Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и структура социальной психологии и нашего курса




Современные представления о предмете социальной психологии.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». Сюда относились и вопросы психологии классов, других больших социальных в связи с чем предлагалось изучать, вслед за Вундтом традиции, нравы, обычаи общественное мнение моду и пр. Естественно почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов

Второй подход предлагал сосредоточить внимание на изучении личности. Это и психологические черты, особенности личности, типологию личностей, положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Третий подход, синтетический, объединял два предыдущих и предлагал изучать: социальную психологию личности; социальную психологию общностей и общения; социальные отношения и даже «различные формы духовной деятельности» (Парыгин, 1971). Правда понимание «духовной» деятельности было очищено от всякого идеализма, «фидеизма и поповщины» при помощи ссылок на классиков марксизма-ленинизма.

В Ленинградской школе предлагали изучать «изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; психологические особенности самих групп и психическую сторону процессов общества» (Мясищев, 1949). Если высказанное Парыгиным и Мясищевым обобщить и синтезировать – то мы получим по сути определение предмета СП, предложенное Андреевой в начале своего курса в качестве рабочего. Завершая нашу затянувшуюся лекцию отметим еще

 

Итак, во вводной части мы поговорили о предмете СП, истории ее развития и формирования и об основных методологических принципах научного исследования.

В основном курсе мы посвятим несколько лекций теме:

Общения и взаимодействия: межличностые и общественные отношения, структура, функции и механизмы общения.

Рассмотрим тему: социальная психология групп: их классификацию, внутренняя динамика, развитие и межгрупповые отношения.

Попытаемся разобраться в том, что называется: Социальная психология личности.

А также поговорим о практических приложениях Социальной психологии.


[1][1] Эмиль Дюркгейм(1858-1917) – основатель французской социологической школы (структурно-функциональный анализ) и самой социологии как науки. Книгу можно скачать:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000689/

 

[2] П.А.Сорокин признан социологом №1 в США в 60-е годы, в 1931 году основал социологический факультет в Гарварде; Родился в Вологде, семинарист, затем идеи народничества, эсэр, арест, тюрьма, «философский пароход» и т.п.

 

[3] Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье французского чиновника – строгого католика и монархиста. Главной работой Конта, в которой изложены основы его учения, стал 6-томный Курс позитивной философии (1830–1842).

[4] ). Артемов в 1918 закончил Моск.Ун-т. В течение почти 40 лет — до 1973 г. В. А. Артемов заведовал кафедрой психологии МГПИИЯ им. М. Тореза и был руководителем лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи в этом институте. В. А. Артемов разработал коммуникативную теорию речи, которую положил в основу своей теории обучения иностранным языкам. Она отражена в его монографии «Психология обучения иностранным языкам» (1969), которая получила высокую оценку специалистов.

 

[5] Корнилов Константин Николаевич.(1879-1957) Родился в Тюмени в семье бухгалтера. После окончания городского училища поступил в Омскую учительскую семинарию.

Моск Ун-т закончил в 1910, до этого был 5 лет учителем в Сибири. Этот человек, которого Г.И. Челпанов охарактеризовал как «философски беззаботного“, несколько позже был признан „первым советским психологом“ за то, что смог в 20–х годах возглавитьидеологическую перестройку отечественной психологии на основе диалектического материализма. Он возглавил разгром идеалистической, „буржуазной“ психологии Г.И. Челпанова и рефлексологии В.М. Бехтерева, справился с ней достаточно успешно...вскоре, впрочем, и сам попал под разгромную критику еще более ретивых «товарищей».

 

[6] Павел Петрович Блонский (1884-1941) - российский философ, педагог и психолог оставивший яркий след в истории отечественной науки. До закончил историко-филологический факультет Киевского университета получив золотую медаль за работу «Проблема реальности у Беркли»(1907). Интересовался античной философией, опубликовал ряд работ. Прославился как выдающийся знаток и блестящий интерпретатор философии неоплатонизма («Философия Плотина», 1918) С 1913 — приват-доцент. Примкнул к партии эсеров, неоднократно подвергался аресту, и в 1917 после разгрома эсэров порвал с ними, сблизился с большевиками. Занялся преподавательской деятельностью. Познакомился с Г. И. Челпановым, при содействии которого окончательно переехал из Киева в Москву и занялся психологическими исследованиями, став аспирантом Челпанова. Принял активное участие в разгроме Челпанова. По рекомендации Н. К. Крупской становится членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета[3], участвует в разработке учебных программ и в школьной реформе, пользуется поддержкой А. В. Луначарского. В 1924—1928 заинтересовался педологией. Позднее в книге «Очерки детской сексуальности» (1928) выступает с критикой психоанализа. После выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях…» (1936) сам подвергся травле, были арестованы два его сына.

[7] Выготский Лев Семёнович (1896-1934) — советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций. Родился 17 ноября 1896 в Гомеле. Учился в Московском университете (филологический факультет) и на юридическом факультете Института Шанявского, профессионально занимался литературоведением и психологией искусств. В 1924 работал младшим научным сотрудником в Психологическом институте в Москве, где вскоре стал центральной фигурой в группе молодых ученых, среди которых были А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и П.Я. Гальперин. Ключевым методологическими понятиями в творчестве Л.С.Выготского являются культурно-историческая теория, концепции интериоризации и высших психических функций. По Выготскому главное отличие человека от животного состоит в обусловленности его поведения и развития социально-культурными факторами. Выделяются два типа психических функций человека: "натуральные" — органические и "высшие" — социально-культурные. Первые преимущественно детерминированы биологически -генетическими факторами, а вторые формируются на основе первых под влиянием социальных воздействий.Основная закономерность онтогенеза психики (т.е. становления ее основных структур в детстве), по Выготскому, состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической деятельности, опосредствованной речевыми знаками. В итоге структура его "натуральных" психических функций изменяется и опосредствуется интериоризованными знаками. Психические функции приобретают характер высших, или "культурных" и становятся осознанными, произвольными и собственно человеческими.

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — переход структур внешней социальной и предметной деятельности во внутренние структуры психики - является источником формирования высших психических функций: первоначально они осуществляются как интер психический процесс (взаимодействие между людьми), и лишь затем реализуются как внутренний, интра психический процесс. Структура внешней деятельности трансформируется и "сворачивается", с тем чтобы вновь трансформироваться и "развернуться" в процессе экстериоризации (от лат. exterior — внешний), перейти от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.В результате на основе данной высшей психической функции строится конкретная "внешняя" социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает слово, речь. В работе Выготского Мышление и речь (1934) раскрывается роль речи в трансформации мышления ребенка, в образовании понятий и в решении задач. Он обнаружил, что по ходу развития ребенка значения слов существенно изменяются — от чисто эмоциональных к конкретным значениям и, наконец, к абстрактным понятиям. В этой же работе Выготский касается проблемы эгоцентрической речи и экспериментально подтверждает свою трактовку этого явления как важного этапа в становлении внутренней речи. Л.С.Выготским формулируется основной закон развития высших психических функций человека в следующем виде: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва — между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли". Таким образом, в ходе психического развития ребенка внешние поведение, первоначально проявляющиеся в общении со взрослым, проходя через процесс интериоризации, постепенно становятся внутренними. Л.С.Выготский остро ощущал кризис психологии, состоящий, с его точки зрения, в ее разделении на объяснительную (физиологическую — В.Вундт, Г.Эббингауз и др.) и описательную (напр., В.Дильтей). В теоретико-методологической работе Исторический смысл психологического кризиса (1927) он определяет путь преодоления кризиса психологии — анализ психической реальности должен, согласно Выготскому, вестись не "по элементам", а "по единицам", в которых содержатся основные свойства целого. В качестве таковых может выступить использование орудий, знаков и символов. Так им была предсказано большое будущее таким направлениям современной психологии как психолингвистика (А.А.Леонтьев) и психосемантика (В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелев).Л.С.Выготский создал большой исследовательско-методический психологический инструментарий. В частности, он разработал экспериментально-генетический метод исследования в психологии и множество конкретных методик. Некоторые из них, такие как методика исследования искусственных понятий Выготского — Сахарова получили широкую известность в науке и практике, так как оказалась модификацией методики немецкого психолога Н. Аха (1871-1946) для исследования способности к абстрактному мышлению с помощью образования искусственных понятий. Для проверки культурно-исторической теории Выготским была разработана "методика двойной стимуляции", с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования и прослеживался механизм "вращивания" знаков в структуру собственно-человеческих высших психических функций — внимания, памяти, мышления и т.д. В 1931-1932 совместно с А.Р.Лурия организовал научную экспедицию по Средней Азии, в которой было проведено одно из первых кросс-культурных исследований познавательных процессов.Считается, что Выготский внес большой вклад в развитие истории психологии, патопсихологии, нейропсихологии и дефектологии, психологии эмоции и др. Учениками Выготского считают себя такие крупные отечественные психологи как А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, В.П.Зинченко, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Столин, Н.Н.Нечаев, А.Д.Логвиненко, В.Ф.Петренко, Б.С.Братусь, А.Асмолов, В.Е.Василюк и многие другие менее известные советские психологи в узких кругах Московской психологической школы.Многие идеи, высказанные Л.С.Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований как в отечественной, так и в мировой психологии.К сожалению Выготский, как и многие другие талантливые люди того времени рано умер 11 июня 1934 в Москве в возрасте всего 38 лет так и не сумев решить знаменитую психо-физическую проблему: как же все-таки внешнее (физическое, физиологическое, социальное) может порождать внутреннее (психическое, ментальное). Предложенная им гипотеза интериоризации – остается пока лишь предположением, гипотезой, требующей строгой экспериментальной проверки и рационального обоснования (верификации). Все-таки что бывает вначале: слово или дело, интериоризация или экстериоризация? Курица или яйцо?...молчит наука под названием «экспериментальная научная психология», хотя слов произнесено совсем не мало, особенно в школе А.Н.Леонтьева – ближайшего ученика и сподвижника Выготского.

[8] Ближайший ученик и сподвижник П.Я.Гальперина, яркий современный психолог с явными метафизическими запросами Николай Николаевич Нечаев признавался, что когда он, будучи аспирантом Гальперина, пытался переводть с французского психолога Жанэ, писавшего о роли знаковых систем – у него получался Выготский – о роли знаков – как орудий «интериоризации» и производства ментальности. Об этой проблеме размышляли и писали, разумеется не только представители французской социологической школы, но и в Германии (Гумбольд, к примеру, или тот же, Фрегге, которого любит цитировать Н.Н.Нечаев)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.