Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Периоды и этапы развития психологии




Тема 1 «Предмет истории психологии, его развитие и

методологические принципы психологической науки»

План:

I. Предмет и методы истории психологии.

II. Периоды и этапы развития психологии.

III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

Категориальный строй психологии.

 

I. Предмет и методы истории психологии. История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Психология тесно связана с различными областями науки и культуры. На протяжении многих столетий психология фактически была разделом философии. Связь психологии с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии.

Влияние на психологию оказывало и развитие естествознания и медицины. В работах многих психологов просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой и логикой.

Методы истории психологии:

· историко-генетический метод - изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период;

· историко-функциональный -анализируется преемственность высказываемых идей;

· биографический – позволяет выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого;

· метод систематизации психологических высказываний;

· методы категориального анализа (введенные историком науки М. Блоком) – учет конкретных социально-исторических условий, определивших появление данной научной школы, также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социальной перцепции.

Донаучный период (заканчивается примерно в VII – VI вв. до н.э.) – длился до начала объективных, научных исследований психики. Представления о душе основывались на мифах, легендах, первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Научный период (философский) (начинается на рубеже VII – VI вв. до н.э.) – психология развивалась в рамках философии. Период длился до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственной психологической терминологии.

Появление психологии как самостоятельной науки связано с появлением ее как предмета изучения в университетах в конце XVIII – начале XIX в. В середине XIX в. происходило становление экспериментальной психологии.

Эволюция предмета психологии:

· Душа -в эпоху античности понималась как первооснова тела, функцией души считалось придание телу активности. В период Средневековья в область исследования входило изучение видов активности тела и особенностей познания (прежде всего чувственного познания мира). Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли.

· Сознание (его содержание и пути его формирования) – в Новое время.

· Познавательные процессы – к концу XIX в.

· Поведение и эмоциональные процессы (благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина).

* Появление экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделало психологию объективной наукой.

· Появление психологических школ (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа) – многообразие подходов к предмету и методам психологии.

· В 10-30-х гг. XX в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых возникают свой предмет и свой метод исследования: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, французская социологическая школа.

· Во второй половине XX в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая (эпистемологическая), когнитивная (сформировалась в 60-е гг.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.