Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Динамическая теория личности и группы Левина




В. Келер(1887 – 1967 гг.) – открытие инсайта(озарения) благодаря опытам на шимпанзе.

Теория психологического поля К. Левина (1890 – 1947 гг.). - Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Потребности – предметы вызывают своего рода напряженность человека (энергетические заряды), в этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению потребности. Виды потребностей: биологические и социальные (квазипотребности). Поведение является одновременно и функцией личности и психологического поля.

Коммуникация заряженных систем – потребности в структуре личности могут обмениваться заложенной в них энергией. Поведение человека становится более гибким, что помогает разрешать конфликты. Неврозы, и особенности когнитивных процессов (сохранение, забывание, волевое поведение) связаны с разрядкой или напряжением потребностей. Нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные. «Власть на полем» - способность к предвосхищению ситуации, которая дает возможность преодолеть непосредственное влияние поля окружающих предметов. Теория конфликтов. - Типы конфликтов: «стремление – стремление», «избегание – избегание», «стремление – избегание».

К. Левин открыл понятия уровня притязаний и эффекта неадекватности. Эффект неадекватности проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе. Отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний.

Группа – динамическая система, формирующая социальное поле. Групповое поведение – есть функция общего состояния социального поля.

 

Тема 10 «Глубинная психология (психоанализ)

и ее развитие в XX веке»

План:

 

I. Общая характеристика глубинной психологии.

II. Теория З. Фрейда.

III. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

IV. Индивидуальная психология А. Адлера.

V. Развитие психоанализа в 30-50-е годы.

VI. Модификация глубинной психологии во второй половине XX века.

 

I. Общая характеристика глубинной психологии. Психоанализ (глубинная психология). Книги З. Фрейда «Психология сновидений» (1900) и «Психопатология обыденной жизни» (1901) принято считать датой рождения этого направления. Предметом психологии в психоанализе стали глубинные, бессознательные структуры психики, а предметом исследования - разработанный этой школой психоанализ. Концепции учеников З. Фрейда: К.Г. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, О. Ранка и др., достаточно самостоятельны, поэтому нет оснований говорить о фрейдизме как направлении (З. Фрейд не терпел инакомыслия и порвал со всеми учениками).

Основные методологические положения З. Фрейда:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение развития как адаптации к среде;

3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве.

Пансексуализм – объяснение всех стремлений и культурных достижений только сексуальными влечениями.

Отказ З. Фрейда от возможности вариативности при проведении психоаналитического сеанса привел его к разрыву с его учениками В. Райхом и А. Адлером, которые создали собственные психотерапевтические концепции.

Разработка проективных методик, имеющих ключи и примерные стандарты интерпретации материала.

Постепенно в психоанализе меняется подход к проблеме психологической защиты от фрейдовской идеи примирения внутреннего конфликта между Ид и Супер-эго к идее примирения между субъектом и окружающими (К. Хорни, Э. Фромм, Х.С. Салливан). К защите начинают относить такие проявления как конформизм, садизм, агрессия, уход и т.д.

Э. Эриксон пересмотрел постулат о роли первых лет в жизни, ввел идею целостности личности, необходимости осознания индентичности с самим собой и обществом. Таким образом, ко второй половине XX в. психоанализ стал превращаться в теорию личности, хотя первоначального в большей степени являлся мотивационной теорией индивида.

II. Теория З. Фрейда. Основоположник психоаналитической концепции З. Фрейд (1856 – 1939 гг.), врач и психиатр по образованию. Автор идей трансфера и эдипова комплекса.

Последователи Фрейда: К.Г. Юнг. А. Адлер, Ш. Ференци, О. Ранк, К. Абрахам. В Вене, а затем во всем мире открываются психоаналитические общества.

Области взглядов Фрейда: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества.

О психическом развитии: развитие – есть адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Движущие силы развития – врожденные бессознательные влечения.

Структура психики:

1) Ид – бессознательное, врожденные влечения, стремящиеся к удовлетворению (разрядке). Существует два врожденных влечения – инстинкт жизни (либидо) и инстинкт смерти.

2) Эго – располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Если содержание Ид в течение жизни расширяется, то содержание Эго – сужается (ребенок рождается с «океаническим чувством Я»).

3) Супер-Эго – формируется в процессе жизни. Механизм его формирования – идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые ребенок испытывает к объекту идентификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.