Этап и время
| Предмет психологии,
ее содержание
| Методы исследования психики
| Основные
достижения
|
Донаучный,
До VII – VI вв. до н.э.)
| Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций
| Нет
| Общее представление об охранительной и активной роли души
|
Философский, VII – VI вв. до н.э. – конец XVIII в. - начало XIX в.
| Античная
психология
| Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения
| Специальных методов нет, используются методы других наук - философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души
| Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела способов регуляции поведения и пределов свободы человека
|
Психология Средневековья
| Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира
| Появление собственно психологического метода - интроспекции
| Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
|
Психология Возрождения и Нового времени
| Сознание – его содержание и пути его формирования
| Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д.
| Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первая попытка ввести в предмет психологии бессознательное
|
Ассоцианистическая психология – конец XVIII – начало XIX в. – середина XIX в.
| Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение
| Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)
| Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики.
Развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепции бессознательного.
Развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики,
дальнейшее развитие концепции бессознательного.
|
Экспериментальная психология, середина XIX – начало XX в.
| Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы
| Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов
| Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
|
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-ее гг. XX в.
| Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология)
| Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)
| Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии
|
Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60-е гг. XX в.
| Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)
| Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта
| Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
|
Современная психология, 60-е гг. – конец XX в.
| Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ
| Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик
| Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ
|
| | | | | |