Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Психология в позднем Средневековье (XII –XV вв.)

Читайте также:
  1. III. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
  2. Анатомо-физиологические особенности (АФО) дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Психология здорового и больного ребёнка. Лабораторная диагностика
  3. Андреева Г.М. Социальная психология.
  4. Антенатальная психология
  5. Антропогенные опасности. Психология безопасности.
  6. Бихевиоризм (психология поведения).
  7. Возрастная психология как предмет исследования
  8. Вопрос 3. Психология деятельности руководителя при принятии управленческих решений.
  9. Вопрос № 1. Психология слушания.
  10. ВОПРОСЫ к экзамену «Экспериментальная психология» 3 курс
  11. Время в Средневековье



Лукреций Кар– последователь Эпикура (I век до н.э.) выделял функциональное различие частей души. Подчеркивал роль той части души, что есть у человека («дух»), заключающейся в мышлении, выработке нравственных понятий. Считал, что счастье приносит активная позиция - передача своих знаний людям.

Школа стоиков(«стоицизм» - нарицательное значение слова - «твердость духа и постоянство»)– Основатели школы: Зенон (336-264 гг. до н.э.), Хризипп (281-208 гг. до н.э.). Представители школы: Сенека, Цицерон, Брут; император Марк Аврелий (I-II вв. н.э.).

О познании и душе: части души (8 частей):

· только одна часть не связана с познанием, а отвечает за продолжение рода;

· пять органов чувств (обоняние, осязание, вкус, слух и зрение);

· мышление и речь.

О познании: ступени познания:

· ощущение;

· память;

· воображение;

· фантазия;

· мышление (внутреннее и внешнее мышление). Под внешним мышлением понимали речь. Мышление пронизывает весь процесс познания.

Идея Логоса, выражающегося в слове и связанного с разумом. Концепция речи: (первая в науке теория значения слов). Раз мысль обозначается словом, то и разница между ними в том, что мысль – это обозначаемое, а слово (символ) обозначающее. Мысль и слово связаны с реальным предметом - «треугольник отношений» - слово-мысль-предмет. Вопрос о свободе духа: свобода духа не тождественна свободе действия. Противопоставление внутренней духовной свободы свободе поведения (внешней).

В мире существует три критерия:

· благо - соразмерно с природой человека (выдержка, умеренность, разум);

· зло – излишества, аффекты;

· безразличие – то, что относится только к внешней стороне жизни людей (богатство-бедность; здоровье-болезнь-смерть). Данные факторы ничего не прибавляют к внутренней силе человека.

Вывод о свободе:человек не может быть абсолютно свободен, т.к. он живет по законам мира.

Квинтилиан связывал одаренность со способностями к ораторскому искусству. Гален (ок. 130-200 гг.) – Более 400 работ по медицине, философии и психологии. Органы психики: мозг(разум), сердце (страсти) и печень (вожделение). Развивал идею Гиппократа о темпераменте: высказал, что темпераментов не четыре, а больше, в зависимости от сочетания разных соков организма:

· теплые(мужественные) - гнев как повышение сердечной теплоты;

· холодные (медлительные) типы.

Плотин(205-270 гг.). Его учение в дальнейшем было названо неоплатонизмом (исходил из учения Платона).

О душе: Холизма – единство или целостность сознания и личности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе. Самосознание – как основа достижения этого единства. Пути познания:



· обращаясь к телу, душа получает знания о нем, душа познает мир посредством чувственных ощущений, этот путь является основой формирования опыта;

· обращаясь к мировому разуму, душа сливается с ним, и в момент слияния (экстаза), знания, находящиеся в мировой душе, переливаются в индивидуальную душу;

· возможность души обращаться к себе и получать знания о своей духовной жизни (интроспекция – самонаблюдение).

 

Тема 3 «Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения»

 

План:

I. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.

II. Развитие европейской психологии в IV – XI вв.

III. Арабская психология.

IV. Психология в позднем Средневековье (XII –XV вв.).

V. Развитие психологии в эпоху Возрождения.

 

I. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.Началом эпохи считают падение Римской империи. Окончание средневековья – XV век (время возрождения искусства, Светкой науки, открытия Америки). Средневековая психология находилась в тесной связи с религией. В средневековой науке появилась сакральность. Представление об однозначно негативном характере развития науки и общества в целом.

Этапы развития религиозной мысли:

· этап апологетики (предшествовал Средневековью, II – IV вв.);

· этап патристики (IV – VIII вв.);

· этап схоластики (XI – XIV вв.).

Фактическое изменение предмета психологии. Нетерпимость к греческой мифологии и к концепциям, связанным с мифами. К IX – X вв., когда гонения на античную науку (особенно на теории Платона и Аристотеля) закончились, многие концепции вернулись в Европу.

Этап апологетики:причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, сомнения в своих догматах. Богослов Тертуллиан:«Верую, ибо это нелепо».

Этап патристики – после утверждения господства христианской церкви (V – VI вв.) - необходимость трансформировать некоторые постулаты христианства и канонизировать постулаты, вытекающие из новых реалий для предотвращения распространения ереси (инакомыслия). Церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Этап схоластики– к XII – XIII вв. укрепляются государства, развиваются ремесла. Появляются первые светские университеты в Болонье, Париже, светские школы. Появляется сильная светская власть и подчиняет себе церковную. Но со временем схоластика превращается в набор догм. Церковь становится тормозом на пути развития науки.

Попытка психологов найти свое место в исследовании души. Утверждение теории двух истин: истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как параллельные прямые (IX – X вв. Ибн Сина).

Деизм (XII – XIII вв.) – направление, утверждавшее существование двух душ – духовной (ее изучает богословие) и телесной (ее изучает психология). Т.о., появляется предмет для научного изучения.

Богослов Фома Аквинский (XIII вв.) – перифраз теории двух истин в томизме «наука и религия имеют две разные истины, но если истина науки противоречит истине веры, наука должна уступить».

Концепции Платона и Аристотеля оказывают все большее влияние и приобретают ортодоксальный характер, критиковать эти концепции считается преступлением.

Традиционные проблемы для изучения:

· Мышление и речь, их взаимосвязь, вопрос о происхождении общих понятий (универсалий). Реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия уже существуют до вещей, в уме Бога (сходство с «миром идей» Платона). Номиналисты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам) считали, что понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса» - слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления, примыкавшего к номинализму), П. Абеляр считал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека. Слово – это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается другим людям. Отстаивал верховенство разума над верой (наряду с Эриугеной): «Надо понимать, чтобы верить». Таким образом, в науке стал зарождаться рационализм(XI – XII вв.).

· Изучение взаимосвязи психических и соматических болезней (арабский ученый Ибн Сина). Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые раскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

· В церковной психологии – изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения.

· Развитие ораторского искусства как средства управления чувствами группы посредством не только речи, но и пауз, жестов, интонаций.

· Развитие карнавалов как средства управления поведением людей (снижение напряжения) – возможность выйти за пределы жестких норм, хоть на время изменить статус.

К IV - XV вв. упрочилось положение светской психологии. Появилось много ученых, работавших по психологической проблематике: Р. Бэкон, Х. Вивес, Х. Уарте, У. Оккам. Исследовалось познавательное развитие, речь и способности, сознание.

II. Развитие европейской психологии в IV – XI вв. Августин Аврелий (Августин Блаженный, 354-430 гг.) – римский ученый, чья теория ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

О душе: душу образует воля, а не разум. Учение волюнтаризм(от лат «voluntas» - воля). Индивидуальная воля зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Знание не приобретается, оно заложено в душе, откуда извлекается благодаря воле. Идея о внутреннем опыте – истинности, которая дается Богом; воля тоже дается Богом.

Идея о врожденной активности души как основе развития души, активность эта как основа воли. Резкое осуждение насилия над ребенком.

Иоанн Скотт Эриугена(810-877 гг.) Вопрос о взаимоотношениях веры и разума: в трактате «О божественном предопределении» доказывал, что знание, добытое человеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение.

Универсалии: общее предшествует идентичному.

Концепция развития человека: роль разума. Ступени развития: разум, рассудок, внутреннее чувство.

Пьер Абеляр(1079-1142 гг.) – французский ученый, преподававший во французском университете, ставший аббатом крупного монастыря.

О нравственности и самопознании человека: критерий нравственности – согласие с собственной совестью. Внешняя оценка не важнее оценки самого себя.

III. Арабская психология.С VIII по XII вв. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке. Арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Ученый Ибн аль-Хайсам (965-1039 гг.) сделал ряд открытий в области психофизиологии и восприятия. Попытка трактовать зрительное восприятие с позиций законов оптики - построение в глазу образа внешнего объекта. К оптическим эффектам присоединяются (бессознательно) психические акты (естественнонаучный подход). Изучил бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом явления (контраст и т.д.). Изучил роль движения глаз в создании полноценного образа предметов.

Ибн Сина(980-1037 гг.)-арабский мыслитель, один из самых выдающихся врачей в истории (латинизированное имя – Авиценна).

Теория двух истин (см. вопрос I). Выведение предмета психологии из общего предмета богословия.

О познании: в каждой вещи есть всеобщее, что роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от них, что характеризует именно эту вещь. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, медицина и психология – конкретное, единичное.

Трактат «Канон врачебной науки» - обобщение векового опыта изучения поведения живых существ и их проявлений, с которыми имеет дело практическая медицина.

Положение о зависимости психологических явлений от физиологических.

Ибн Сина был одним из первых исследователей возрастной физиологии. Изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенности в различные возрастные периоды. Большое значение придавал воспитанию: посредством воспитания осуществляется воздействие психики на организм. Вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру.

Основная мысль:овозможности регулировать внутреннее психическое состояние человека посредством воздействия на его внешнее поведение.

Использовал ассоциативный эксперимент – излечил юношу, который погибал от истощения из-за отказа принимать воду. Ибн Сина называл разные предметы и по изменению пульса определил, какие вызывают у него аффект, мешающий ему пить. Ему приписывают эксперимент, названный позднее экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу, но возле одного стоял на привязи волк. Хотя второй баран и ел, но быстро худел и вскоре погиб. - Зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Мыслитель и врач Ибн Рушд(1126-1198 гг.)- латинизированное имя – Аверроэс. Основные труды являются комментарием к сочинениям Аристотеля, однако комментарий приобрел характер самостоятельного учения. Важная мысль: религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.

Показал взаимосвязь восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

О душе: вместе с распадом человеческого тела индивидуальная душа тоже уничтожается, универсальный для всех людей разум сохраняется, что свидетельствует о богоподобии человека. Способность к мышлению врожденная и присуща каждому человеку. Разделение разума и души.

На психологическую европейскую мысль Средневековья оказали влияние многие труды арабских психологов (особенно Ибн Рушда), переведенные к концу XII в. на латинский язык. Важным фактором также оказался церковный раскол (середина XI в.), разделивший церковь на Восточную (Византийскую) православную и Западную (Римскую) католическую. - Западная наука на протяжении нескольких веков развивалась, мало контактируя с наукой Восточной Европы.

Фома Аквинский (1226-1274 гг.), богослов, последователь Аристотеля.

Система томизм– стремился систематизировать знания и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой Аристотеля. Переделал теорию двух истин Ибн Сины. Считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает истины веры. Выступал против тезиса Ибн Рушда об отделении души от тела. Мышление имманентное- главное свойство души, без него душа не существует. Вечность души, ее сознательность (новая характеристика души в психологии того периода).

Сенсуализм(Аристотель) как главный путь познания. Для ощущения необходимо тело, органы восприятия.

Интенция - специальная операция сознания, в результате которой осознаются образы предметов, направленность сознания, воли на какой-либо предмет.

Об универсалиях: универсалииесть и в вещах (как проявление общего), и до них – в уме Бога, и после них – в разуме человека.

К концу XIII в. недостатки схоластики стали очевидны, и теория Фомы Аквинского стала рассматриваться как тормоз на пути развития науки.

Роджер Бэкон(1214-1292 гг.) – схоластическим методам противопоставлял науки, которые приносят людям непосредственную пользу в отличие от бесплодных рассуждений.

Опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. «Знание – сила».

Дунс Скот(1270-1308 гг.) Материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, природе. Отличия предметам придает форма, так форма тела человека выделяет его из окружающего мира.

О познании: познание должно быть направлено на постижение индивидуального, конкретного в каждой вещи посредством чувственного опыта. Познавательный процесс – активный (все понятия душа черпает из активного взаимодействия с внешним миром). Таким образом, вводит понятие об активном характере ощущений и их связи с деятельностью.

У. Оккам(1285-1349 гг.) – предложил изучение соотношения общего и частного в предметах. В основе понятий лежат знакивещей, общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие – результат абстракции, построенной на основе сходства между предметами. Знание делил на наглядное и отвлеченное.

Афоризм «бритва Оккама»: «Сущностей не следует умножать без необходимости» - науке не нужны те гипотетические сущности, без которых все можно объяснить. Влияние на мысль Средневековья – душа как непостижимая сущность должна быть исключена из научного оборота.

V. Развитие психологии в эпоху Возрождения.Период Возрождения был периодом возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. Зародился новый предмет психологии как науки о сознании, развившийся в Новое время.

XV - XVII вв. – взлет искусства, прежде всего итальянкой живописи и скульптуры.

Реформация, изменившая жизнь и сознание людей, Открытие Америки.

Активное развитие научных знаний: открытия в астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно), математике, физике (Л. Да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли). В меньшей степени изучались проблемы психики, новым аспектом исследования стало изучение проблемы способностей. Также важной проблемой являлась проблема познания.

Бернардино Телезио(1509-1588 гг.) – организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило целью изучить природу во всех ее частях. Учение о движущих силах (тепло, холод, свет, темнота, способность к расширению и сокращению и т.д.), являющихся источником разных форм развития.

Идея гомеостаза– главной целью природы является сохранение достигнутого состояния.

Хуан Луис (Людовик) Вивес(1492-1540 гг.). Обосновал новый подход к психологии - эмпирический, основанный на анализе данных чувственного опыта. Индукция– новый способ обобщения чувственных данных, доказательство возможности логического перехода от общего к частному, основой такого перехода считал законы ассоциаций.

Наиболее эффективным средством подавления негативного переживания является не сдерживание его разумом, а вытеснение его другим, более сильным переживанием.

Хуан Уарте(1530-1592 гг.). – Книга «Исследование способностей к наукам» - первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора.

Анализ способностей составлялся с учетом смеси четырех элементов в организме (темперамент) и различий в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.

Тема 4 «Развитие психологии в Новое время»

План:

I. Общая характеристика психологии в Новое время.

II. Первые теории Нового времени.

III. Рационализм в психологии.

IV. Сенсуализм в психологии.

 

I. Общая характеристика психологии в Новое время.Появление новых подходов к построению науки в XV – XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового периода развития психологии.

Психология (так же как и на первых этапах развития античной науки) укрепила свою связь с философией. Психология, оставаясь в рамках науки о душе, с трудом избавлялась от схоластических догм. Ориентация на философию (которая рассматривала человека, а не живой мир в целом) сужала предмет психологии. Уровень развития естествознания в то время не давал выстроить полноценную концепцию психического.

Область деятельности психологии Нового времени: исследование путей становления у человека осознанной картины окружающего мира и себя. Ограничение предмета психологии сознанием.

Вопросы психологии: проблемы познания, движущие силы и закономерности психики, механизмы регуляции поведения.

В конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных (Ф. Бэкон). Начиная с Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.

Рассвет механики, появление физики И. Ньютона, влияние успехов производства на науку обусловливают появление новых воззрений. Подход – механистический детерминизм.

О познании: Основой всех наших знаний являются ощущения (сенсуализм) или мышление (рационализм). Сенсуалисты рассматривают процесс познания как единый, выделяя в нем несколько ступеней: от ощущения к мышлению (от частого к общему). Рационалисты выделяют в познании два этапа: 1 эт. – восхождение от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению; 2 эт. – интуитивное мышление (черпает знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия).

В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, был распространен рационалистическийподход (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Но уже в середине века бурное развитие наук создает условия для распространения сенсуализма (Д. Локк, Т. Гоббс).

Постепенно уходит из психологии понятие «душа».





Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.67.122
Генерация страницы за: 0.012 сек.