Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Первые теории Нового времени




Уже в конце XVI в. – начале XVII в. оформляется два основных подхода в теории познания: эмпиризм (Ф. Бэкон), и рационалистический подход (Р. Декарт). Распространенным является направление - картезианство (Р. Декарт), ставящее в основу скепсис.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) - английский психолог, философ и политический деятель.

«Новый Органон» (1620) – формирование основы направления эмпиризм: истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте. Программа перестройки всей системы научного знания, основная цель которой – борьба с сакральностью, догматизмом и схоластикой.

Знание нельзя получать в готовом виде, его необходимо добывать опытным путем.

Идолы – заблуждения человеческого ума:

· идолы рода – недостатки, связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств человека;

· идолы пещеры отражают субъективность познания, т.к. человеку трудно признать чужую точку зрения;

· идолы рынка связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны реальности;

· идолы театра – недостатки, которые являются результатом преклонения перед авторитетами, часто ложными.

Органон (опытно-индуктивный метод) - предложен Ф. Бэконом для построения новой объективной науки, суть которого в постепенном и непрерывном восхождении от «ощущений и частностей» к общему на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов (положительных и отрицательных). Рассматривал математику как вспомогательную дисциплину ко всем наукам (математические методы в науке). Принципы, сформированные Ф. Бэконом, стали принципами построения науки Нового времени.

Впервые высказал идею о возможности подлинно научного исследования человеческой психики.

О душе: выделял ее двойственность: душа боговдохновенная (разумная или рациональная, изучаемая богословием) и душа чувственная (орган мыслящей души, изучаемая психологией).

Предмет науки: способности души: разум, воображение, память, воля, влечения, аффекты.

Рене Декарт (Картензий) (1596-1650 гг.). Направление, сформированное под влиянием его идей, картезианство. В основе достоверности знания – разум. Методологический принцип – сомневаться во всем, его скепсис стал средством приобретения знаний. Единственное, что не может вызывать сомнения – это акт сомнения. «Я мыслю, следовательно, я существую».

Дуализм: две независимые субстанции – душа (ее основное свойство – мышление) и тело (протяженность). Основной элемент познания – душа. Мышление – под ним Декарт понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Психику отождествлял с сознанием – данная точка зрения утвердилась в психологии на долгое время. В содержании сознания Декарт выделял три вида идей (понятий): порожденные самим человеком (основываются на опыте, полученном человеком путем обобщения данных органов чувств), приобретенные (результат обучения, общения и чтения книг) и врожденные (содержащиеся в разуме, только они открывают человеку истину методом рациональной интуиции). Также Р. Декарт ввел метод дедукции (доказательство от общего к частному).

В Новое время происходит открытие рефлекса – душа не наделена активностью, а основа движения – функция тела (рефлекс). Ф. Бэкон описывает компоненты рефлекторной дуги (нервы представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболочкой, как трубочкой). Рефлекс можно менять при помощи ассоциаций (Аристотель) - у собаки выстрел, вызывающий страх и бегство, может стать сигналом к охоте.

Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль.

Возникновение и проявление страстей не зависит от волевых усилий, но душа, как бы слаба она ни была, в состоянии косвенно повлиять на страсти (например, помешать бегству при страхе). Идея господства над человеческими страстями.

III. Рационализм в психологии. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) стремился построить объективную, достоверную науку, воплотил геометрический принцип в построении труда «Этика».

Существование единой, неделимой и вечной субстанции – Бога (Природы), которая является единственной реальностью. Бог = Природа. Субстанция обладает бесконечным количеством свойств, человек способен познать два: мышление и протяжение. Единство и целостность человека, сущностями которого являются душа и тело.

О душе: сущность ее в познавательной деятельности связана с наличием в душе понятий (идей). Три вида идей (ступеней познания):

· мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта (идеи неадекватные, искаженные);

· рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений, логических рассуждений (адекватные идеи, постижение внутреннего сходства и различия вещей);

· интуитивное знание – истинное знание о сущности вещи (идеи, содержащиеся в разуме и открывающиеся при помощи интеллектуальной интуиции). – Приоритет интуитивного познания.

О страстях: ненависть, гнев, зависть и другие аффекты Б. Спиноза рассматривал не как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства человеческой природы. Аффекты – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека.

Виды аффектов (их столько, сколько видов объектов, их вызывающих):

· влечение (неосознанное) или желание (осознанное) – как проявление стремления к самосохранению (сущность человеческой природы);

· аффекты удовольствия (радость) – увеличивают способность человека к действию;

· аффекты неудовольствия (печаль) - уменьшают способность человека к действию;

· аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием души, стремлением к познанию.

Свобода воливымысел (люди осознают свои желания, но не знают их истинных причин). Воля – свобода души отрицать или утверждать истинность или ложность чего-либо. «Воля и разум – одно и то же». Жизнь в согласии с разумом - добродетельная жизнь.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.). Один из авторов дифференциального и интегрального исчисления, изобрел счетную машину, производящую сложные вычисления с большими числами и насос для выкачивания воды из рудников.

О мироздании: гигантский механизм, первичными элементами которого являются замкнутые в себе и неделимые центры жизненных сил. - Существование множества субстанций – монад (от греч. monos – единое). - Основными свойствами монады являются: восприятие (перцепция) и стремление. Перцепция (восприятие) и апперцепция (сознание) - разные вещи. «Убеждение в том, что в душе имеются только такие восприятия, которые она осознает, есть ее величайшее заблуждение». - Мысль о существовании бессознательного стала одним из постулатов немецкой психологии.

Душа – тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. Обладает способностью к апперцепции (сознанием и самосознанием). Не бывает тождественных монад - все люди уникальны и неповторимы.

О восприятии: человек воспринимает окружающий мир, исходя из собственных представлений и опыта. Получаемый образ окружающего мира включает как свои собственные свойства (первичные качества), так и свойства, привнесенные субъектом (вторичные качества).

Структура души (по степени осознанности):

· область ясного, отчетливого знания;

· область смутного знания;

· область бессознательного.

О познании: ступени познания:

· 1 ступень – чувственное познание или понятия, которые человек образует на основе данных органов чувств (субъективно);

· 2 ступень - одновременно чувственные и умопостигательные понятия, которые открывают связи и отношения и строятся на основе обобщения данных органов чувств;

· 3 ступень – умопостигательные понятия и знания, которые выводятся из разума и не нуждаются в опоре на чувственное восприятие. Высшая ступень, на которой знания открываются путем рациональной интуиции и содержатся в области апперцепции (сознания), знания здесь являются самыми достоверными и обобщенными.

Об интуиции в познании: развил идею Декарта о роли интуиции в процессе познания. Разделил интуицию на два вида: сущностную (постижение сути идей во внутреннем мире монады) и опытную (постижение самого человека). Отрицал непосредственную данность самотождественности «Я», что стало важнейшим положением в психологии XX в.

Критиковал и тезис Декарта о врожденных идеях. - Мысли являются действиями и врожденными быть не могут.

Идея «предустановленной гармонии» между физическим и психическим, которая объясняется не законами природы, а божественной мудростью. В последствии эта идея в психологии получила название психологический параллелелизм.

IV. Сенсуализм в психологии. Английский ученый Томас Гоббс (1588-1679 гг.) противопоставляет свою теорию концепциям рационализма, господствующим в психологических теориях ученых Нового времени. Он отвергал существование разумной души (в отличие от Декарта и Гоббса), как особой нематериальной субстанции: в мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики.

Об ощущении: это результат воздействия материального тела на организм, внутреннее движение. Ассоциация - из ощущений возникают представления, которые следуют друг за другом в том порядке, в каком сменялись ощущения, составляя цепи мыслей. Гоббс – один из родоначальников ассоциативной психологии.

Воля является производной от двух основных мотивов человеческого поведения – стремления (влечения) и отвращения. Одна и та же вещь может вызвать в человеке то влечение, то отвращение, то желание действовать, то желание избежать этого действия (современный аналог понятия – борьба мотивов).

Джон Локк (1632 – 1704 гг.) - английский философ и психолог, медик и педагог. Убеждение в прижизненном характере понятий и убеждений человека. «В сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях». Подверг критике идею врожденного знания (если бы знания существовали, они были бы известны и ребенку, и взрослому, и идиоту). Также считал, что не существует общих практических истин (у разных народов разные языки, разные политические и моральные убеждения, разные представления о добре и зле, которые могут быть противоположными).

Психика, сознание человека при рождении – это чистая доска «tabula rasa», которую жизнь заполняет собственными письменами. Единственный источник знаний – чувственный опыт человека. Два вида опыта: внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Ощущения – начальный этап познания, предоставляют информацию о конкретных свойствах окружающих нас предметов, пассивный процесс (появляется более или менее точная идея вещи). Отрицание активности ощущений приводит к отрицанию возможности познать окружающее.

Знание – есть результат взаимодействия человека с природой, если такое взаимодействие достигнуто – человек обладает истинным знанием, но такое соответствие почти недостижимо (ощущения не дают полной объективности). Внешний мир, в отличие от мира внутреннего, полностью не познаваем. Выделил первичные (реальные, находятся в самих вещах: протяженность, плотность, движение, покой и т.д.), вторичные качества предметов (качества не находятся в предметах, их возникновение связано со спецификой органов чувств: цвет запах, вкус) и третичные качества предметов – способности (это результат взаимодействия предметов, например, способность солнца делать воск белым).

О знании: виды знания:

· Высшая ступень – интуитивное знание, когда душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. Оно достоверно.

· Демонстративное знание – усмотрение необходимых отношений между идеями посредством других идей (достоверно, но, поскольку требует напряжения внимания и памяти, может быть ошибочным).

· Сенситивное знание – сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены органами чувств. Еще менее достоверное.

· Мнение – недостоверное знание, когда согласие или несогласие идей предполагается с большей или меньшей вероятностью.

Тема 5 «Развитие психологии в XVIII веке»

План:

I. Общая характеристика психологии в XVIII веке.

II. Развитие французской психологии.

III. Развитие немецкой психологии.

IV. Зарождение и развитие ассоциативной психологии.

 

I. Общая характеристика психологии в XVIII веке. Развитие психологии XVIII веке, в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, а с сенсуализмом, который, начиная с концепции Дж. Локка, приобретал все большее значение не только для объяснения процессов познания, но и для общей характеристики поведения, способностей и личных качеств человека.

- Благодаря концепциям Ф. Бэкона, Р. Декарта и др. ученых, к XVIII в. была доказана необходимость построения объективной науки, независимой от времени и построенной на разуме. В то же время быстрое развитие промышленности, изменения (в том числе и революционные) структуры общества в Англии, Нидерландах требовали изучения психологических механизмов перестройки психики, анализа способов влияния на сознание и самосознание человека и его возможностей приспособления к новым условиям жизни. Изучение этих вопросов привело к идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи с внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, также как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место занимали также исследования способов и границ воздействия на содержание сознания и поведение человека, в том числе при помощи обучения и просвещения.

Особо значимым в психологии было появление в середине XVIII века первой собственно психологической школы – ассоцианизма, что способствовало выделению психологии в самостоятельную, а затем в экспериментальную науку. Широкое распространение получил термин психология, предложенный еще в 1590 г. Н. Гоклениусом, но ставший известным после выхода книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Хотя доминирующей тенденцией в психологии был механицизм, важным моментом стало появление первых концепций, связывающих психику с культурной или географической средой.

II. Развитие французской психологии. Ученый, медик Жульен Ламетри (1709-1751 гг.), продолжатель исследований Декарта. Соединил сенсуализм с учением Декарта. Пошел дальше Декарта и провозгласил материалистические принципы организации души. Душа существует, но ее невозможно отделить от тела, тело – машина, и человек всего лишь чувствующий автомат.

Единая субстанция – материя, обладающая свойствами протяжения, мышления и движения (ввел это новое свойство).

Потребности – как источник активности тела. Виды потребностей: биологические и психологические (причина психической активности).

Одним из первых начал исследовать внимание как отдельный психический процесс, указав его специфику, связанную с тем, что, не имея собственного продукта, внимание направлено на улучшение деятельности других когнитивных процессов.

Высшие психические функции тела рассматривались Ж. Ламетрикак усложнение присущей телу способности ощущать. Материя способна мыслить в силу своей организации. Психика – продукт особым образом устроенного тела. Психическая жизнь от непсихической отличается степенью сложности устроенности тела.

Э. Кондильяк (1715-1780) – развивая идеи сенсуализма, доказывал ведущую роль ощущений в создании картины внешнего мира и возникновении психических процессов: памяти, мышления, внимания и т.д. Он утверждал, что опыт построен только на ощущениях. Но ощущения не передают всю полноту внешнего мира. Разум основывается на комплексе ощущений и именно их перерабатывает, строя картину внешнего мира. Э. Кондильяк к выводу, что вся психическая деятельность - есть преобразованные ощущения. Ощущение, которое повторяется, становится памятью, разные ощущения вызывают сравнение, усмотрение этих отношений превращается в суждение. Также формируются потребности, аффекты, воля, речь для обозначения потребностей и т.д.

Ш. Бонне (1720-1793 гг.) оказал значительное влияние на развитие ассоциативной психологии. Все психические процессы возникают из ощущений. Ощущения – реакция души на чувственные раздражения. Изучал физиологические корреляты ощущений, пришел к выводу, что каждому ощущению соответствует вибрация нервного волокна. Связи ощущений (ассоциации) – связи нервных волокон.

О душе: существует неуничтожимое эфирное тело, благодаря которому душа может иметь воспоминание в загробной жизни о жизни земной и приобретать (после смерти тела) новое существование в новом материальном теле.

Д. Дидро (1713 – 1784 гг.) провел развернутое исследование процесса познания. Он писал о единстве материального мира и высказывал гипотезу о родственности всех органических видов жизни, происходящих из одного источника – живых молекул, которые рассеяны по всей материи. Эти молекулы способны ощущать, и образуют в процессе своего развития все более сложные организмы, составляя непрерывную цепь живых существ – от простейших до человека.

О познании: основой всех понятий являются ощущения. Ощущения субъективны, поэтому надо проверять данные органов чувств. Разум, постепенно обобщая разрозненные факты, создает истинные понятия о вещах.

К. Гельвеций (1715-1771 гг.). – Основой всех знаний человека являются ощущения, большую роль отводил и памяти, которую считал «ослабленным, но длящимся ощущением».

Теория разумного эгоизма: Душа, отождествляемая с психикой, представляет собой врожденное свойство каждого существа. Ее свойства – способность ощущать и себялюбие (главный мотив наших действий). В отличие от врожденной души, дух – совокупность понятий, мыслей, способностей, приобретенных в процессе жизни и обучения.

Концепция о всеобщем равенстве людей (от рождения во все душах присутствуют одинаковые свойства), фатализм (равные от рождения люди как игрушки в руках судьбы, способной поместить их в любой социальный класс).

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки.

«Эмиль, или о воспитании» - взгляды на воспитание. Исходя из теории «естественного человека» (как и Я.А. Коменский), писал о природосообразном характере обучения – необходимости следовать внутренней природе самого ребенка.

Существуют не только индивидуальные, но и общие закономерности психического развития, создал первую развернутую периодизацию психического развития:

· Первый период – от рождения до двух лет – необходимо посвятить физическому развитию ребенка. Был противником раннего развития речи.

· Второй период – от 2 до 12 лет – необходимо посвятить сенсорному развитию детей (развитие ощущений считал основой развития разума). Систематическое обучение начинать после 12 лет, когда заканчивается «сон разума».

· Третий период – с 12 до 15 лет – начинать обучение, поскольку ребенок уже может адекватно воспринять и усвоить знания.

· Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетияразвитие чувств после накопления жизненного опыта. «Период бурь и страстей». Необходимо выработать добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

П.Ж. Кабанис (1757-1808 гг.). – дополнил исследования Ж. Ламетри и Д. Дидро о взаимосвязи психики и телесной организации, выдвинув идею о трех уровнях организации психической регуляции поведения. Ощущения связаны с мозгом, который синтезирует их, образуя мысли, идеи. При этом органы чувств соединяются не только с корой мозга, но и двигательной активностью тела. «Мозг как особый орган специально предназначен для производства мысли, так же как желудок предназначен для пищеварения …». Подчеркивал нематериальность мысли, которая объективируется во внешнем плане словом и жестом.

III. Развитие немецкой психологии. Доминирующими в немецкой психологии оставались идеи рационализма и утверждение об активном характере всех познавательных процессов, связанных с врожденной активностью души.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.