КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 9 страница
Функциональные состояния Функциональное состояние – фоновая активность нервных центров, при которой реализуется конкретная деятельность человека. Психическое функциональное состояние (ПФС) – система психофизиологических и психических функций, от которых зависит продуктивность профессиональной деятельности и работоспособность человека на данном отрезке времени. Различные неблагоприятные состояния, возникающие в процессе труда (утомление, монотония и др.), существенным образом снижают успешность и качество выполнения трудовых заданий, повышают психофизиологическую «цену» деятельности. В структуре ПФС выделяют четыре уровня: – физиологический – включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения физиологических функций; – психофизиологический – вегетативные реакции, изменения в психомоторных и сенсорных процессах; – психологический – изменения психических функций и настроения человека; – социально-психологический – характеристики поведения, деятельности и отношения человека. Типичными неблагоприятными состояниями в профессиональной деятельности являются: утомление, монотония и напряженность. Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда [24]. Показателями состояния утомления являются [42]: 1) чувство слабосилия – человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает; 2) расстройства внимания – внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым; 3) расстройства в сенсорной области; 4) нарушения в моторной сфере – замедление или беспорядочная торопливость движений, ослабление их точности и координированности; 5) дефекты памяти и мышления (относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа); 6) ослабление воли; 7) сонливость. Перечисленные показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от индивидуальных особенностей работающего, обстоятельств протекания и качества выполняемой работы; особенностей трудового режима и т.д. Монотония – состояние, вызванное монотонностью восприятий или действий и проявляющееся как сонливость, снижение воли и внимания, усталость, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т.д. Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Состояние монотонии сходно с состоянием утомления, т.к. они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Их различие состоит в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее. Подверженность монотонии зависит от индивидуальных особенностей: – экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная; – если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то умственно развитый человек переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное; – устойчивость к монотонии определяется инертностью нервных процессов. Напряженность – состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями [101]. На физиологическом уровне напряженность характеризуется изменением пульса, окраски лица, потоотделением, напряжением мышц и т.д. На психологическом уровне проявляется в изменении эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появлении импульсивных действий и т.д. Различают следующие степени выраженности напряженности: – незначительная, быстро исчезающая, без особого влияния на процесс деятельности; – длительная и выраженная, заметно отражающаяся на процессе профессиональной деятельности, устранимая с помощью специально организованного обучения; – выраженная, появившаяся только после определенной ситуации и поддающаяся воспитательному воздействию; – длительная, резко выраженная, практически не устранимая и обосновывающая необходимость отстранения от травмирующей деятельности. В зависимости от индивидуальных особенностей человека существуют следующие основные формы поведения в экстремальных условиях: – тормозной тип эмоционального поведения – характеризуется полной заторможенностью действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций; – агрессивно-бесконтрольный тип поведения – аффективные срывы деятельности, в результате чего человек начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий; – прогрессивный тип поведения – при наличии надлежащей мотивации, в экстремальных условиях демонстрируется значительное улучшение показателей деятельности. Пути повышения надежности человека в экстремальных условиях: – научно обоснованный профессиональный психологический отбор; – воспитание эмоционально-волевых и моральных свойств личности, которые позволили бы ей не только подавлять эмоции, но и управлять ими, преобразуя их в источник силы и энергии; – создание наиболее благоприятного психологического климата и оптимизация условий работы. Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, безопасности труда и сохранения профессионального здоровья требует создания условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне. Сохранение (повышение) работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирования благоприятных состояний возможно путем: – создания системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов; – разработки эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек – машина – среда»; – обоснования и использования методов и средств непосредственного воздействия на конкретного специалиста. Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний представлены в табл. 1 [105]. Таблица 1. Классификация приемов управления функциональным состоянием
Рекомендуемая литература Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. С. 398–456. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001.
Лекция 14 СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА» Цель лекции: охарактеризовать отрасль психологии, изучающую процессы информационного взаимодействия в системах «человек–техника», рассмотреть возможности применения психологических знаний при проектировании и эксплуатации сложных технических систем. План лекции 1. Характеристика инженерной психологии. 2. Методологические принципы инженерной психологии. 3. Особенности и классификация систем «человек–машина». 4. Показатели качества СЧМ. 5. Оператор в системе «человек–машина». 6. Эргономичность СЧМ. 7. Инженерно-психологические особенности проектирования СЧМ. 8. Инженерно-психологическая оценка СЧМ. Характеристика инженерной психологии Инженерная психология – наука, изучающая системы «человек–техника» (более конкретно – системы «человек–машина» (СЧМ) или в современном варианте – «человек–машина–среда–социум–культура») с целью достижения их высокой эффективности. Под СЧМ понимается система, включающая человека-оператора [1] (группу операторов) и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых оператором в процессе деятельности. Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как, например, качество продукта (результата), долговечность, энергозатраты и т.п. Объект инженерной психологии – системы «человек–машина». Предмет инженерной психологии – процессы информационного взаимодействия человека и техники. Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе трудовой деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах «человек–машина» [129, с. 129]. Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается: – максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); – максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности); – рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «человек–машина». Методологические принципы инженерной психологии Для успешного решения задач инженерной психологии разработан ряд методологических принципов [129]. Их применение на практике способствует повышению результативности инженерно-психологических исследований и разработок. В структуре принципов есть главные (ведущие) и вспомогательные (поддерживающие). Принцип верхнего уровня – принцип развития или гуманизации труда – заключается в осуществлении такого инженерно-психологического обеспечения СЧМ, при котором человек получает возможность постоянно развиваться. Здесь развитие означает процесс, при котором человек совершенствует способности принимать правильные (адекватные поставленной цели) решения в динамических системах возрастающей сложности. Принципы следующего уровня: принципы активного оператора и упрощения труда (симплификации труда – от англ. simple – простой). Согласно принципу активного оператора, человек в СЧМ должен осуществлять активные функции, иметь свое личное отношение к выполняемым действиям, активно стремиться к цели, а не исполнять роль простого придатка машины. Цель принципа упрощения труда – максимальное упрощение труда человека в СЧМ. Принцип системного подхода поддерживает вышеперечисленные принципы. Само понятие СЧМ требует соответствующего подхода к решению всех задач, связанных с этой системой – человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем с неоднозначными взаимосвязями. Существует четыре критерия системного подхода. 1. С позиций системного подхода, СЧМ и человека, как ее элемент, следует рассматривать как многомерную и многоуровневую систему. 2. Вторым критерием является учет многоуровневости связей между элементами. Например, свойства нервной системы, способности, черты характера, мотивация и готовность к деятельности – все это свойства разного порядка. 3. Рассмотрение СЧМ в динамике, в развитии. 4. Учет нелинейного детерминизма (причинной обусловленности) деятельности СЧМ. Следующий принцип непосредственно вытекает из системного подхода – принцип комплексности. Согласно этому принципу, необходимо развивать междисциплинарные связи инженерной психологии с другими науками о человеке и технике, т.к. при реализации системного подхода возникает потребность изучения не только информационного взаимодействия, но и других аспектов функционирования СЧМ, в частности, антропометрических, гигиенических, физиологических и т.п. Принцип последовательности (непрерывности) рассматривает инженерно-психологические исследования не как одноразовое мероприятие, выполняемое на одной из стадий жизненного цикла СЧМ, а как систему мероприятий по учету человеческого фактора на всех стадиях существования данной системы: при проектировании, испытаниях, производстве, эксплуатации и утилизации. Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности должен выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. Т.е., в первую очередь, необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться техническими устройствами СЧМ. А сами эти устройства (системы отображения информации, коммуникации, ввода информации в машину и т.п.) должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека-оператора.
Особенности и классификация систем «человек–машина» Под системой в общей теории систем понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенных для решения единой задачи. СЧМ являются автоматизированными системами, в их работе принимает участие как человек, так и технические устройства. Системы взаимодействия человека с машиной можно классифицировать по следующим признакам: 1) по целевому назначению системы: управляющие; обслуживающие; обучающие; информационные; исследовательские; 2) по характеристике человеческого звена: моносистемы – в состав системы входит один человек; полисистемы (несколько операторов); 3) по типу и структуре машинного звена: инструментальные; простейшие человеко-машинные системы; сложные СЧМ; системотехнические комплексы; 4) по типу взаимодействия компонентов системы: непрерывного и эпизодического взаимодействия. Показатели качества СЧМ Любая СЧМ призвана удовлетворять те или иные потребности человека и общества. Для этого она должна обладать определенными свойствами, которые закладываются при проектировании СЧМ и реализуются в процессе эксплуатации. Количественная характеристика того или иного свойства системы носит название показателя качества СЧМ. Основные показатели, влияющие на деятельность человека в СЧМ или зависящие от результатов его деятельности, следующие: – быстродействие – время прохождения информации по замкнутому контуру «человек–машина»; – надежность – безошибочность решения задач СЧМ; – точность работы оператора – степень отклонения некоторого параметра, измеряемого, устанавливаемого или регулируемого оператором, от своего истинного, заданного или номинального значения; – своевременность решения задачи СЧМ – вероятность того, что стоящая перед СЧМ задача будет решена за время, не превышающее допустимое; – безопасность труда человека в СЧМ – вероятность безопасной работы; – степень автоматизации СЧМ – относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами; – экономический показатель – полные затраты на СЧМ. Интегральной оценкой качества системы «человек–машина» является эффективность СЧМ, под которой понимается степень приспособленности системы к выполнению возложенных на нее функций. При определении эффективности СЧМ учитываются следующие правила: – для получения полной интегральной оценки следует учитывать всю совокупность частных показателей качества СЧМ; – частные показатели должны входить в общую оценку с некоторым «весом», характеризующим их важность в данной системе; – поскольку частные показатели имеют различный физический смысл и измеряются в разных величинах, они должны быть приведены к безразмерному и нормированному относительно некоторого эталона виду. Все частные показатели с точки зрения их влияния на эффективность могут быть повышающими (надежность, безопасность, своевременность и т.п.) или понижающими (затраты, время решения задачи и др.). При выполнении рассмотренных условий величина эффективности СЧМпринимает значения в пределах от нуля до единицы и представляет собой своеобразный «коэффициент полезного действия» СЧМ. Эргономичность СЧМ Одной из важнейших задач инженерной психологии является совершенствование систем взаимодействия человека с машиной и всей производственной средой, улучшение эргономических показателей системы, обеспечивающих возможность осуществления в ней деятельности человека. На стр. 129 приведена структурная схема эргономических показателей техники. Это иерархическая динамическая структура, включающая несколько уровней. Эргономические свойства и показатели каждого предыдущего уровня являются основой формирования показателей последующего – более высокого уровня.
Оператор в системе «человек–машина» Человек является главным звеном СЧМ. Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями развития современного производства. 1. С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. 2. Развиваются системы дистанционного управления. Человек судит о динамике управляемых объектов на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. 3. Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функций. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность. 4. В условиях современного производства изменяются условия работы человека: ограничение двигательной активности; работа в условиях изоляции от привычной социальной среды. 5. Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. Деятельность оператора в системе «человек–машина» может быть представлена в виде следующих четырех основных этапов. 1. Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед СЧМ. 2. Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. 3. Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т. д. 4. Реализация принятого решении. На этом этапе осуществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. На каждом из этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. Этот самоконтроль может быть инструментальным или неинструментальным. Инженерно-психологические особенности проектирования СЧМ Общая схема инженерно-психологического проектирования может быть представлена следующим образом: 1) анализ характеристик объекта управления; 2) распределение функций между человеком и техникой; 3) распределение функций между операторами; 4) проектирование деятельности конкретного оператора; 5) проектирование технических средств деятельности операторов; 6) оценка системы «человек–машина». При проектировании систем «человек–машина» традиционно рассматривают следующие основные элементы системы: средства отображения информации, органы управления машиной, рабочее место оператора. Средства отображения информации (СОИ) классифицируют по различным основаниям. 1. По способу использования СОИ различаются: контрольные; качественные; количественные. 2. По форме самого информационного сигнала: цифровые, буквенные, фигурные и т.д. 3. По степени детализации сигнала: интегральные или детальные. Выделяют следующие перспективные подходы в совершенствовании СОИ: разработка многофункциональных индикаторов; разработка полимодальных СОИ; объемное отображение информации; разработка индикаторов с возможностью предсказания дальнейшего развития технологического процесса. Органы управления машиной классифицируются по различным основаниям следующим образом: 1) по характеру движений человека: простые, повторяющиеся, высокоточные; 2) по назначению: оперативные, периодические, эпизодические; 3) по конструктивному исполнению: кнопки, тумблеры, педали и т.д. На основании специальных инженерно-психологических замеров и испытаний выдвигаются конкретные требования к отдельным типам органов управления, к совместному расположению индикаторов и органов управления, к системам ввода информации (к клавиатурам) и т.п. При проектирования рабочего места оператора необходимо обеспечить следующее: 1) достаточное рабочее пространство для оператора; 2) достаточные физические, зрительные и слуховые связи между работниками; 3) оптимальное размещение рабочих мест в помещении, а также безопасные и удобные проходы; 4) необходимое естественное и искусственное освещение; 5) допустимый уровень акустического шума и вибрации; 6) необходимые средства защиты от опасных и вредных производственных факторов (физических, химических, биологических и психофизиологических). Инженерно-психологическая оценка СЧМ Инженерно-психологическая оценка (ИПО) заключается в определении основных характеристик деятельности оператора, его рабочего места и СЧМ в целом. Целью ИПО является проверка соответствия указанных характеристик заданным требованиям. Основной методологией проведения ИПО является системный подход. Принципы проведения ИПО. 1. Инженерно-психологическая оценка должна носить многоуровневый (иерархический) характер. 2. Объектом оптимизации в результате проведения ИПО должны быть в конечном итоге характеристики (показатели) системы в целом. 3. СЧМ являются сложными и динамичными системами, поэтому в процессе ИПО должно быть проведено всестороннее обследование системы с учетом всех возможных ситуаций, требующих участия человека. ИПО проводится по следующим основным направлениям: – оценка соответствия конструкции и организации системы инженерно-психологическим требованиям; – определение выходных показателей качества СЧМ; – оценка и диагностика состояния оператора в процессе выполнения той или иной работы; – оценка экономической целесообразности и возможности реализации принятых решений. Типовая программа обследования и оценки СЧМ состоит из четырех основных разделов. 1. Подготовка к обследованию и оценке, в процессе которой определяется назначение и структурная схема системы, решаемые ею задачи и условия функционирования; выявляются все возможные потоки информации; определяется количество, типы и назначение рабочих мест и функциональные обязанности операторов на каждом из них; определяются режимы работы системы и составляются для каждого из них графики временной загрузки; организуются группы экспертов (наблюдателей) и испытателей, проводится их инструктаж и постановка задач по проведению ИПО. 2. Обследование и оценка системы без обслуживающего персонала. На данном этапе проводится внешний и внутренний осмотр системы; обследуются рабочие места, их элементы (индикаторы, органы управления, средства коммуникации и т.д.) и условия внешней среды, анализируются и оцениваются полученные результаты. 3. Обследование системы с операторами, в процессе которого для каждого из выявленных режимов работы составляются профессиограммы деятельности операторов. 4. Обобщение и анализ полученных результатов. Здесь производится анализ профессиограмм (психологического описания профессий) с точки зрения требований, предъявляемых системой к человеку, и определяется необходимость проведения профотбора; составляются методики обучения и отбора операторов, определяются выходные показатели системы (надежность, быстродействие и др.); разрабатываются рекомендации по совершенствованию системы в случае ее модернизации и проектирования аналогичных систем. Рекомендуемая литература Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. Основы инженерной психологии/Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высшая Школа, 1986. Психология. Учебник для технических вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. С. 388–464.
Лекция 15 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ Цель лекции: создать общее представление о педагогике как науке и практике, рассмотреть процесс становления научно-педагогического знания, ввести основные педагогические понятия, определить место педагогики в системе наук. План лекции 1. Педагогическая наука и педагогическая практика. 2. Развитие образовательной практики. 3. Этапы развития научно-педагогического знания. 4. Основные понятия педагогики. 5. Отрасли педагогики. 6. Педагогика в системе наук. Педагогическая наука и педагогическая практика В буквальном переводе с греческого педагогика – это «детоводство» («дитяведение»). В настоящее время педагогикой называют: – науку, вырабатывающую знания о процессе образования человека; – часть практической деятельности людей по передаче новым поколениям социокультурного опыта человечества; – совокупность житейских педагогических знаний. Как и любая другая наука, педагогика характеризуется своим объектом, предметом и методами получения нового знания. Объектом науки является некоторая целостность, выделенная из объективного мира и выступающая в качестве области человеческой деятельности и познания. Для педагогики это – процесс образования человека. Предмет педагогики – противоречия, закономерности, способы осуществления образования как целенаправленного процесса. Функции педагогики: – аналитическая (теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса образования; анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта); – прогностическая (исследование состояния и тенденций развития образовательного процесса и построение на этой основе моделей этого процесса); – проектно-технологическая (разработка педагогических технологий, а именно содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания; внедрение достижений педагогической науки в практику). Методы педагогического исследования разделяют на три группы. 1. Теоретические методы включают анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности, анализ понятийно-терминологической системы, методы построения гипотез и прогнозирования, а также методы, связанные с мыслительными операциями: анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение и противопоставление.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |