении как наименование только непосредственно самих нормативно правовых актов высших представительских органов государственной власти, которые составляют уголовно-процессуальное законодательство». При таком подходе уголовно-процессуальный закон в систематизированном виде (УПК) является юридическим источником, внешней формой уголовно-процессуального права, потому что является способом выражения и функционирования его норм. Следует отметить, что некоторые авторы признают уголовно-процессуальный закон единственным источником уголовно-процессуального права. Такая позиция является не совсем правильной. Достаточно подходяще по этому поводу высказались учёные, которые отмечают, что уголовно-процессуальный закон является основным, но не единственным источником уголовно-процессуального права. Такая позиция является взвешеннее и правильной. Ведь действительно, иногда уголовно-процессуальная деятельность регулируется указами ПУ, постановлениями ВРУ или решениями КСУ, положения которых становятся законом значительно позже. В своей совокупности все настоящие нормативные акты образуют уголовно-процессуальное законодательство Украины. При этом следует отметить, что определение закона единственным источником уголовно-процессуального права устраняет из перечня этих источников международные договоры (конвенции), которые заключила Украина с другими государствами и которые, в некоторой степени, регулируют уголовно-процессуальную деятельность должностных лиц судебных и других правоохранительных органов Украины. Настоящие правовые документы статуса закона не приобретают, однако содержат ряд уголовно-процессуальных норм. Следовательно, источники уголовно-процессуального права можно разделить на две группы: законы и другие нормативные акты, которые содержат уголовно-процессуальные нормы. К первой группе принадлежат: 1) КУ; 2) УПК Украины; 3) законы о судоустройстве, прокуратуре, адвокатуре и ряд других. Ко второй группе принадлежат: 1) указы ПУ; 2) постановления ВРУ; 3) решение КСУ; 4) международные договоры, соглашения, конвенции. Однако следует помнить, что руководящие разъяснения Пленума ВСУ, приказы, инструкции, указания ГПУ и МВД не является источниками уголовно-процессуального права, потому что они содержат не новые нормы права, а лишь толкование, разъяснение судам, органам расследования и прокурорам относительно правильного применения уже действующих правовых норм. Следовательно, уголовно-процессуальный закон — это совокупность процессуальных норм, которые регулируют уголовно-процессуальную деятельность и направленные на обеспечение выполнения заданий уголовного судопроизводства. Их значение заключается в том, что они устанавливают порядок реализации материального закона, регулируют правовые отношения между участниками уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, которые вовлекаются в сферу уголовного судопроизводства. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, времени и относительно лиц в УПК регулируется, в основном, статьей 3. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве значит, что возбуждение, расследование и рассмотрение судом уголовных дел, на территории Украины осуществляются по нормами УПК независимо от места совершения преступления. Производство по уголовным делам преступлений, совершенных на воздушном, морском или речном судне, которое находится вне пределов Украины под флагом или с опознавательными знаками Украины, осуществляется по уголовно-процессуальному законодательству Украины, если другое не предусмотрено международными договорами. При выполнении на территории Украины поручений судов и следственных органов иностранных государств, с которыми заключены договоры о предоставлении правовой помощи в гражданских, семейных и уголовных делах, применяется процессуальное законодательство Украины. Однако следует отметить, что по просьбе учреждения, от которого поступило поручение, может применяться процессуальное законодательство соответствующего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству Украины. Действие уголовно-процессуального закона во времени заключается в том, что следственные органы, прокурор, судья и суд применяют процессуальные нормы, которые действуют на момент производства по делу. Это значит, что когда во время расследования или рассмотрения дела в суде уголовно-процессуальный закон изменяется, дополняется или заменяется новым, то после вступления последним в действие применяются новые процессуальные нормы, независимо от того, когда было совершенно преступление и когда возбуждено дело. Следовательно, уголовно-процессуальный закон в известной мере имеет обратную силу. Однако, если новый закон отменяет или ограничивает то или другое процессуальное право участника процесса в делах, которые уже находятся в производстве следственных органов или суда, это право хранится за ним к окончанию производства по делу. Новый уголовно-процессуальный закон или изменения к нему вступают в силу через 10 дней после его опубликования в «Ведомостях ВРУ» или в газете «Голос Украины», если другой срок не указан в самом законе или в постановлении ВРУ о порядке введения его в действие. Действие уголовно-процессуального закона относительно лиц значит, что при производстве по уголовному делу на территории Украины нормы УПК применяются по делам о преступлениях: 1) граждан Украины; 2) лиц без гражданства; 3) иностранцев, за исключением лиц, которые пользуются правом дипломатической неприкосновенности. Круг лиц, которые пользуются правом дипломатической неприкосновенности, определен Венской Конвенцией о дипломатических отношениях от 18 апреля в 1961 г. Эта Конвенция была ратифицирована Указом Президиума ВР УССР от 21 марта в 1964 г. Кроме этой Конвенции перечень лиц, которые имеют право на дипломатический иммунитет, очерчен в Положении о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине, утвержденном Указом ПУ от 10 июня в 1993 г. Дипломатическая неприкосновенность означает неприкосновенность лица, архивов, документов, официальной переписки, дипломатической почты, служебного и жилого помещения, иммунитет от уголовной юрисдикции Украины (если нет явно выраженного на это согласия аккредитационного государства) и дачу свидетельских показаний, без согласия лица, которое пользуется правом дипломатического иммунитета. О таком согласии делается запрос через МИД Украины. Лицами без гражданства считаются лица, которые проживают на территории Украины и не являются ее гражданами, в то же время они не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству любого иностранного государства (ст. 11 Закона о гражданстве Украины).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |