Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 6 страница




1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Акцентуация характера. Типология характера К. Леонгарда

В качестве примера типологии характера приведем типологию К. Леонгарда, в основе которой лежит понятие акцентуации. Акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психике и поведении человека. Классификация, предложенная немецким ученым К. Леонгардом, основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и включает следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем эти люди обладают легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение, пассивность, замедленность мышления, неповоротливость. Дистимики характеризуются серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости.

3. Циклоидный тип. Субъектам данного типа свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми.

4. Возбудимый тип. Данному типу людей присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей.

5. Застревающий тип. Этих людей характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно они выступают инициатором, активной стороной. Стремятся добиться высоких показателей в любом деле, за которое берутся, предъявляют повышенные требования к себе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, с охотой уступает в лидерстве другим людям. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, ищут поддержки и опоры. Характеризуются дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Обладают следующими привлекательными чертами: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство.

10. Экзальтированный тип. Этому типу людей свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Вместе с тем, для них характерно паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Понятие способностей, условия развития и уровни

Способности – это такие психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но от которых зависит их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, человек поддерживает и развивает соответствующие способности [34].

Предпосылками для формирования и развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы человека, называемые задатками.

Выделяют два основных условия развития способностей: 1) активное взаимодействие с окружающим миром; 2) обучение и воспитание.

Выделяют также два уровня способностей:

1) репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью. Понятие, соответствующее этому уровню – талант (выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области).

2) творческий – обеспечивает создание нового, оригинального. Этому уровню соответствует понятие – гениальность (наивысшая степень проявления творческих сил человека).

Классификация способностей

Способности можно разделить на два больших класса:

1. Природные (или естественные) способности – они связаны с врожденными задатками, формируются на их базе, при наличии элементарного опыта, через механизмы научения типа условно-ре­флек­торных связей [4]. Многие из природных способностей является общими у человека и у животных, особенно высших, например, у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.

2. Специфические человеческие способности – имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Это высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, инженерные и т.п. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем природные способности. Условиями и предпосылкам развития у человека специфических способностей являются:

– наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей;

– отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства;

– необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности и т.п.

Специфические способности делятся на [84]:

1) общие и специальные. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других;

2) теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретичес­ким размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей;

3) учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формиро­вания качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений;

4) способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные (эти способ­ности – в наибольшей степени социально обусловлены). В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Способности предметно-познавательного плана определяются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию, человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Рекомендуемая литература

Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 373–423.

 

 


Лекция 10

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, Я-КОНЦЕПЦИЯ

Цель лекции: показать, каким образом личность усваивает социальный опыт, в каких формах он закрепляется и воспроизводится; ввести основные понятия социальной психологии личности.

План лекции

1. Социализация: понятие, содержание, механизмы.

2. Стадии и институты социализации.

3. Социальная установка: понятие, структура, функции.

4. Взаимосвязь аттитюдов и поведения.

5. Факторы, определяющие влияние аттитюдов на поведение.

6. Феномены, определяющие влияние поведения на аттитюды.

7. Я-концепция как результат социального развития личности.

8. Структурные компоненты Я-концепции.

9. Функции Я-концепции.

 

А.Н. Леонтьев отмечал, что личность – то особое социальное качество, которое человек приобретает, взаимодействуя с социальным ок­ружением. Возникает вопрос, каким образом, в каких группах и через какие виды деятельности личность усваивает социальный опыт и приобретает знания? А также, каким образом и в каких группах личность воспроизводит усвоенный социальный опыт? Ответ на эти два вопроса могут дать понятия социализации и установки соответственно.

Социализация: понятие, содержание, механизмы

Социализацияэто сложный процесс освоения личностью социальной реальности, активное вхождение человека в систему социальных связей.

Процесс усвоения социального опыта реализуется в трех основных сферах [7]:

– в деятельности,

– в общении,

– в самосознании.

В каждой из этих сфер социализация характеризуется специфическими особенностями.

В деятельности процесс социализации означает накопление и усложнение различных видов деятельности: расширяется «каталог» деятельностей, происходит сосредоточение на каком-либо одном виде деятельности.

В общении – расширяются и обогащаются связи различных форм общения: увеличивается круг общения, происходит переход от монологического общения к диалогическому.

В самосознании – рост самосознания, развитие умения принятия решения: проявляется способность к социально-нравственной самооценке, осмысление собственных психических свойств (моя память, мое внимание и т.п.) и т.д.

В процессе социализации можно выделить три основных механизма.

Во-первых, акцент в анализе социализации может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения социального опыта (интернализации) и соответственно акцент будет поставлен на механизмах этого усвоения и самом содержании усвоенного.

В-третьих, внимание может быть уделено результатам социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации.

Стадии и институты социализации

В процессе социализации выделяют три основные стадии: до­трудовую, трудовую, послетрудовую [7].

К дотрудовой стадии относятся период раннего детства и период обучения, к трудовой стадии относится период трудовой активности человека, и к послетрудовой стадии относится «пенсионный» период.

Каждому периоду соответствуют определенные институты социализации (учреждения, в рамках которых человек усваивает социальный опыт). К институтам социализации относятся:

– семья, в которой происходит усвоение социальных, гендерных ролей, приобретаются навыки взаимодействия;

– детский сад, где приобретаются навыки общения и взаимодействия со сверстниками;

– школа, в рамках которой происходит усвоение основных элементов социального опыта;

– группа сверстников, где открываются новые каналы информации, формируются качества определенной субкультуры;

– трудовой коллектив, где систематизируется, углубляется и воспроизводится накопленный социальный опыт.

Социальная установка: понятие, структура, функции

Под социальной установкой (аттитюд) понимается готовность, предрасположенность субъекта, в соответствии с которой его мысли и чувства организованы с учетом социального объекта, что обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания его деятельности по отношению к данному объекту.

Этим понятием определяется один из самых важных психологических механизмов включения индивида в социальную систему. Аттитюд функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры.

Аттитюд выступает как устойчивая предрасположенность человека к определенной оценке, основанная на когнициях (знаниях), аффективных реакциях (эмоциях), сложившихся поведенческих намерениях (интенциях) и предшествующем поведении. Аттитюд в свою очередь может влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение [14]. Таким образом, аттитюд включает в свою структуру три компонента:

поведенческая составляющая социальной установки представлена не только непосредственным поведением (некоторыми реальными, уже осуществленными действиями), но и интенциями. Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий – все, что только намеревается сделать человек;

когнитивная составляющая включает убеждения, представления, мнения, т.е. все когниции, образованные в результате познания социального объекта;

аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки.

Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты.

Д. Кац [14] выделяет четыре функции социальной установки:

1) инструментальная функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, помогает увеличить вознаграждения и уменьшить потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) эгозащитная функция: аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности, защищает человека от получения неприятной информации о самом себе и о значимых для него социальных объектах (например, чтобы повысить свою собственную значимость или же значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам другой группы);

3) функция выражения ценностей – аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он из себя представляет;

4) функция организации знаний основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Аттитюды помогают человеку осмыслить действительность, «объясняют» происходящие события или действия других людей. Аттитюд позволяет избежать чувства неопределенности и неясности, задает определенное направление интерпретации событий.

Взаимосвязь аттитюдов и поведения

На сегодняшний день вопрос о том, определяют ли установки поведение либо поведение – установки, остается открытым. Долгое время считалось, что аттитюды определяют поведение. Однако эксперименты показали, что это не так. Например, общая установка на здоровый образ жизни вряд ли подскажет, будет ли человек делать пробежки, заниматься зарядкой, соблюдать диету и т.д.

Объяснением возможного несовпадения аттитюда и поведения может служить теория «смывающего потока» Л. Райтсмена [14, 80]. Он предположил, что связь социальной установки и поведения нарушается (может быть «размыта») различными факторами.

Во-первых, установка на целостный объект может не совпадать с установкой на какую-то часть, составляющую этот объект. Например, негативная установка на телевизионную рекламу в целом вовсе не означает, что не существует позитивной установки на какой-то конкретный, полюбившийся рекламный ролик и т.п.

Во-вторых, необходимо учитывать, что поведение детерминировано не только установками, но и ситуацией, в которой оно разворачивается.

В-третьих, поведение может определяться несколькими противоположными друг другу аттитюдами.

В-четвертых, расхождение аттитюда и поведения может произойти от того, что человек неправильно или неточно выразил свою позицию по отношению к социальному объекту.

Факторы, определяющие влияние аттитюдов на поведение

1. Мотивационный фактор.

Установки будут определять поведение человека в том случае, если он в своих действиях руководствуется своей выгодой. Мотивационный фактор проявляется в случае удовлетворения более значимых для человека потребностей.

2. Фактор личной заинтересованности.

Под личной заинтересованностью в данном случае понимается ощущение человеком степени важности, необходимости чего-либо в своей жизни. Личная заинтересованность может определяться, в свою очередь, как мотивационными, так и ценностными факторами. При этом чем более важен для человека результат действий, тем сильнее связь аттитюда и действия.

3. Фактор времени.

Если человек пытается решить сразу несколько задач из-за нехватки времени, то предсказать влияние социальной установки на поведение практически невозможно. Если же человек для принятия каких-либо решений и действий располагает временем, то в данном случае, влияние аттитюдов на поведение будет достаточно велико.

4. Фактор намерения.

Если у человека появляется намерение совершить какое-либо действие, то скорее оно превратится в реальное поведение, соответствующее его социальным установкам.

5. Низкий самомониторинг.

Самомониторинг означает способ презентации (стремление производить на других определенное впечатление) себя в социальных ситуациях. Человек в процессе социального взаимодействия способен корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого с целью создания наиболее благоприятного впечатления о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия [8]. Люди с высокой степенью самомониторинга ведут себя как социальные хамелеоны: они подстраивают свое поведение под внешние обстоятельства, очень внимательны к тому, как их воспринимают другие, и легко поддаются влиянию окружающих. Соответственно, чем ниже степень самомониторинга, тем более устойчива связь аттитюд – поведение.

Феномены, определяющие влияние поведения на аттитюды

В ряде исследований [80] отмечается, что в некоторых ситуациях поведение человека может формировать и изменять аттитюды, т.е. влиять на них. Выделяют несколько феноменов, в результате проявления которых поведение может определять социальные установки.

1. Влияние социальных ролей.

Влияние социальных ролей, требующих от человека определенного поведения, может приводить к значительным изменениям его личности. В новой должности – учителя, солдата или делового человека – субъект выполняет роль (ведет себя определенным образом), которая определяет его установки. Очень часто изначально заданное ролью поведение становится основанием для изменения убеждений и формирования новых установок человека. Так, в реальной жизни человек, изменяя свой социальный статус, зачастую вынужден изменять свои аттитюды для «поддержки» нового ролевого поведения.

2. Эффект самоубеждения.

Влияние ролевого поведения на человека может объясняться тем, что в процессе проигрывания, исполнения роли начинает действовать самоубеждение. Когда человек сам осознает свои мысли и чувства, они становятся более значимыми, более актуальными для него и лучше запоминаются. Люди подгоняют свои суждения под мнения других, а сделав так, сами начинают верить в то, что сказали [80].

3. Феномен минимальной уступки («нога в дверях»).

Это тенденция, в соответствии с которой люди, сначала согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям [80]. Когда человек публично принимает на себя какие-либо обязательства, он начинает сильнее верить в то, что де­лает. Согласившись на что-либо, человек оправдывает свои поступки, что впоследствии приводит к изменению его социальных установок.

4. Эффект самовосприятия и самоатрибуции.

По мнению Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, люди формируют суждения о собственных аттитюдах, равно как и о собственных предпочтениях и личностных отношениях, анализируя свое собственное поведение. В точности так же они поступили бы, строя аналогичные суждения о других людях – через наблюдение за их действиями. Эффект самовосприятия проявляется тогда, когда у человека отсутствует четко определенный аттитюд относительно какой-либо проблемы, например, потому, что он редко сталкивается с подобными явлениями. Поэтому наблюдение за своим поведением дает ему возможность определить его причину, т.е. сформировать соответствующий аттитюд. Теория самовосприятия будет действовать скорее в ситуации небольшой значимости проблемы для человека [10].

Я-концепция как результат социального развития личности

Социальное развитие личности приводит к формированию Я-концепции человека. С одной стороны, социокультурная реальность (социальные ценности, принятые в данном месте модели поведения, групповые нормы и пр.) влияет на наше самосознание, задавая основания для самоидентификации. С другой стороны, особенности Я-представлений (большая актуализация персонального или социального их полюса, характер самоотношения и пр.) накладывают отпечаток на социальные суждения и установки, а также мотивируют то или иное социальное поведение.

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [66].

Формирование Я-концепции зависит от многих факторов: от социокультурной ситуации, от характера межличностных отношений в микросоциальном окружении, от соотношения «внешних» и «внутренних» детерминант в процессе становления и развития «Я».

Структурные компоненты Я-концепции

Соответственно трехкомпонентной структуре социальной установки, в Я-концепции также выделяются три составляющие [14]:

1) образ «Я» – представления индивида о самом себе. Как правило, когнитивные структуры «Я» (или Я-репрезентации) отражают основные характеристики нашего привычного самовосприятия. По сути, это самоописание через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые, атрибутивные или же статусные характеристики;

2) самооценка – аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик. Когнитивная составляющая Я-концепции не воспринимается человеком нейтрально, а всегда пробуждает те или иные чувства и оценки, интенсивность которых может варьировать в зависимости от социального контекста и от самого когнитивного содержания;

3) поведенческая реакция – те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой. В целом самопрезентация как поведенческая составляющая Я-концепции служит целям проверки и подтверждения ее когнитивной и аффективной структур. Однако целей самопрезентации может быть гораздо больше, впрочем, как и стратегий социального поведения, им соответствующих.

Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен, с точки зрения Р. Бернса, по крайней мере, в трех модальностях:

– реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);

– социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);

– идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

Нужно отметить, что анализ структурных компонентов «Я» может вестись по самым разным основаниям. Они могут отражать: различные уровни объективированности тех или иных Я-представлений (реальное, идеальное, должное, желаемое «Я» и т.д.); его возможные изменения (устойчивое и гибкое «Я» и т.п.); различные фокусы субъективного внимания (физическое и социальное «Я», осознанное и неосознанное, подлинное и ложное).

Функции Я-концепции

1. Первой функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения [87]. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с представлениями о себе, то он входит в Я-концепцию и становится ее частью. Если же новый опыт противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты.

2. Вторая функция заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта, т.е. действует как «внутренний фильтр», который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.

3. Третья функция заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти.

Рекомендуемая литература

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998.

Аронсон Р. Общественное животное. Введение в социальную психологию – М.: Аспект-пресс, 1999.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1998.


Лекция 11

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

Цель лекции: раскрыть психологический смысл общения, показать многообразие видов и сложность этого процесса.

План лекции

1. Особенности межличностных отношений.

2. Понятие и виды общения.

3. Структура общения.

4. Особенности коммуникативной стороны общения.

5. Интерактивная сторона общения.

6. Перцептивная сторона общения.

Особенности межличностных отношений

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми, в основе которых лежат эмоциональные переживания и которые проявляются в характере и способах взаимных влияний в процессе совместной деятельности [1, 66]. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий и т.п., через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Они определяются содержанием, целями, ценностями, организацией совместной деятельности и общения.

Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений, в том числе чувств. «Набор» этих чувств безграничен, однако все их можно свести в две большие группы [7]:

1) конъюнктивные чувства – сюда относятся разного рода сбли­жающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства – сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, как объект, по отношению к которому не возникает желания сотрудничать и т.д.

Интенсивность того и другого родов чувств может быть различной.

Общение есть реализация всей системы межличностных отношений человека.

Понятие и виды общения

Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Характеристиками процесса общения выступают содержание, цель и средства.

1. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа.

2. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека в процессе развития количество целей общения увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.

3. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа к другому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.