Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 7 страница




Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи); технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов [7, 71, 88, 108].

1. По содержанию оно может быть представлено как:

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности). При материальном общении субъекты обмениваются продуктами деятельности, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями). При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга;

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями).Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении;

деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

когнитивное (обмен знаниями).

Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

2. По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями:

биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей;

социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития отношений, личностного роста индивида;

3. По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным:

непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.;

опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.);

прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга;

косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Структура общения

Структура общения может быть схематично изображена следующим образом [7]:

1) коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В условиях человеческого общения информация передается, формируется, уточняется, развивается. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, необходимым условием чего является использование единого языка и ситуации общения;

2) интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Интеракция представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями. Обмен действиями предполагает необходимость согласования планов действия партнеров и «анализ» вкладов каждого участника;

3) перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Перцептивная сторона общения предполагает процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание.

Особенности коммуникативной стороны общения

Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор (говорящий) в процессе говорения кодирует, а реципиент (воспринимающий) в процессе слушания декодирует эту информацию.

Исходными правилами речевой коммуникации являются [71]:

– наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели;

– ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить.

2. Невербальная коммуникация – вид коммуникации, включающий неречевые знаковые системы. Выделяют несколько видов неречевых знаковых систем [71, 100]:

1) акустическая:

– экстралингвистика (паузы, кашель, вздох, смех, плач);

– паралингвистика (темп, тембр, высота, громкость);

2) оптико-кинесическая:

– выразительные движения (мимика, поза, жесты, походка, контакт глаз);

– физиогномика (строение лица и черепа, строение туловища);

3) проксемика (расстояние между общающимися);

4) такесика (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание);

5) ольфакторная – запахи (запах тела, запах косметики).

Интерактивная сторона общения

Эффективность взаимодействия зависит от адекватного понимания ситуации (как и в случае обмена информацией) и правильно выбранного стиля действия в ней. В зависимости от степени личной вовлеченности в преобразование отношений можно выделить 3 уровня взаимодействия: социально-ролевой, деловой, интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – зна­ние и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.

На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего, близких.

Типы взаимодействий

Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил), которые способствуют организации совместной деятельности.

Конкуренция – взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.

Перцептивная сторона общения

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Выделяют несколько механизмов взаимопонимания в процессе общения[7]: идентификацию, эмпатию и рефлексию.

Идентификация – это отождествление себя с другим («уподобление себя ему»), это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть сочувствие, сопереживание. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Рефлексия – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.

В процессе познания и понимания людьми друг друга может проявляться особый процесс – процесс стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения//Проблема общения в психологии. – М., Наука, 1981. С. 218–241.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998.

Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.

Брудный А.А. Понимание и общение. – М., Знание, 1989.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.

Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1974.

Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987.


Лекция 12

ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП:
ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Цель лекции: создать представление о специфике научно-психо­логического изучения социальных групп; ввести основные понятия психологии групп; рассмотреть групповые явления и процессы.

План лекции

1. Понятие малой группы.

2. Классификация малых групп.

3. Основные характеристики малой группы.

4. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

5. Содержание и структура большой социальной группы.

6. Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика.

7. Виды стихийных социальных групп и их характеристика.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Группа – совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков. Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей [84].

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа.

Понятие малой группы

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, что обусловлено несколькими при­чинами.

Во-первых, каждый человек является членом той или иной малой группы с момента вхождения его в систему социальных связей. Семья, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, объединения близких друзей и т.п. – в этих группах развивается личность и устанавливается характер общественных связей человека.

Во-вторых, роль малых групп в жизни человека объективно увеличивается, в частности, потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни и т.д.

В-третьих,малая группа является единицей анализа, где возможен и уместен эксперимент, что является необходимым условием существования научного знания.

Под малой группой понимается реально существующая, немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [7].

Границы малой группы – дискуссионный вопрос психологии. Считается, что наименьшей малой группой является группа из двух человек – так называемая «диада». Хотя существует другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Если обратиться к практике исследований, то числа, определяющие этот верхней предел, различны: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются группы и по 30–40 человек (когда речь идет о школьных классах). Таким образом, можно считать, что границы малых групп находятся в интервале от 2–3 человек до 30–40.

Классификация малых групп.

В современных исследованиях чаще всего используется следующее разделение групп [7, 93, 111].

1. Условные и реальные.

Условные – это группы, объединяющие людей, которые не имеют прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом. Реальные представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

2. Естественные и лабораторные.

 

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы.

3. Естественные группы делятся на формальные и неформальные.

Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, их цели задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. В формальной группе строго распределены позиции и роли всех членов группы. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, студенческая группа, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы возникают и действуют вне рамок официальных организаций. Цели неформальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее (люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам).

4. Референтные, нереферентные и антиреферентные.

Референтная (значимая) – это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания, ее цели и ценности, нормы и формы поведения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Антиреферентные группы – группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

5. Первичные и вторичные.

Первичные группы определяются высокой частотой и непосредственностью контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей). Вторичные – те группы, где низкая частота взаимодействия и нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи.

6. Высокоразвитые и слаборазвитые.

Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Высокоразвитые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.

Основные характеристики малой группы

1. Понятия, характеризующие место каждого человека в структуре внутригрупповых отношений.

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Позиция определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

Статус – это реальная социально-психологическая характеристика положения индивида в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы.

Роль – нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, шута).

2. Понятия, характеризующие социально-психологическую основу всех отношений, складывающихся в группе.

Нравственные нормы и ценности. Ценностями является то, что в данной группе наиболее значимо, важно и ценно. Из нравственных ценностей обычно вытекают те нормы, которыми в своих отношениях руководствуются члены группы. Выделяют нормы разного уровня обязательности: нормы первого уровня, нормы среднего уровня, нормы низкого уровня.

 

Групповые санкции – это механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные.

3. Понятия, характеризующие социально-психологические параметры группы.

Композиция – это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различающихся людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.

Каналы коммуникаций – система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим. Чаще всего на практике встречаются два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная и децентрализованная.

4. Понятия, характеризующиемежличностные отношения в малых группах.

Официальные и неофициальные взаимоотношения.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них, неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые и личные взаимоотношения.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

Рациональные и эмоциональные взаимоотношения.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями.

 

Психологический климат группы – нравственно-эмоциональ­ный тон межличностных отношений.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором – законы их преобразования и развития [111].

Общая характеристика динамических процессов в малой группе

Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Динамические процессы – про­цессы, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Важнейшими из таких процессов являются следующие.

1. Генезис группы – процесс образования и движения малой группы по пути обретения ею признаков действительной коллективности. По мнению А.В. Петровского, можно выделить следующие этапы, характеризующие степень ее развитости: корпорация, асоциальная группа, диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), просоциальная группа, коллектив (как высшая степень развития группы).

2. Феномен группового давления (феномен конформизма).

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы (другими словами, подчинение индивида мнению группы). Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

3. Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Сплоченность определяется системой межличностных отношений, имеющих эмоциональную и ценностную основу.

4. Лидерство и руководство в малых группах.

Лидерство – процесс организации и управления малой группой, способствующий достижению групповых целей с оптимальным эффектом и в оптимальные сроки [93]. Лидерство – это психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы при организации группы во время решения конкретной задачи.

Руководство – в большей степени социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

5. Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения – одна из важных функций руководителя. Эффективность группового решения обусловлена применением в процессе его принятия таких методов, как: групповая дискуссия, брейнсторминг, метод синектики.

Содержание и структура большой социальной группы

Большие группы (макрогруппы) – это социальные общности людей, выделяемые на основе определенных признаков, как правило, гетерогенные по составу, статические по формам функционирования. Большие группы по способу образования и существования разделяются на два вида:

1) случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, к которым относятся толпа, масса, публика;

2) группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. Устойчивые группы делятся на:

объективные – объединяемые общностью объективных социальных характеристик своих членов, т.е. общностью, которая обусловлена либо их местом в системе социально-экономических отношений, либо – определенной системой объективных социальных связей (расы, этнические группы, социальные классы);

субъективно-психологические – группы, которые возникают и существуют в силу сознательного стремления людей к объединению на основе социально-психологического сходства, общих целей или ценностей (политические партии, профессиональные ассоциации и т.п.).

В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции.

Г.Г. Дилигенский выделяет следующие уровни развития общности больших социальных групп:

1) типологический уровень – самый низкий элементарный уровень макрогруппы определяется тем, что ее члены имеют общие один или несколько социально-психологических признаков, но группа не выступает как некое социально-психологии­ческое единство, она представляет собой «арифметическую сумму» индивидов или первичных групп, объединение которых не создает никакого нового социально-психологического качества (например, крестьянство);

2) идентификационный уровень – более высокий уровень социально-психологической общности выражается в том, что члены макрогруппы осознают свою принадлежность к данной группе и сознательно отделяют «свою» группу от других людей; иначе говоря, существует групповое самосознание (например, профессиональная группа);

3) уровнь солидарности – наиболее высокий уровень макрогруппы, существует тогда, когда группа обладает психологической готовностью к совместным действиям во имя групповых целей и интересов. Этот уровень предполагает, что члены макрогруппы не просто идентифицируют себя с ней, но обладают достаточно разработанной системой представлений о целях своей группы (например, политическая партия).

Предлагаемое выделение трех уровней общности, в известной мере, условно и абстрактно. В реальной же действительности чаще всего встречаются группы, занимающие промежуточное, переходное положение между разными уровнями общности.

 

Структура психологии больших социальных групп

В отечественной социальной психологии многие исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в содержании психологической структуры макрогрупп:

1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.);

2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика

1. Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы, которые подразумевают общность людей, объединенных по признаку социально-экономического статуса и политической принадлежности («рабочий класс», «буржуазия», либо «средний класс», «низший класс» и т.п.).

Классовое положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, оно же задает и определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Важным элементом эмоциональной сферы классовой психологии являются интересы. Конкретное содержание классовых интересов задается всей системой отношений того общества, в которое данный класс включен. Кроме потребностей и интересов, к психологии класса иногда относят «социальные чувства», определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.

2. Этническая группа – устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе этнодифференцирующих признаков: языка, ценностей и норм, исторической памяти, религии, мифов об общих предках и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.