КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы формирования внутренней речи: Внешняя речь – шепот – внутренняя речь
Г. Мюнстенберг(1863 – 1916 гг.) – занимался проблемой профессиональной ориентации и профессионального отбора. Считал, что индивидуальные различия между людьми должны проявляться в профессиональной деятельности. Разработал диагностические методики по проведению профессионального отбора. I. Психология развития.Особенностями детской психики интересовались еще античные ученые. Долгое время единственным методом исследования психического развития детей оставались дневниковые наблюдения (И.Г. Песталоцци, Ж. Поль, Ч. Дарвин, И. Тэн). Большое значение в разработке экспериментальных методов в возрастной психологии имело появление экспериментальной психологии В. Вундта. В конце XIX начале XX в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией – наукой о детях, созданной американским психологом, учеником В. Вундта - С. Холлом (1846 – 1924 гг.). Педология – комплексная наука, в основе которой лежит идея педоцентризма (ребенок как центр интересов исследований в области психологии, педагогики, биологии, социологии, антропологии и т.д.). К. Гетчинсон – ученик С. Холла, на основе теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием которой был способ добывания пищи: 1) От рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке. 2) От 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. Дети начинают бояться чужих, у них появляется жестокость, агрессивность. 3) От 8 до 12 лет – пастушеская стадия. Стремятся иметь собственный уголок, причем строят свои укрытия во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Любят домашних животных и стараются их завести. 4) От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, к явлениям природы, а также любовью к садоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность. 5) От 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у них возникает стремление обмениваться различными предметами. Д. Сели (1843-1923 гг.)– развивал возрастную и педагогическую психологию в Англии. Сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию. - Ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются при жизни: ум, врожденной предпосылкой которого является ощущение; чувства, врожденная предпосылка их – чувственные ощущения; воля, предпосылка ее – врожденные формы движений (рефлекторные, импульсивные и инстинктивные). М. Монтессори (1870 – 1952 гг.)разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В основе их – тренировка ощущений как основных элементов мышления, осознание и интеграция которых ведет познавательное развитие детей. Э. Мейман (1862 – 1915 гг.)– основал психологическую лабораторию, в которой проводились исследования психического развития детей. Э. Мейман предложил свою периодизацию психического развития, критерием которой являются этапы интеллектуального развития: 1) От рождения до 7 лет – стадия фантастического синтеза. Дети обобщают отдельные ощущения без всякой системы и логики. 2) От 7 до 12 лет – стадия анализа. Можно начинать систематическое обучение детей, т.к. ведущим процессом становится не интеграция, а дифференциация – разложение общих понятий, знаний на части и формирование адекватного представления об этих частях. 3) От 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза. У подростков формируется операционное мышление, они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе. Э. Клапаред (1873 – 1940 гг.) - идея о саморазвитии (психическое развитие не нуждается в специальных стимулах), саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механизмы этого саморазвертывания – игра и подражание. Периодизация психического развития по Э. Клапареду: 1) От рождения до 2 лет – у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие главным образом связано с развитием восприятия. 2) От 2 до 3 лет – развивается речь, и поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях. 3) От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы. 4) От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, т.к. их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных объективных интересов. Открыл одно из свойств детского мышления – синкретизм, т.е.нерасчлененность, слитность детских представлений о мире друг с другом. А.Л. Гезелл (1880 – 1961 гг.) – создал клинику нормального детства, в которой изучал психическое развитие детей раннего возраста. Считал, что в течение первых 3 лет ребенок проходит большую часть своего развития (темп в этот период наиболее высокий, потом он замедляется). Была создана специальная аппаратура для диагностики динамики психического развития маленьких детей (кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» - полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Также он ввел лонгитюдный метод (длительное изучение одних и тех же детей, часто от рождения до подросткового возраста) и близнецовый метод (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). Была выработана система тестов и показателей нормы для детей от трех месяцев до шести лет по показателям: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов лежит в основе современной диагностики психического развития детей. Д.М. Болдуин (1861 – 1934 гг.) - Социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека. Существует два круга норм (санкций): более узкий, относящийся к тому семейному кругу, в котором живет ребенок и более широкий, относящийся к той стране, в которой ребенок живет. Обосновал концепцию познавательного развития детей, состоящего из: развития врожденных двигательных рефлексов, развития речи, развития логического мышления. М. Мид (1901 – 1978 гг.) – Основное внимание уделяла проблемам социализации детей в разных культурах (в основном замкнутые традиционные культуры Полинезии и латинской Америки). Ведущая роль уделялась социокультурным факторам: особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят от культурных традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей. Ввела термин инкультурация. Выделила три типа культур в истории человечества: постфигуративные (дети учатся у своих предков); конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном у своих сверстников); префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей). В. Штерн (1871 – 1938 гг.) – теория персонализма, целью которой стало изучение целостной личности и закономерностей ее формирования. Теория конвергенции (в ней учитывалась роль двух факторов: наследственности и среды) - психическое развитие – саморазвитие, саморазвертывание задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. К. Бюлер (1879 – 1963 гг.) - создал свою концепцию психического развития детей. Эвристическая теория речи – речь не дается ребенку в готовом виде, а придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми: на 1 ст.: ребенок осваивает значения слов (путем наблюдения за воздействием на взрослых звуков); на 2 ст.: открывает, что каждая вещь имеет имя (задает вопросы взрослым о названиях); на 3 ст: открывает значение грамматики (замечает, что отношения предметов могут выражаться изменением звуковой стороны слова – стол-столы). Стадии психического развития: инстинкт; дрессура (образование условных рефлексов); интеллект (появление ага-переживания, осознания проблемной ситуации). Подчеркивал роль игры в психическом развитии, особенно в развитии эмоций. Ввел понятие функционального удовольствия (игровая деятельность находится на стадии дрессуры, а потому связана с получением функционального удовольствия). Ш. Бюлер (1893 – 1974 гг.) – исследование отклонений в психическом развитии, проблем, которые возникают у детей в кризисные периоды. «Профиль развития» ребенка показывает динамику и соотношение параметров развития различных сторон его психики. Изучение жизненного пути человека. Выявила важность пубертантного периода, т.к. этот период связан со становлением потребности в дополнении. А. Валлон (1879 – 1962 гг.) – изучал проблему превращения действия в сознание. Ребенок не может нормально развиваться вне социального окружения. Признавал роль и биологического и социального в развитии. II. Этническая психология. Специфика этнопсихологии («психологии народов») – изучениесистематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей. Гиппократ (460 – 377 или 356 гг. до н.э.) выдвинул положение, согласно которому все различия между народами (поведение и нравы) связаны с природой и климатом. Подобную идею высказывал и Геродот (490-480 – ок. 425 до н.э.). В Новое время Ш. Монтескье (1689 – 1755 гг.) полагал, что многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, обычаи и в результате этого образуется общий дух народа (но на первое место поставил климат). Народы «жарких климатов» - робки, ленивы, северные народы отважны и мало чувствительны к наслаждениям. И.Г. Гердер (1744 – 1803 гг.)– признавал роль климата и ландшафта, но допускал влияние образа жизни и воспитания, общественного строя и истории. На первое место (при изучении народа) ставил устное народное творчество. М. Лацарус (1824 – 1903 гг.)и М. Штейнталь (1823 – 1899 гг.) – основатели этнопсихологии как дисциплины. Считали, что психология должна изучать народный дух. А основные задачи науки: 1) познание психологической сущности народного духа; 2) открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве и науке; 3) выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-то народа. К.Д. Кавелин (1818 – 1885 гг.) – участвовал в создании программы этнографических исследований Русского географического общества. Высказал идею о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности - памятникам культуры, фольклору, обычаям. В. Вундт (1832 – 1920 гг.) – немецкий психолог, осуществивший первые эмпирические исследования по этнопсихологии. В. Вундт создатель психологии народов. Создал десятитомную «Психологию народов». Общие представления многих индивидов проявляются: в языке; в мифах; в обычаях. Г.Г. Шпет (1879 – 1940 гг.)– какими бы разными люди не были, есть нечто схожее в переживаниях, откликах (типические коллективные переживания, которые должна выделять этническая психология). Р. Линтон (1893 – 1953 гг.) ввел понятие модальной личности – сравнительно прочно сохраняющихся черт личности, чаще всего встречающихся у членов данного общества. Подходы к этнопсихологическим исследованиям: 1) Релятивизм, заключающийся в подчеркивании различий между культурами (Л. Леви-Брюль). 2) Абсолютизм заключается в максимализации сходства между культурами (А. Бине, Т. Симон). 3)Универсализм – единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями (К. Леви-Стросс). III. Социальная психология имеет краткую историю, но богатую предысторию. - Разница подходов объясняется различием в отношении к проблемам:
Предмет социальной психологии во многом складывается через попытки ответить на эти вопросы – от Аристотеля и Платона, Т. Гоббса и Дж. Локка, Э. Дюркгейма и Г. Тарда до современности. Материнскими науками для социальной психологии были социология и психология. Предметное содержание социальной психологии – становление индивидуального и социального: социальная детерминация поведения человека и психологизация социальных процессов. О. Конт и Г. Спенсер – родоначальники классической социологии. Г. Лебон (1841 – 1931 гг.) – автор концепции психологии масс. Он выделил основные особенности поведения личности (человека) в толпе: · приобретает большое сознание собственной силы и перестает обуздывать свои врожденные инстинкты, следовательно, повышается уровень его импульсивной активности; · вырывается на свободу иррациональность человека и заставляет его жить больше чувствами, а не прислушиваться к доводам разума, следовательно, повышается уровень его эмоциональности и снижается уровень критичности; · возросшая восприимчивость к внушению и подверженность «заражению» идеями заставляют человека принести в жертву свои индивидуальнее интересы, в результате происходит отказ от произвольного поведения; · происходит снижение уровня индивидуальной ответственности и фактическая передача этой функции лидеру («вождю массы»). З. Фрейд (1856-1939 гг.) – видел причину единообразия действий и чувств индивидов в толпе в обнажении одинакового для всех людей бессознательного «фундамента», в актуализации врожденных инстинктов. Энергия libido («масса объединяется любовью»). В качестве механизма установления горизонтальных и особенно вертикальных связей З. Фрейд выделял механизм идентификации. Благодаря идентификации индивид приобретает социальное качество потому что: 1) его индивидуальное «Сверх-Я» образовано в результате идентификаций со значимыми объектами(прежде всего – родительскими фигурами); 2) при условии включения в «массу», его идеальные представления о самом себе воплощаются в другом человеке (фигуре «вождя»). IV. Дифференциальная психология. Первые исследователи психики стремилисьизучить в первую очередь общие законы психического развития и формирования когнитивных процессов и психических состояний. Но постепенно стало появляться стремление изучить признаки, отличающие людей друг от друга. Ф. Гальтон (1822 – 1911 гг.) – создал технику изучения психологических различий, внедрил в психологию новые математические методы, главным образом статистические. Организовал специальную лабораторию, через которую прошло 9 тысяч испытуемых. У них измерялись наряду с ростом и массой различные виды чувствительности, время реакции и другие психические качества. Ф. Гальтон – автор многих методов диагностики различных признаков и установления корреляции между ними. Его ученик К. Пирсон занимался вычислением коэффициента корреляции различных параметров (памяти, мышления, эмоций) между собой. Метод корреляции стал предпосылкой разработки метода факторного анализа. Ф. Гальтон разработал метод тестов. Э. Крепелин (1856 – 1926 гг) - разработал классификацию психических заболеваний, на которой основаны современные подходы. Г.И. Россолимо (1860 – 1928 гг.) – в 1911 г. на собственные средства создал первый в России институт детской психологии и неврологии, переданный им впоследствии в дар Московскому университету. Разработал новые методы диагностики психически больных детей. «Методика психологических профилей», заключавшаяся в количественной оценке различных психических функций, на основании которой выявлялась индивидуальная картина психического состояния человека. Д.М. Кеттел (1860 – 1944 гг.) – автор тестов психических функций (сенсорных, моторных и т.д.). Он обнаружил феномен антиципации при тахископическом предъявлении объекта. А. Бине (1857 – 1911 гг.) – популяризатор метода тестирования, один из авторов теста Бине-Симона. В 1889 г. организовал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии. Наибольшее внимание уделял проблеме интеллектуального развития и уровней этого развития. Одним из первых психологов начал экспериментально исследовать этапы развития мышления у детей, выделил у детей от 3 до 7 лет стадию перечислений, стадию описания и стадию интерпретации. Тема 9 «Бихевиоризм и гештальтпсихология: становление и развитие в XX веке»
План: I. Методологический кризис в психологии. Общая характеристика бихевиоризма. II.. Теории Э. Торндайка и Д. Уотсона. III. Возникновение и развитие необихевиоризма и оперантного бихевиоризма IV. Теории социального научения V. Общая характеристика гештальтпсихологии VI. Исследования процесса познания VII. Динамическая теория личности и группы Левина.
I. Методологический кризис в психологии. Психология переживала в начале XX в. серьезный методологический кризис, связанный с поисками объективных методов исследования психики. В результате кризиса в психологической науке, она уже к 20 – м гг. XX в. разделилась на отдельные школы. В тот момент появилось три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология. Позднее, уже во второй половине XX в. возникли новые школы – гуманистическая и когнитивная психология. Общая характеристика бихевиоризма. Д. Уотсон (1878 – 1958 гг.) – разработал методологию бихевиористской концепции. «Мир, как его видит бихевиорист» (1913) – работа, в которой он впервые заявил о бихевиоризме. Э. Торндайк (1874 – 1949 гг.) – автор первого экспериментального изучения связи между стимулом и реакцией, ставшего ядром исследовательского метода бихевиоризма. Предметом бихевиоризма является поведение (behavior – поведение) как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Ведущим фактором в процессе генезиса является социальный (социогенетический подход). Психическое развитие отождествляется с научением. Бихевиористы отвергают идею периодизации психического развития, доказывая, что не существует единых для всех возрастных закономерностей. Однако считают необходимым создать функциональную периодизацию, которая бы позволила вывести этапы научения. Было проведено большое количество экспериментов, которые показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы S R, невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации бихевиоризма в необихевиоризм, вкоторомпоявились внутренние переменные, объясняемые по-разному различными учеными (когнитивные карты, потребности и т.д.). Однако идея о прижизненном характере содержания психики осталась неизменной в бихевиоризме. Ведущей теорией направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих теорий развивающего обучения. II. Теории Э. Торндайка и Д. Уотсона. Э. Торндайк исследовал процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию - связь между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями – ответными реакциями. Изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям. Изобрел специальные «проблемные ящики». Животное, помещенное в такой ящик, должно было самостоятельно, решить проблему - найти выход и получить подкормку. На основе данных экспериментов Э. Торндайк создал «кривую научения». Животное методом «проб и ошибок» случайно находит решение. Э. Торндайк сосредоточился на изучении факторов поощрения и наказания. В результате вывел законы научения: 1) Закон повторяемости (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. 2) Закон эффекта - из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию более прочно связываются с ситуацией те, которые вызывают чувство удовлетворения. 3) Закон готовности – образование новых связей зависит от состояния субъекта. 4) Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. Д. Уотсон -автор концепции научения. Доказывал, что реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поведение объясняется отношениями между наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Формула Д. Уотсона: S R В экспериментах по формированию эмоций Д. Уотсон доказал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул (сначала вырабатывал у детей страх на кролика посредством удара электротоком; потом снимал негативную реакцию на него посредством одновременного предъявления с кроликом вкусной еды). На основе условных рефлексов у людей можно сформировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. - Идея возможности формирования строго заданной модели поведения. – «Дайте мне сто детей одного возраста, и через определенное время я сформирую из них абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением». III. Возникновение и развитие необихевиоризма и оперантного бихевиоризма. У. Хантер (1886 – 1954 гг.) в 1914 г. исследовал отсроченную реакцию. В экспериментах обезьяне давали возможность увидеть в какой из двух ящиков был положен банан. Потом закрывали ящик ширмой (на несколько секунд). Когда ширму убирали, обезьяна выбирала ящик, в который был спрятан банан. - Роль установки, предшествующей стимулу, и опосредующей связь между стимулом и реакцией. К. Лешли (1890– 1958 гг.) – сложному поведению соответствуют комплексные мозговые связи. В экспериментах у животного вырабатывали какой-нибудь навык, а затем удаляли различные участки мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. - Концепция эквипотенциальности (равноценности) участков мозга, дающей способность сохранившейся части коры компенсировать потерю. Э. Толмен (1886 – 1959 гг.) - ввел в формулу «стимул – реакция» промежуточные переменные: схема S – R была переделана в S - O - R, где O – внутренняя переменная (например, голод). «Готовность средств для цели» и «ожидание гештальтзнака» - термины, которыми Э. Толмен описывал реакцию организма на окружающую среду. Гештальтзнаки – признаки, точки выбора для организма. Поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Организм, осваивая обстановку, постепенно строит когнитивную карту того пути, которому надо следовать для решения задачи. Э. Толмен выделил латентный (скрытый) тип научения, который имеет место, когда подкрепление отсутствует. В опытах не нуждавшиеся в питье и еде крысы, попадая в лабиринт, обучались, когда находили нужный стимул (еду, воду) в момент актуализации потребности. К. Халл (1884 – 1952 гг.) – считал, что в психологии следует вывести несколько общих теорем, подвергнуть их экспериментальной проверке, и если они не подтвердятся, выдвинуть более адекватные положения. - Гипотетико-дедуктивный метод. «Закон эффекта» - наибольшее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще потребность удовлетворяется, тем сила навыка больше. Понятия первичного и вторичного подкрепления. - Соединение первичного раздражителя с первоначально нейтральным придает ему мотивационную функцию. Первым поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности. К. Халл создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов. Теория оперантного бихевиоризма. Б.Ф. Скиннер (1904 – 1990 гг.) - выделял необходимость систематического подхода к поведению человека. Считал, что нельзя говорить о реальной свободе человека, поскольку он никогда не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой. Разработал методы целенаправленного обучения и управления поведением. Оперантное поведение – особый вид поведения Б.Ф. Скиннер вывел исходя из того, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения. Стимульным поведением называл условный рефлекс И.П. Павлова. Но при оперантном поведении подкрепляется не стимул, а операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. Оперантным научением объяснил и развития речи. Н. Хомский (р. в 1928 г.) - Теория о порождающей грамматике (человек обладает неким доопытным механизмом усвоения языка, который детерминирует процесс усвоения речи, что объясняет усвоения языка детьми всего мира с одинаковой скоростью). IV. Теории социального научения. Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. Д.Г. Мид (1863 – 1931 гг.) – впервые обратился к проблеме личности. Личность формируется в процессе взаимодействия человека с другими людьми, являясь моделью тех межличностных отношений, которые наиболее часто повторяются в жизни. Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря общению и социальному взаимодействию, оно у него развивается. Большое значение в формировании ролей имеет сюжетная игра. Д.Г. Мид различает также и игры с правилами (помогают развивать произвольность поведения, овладевать нормами, принятыми в обществе). Понятие обобщенный другой – введено для объяснения, почему дети могут соблюдать правила в игре, но не могут еще их соблюдать в реальной жизни. Теория ожиданий – люди проигрывают свои роли с учетом ожиданий окружающих. Д. Доллард (1900 – 1980 гг.) – исследовал проблемы асоциального (агрессивного) и просоциального поведения. Теория фрустраций – связывал агрессию с фрустрацией. Сдерживание слабых проявлений агрессивности может привести к их суммированию и создать очень мощную агрессивность. Все фрустрации, которые сдерживаются в детском возрасте, складываются, и могут привести к агрессивности во взрослом возрасте. Н. Миллер (р. в 1909 г.) - эксперименты на исследование мотивации: изучены различные виды инструментального научения, связанные с удовлетворением основных человеческих потребностей. Разработал принципы обучения социально-адаптивному поведению, которые легли в основу его концепции психотерапии. Впервые включил в концепции социального научения понятие навыка. Д.Б. Роттер (р. в 1916 г.)– впервые использовал термин социальное научение. Понятие локуса контроля. Часть людей уверены, что они могут повлиять на получаемые подкрепления, и это люди с интернальным (внутренним) локусом контроля. Другая часть людей считают, что подкрепления – дело случая или судьбы – люди с экстернальным локусом контроля. Д.Б. Роттер разработал тест – «Шкала интернальности – экстернальности», а также ряд других популярных тестов. А. Бандура (1925 – 1988 гг.) – понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других. Подражание – выявил, что в качестве модели для подражания выбирают людей своего пола примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы аналогичные тем, которые встают перед самим субъектом. Легко вызывается подражание агрессивному поведению. Выявил роль вознаграждения и подражания в формировании моделей поведения у детей. V. Общая характеристика гештальтпсихологии. Гештальтпсихологическое направление в психологиивозникло в начале 20-х гг. XX в. в Германии. Его создатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и К. Левин. В. Вертгеймер раскрыл принципы гештальтпсихологии. Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле. Главная идея школы – в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные структуры – гештальты, свойства, которые не являются суммой свойств их частей. Важную роль придавали экспериментальному исследованию, это была первая школа, начавшая строго экспериментальное исследование структуры качеств личности. VI. Исследования процесса познания. Макс Вертгеймер (1880 – 1943 гг.) – при экспонировании двух неподвижных линий со скоростью около 60 миллисекунд возникает восприятие движения (фи – феномен). В основу гештальтпсихологии был заложен принцип целостности. Исследования восприятия, мышления (К. Коффка, М. Вертгеймер и др.) позволили открыть новые законы восприятия, ставшие со временем общими законами любого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических процессов всем «полем» действующих на организм раздражителей. Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность. М. Вертгеймер выделил этапы мыслительного процесса: 1) Возникновение темы – появляется чувство «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека. 2) Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей является создание целостного образа ситуации. 3) Решение проблемы. Этот этап в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима. 4) Возникновение идеи решения – инсайт. 5) Исполнительская стадия. Творческое мышление зависит от схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. Обучение должно строиться так, чтобы дети получали радость от открытия нового. К. Коффка (1886 – 1941 гг.) – психическое развитие – рост и дифференциация гештальтов. - Процесс психического развития делится на два параллельных процесса: созревание и обучение. Процессы независимы: созревание может опередить обучение, может и отставать от него, хотя чаще они параллельны. Основные свойства восприятия рождаются постепенно, с вызреванием гештальтов. Эти свойства: константность, правильность и осмысленность восприятия. Закон транспозиции – развитие цветового зрения основано на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Люди воспринимают не сами цвета, а их отношения.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |