Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 4 страница




категориальность (осмысленность) – понимание сущности предмета, обозначение его определенным словом и отнесение к определенному классу.

Восприятие зависит не только от ощущений, но и от самого воспринимающего субъекта: от прошлого опыта, от стоящей перед человеком задачи и мотивов его деятельности, от установок и убеждений, от эмоционального фона.

 
 

Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

На фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми   Расстояние между клювами верхней пары птиц кажется больше, чем между клювами нижней пары

Внимание

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, углубленность в направленную на него познавательную деятельность [113].

Является ли внимание самостоятельным процессом или оно – аспект любой психической деятельности – дискуссионный вопрос.

Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой. Если этот процесс совершается без волевой регуляции, то говорят о непроизвольном внимании. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес способствуют возникновению послепроизвольного внимания.

Критерии внимания [21]:

– внешние реакции, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала (поворот головы, фиксации глаз, мимика, поза и др.);

– увеличение продуктивности когнитивного «внимательного» действия по сравнению с «невнимательным»;

– избирательность (селективность) информации – возможность активно воспринимать, запоминать, анализировать лишь некоторую часть поступающей информации;

– ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания.

Свойства внимания.

1. Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания; характеризуется частотой колебаний и переключений внимания. Она зависит от свойств нервной системы, состояния организма, мотивации, внешних обстоятельств деятельности.

2. Сосредоточенность (интенсивность) проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Субъективно проявляется в степени ясности и отчетливости объектов.

3. Переключаемость проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.

4. Распределяемость заключается в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий.

5. Объем внимания – характеристика, определяемая числом простых впечатлений или символов, осознаваемых ясно и отчетливо (7±2 единиц информации).

Виды памяти

Память – способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта [32].

Выделяют 4 процесса, составляющих единую мнемическую систему: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание.

 

Классификация видов памяти.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности [32]:

двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

эмоциональная – память на чувства;

образная – память на представления, картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы; бывает зрительной, осязательной, обонятельной, слуховой;

словесно-логическая – специфически человеческая память на мысли.

2. По характеру целей деятельности:

непроизвольная – автоматическая, без постановки задачи запоминания и волевых усилий;

произвольная – присутствует задача на запоминание, требуются волевые усилия.

3. По продолжительности сохранения материала:

мгновенная (иконическая, сенсорная) – удержание полной картины воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации (0,1–0,5 с);

кратковременная – сохранение неполного, а обобщенного образа воспринятого в течение короткого промежутка времени (20–30 с), работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение. Объем кратковременной памяти 7±2 единиц информации. Она связана с актуальным сознанием человека;

оперативная – память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Срок хранения сведений определяется конкретной задачей, стоящей перед человеком;

долговременная – память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Закономерности процессов памяти

«Эффект длины» – лучше запоминается ряд, число членов которого не превышает объема кратковременной памяти.

«Эффект края» – при запоминании длинного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец. Эффект связан с феноменом интерференции.

Феномен интерференции – негативное влияние одной информации на хранение другой: предыдущей (ретроградная интерференция) или последующей (антероградная интерференция).

Феномен реминисценции – самопроизвольное припоминание информации, которая когда-то была воспринята, но в течении определенного времени не восстанавливалась. Для проявления реминисценции необходим оптимум научения.

На результативность запоминания, хранения и воспроизведения информации влияет множество факторов, например:

– число повторений (продолжительность нахождения информации в оперативной памяти);

– степень смысловой организованности материала (эффективность памяти повышается, если информация представляет собой логически связанное целое);

– глубина переработки (чем больше умственных усилий при­лагается к тому, чтобы организовать информацию, тем легче и прочнее она запоминается, т.к. в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащиеся в нем мысли);

– мотивация, наличие желания и установки на запоминание;

– владение стратегиями запоминания (мнемотехническими приемами);

– эмоциональное состояние во время запоминания и воспроизведения информации (например, положительные эмоции, сопровождающие информацию или процесс запоминания, как правило, способствуют припоминанию; под влиянием сильных эмоций события могут запоминаться на всю жизнь);

– развитие других познавательных процессов (внимания, мышления, воображения).

Общие представления о мышлении

Мышление – познавательный процесс, характеризующийся «обобщенным и опосредствованным отражением действительности» [66, с. 211].

В мышлении на основе сенсорной информации делаются опре­деленные теоретические и практические выводы, т.е. оно выходит за пределы чувственно данного познания. Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих, отделенных друг от друга [130, с. 151].

Мышление связано с наличием проблемной ситуации и предполагает внутреннюю направленность субъекта на достижение цели, поиск решения.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах, кроме ощущений.

Интеллект – способность к мышлению [104].

Формы мышления и мыслительные операции

В мыслительном акте происходит поиск существенного, а не наглядно воспринимаемого. Выделяют следующие логические формы мышления:

суждение – элементарная единица мысли, отражающая связи и отношения между предметами и явлениями или их свойствами и признаками;

понятие – мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности;

умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), которая дает возможность извлечь из них новое суждение.

Способы производства умозаключений – индукция (вывод частного суждения из общего) и дедукция (вывод общего суждения из частных).

Для установления отношений между объектами используются мыслительные операции [110]:

сравнение вскрывает сходства и различия вещей;

анализ – расчленение объекта на части, выделение сторон, свойств, связей, отношений между элементами;

синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

абстракция и обобщение – выделение общих, существенных признаков объектов, отделение их от случайных, поверхностных;

конкретизация – операция, обратная обобщению, возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его специфичности.

 

 

Виды и индивидуальные особенности мышления

Виды мышления:

наглядно-действенное мышление – отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами (кроме человека, присуще и высшим животным);

наглядно-образное – связи и отношения вскрываются путем соотнесения разных образов одного и того же предмета или различных предметов;

понятийное (словесно-логическое) – элементами, над которыми производятся различные операции, служат понятия.

Индивидуальные особенности мышления:

1) соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления;

2) преобладание интуитивного или рационального способа решения проблем;

3) гибкость мышления (лабильность – ригидность) – умение изменять намеченный путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые не удалось учесть вначале;

4) быстрота мысли;

5) самостоятельность мышления – умение увидеть, поставить новую проблему, найти подход к ее решению и решить.

Особенности творческого мышления [84]:

1) необычное видение проблемы, выход мысли за пределы привычного способа рассуждения;

2) оригинальность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне;

3) семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование;

4) способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, т.е. не содержащей ориентиров для этих идей.

Воображение

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе ранее сформированных представлений.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности [34]:

– осуществляет мысленный уход за пределы непосредственно воспринимаемого;

– способствует предвосхищению будущего;

– «оживляет» то, что было ранее.

Воображение присуще только человеку и тесно связано с мышлением, восприятием, памятью. Науке почти ничего не известно о механизме воображения, с работой каких органических структур оно связано.

Виды воображения:

1) пассивное – образы возникают спонтанно (сновидения, грезы).

2) активное – человек по собственному желанию, усилием воли вызывает в себе соответствующие образы. Его разделяют на продуктивное (творческое) – человеком конструируются новые образы – и репродуктивное (воссоздающее) – воспроизве­дение реальности по памяти или описанию, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Функции воображения [84]:

1) представление действительности в образах и предоставление возможности пользоваться ими, решая задачи;

2) произвольная регуляция познавательных процессов и эмоциональных состояний человека;

3) формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование деятельности.

Рекомендуемая литература

Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. С. 117–238.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992. С. 181–238, 348–485.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 110–189.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 165–334.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 43–94.

 


Лекция 6

ЭМОЦИИ

Цель лекции: ввести понятие эмоций, раскрыть их роль в регуляции деятельности человека, показать многообразие эмо­циональных переживаний и возможности управления эмоциональными состояниями.

План лекции

1. Понятие и функции эмоций.

2. Виды эмоциональных переживаний.

3. Элементарные эмоции, чувства и настроения.

4. Аффекты.

5. Управление эмоциями.

Понятие и функции эмоций

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на человека явлений и ситуаций [116].

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции можно рассматривать как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые оно способно переживать.

Функции эмоций:

оценки и выражения значимости предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей человека;

побуждения к действию или отказу от него в зависимости от оценки;

активации нервных центров и всего организма в целом (любое эмоциональное состояние сопровождается многими функциональными изменениями организма);

регуляции действий через эмоциональную окраску текущих событий и через актуализацию индивидуального опыта (прошлый опыт успешных или неуспешных действий человека определяет выбор действий в текущей ситуации);

экспрессивная функция – эмоции сопровождаются органическими изменениями (покраснение, учащение дыхания), проявляются в мимике, движениях, тембре голоса и т.д., что позволяет внешнему наблюдателю оценивать эмоциональное состояние человека.

Виды эмоциональных переживаний

Разнообразие эмоциональных явлений позволяет упорядочить их классификация. Выделяют различные основания классификации эмоций, например [56, 84, 113, 116]:

по модальности эмоций (К. Изард выделил десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние);

по направленности на определенную предметную сферу выделяют моральные или этические чувства (выражают отношения к людям, обществу: любовь, стыд), интеллектуальные (удивление, интерес), эстетические (наслаждение, восторг, отвращение);

по воздействию на организм эмоции подразделяются на стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (понижают жизнедеятельность);

по интенсивности и продолжительности среди эмоциональных переживаний выделяют собственно эмоции, чувства, настроения, аффект, страсть, стресс.

Элементарные эмоции, чувства и настроения

Эмоцииэлементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения его актуальных потребностей (удовольствие, возбуждение, напряжение). Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия [84]. Эмоции слабо проявляются во внешнем поведении.

Чувствовысшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом [84]. По сравнению с эмоциями чувства предметны, более устойчивы (не ситуативны), образуют ряд уровней. Чувства человека внешне обычно заметны.

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетво­рение потребности, или возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Настроение – относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, не имеющее существенных колебаний в течение длительного периода времени [116]. «Настроение не предметно, а личностно …, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние» [113, с. 582].

Аффекты

Аффект – особо выраженное кратковременное эмоциональное состояние, возникающее в связи с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающееся видимыми изменениями в поведении человека. Чем более сильным являлся исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате, тем сильнее возникающий аффект [84].

Аффект протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями; препятствует нормальной организации поведения, его разумности; способен оставлять устойчивые следы в долговременной памяти. Для человека в состоянии аффекта характерны утрата самообладания, нарушение произвольного контроля над действиями, изменение состояния сознания. Преодолеть аффект возможно, препятствуя его возникновению.

К разновидностям аффекта относят страсть и стресс.

Страсть – сильное, доминирующее чувство; сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека в экстремальной жизненной ситуации (угрозы, опасности), когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования (Г. Селье). Он проходит в своем развитии три стадии:

– тревоги – эмоциональное возбуждение, начинают мобилизоваться защитные силы организма;

– резистентности – сопротивление, адаптация к стрессору;

– истощения – утрата запасов адаптационных возможностей, если стрессор силен и воздействовал продолжительное время.

Управление эмоциями

Снятию эмоционального напряжения способствуют [104]:

– сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;

– получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

– разработка запасной стратегии достижения цели на случай неудачи;

– откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;

– физическая разрядка;

– мышечное расслабление (релаксация) с помощью аутогенной тренировки;

– слушание музыки;

– активизация чувства юмора.

Рекомендуемая литература

Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. С.239–258.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 435–460.

Психология. Учебник для технических вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружи­нина. – СПб.: Питер, 2000. С. 128–137.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 108–120.

 

 


Лекция 7

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель лекции: показать взаимосвязь психики и деятельности человека; раскрыть специфику человеческой деятельности, определить ее цели, задачи и предмет, выделить основные структурные компоненты.

План лекции

1. Понятие и виды деятельности.

2. Содержание и структура деятельности.

3. Потребности и мотивы.

4. Цели, задачи, предмет деятельности.

5. Действия и операции как основные составляющие деятельности.

6. Умения, навыки и привычки.

Понятие и виды деятельности

Основное внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния [84].

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преоб­разование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [84]. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Деятельность человека разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях [87].

1. Традиционно принято считать, что основными видами деятельности являются трудовая, учебная и игровая. Это так называемые «ведущие виды» деятельности, которые характерны для основных возрастных этапов развития человека.

Трудовая деятельность отличается тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата.

Для учебной деятельности (как и для игровой) этот результат является индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний.

Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом (движущей силой) выступает не результат, а процесс деятельности.

2. Деятельность также делят на индивидуальную и совместную.

Совместная деятельность, в отличие от индивидуальной, реализуется двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников, их ролевая и инструментальная дифференциация.

3. Деятельность делят на внешнюю и внутреннюю.

Под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются внешними проявлениями: движениями, действиями, экспрессией и т.п.

Внутренняя деятельность – «психическая деятельность», которая подразумевает работу всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, эмоций и т.п.

4. Деятельность делят на непосредственную и опосредованную деятельность.

При непосредственной деятельности человек непосредственно воздействует на предмет и получает информацию о его состоянии.

При опосредованной деятельности информация о предмете труда предоставляется человеку через опосредствующие звенья: табло, пульты, индикационные устройства и т.п.

Наряду с отмеченными, существуют и другие многочисленные классификации видов деятельности.

Содержание и структура деятельности

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

Деятельность включает в себя как минимум три основных структурных компонента [4, 34]:

мотивы – побуждение к деятельности человека;

цели – то, на что непосредственно направлена деятельность;

действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву.

Каждый из структурных компонентов деятельности наполнен собственным содержанием и предполагает существование множества элементов, составляющих «базовую» основу деятельности. Рассмотрим каждый структурный компонент.

Потребности и мотивы

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Потребностьосновной источник активности человека, внутреннее состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живого организма.

Потребности можно разделить на три основных вида [4]:

биологические (материальные) потребности (в пище, в одежде, во сне, в безопасности, в сексе и т.д.);

социальные потребности (в признании, в доминировании, в лидерстве, в самоутверждении, во внимании и т.д.);

идеальные (духовные) потребности (самоуважения и самореализации, познавательные потребности, эстетические потребности и т.п.).

Понятие потребностей тесно связано с понятием мотива, т.к. мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

 

Виды мотивов.

Оснований для классификации мотивов очень много. Рассмотрим некоторые из них. Мотивы делятся:

1) по содержанию потребностей: биологические, социальные, мотивы достижения, мотивы самоактуализации и т.п.;

2) по предметному содержанию: предметные, функциональные, нормативные;

3) по уровню обобщенности: обобщенные, конкретные, единичные;

4) по степени осознания: осознаваемые, неосознаваемые;

5) по времени проявления: постоянные, ситуативные, кратко­временные;

6) по отношению к процессу деятельности: внутренние и внешние.

Выделяют три основные функции мотива [4]:

побуждающая – вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность;

направляющая – означает выбор и осуществление определенной линии поведения;

регулирующая – определяет характер поведения и деятельности.

К свойствам мотивов относят силу (показатель непреодолимого стремления личности к достижению успеха) и устойчивость.

Мотивация деятельности может постоянно меняться:

– в ходе развития самой деятельности (например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план);

– по мере развития человека (с возрастом). Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным) [84].

Цели, задачи, предмет деятельности

В качестве цели деятельности выступает ее продукт, т.е. конкретный результат деятельности. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком; определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности; творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей [84].

Задача деятельности – цель в конкретных условиях.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Действия и операции как составляющие деятельности

Действие – это основная единица структуры деятельности, которая представляет собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать чтение книги; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы [84].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.