КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VI. Модификация глубинной психологии во второй половине XX века
Не-Я». Э. Фромм (1900 – 1980 гг). - движущие силы развития личности – две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении (заставляет стремиться к обществу, строить общую с ним систему ориентиров, идеалов); потребность в индивидуализации (толкает человека к изоляции, к свободе от давления общества). Механизмы психологической защиты при конфликте потребностей в укоренении и индивидуализации: садизм; мазохизм (при садизме и мазохизме тесная связь жертвы с палачем, которые зависят др. от др., разность их позиций дает им ощущение индивидуальности); конформизм (превалирует чувство укорененности); деструктивизм (верх одерживает стремление к индивидуальности). А. Фрейд (1895 – 1982 гг.) – разрабатывала детский психоанализ, А. Фрейд - один из авторов Эго – психологии (цельность Эго, его независимость от Ид). В структуре личности ребенка агрессивность появляется как составная часть сексуальной жизни в виде «анального садизма». А. Фрейд считала, что в норме агрессивность слита с либидо (стремление удержать объект любви ребенка – любимую игрушку, грудь матери (для младенца). Патологическое проявление детской агрессивности связано с аномальными условиями развития ребенка (без семьи, в концлагерях, домах ребенка и т.д.) - Коррекционная работа с детьми ориентирована на либидо (формирование привязанности к другим людям, чувства защищенности). Методы детского психоанализа - раскрытие возможностей «игровой терапии». Э. Берн (1910 – 1970 гг.) – концепция трансактного анализа. Понятие о трех Эгосостояниях, в которых может находиться человек: Родитель, Дитя, Взрослый. Э. Эриксон (1902 – 1994 гг.) идея о цельности личности, (идентичности) самой себе и обществу.
Э. Эриксон, стадии формирования идентичности: 1 ст. – до 1 года. Формирование базового доверия или недоверия (открытости или закрытости миру). 2 ст. – с 1 года до 3 лет – чувство автономности или чувство зависимости от окружающих. 3 ст. – с 3 до 6 лет. Развивается либо инициативность, либо чувство вины. 4 ст. – с 6 до 14 лет. Развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. 5 ст. – с 14 до 20 лет - чувство ролевой идентичности или неопределенности. 6 ст. – с 20 до 35 лет. Развитие близких, интимных отношений с окружающими, либо чувство изоляции. 7 ст. – стремление к постоянному развитию, либо к покою. 8 ст. – после 60 - 65 лет, формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей личности, принятия ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется прожитой зря. Это чувство приводит к невротизации. Чувство отчаяния может появиться и раньше, чем на 8 стадии и оно связано с потерей идентичности. Большое значение Э. Эриксон придавал внешней стабильности системы, в которой живет человек, т.к. нарушение стабильности, изменение ориентиров, социальных норм нарушает идентичность человека и обесценивает его жизнь. Структура идентичности: 1) соматическая идентичность, заключающуюся в том, что организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром; 2) личностная идентичность, интегрирующая внешний и внутренний опыт человека; 3) социальная идентичность – совместное создание и поддержание людьми определенного порядка, стабильности.
Тема 11 «Появление новых направлений во второй половине XX века: гуманистическая, генетическая и когнитивная психология» План: I. Общая характеристика гуманистической психологии. II. Первые теории гуманистической психологии. III. Теория А. Маслоу. IV. Теоретические и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла V. Генетическая психология. VI. Когнитивная психология.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |