Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Психология в позднем Средневековье (XII –XV вв.)




Лукреций Кар– последователь Эпикура (I век до н.э.) выделял функциональное различие частей души. Подчеркивал роль той части души, что есть у человека («дух»), заключающейся в мышлении, выработке нравственных понятий. Считал, что счастье приносит активная позиция - передача своих знаний людям.

Школа стоиков («стоицизм» - нарицательное значение слова - «твердость духа и постоянство»)– Основатели школы: Зенон (336-264 гг. до н.э.), Хризипп (281-208 гг. до н.э.). Представители школы: Сенека, Цицерон, Брут; император Марк Аврелий (I-II вв. н.э.).

О познании и душе: части души (8 частей):

· только одна часть не связана с познанием, а отвечает за продолжение рода;

· пять органов чувств (обоняние, осязание, вкус, слух и зрение);

· мышление и речь.

О познании: ступени познания:

· ощущение;

· память;

· воображение;

· фантазия;

· мышление (внутреннее и внешнее мышление). Под внешним мышлением понимали речь. Мышление пронизывает весь процесс познания.

Идея Логоса, выражающегося в слове и связанного с разумом. Концепция речи: (первая в науке теория значения слов). Раз мысль обозначается словом, то и разница между ними в том, что мысль – это обозначаемое, а слово (символ) обозначающее. Мысль и слово связаны с реальным предметом - «треугольник отношений» - слово-мысль-предмет. Вопрос о свободе духа: свобода духа не тождественна свободе действия. Противопоставление внутренней духовной свободы свободе поведения (внешней).

В мире существует три критерия:

· благо - соразмерно с природой человека (выдержка, умеренность, разум);

· зло – излишества, аффекты;

· безразличие – то, что относится только к внешней стороне жизни людей (богатство-бедность; здоровье-болезнь-смерть). Данные факторы ничего не прибавляют к внутренней силе человека.

Вывод о свободе: человек не может быть абсолютно свободен, т.к. он живет по законам мира.

Квинтилиан связывал одаренность со способностями к ораторскому искусству. Гален (ок. 130-200 гг.) – Более 400 работ по медицине, философии и психологии. Органы психики: мозг (разум), сердце (страсти) и печень (вожделение). Развивал идею Гиппократа о темпераменте: высказал, что темпераментов не четыре, а больше, в зависимости от сочетания разных соков организма:

· теплые (мужественные) - гнев как повышение сердечной теплоты;

· холодные (медлительные) типы.

Плотин (205-270 гг.). Его учение в дальнейшем было названо неоплатонизмом (исходил из учения Платона).

О душе: Холизма – единство или целостность сознания и личности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе. Самосознание – как основа достижения этого единства. Пути познания:

· обращаясь к телу, душа получает знания о нем, душа познает мир посредством чувственных ощущений, этот путь является основой формирования опыта;

· обращаясь к мировому разуму, душа сливается с ним, и в момент слияния (экстаза), знания, находящиеся в мировой душе, переливаются в индивидуальную душу;

· возможность души обращаться к себе и получать знания о своей духовной жизни (интроспекция – самонаблюдение).

 

Тема 3 «Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения»

 

План:

I. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.

II. Развитие европейской психологии в IV – XI вв.

III. Арабская психология.

IV. Психология в позднем Средневековье (XII –XV вв.).

V. Развитие психологии в эпоху Возрождения.

 

I. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья. Началом эпохи считают падение Римской империи. Окончание средневековья – XV век (время возрождения искусства, Светкой науки, открытия Америки). Средневековая психология находилась в тесной связи с религией. В средневековой науке появилась сакральность. Представление об однозначно негативном характере развития науки и общества в целом.

Этапы развития религиозной мысли:

· этап апологетики (предшествовал Средневековью, II – IV вв.);

· этап патристики (IV – VIII вв.);

· этап схоластики (XI – XIV вв.).

Фактическое изменение предмета психологии. Нетерпимость к греческой мифологии и к концепциям, связанным с мифами. К IX – X вв., когда гонения на античную науку (особенно на теории Платона и Аристотеля) закончились, многие концепции вернулись в Европу.

Этап апологетики: причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, сомнения в своих догматах. Богослов Тертуллиан: «Верую, ибо это нелепо».

Этап патристики – после утверждения господства христианской церкви (V – VI вв.) - необходимость трансформировать некоторые постулаты христианства и канонизировать постулаты, вытекающие из новых реалий для предотвращения распространения ереси (инакомыслия). Церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Этап схоластики – к XII – XIII вв. укрепляются государства, развиваются ремесла. Появляются первые светские университеты в Болонье, Париже, светские школы. Появляется сильная светская власть и подчиняет себе церковную. Но со временем схоластика превращается в набор догм. Церковь становится тормозом на пути развития науки.

Попытка психологов найти свое место в исследовании души. Утверждение теории двух истин: истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как параллельные прямые (IX – X вв. Ибн Сина).

Деизм (XII – XIII вв.) – направление, утверждавшее существование двух душ – духовной (ее изучает богословие) и телесной (ее изучает психология). Т.о., появляется предмет для научного изучения.

Богослов Фома Аквинский (XIII вв.) – перифраз теории двух истин в томизме «наука и религия имеют две разные истины, но если истина науки противоречит истине веры, наука должна уступить».

Концепции Платона и Аристотеля оказывают все большее влияние и приобретают ортодоксальный характер, критиковать эти концепции считается преступлением.

Традиционные проблемы для изучения:

· Мышление и речь, их взаимосвязь, вопрос о происхождении общих понятий (универсалий). Реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия уже существуют до вещей, в уме Бога (сходство с «миром идей» Платона). Номиналисты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам) считали, что понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса» - слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления, примыкавшего к номинализму), П. Абеляр считал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека. Слово – это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается другим людям. Отстаивал верховенство разума над верой (наряду с Эриугеной): «Надо понимать, чтобы верить». Таким образом, в науке стал зарождаться рационализм (XI – XII вв.).

· Изучение взаимосвязи психических и соматических болезней (арабский ученый Ибн Сина). Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые раскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

· В церковной психологии – изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения.

· Развитие ораторского искусства как средства управления чувствами группы посредством не только речи, но и пауз, жестов, интонаций.

· Развитие карнавалов как средства управления поведением людей (снижение напряжения) – возможность выйти за пределы жестких норм, хоть на время изменить статус.

К IV - XV вв. упрочилось положение светской психологии. Появилось много ученых, работавших по психологической проблематике: Р. Бэкон, Х. Вивес, Х. Уарте, У. Оккам. Исследовалось познавательное развитие, речь и способности, сознание.

II. Развитие европейской психологии в IV – XI вв. Августин Аврелий (Августин Блаженный, 354-430 гг.) – римский ученый, чья теория ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

О душе: душу образует воля, а не разум. Учение волюнтаризм (от лат «voluntas» - воля). Индивидуальная воля зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Знание не приобретается, оно заложено в душе, откуда извлекается благодаря воле. Идея о внутреннем опыте – истинности, которая дается Богом; воля тоже дается Богом.

Идея о врожденной активности души как основе развития души, активность эта как основа воли. Резкое осуждение насилия над ребенком.

Иоанн Скотт Эриугена (810-877 гг.) Вопрос о взаимоотношениях веры и разума: в трактате «О божественном предопределении» доказывал, что знание, добытое человеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение.

Универсалии: общее предшествует идентичному.

Концепция развития человека: роль разума. Ступени развития: разум, рассудок, внутреннее чувство.

Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) – французский ученый, преподававший во французском университете, ставший аббатом крупного монастыря.

О нравственности и самопознании человека: критерий нравственности – согласие с собственной совестью. Внешняя оценка не важнее оценки самого себя.

III. Арабская психология. С VIII по XII вв. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке. Арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Ученый Ибн аль-Хайсам (965-1039 гг.) сделал ряд открытий в области психофизиологии и восприятия. Попытка трактовать зрительное восприятие с позиций законов оптики - построение в глазу образа внешнего объекта. К оптическим эффектам присоединяются (бессознательно) психические акты (естественнонаучный подход). Изучил бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом явления (контраст и т.д.). Изучил роль движения глаз в создании полноценного образа предметов.

Ибн Сина (980-1037 гг.) - арабский мыслитель, один из самых выдающихся врачей в истории (латинизированное имя – Авиценна).

Теория двух истин (см. вопрос I). Выведение предмета психологии из общего предмета богословия.

О познании: в каждой вещи есть всеобщее, что роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от них, что характеризует именно эту вещь. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, медицина и психология – конкретное, единичное.

Трактат «Канон врачебной науки» - обобщение векового опыта изучения поведения живых существ и их проявлений, с которыми имеет дело практическая медицина.

Положение о зависимости психологических явлений от физиологических.

Ибн Сина был одним из первых исследователей возрастной физиологии. Изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенности в различные возрастные периоды. Большое значение придавал воспитанию: посредством воспитания осуществляется воздействие психики на организм. Вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру.

Основная мысль: овозможности регулировать внутреннее психическое состояние человека посредством воздействия на его внешнее поведение.

Использовал ассоциативный эксперимент – излечил юношу, который погибал от истощения из-за отказа принимать воду. Ибн Сина называл разные предметы и по изменению пульса определил, какие вызывают у него аффект, мешающий ему пить. Ему приписывают эксперимент, названный позднее экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу, но возле одного стоял на привязи волк. Хотя второй баран и ел, но быстро худел и вскоре погиб. - Зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Мыслитель и врач Ибн Рушд (1126-1198 гг.)- латинизированное имя – Аверроэс. Основные труды являются комментарием к сочинениям Аристотеля, однако комментарий приобрел характер самостоятельного учения. Важная мысль: религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.

Показал взаимосвязь восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

О душе: вместе с распадом человеческого тела индивидуальная душа тоже уничтожается, универсальный для всех людей разум сохраняется, что свидетельствует о богоподобии человека. Способность к мышлению врожденная и присуща каждому человеку. Разделение разума и души.

На психологическую европейскую мысль Средневековья оказали влияние многие труды арабских психологов (особенно Ибн Рушда), переведенные к концу XII в. на латинский язык. Важным фактором также оказался церковный раскол (середина XI в.), разделивший церковь на Восточную (Византийскую) православную и Западную (Римскую) католическую. - Западная наука на протяжении нескольких веков развивалась, мало контактируя с наукой Восточной Европы.

Фома Аквинский (1226-1274 гг.), богослов, последователь Аристотеля.

Система томизм – стремился систематизировать знания и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой Аристотеля. Переделал теорию двух истин Ибн Сины. Считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает истины веры. Выступал против тезиса Ибн Рушда об отделении души от тела. Мышление имманентное - главное свойство души, без него душа не существует. Вечность души, ее сознательность (новая характеристика души в психологии того периода).

Сенсуализм (Аристотель) как главный путь познания. Для ощущения необходимо тело, органы восприятия.

Интенция - специальная операция сознания, в результате которой осознаются образы предметов, направленность сознания, воли на какой-либо предмет.

Об универсалиях: универсалии есть и в вещах (как проявление общего), и до них – в уме Бога, и после них – в разуме человека.

К концу XIII в. недостатки схоластики стали очевидны, и теория Фомы Аквинского стала рассматриваться как тормоз на пути развития науки.

Роджер Бэкон (1214-1292 гг.) – схоластическим методам противопоставлял науки, которые приносят людям непосредственную пользу в отличие от бесплодных рассуждений.

Опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. «Знание – сила».

Дунс Скот (1270-1308 гг.) Материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, природе. Отличия предметам придает форма, так форма тела человека выделяет его из окружающего мира.

О познании: познание должно быть направлено на постижение индивидуального, конкретного в каждой вещи посредством чувственного опыта. Познавательный процесс – активный (все понятия душа черпает из активного взаимодействия с внешним миром). Таким образом, вводит понятие об активном характере ощущений и их связи с деятельностью.

У. Оккам (1285-1349 гг.) – предложил изучение соотношения общего и частного в предметах. В основе понятий лежат знаки вещей, общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие – результат абстракции, построенной на основе сходства между предметами. Знание делил на наглядное и отвлеченное.

Афоризм «бритва Оккама»: «Сущностей не следует умножать без необходимости» - науке не нужны те гипотетические сущности, без которых все можно объяснить. Влияние на мысль Средневековья – душа как непостижимая сущность должна быть исключена из научного оборота.

V. Развитие психологии в эпоху Возрождения. Период Возрождения был периодом возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. Зародился новый предмет психологии как науки о сознании, развившийся в Новое время.

XV - XVII вв. – взлет искусства, прежде всего итальянкой живописи и скульптуры.

Реформация, изменившая жизнь и сознание людей, Открытие Америки.

Активное развитие научных знаний: открытия в астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно), математике, физике (Л. Да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли). В меньшей степени изучались проблемы психики, новым аспектом исследования стало изучение проблемы способностей. Также важной проблемой являлась проблема познания.

Бернардино Телезио (1509-1588 гг.) – организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило целью изучить природу во всех ее частях. Учение о движущих силах (тепло, холод, свет, темнота, способность к расширению и сокращению и т.д.), являющихся источником разных форм развития.

Идея гомеостаза – главной целью природы является сохранение достигнутого состояния.

Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492-1540 гг.). Обосновал новый подход к психологии - эмпирический, основанный на анализе данных чувственного опыта. Индукция – новый способ обобщения чувственных данных, доказательство возможности логического перехода от общего к частному, основой такого перехода считал законы ассоциаций.

Наиболее эффективным средством подавления негативного переживания является не сдерживание его разумом, а вытеснение его другим, более сильным переживанием.

Хуан Уарте (1530-1592 гг.). – Книга «Исследование способностей к наукам» - первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора.

Анализ способностей составлялся с учетом смеси четырех элементов в организме (темперамент) и различий в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.

Тема 4 «Развитие психологии в Новое время»

План:

I. Общая характеристика психологии в Новое время.

II. Первые теории Нового времени.

III. Рационализм в психологии.

IV. Сенсуализм в психологии.

 

I. Общая характеристика психологии в Новое время. Появление новых подходов к построению науки в XV – XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового периода развития психологии.

Психология (так же как и на первых этапах развития античной науки) укрепила свою связь с философией. Психология, оставаясь в рамках науки о душе, с трудом избавлялась от схоластических догм. Ориентация на философию (которая рассматривала человека, а не живой мир в целом) сужала предмет психологии. Уровень развития естествознания в то время не давал выстроить полноценную концепцию психического.

Область деятельности психологии Нового времени: исследование путей становления у человека осознанной картины окружающего мира и себя. Ограничение предмета психологии сознанием.

Вопросы психологии: проблемы познания, движущие силы и закономерности психики, механизмы регуляции поведения.

В конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных (Ф. Бэкон). Начиная с Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.

Рассвет механики, появление физики И. Ньютона, влияние успехов производства на науку обусловливают появление новых воззрений. Подход – механистический детерминизм.

О познании: Основой всех наших знаний являются ощущения (сенсуализм) или мышление (рационализм). Сенсуалисты рассматривают процесс познания как единый, выделяя в нем несколько ступеней: от ощущения к мышлению (от частого к общему). Рационалисты выделяют в познании два этапа: 1 эт. – восхождение от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению; 2 эт. – интуитивное мышление (черпает знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия).

В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, был распространен рационалистический подход (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Но уже в середине века бурное развитие наук создает условия для распространения сенсуализма (Д. Локк, Т. Гоббс).

Постепенно уходит из психологии понятие «душа».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.