Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Теория А. Маслоу




Р. Мэй(1909 – 1994 гг.) – важное свойство психики - способность воспринимать себя и как субъект, и как объект. Эти два полюса сознания создают свободу воли. Процесс становления личности связан с развитием самосознания,которое характеризуется интенциональностьюи осознанием своей идентичности.

I. Общая характеристика гуманистической психологии.

Психоаналитическое направление обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение качественного своеобразия личности каждого человека. Подход к исследованию личности в рамках бихевиористического направления, сосредоточенный на изучении ролевого поведения, игнорировал вопрос внутренней мотивации. Осознание недостатков, выделенных в вышеперечисленных школах, привело к созданию гуманистической психологии. Это направление появилось в США в 40-х гг., и строилось на основе философской школы экзистенционализма.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, сложившаяся в мире после Второй мировой войны (во время войны превалировала бессознательная жестокость и агрессия человека, ужаснувшая общественное мнение). Гуманистическая психология объясняла развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

II. Первые теории гуманистической психологии. Г. Олпорт (1897 – 1967 гг.) – один из основателей гуманистической психологии. Г. Олпорт возражал против переноса симптомов, наблюдаемых у больных людей, невротиков, на психику здорового человека. Личность является открытой и саморазвивающейся системой. Человек – прежде всего социальное, а не биологическое существо. Общение личности с обществом – взаимодействие, а не стремление к уравновешиванию со средой. Каждый человек уникален и неповторим, т.к. является носителем своеобразного сочетания качеств. Черты личности Г. Олпорт разделял на: основные (врожденные) и инструментальные (формируются в процессе жизни человека). Набор этих черт составляет ядро личности.

Автономность черт, развивается только у взрослого, осознающего свои качества и индивидуальность (у ребенка ее нет, поскольку черты неустойчивы). Г. Олпорт разработал многофакторные опросники, в том числе опросник Миннесотского университета (MMPI), использующийся (с рядом модификаций) для анализа личности, совместимости, профессиональной пригодности.

О бессознательном: связывал его с нереализованными способностями и стремлениями человека, которые приводят к состоянию тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию.

А. Маслоу (1908 – 1970 гг.) считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Он разработал теоретические положения направления – о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

В отличие от животных, человек не стремится к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие, т.к. оно является смертью для его личности (укорененность в среде уничтожает стремление в самоактуализации). Самое ценное в психике – ее Самость, стремление к саморазвитию.

Иерархия потребностей:

1) физиологические потребности (в пище, воде, сне и т.д.);

2) потребность в безопасности (стабильности, порядке);

3) потребность в любви и в принадлежности (в семье, дружбе);

4) потребность в уважении – самоуважении, признании;

5) потребность в самоактуализации, развитии способностей. В последствии А. Маслоу объединил все потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека:

1) бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию;

2) дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей.

А. Маслоу ввел термин метамотивация – бытийная мотивация, ведущая к личностному росту.

Для самоактуализирующейся личности характерно: принятие себя и мира, других людей.

А. Маслоу ввел понятия идентификации и отчуждения, хотя их механизмы не были им раскрыты. Он считал психологическую защиту злом для личности, останавливающим личностный рост (психологическая защита помогает адаптироваться к окружающему, и, следовательно, мешает личностному росту).

IV. Теоретические и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла. К. Роджерс (1902 – 1987 гг.) - разработал основы индерективной терапии – «терапии, центрированной на клиенте». Организовал Центр для изучения личности – свободное объединение представителей терапевтических профессий.

Опыт, получаемый в течение жизни человека – уникален, К. Роджерс называл его – «феноменальным полем». Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью. Степень тождественности этого поля действительности К. Роджерс называл конгруэнтностью.

Самость (внутренняя сущность) человека выражается в его самооценке. У маленьких детей самооценка бессознательна. Постепенно самооценка становится более осознанной. Если поведение выстраивается из самости-, оно выражает именно истинную сущность личности. В таком случаечеловеку не нужно вытеснять свой опыт в бессознательное, т.к. его самость и самооценка соответствуют друг другу, и создают полную конгруэнтность. В противном случае происходит вытеснение собственного опыта, остается ригидная схема окружающего мира и себя, что приводит к неврозу. Успешная социализация человека - его удовлетворение работой и собой коррелируют с уровнем самосознания.

О психокоррекции: психотерапевт должен приводить пациента к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. Энкаунтер – группы – группы встречи нескольких клиентов и психотерапевта.

Д.А. Келли (1905 – 1967 гг.) доказал, что, основываясь на уровне самопонимания, можно получить наиболее точный прогноз будущего поведения детей (на 84 %), в то время как социальный опыт и семейный климат дают меньшую точность прогнозирования (55 и 36 % соответственно). Преступники, которые осознали происходящее и свое место в свершившихся событиях, могли выбрать пути развития наиболее приемлемые для них. Д.А. Келли настаивал, что самооценка должна быть не только точной, но и гибкой, т.е. меняться в зависимости от окружения. Самооценка – это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процессе формирования и изменяется (переструктурируется) при изменении ситуации.

В. Франкл (1905 – 1997 гг.) – автор учения о стремлении к смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. Обретение смысла связывает с внешним миром, с творческой активностью человека. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу.

Учение о ценностях. Классы ценностей:

1)ценности творчества (труд);

2) ценности переживания (любовь);

3) ценности отношения (сознательно формулируемого отношения к тем ситуациям, которые человек не в силах изменить).

Автор логотерапии, направленной на нахождение смысла в конкретной ситуации. Логотерапия помогает человеку увидеть спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации и выбрать тот, который согласуется с его совестью и реализовать этот смысл.

В. Франкл выделял три уровня существования человека:

1) биологический;

2) психологический;

3) ноэтический уровень, включающий ценности и смыслы, которые играют определяющую роль по отношению к остальным уровням.

V. Генетическая психология. Ж. Пиаже (1896 – 1980 гг.) – основатель генетической психологии. Автор метода клинической беседы.

Основой развития является развитие интеллекта. В сериях экспериментов доказывал, что интеллект влияет на речь детей, их восприятие и память.

Этапы психического развития – это этапы развития интеллекта. В процессе развития происходит адаптация организма к среде. Именно интеллект (понимание ситуации) обеспечивает приспособление к среде. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы:

1) ассимиляцию (схема жесткая, не изменяется при изменении ситуации);

2) аккомодацию (схема является адекватной – включает все изменения ситуации).

Ж. Пиажепришел к выводу, что развитие мышления – процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим.

Ж. Пиаже открыл особенности детского мышления:

1) эгоцентризм – неумение встать на чужую точку зрения;

2) синкретизм – нерасчлененность детского мышления;

3) трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее;

4) артифициализм – искусственность, созданность мира;

5) анимизм – одушевленность, нечувствительность к противоречиям.

Ж. Пиаже пришел к выводу, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций и разработал эксперименты для изучения мышления. Психическое развитие связывал с интериоризацией, т.к. первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. Главное свойство этих операций – обратимость. Логические операции доступны детям только в конце дошкольного возраста. Дети 7 лет находятся в предоперационной стадии (их мыслительные операции еще несовершенны, необратимы). Их логическое мышление связано только с конкретными проблемами. И лишь к подростковому возрасту формируется конкретное и абстрактное логическое мышление. Исходя из вышеотмеченного, была создана периодизация развития интеллекта:

1) стадия сенсомоторного интеллекта;

2) стадия конкретных операций;

3) стадия формальных операций.

Л. Кольберг (1927 – 1987 гг.) – связывал развитие детей с познавательными процессами. Исследовал развитие нравственности детей. В экспериментах он ставил перед детьми задачу оценивать нравственную сторону проблемы выбора (заранее неоднозначного), что позволило выделить уровни развития нравственных суждений:

1) доусловный уровень, при котором дети оценивают действие, исходя из его последствий;

2) уровень традиционной нравственности – общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка;

3) посттрадиционный уровень – люди обосновывают нравственные суждения принципами, которые сами создали и приняли.

Нравственное развитие Л. Кольберг связывал с когнитивными возрастными изменениями, также считал, что на него влияет как уровень образования, так и общение со взрослыми и сверстниками, а также желание получить награду за хорошее поведение.

Дети (независимо от семейного окружения) довольно рано узнают о половых стереотипах и ищут информацию об особенностях поведения мальчиков и девочек.

Д.С. Брунер (р. в 1915 г.) - открыл новые закономерности психического развития. Исследовал влияние потребностей и ценностных ориентаций на процесс восприятия. Восприятие селективно и может искажаться под влиянием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Например, чем большую ценность дети приписывают предметам, тем предметы им кажутся больше по размеру.Термин «социальное восприятие», подчеркивающий зависимость восприятия от социального опыта детей.

Структура восприятия: 1) представления об окружающем мире в форме действий; 2) в форме образов; в форме слов.

Теория перцептивных гипотез – все познавательные процессы представляют собой процессы категоризации, все предметы окружающего мира объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения (категорий).

Д.С. Брунердал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей» (способов, знаков, помогающих справиться с решением задач). «Усилители» могут быть как реальными, техническими, так и символическими.

VI. Когнитивная психология – новое направление, появившееся в 60-х гг. XX в. в американской науке. В основу направления легли труды Ж. Пиаже и Д.С. Брунера. Когнитивная психология появилась как альтернатива бихевиоральным концепциям, отрицавшим роль сознания и подходившим к интеллекту как к способности научаться методом проб и ошибок.

Психика в когнитивной психологии рассматривается как система когнитивных реакций, и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными (например, с самосознанием, селективностью внимания). Главным принципом рассмотрения психики человека является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Метод исследования – микроструктурный анализ психических процессов.

Достоинство данного направления - точность и конкретность полученных данных.

Д. Миллер (р. в 1920 г.)создал первый научный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У. Найссер доказывал решающую роль познавательного элемента в структуре психики.

Д. Миллер предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены термины: «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез» и разработаны методы их изучения – визуальный поиск и селективное наблюдение.

В когнитивной психологии изучались преобразования, происходящие с сенсорной информацией с момента ее попадания на рецептор и до получения ответной реакции. При этом были получены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в прямом смысле этого слова, т.к. порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. – Теория обнаружения сигнала, ведущий вклад в разработку которой внес К. Шеннон.

Выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны кратковременная и долговременная память. В экспериментах Д. Сперлинга было доказано, что объем кратковременной памяти практически не ограничен. Работы Д. Бродбента, Д. Нормана и др. показали, что своеобразным фильтром, отбирающим нужные в данный момент сигналы, является внимание.

Исследование бессознательного в когнитивной психологии, как содержащего неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Из бесчисленного объема информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент.

Г. Келли (1905 – 1967 гг.) – автор теории личностных конструктов, в которой он доказывал, что каждое событие по-разному воспринимается разными людьми, т.к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Г. Келии выделил разные типы личностных конструктов. Личность тождественна тем конструктам, которые использует данный человек.

Психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует будущие события, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации.

Г. Келли разработал методический принцип репертуарных решеток – конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, т.к. изменяются не только отношения доминирования – подчинения, но и сами конструкты.

Тема 12 «Развитие отечественной психологии в XIX веке – начале XX века»

План:

I. Общий обзор развития психологии в России.

II. Зарождение российской психологии.

III. Психология на рубеже XIX – XX вв.

 

I. Общий обзор развития психологии в России. В 40-60-е гг. XIX в., в период становления российской психологии, из двух предложенных программ (К.Д. Кавелина и И.М. Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественно-научной дисциплины, предложенная И.М. Сеченовым.

Идеологический кризис в психологии в конце XIX в. привел к переосмыслению ее методологии. Возник новый подход, ориентированный на духовную философию (В. Соловьев). Одновременно развивалась и объективная естественно-научная психология, возникали экспериментальные лаборатории.

Зарождение советской марксистской психологии в 20-30-е гг. XX в. - Доминировала объективная и социогенетическая методология, но до начала 30-х гг. сохранялись школы, связанные с гуманитарной, философской линией развития (школа Г. Шпета). В середине 30-х гг. - запрет философской психологии, педологии и психотехники. В середине 40-х гг., после Отечественной войны – психология стала возобновлять исследования, но отрыв от традиций начала века, от зарубежной психологии, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов тормозили развитие отечественной психологии. Вторая половина XX в. - возрождение школ, запрещенных в 30-е гг. (школы В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского). Открытия в разных областях психологии, прежде всего, в когнитивной и возрастной. Многие отечественные исследования получают известность в мировой психологии (нейропсихологические работы А.Р. Лурия, понятие о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского).

В конце XX в. – ориентация на интеграцию достижений науки. В России конца XIX в. главными стали вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности. Проблема взаимоотношений власти, интеллигенции и народа стала одной из центральных проблем отечественной науки.

II. Зарождение российской психологии. В 40-50-х гг. - разработка опытной психологии, построенной на естествознании. В 70-х гг. XX в. начала формироваться самостоятельная отечественная психология.

И.М. Сеченов (1829-1905 гг.) – отрицал существование нематериальной души. Психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. Центральное торможение - («задерживающее» влияние одного из центров головного мозга на двигательную активность организма). И.М. Сеченов ввел понятие о центрах хранения информации, предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение.

В 70-90-е гг. – работы, посвященные свободе воли. И.М.Сеченов поставил вопрос о влиянии идеи о несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если с детства человека воспитывали добрым и нравственным, то ничто его не может сделать безнравственным и наоборот.

Принцип «согласованности движения с чувствование м». И.М. Сеченов признал за чувствованием функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.