Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Категориальный строй психологии




Факторы развития психологии:

· Логика развития психологических знаний – изменение предмета психологии, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Фактор достаточно субъективен.

· Социальная ситуация развития науки – общественные, исторические условия влияют как на содержание научных концепций, так и на их распространение.

· Особенности личности конкретного ученого – его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами.

Принципы психологии.

· Принцип детерминизма – все психические явления связаны причинно-следственными отношениями:

- всеобщий Логос (закон) (Анаксагор, Гераклит);

- целевой детерминизм (Платон и Аристотель) – отрицали всеобщий детерминизм, влияние Логоса на разумную часть души;

- механический детерминизм– (Декарт, XVII в.) – все процессы в психике можно объяснить, исходя из законов механики;

- биологический детерминизм – возник с появлением теории эволюции, в рамках которой развитие психики объясняется адаптацией к среде;

- психологический детерминизм – развитие психики объясняется и направляется определенной целью, культура – один из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития.

· Принцип системности – описывает и объясняет все основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства:

- элементаризм – первые исследования связей, существующих между психическими явлениями, представление психики в виде сенсорной мозаики, состоящей из ощущений, представлений и чувств. Эти элементы связываются между собойпо законам ассоциаций;

- функциональный подход – психика представляется как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), Подход появился в связи с теорией эволюции. Психические процессы представлялись как функциональные блоки.

· Принцип развития – психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения – исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий (генетический метод).

Формирование категориального строя психологии, т.е. ее постоянных проблем (инвариант):

В настоящее время существуют категории: мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание.

- «Образ Я» – в античности появилась категория «образ» (образ мира), в первых психологических теориях «образ себя» рассматривался как одна из областей сознания, в современной науке «Образ Я» стал одним из ведущих понятий.

- Мотив – уже в первых психологических теориях ученые рассматривали источник активности, мотивы связывались с «движущимися атомами», с «животными духами». В современной психологии понятие мотива (потребности влечения, стремления) стало ведущей категорией.

- Переживание – эмоциональный отклик человека на явления внешнего мира. Еще Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведение.

- Деятельность – в психологии рассматривается как внешняя деятельность (поведение), так и внутренняя, прежде всего мыслительная деятельность.

- Общение – человек существо социальное, т.е. не может существовать вне общения с другими людьми (Аристотель).

- Личность – понятие появилось сравнительно недавно. Сначала понятия «индивид» и «личность» рассматривались как тождественные. Современные понятия: индивид, личность, индивидуальность.

Тема 2 «Развитие психологии в период античности»

 

План:

I. Общая характеристика психологии в период античности.

II. Первые психологические теории античности.

III. Ведущие психологические теории античности (классический период).

IV. Психологические концепции эллинизма.

 

I. Общая характеристика психологии в период античности. Психология в Древней Греции появилась на рубеже VII – VI вв. до н.э. в связи с потребностью в объективной науке о человеке. Психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека – натурфилософию.

Панпсихизм – область психического не ограничивалась человеком, а распространялась на весь мир.

Первые представления о душе возникли на основе мифов и ранних религиозных представлений. Функции души: энергетическая (побуждающая тело к активности), душа также регулирует активность индивида и является главным орудием в познании мира.

Все в мире имеет первооснову – элемент, являющийся главной составляющей всех объектов, архе.

В психологии античности можно выделить три этапа:

· зарождение и становление психологии (VII – IV вв. до н.э.);

· период классической греческой науки (III – II вв. до н.э.);

· период эллинизма (II в. до н.э. – III - IV вв. н.э.).

II. Первые психологические теории античности. Первые психологические теориипоявились на рубежеVII - VI вв. до н.э.

Фалес, считал, что первоосновой мира является вода. Его последователи Анаксимандр и Анаксимен придавали значение воздуху, считая его вечно живой и изменяющейся основой. В этих концепциях душа, главным образом, рассматривалась как источник активности, энергии.

Пифагор (VI в. до н.э.) – известный математик, философ и психолог. Он заговорил одним из первых о предназначении души и ее свойствах.

Пифагор отрицал равенство душ, считая, что одни люди более способные, другие менее способные и склонные к послушанию. Считал душу бессмертной, стремящейся к постепенному очищению.

Критерий оценки – соответствие предмета строгим математическим законамгармонии, четности и т.д.

Гераклит (VI – V вв. до н.э.) – изучал процесс познания с помощью анализа этапов переработки знаний. Логос – «слово», непреложный закон, по которому осуществляется развитие природы и человека. Первооснова – огонь, который посредством сгущения превращается в воздух, воду и землю. Теория Мирового года – Логос направляет превращения огня, и, как лето сменяется осенью, так и рассвет общества сменяется его упадком, также изменяется человек и его душа. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения. – Изречение Гераклита «все течет» (стало основой для теории потока сознания Джеймса).

Измерял степень совершенства и зрелости души ее «огненностью». Душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она высыхает, становится более огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению. Гераклит связал развитие души с развитием мышления.

К IV в. в Греции появилась потребность в учителях для обучения высокопоставленных людей. Преподаватели (философы) обучали также и психологии, риторике и их называли «учителями мудрости» - софистами. Софистика – умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи.

Наиболее значительные представители софизма – Протагор (ок. 481 – 410 гг. до н.э.) и его ученик – Горгий (ок. 483 – 375 гг. до н.э.). Они считали, что способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину и опровергнуть любое суждение.

Протагор: «Человек – есть мера всех вещей». Относительность и субъективность человеческих знаний. Протагор считал, что наиболее важным для социальной адаптации является обучение ораторскому искусству.

Демокрит (470 – 370 гг. до н.э.) создал комплексную теорию, в которой были проанализированы вопросы о душе, познании, свободе воли и регуляции поведения. Теория основана на атомистической концепции Левкиппа, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазу атомов. Человек тоже состоит из атомов, душа состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, т.к. они должны придать движение инертному телу.

Душа есть у всех живых существ. Разница между душой человека и животных не качественная, а количественная. Душа находится в нескольких частях тела:

· в голове - разумная часть души;

· в груди – мужественная часть;

· в печени – вожделеющая часть;

· в органах чувств.

Теория истечений – копии предметов (эйдолы) отделяются от них и витают в воздухе. С эйдолами могут соприкасаться атомы души.

Демокрит считал, что эмоции руководят поведением, т.к. человек и животное стремятся к тому, что приносит удовольствие, избегая того, что несет неудовольствие, страдание.

Всеобщий детерминизм – миром и судьбой управляют законы, в мире нет случайностей.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.). Идея о четырех началах, из которых состоит окружающее (заимствована у Гераклита). Считал ведущей силой, обеспечивающей связь человека со средой, воздух.

Гиппократ доказывал, что основа человека гуморальная, жидкая. Разработал учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех жидкостей в организме: крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. Считал, что понятия меры в медицине не существует, опытный врач может вывести эту меру для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало ведущим в концепции темперамента, при этом считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырех видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темперамента.

Гиппократ выделял связь типа темперамента человека с его образом жизни (от еды и питья до особенностей общения). Впервые появилась мысль о дифференциации.

III. Ведущие психологические теории античности (классический период). Принципиально новый подход к психике человека начал складываться с III в. до н.э. с появлением работ Сократа и Платона.

Сократ (469 – 399 гг.) – философ, был также воином, политиком. В образовании Сократ выделял две ступени:

· изучение этики;

· изучение специальных жизненных вопросов.

Сократ впервые подошел к душе человека как к источнику разума и нравственности. Связывал нравственность с разумом, считал, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию.

Идея о существовании абсолютного знания, истины, которую человек в своем размышлении о природе может познать и передать другим.

Диалектика - метод сократической беседы, диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», приводящий человека к самостоятельному открытию истины.

Платон (428 – 348 гг. до н.э.) – философ, поэт, ученик Сократа, основатель Академии.

Платон считал число основой мирового порядка и гармонии. В окружающем мире выделял душу и небытие – материю, которая ничто без души. Платон считал, что существует идеальный мир, где расположены идеи вещей, т.е. совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов.

Структура души:

· вожделеющая;

· страстная;

· разумная.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – медик по образованию, ученик Платона, учитель А. Македонского. Работа Аристотеля «О душе» считается первой психологической монографией.

Основал школу Ликей (Лицей), которая (как и Академия Платона) просуществовала почти шесть веков и была закрыта в III в.

Аристотель к проблемам психики подходил с естественно-научных позиций. Он считал, что душа – это форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом.

Существует три вида души:

· растительная – способная к размножению и питанию (имеет 2 функции);

· животная - обладает стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью (6 функций);

· разумная – есть только у человека, обладает способностью к мышлению (7 функций).

Растительная и животная душа смертны. Разумная душа – бессмертна, нематериальна, существует как врожденное знание.

Нус – всеобщий разум, который служит хранилищем разумной части души после смерти человека. При рождении ребенка часть этого разума вселяется в него, образуя новую душу.

IV. Психологические концепции эллинизма. Наиболее значимыми были школы киников и стоиков, также учение неоплатонизм (Плотин).

Школа киников (циников) – каждый человек самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Представители школы: Диоген Синопский, Эпикур, Лукреций Кар.

Диоген Синопский (ок. 400-325 гг. до н.э.) Путь нравственного развития (ступени):

· аскеза - отказ от благ и комфорта, предоставляемых обществом (вплоть до отказа от гигиены);

· ападейкия – отказ от знаний, накопленных обществом (неграмотность как достоинство);

· автаркия – обучение не обращать внимания на общественное мнение, на порицание и похвалу людей («тренинг» - чтение речей статуе).

Эпикур (341-270 гг. до н.э.). Проблема исследования критериев нравственного и безнравственного.

Составляющие души (человека и животных):

· огонь, дающий тепло;

· пневма, обеспечивающая движение;

· ветер, позволяющий дышать;

· «душа души» - есть только у человека и связана с психическими, а не физическими функциями (чувствами, мышлением, нравственностью).

Утверждение о свободе воли – человек является единственным источником добра и зла, он же и судья собственных поступков. Но истинное наслаждение доставляют только духовные удовольствия.

Атараксия – состояние душевной невозмутимости (в ней счастье). Атараксия достигается воспитанием, отчуждением от общества, как источника тревог, зависти и конформизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.