Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Философия Просвещения




 

План:

1. Общая характеристика философии Просвящения.

2. Философия французских материалистов (Ж. Ламеттри, П. Гольбах, Д. Дидро, К. Гельвеций).

3. Философия субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм).

4. Философия Вольтера.

5. Философия Ж.-Ж. Руссо.

 

Общая характеристика философии Просвещения. XVIII – век Просвещения. Впервые этот термин введен Вольтером и Гердером. Кант рассматривал Просвещение, как историческую эпоху, сущность которой – в широком использовании человеческого разума для реализации целей социального развития. В целом, как будет сказано в марксистской философии, философы-просветители, критикуя феодализм, создавали идиллическую картину будущего буржуазного общества, как общества всеобщего благоденствия.

В этот период религия подвергается критике и прославляется разум. В различных странах были свои просветители. Во Франции ими были философы-энциклопедисты, создавшие 35 томную «Энциклопедию наук, искусств, ремесел» (1751-1780 гг.). В работе над энциклопедией объединились философы на основе конкретных взглядов на строение мира и место человека в этом мире. Это Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ), Э. Кондильяк, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро. Они использовали для выражения своих философских воззрений художественную форму: Руссо – «Новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании», Вольтер «Кандид» и др. В Германии в этом ключе работали Лессинг «Лаокоон», Гердер. В Соединенных штатах Америки – Франклин, Пейн, Купер. В России просветителями были Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Новиков, Козельский.

Для просветителей характерны следующие черты философии:

1) в онтологии – механистический материализм;

2) в гносеологии – борьба с субъективным идеализмом и скептицизмом;

3) в антропологии и психологии – преобладает научный материализм, попытка описания психических свойств личности через физиологические процессы в организме.

Некоторые из просветителей рассматривали и решали проблему воспитания, отдавая приоритет социально обусловленным явлениям. К. Гельвеций, например, считал, что воспитание является силой, которая делает из людей все, что угодно. Дидро говорит об этом более осторожно «Гельвеций говорит, что воспитание значит все, – лучше сказать: воспитание значит много». Параллельно с ними, однако, в это же время развивались исследования в направлении субъективного идеализма: это философия Дж. Беркли и Д. Юма.

Философия французских материалистов.

Ламеттри Жюльен Оффрэ (1709-1751) выдающийся французский философ-материалист. Основные сочинения: «Естественная история души», «Человек-машина». По профессии Ламеттри был врачом. В своих материалистических взглядах он опирался на естествознание. Ламеттри доказывал, что существует единая материальная субстанция. Её формы – три царства природы: неорганическое, растительное и животное. Основными свойствами этой единой материальной субстанции являются протяжённость, движение (как внутренняя активность) и чувствительность. Этими свойствами обладают как растения и животные, так и человек. Качественного отличия между ними не существует. Есть только количественная разница, состоящая в том, что человек обладает большей степенью чувственности и б о льшим количеством ума в сравнении с животными. Он был противником локковского идеалистического понимания души. Под душой Ламеттри понимал способность человека чувствовать и мыслить. Ламеттри отвергал дуализм тела и души. Он давал материалистическую трактовку души, доказывал полную зависимость душевных явлений от состояний тела.

Политические взгляды Ламеттри отличались буржуазной ограниченностью. Свободу частной собственности он отождествлял со свободой личности.

 

Гольбах Поль Анри (1723-1789) один из главных представителей французского материализма и атеизма VXIII в. Основные сочинения: «Система природы», «Разоблачённое христианство», «Карманное богословие».

Разрешая основной вопрос философии в духе материализма, Гольбах определяет природу как причину всего сущего. Материя, по Гольбаху, – это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Первичными свойствами материи он считал протяжённость, подвижность, делимость, твёрдость, тяжесть; производными её свойствами – плотность, вес, фигура (форма), цвет. Гольбах признавал движение неотъемлемым атрибутом материи. Он утверждал, что материя действует по своим собственным силам и не нуждается ни в каком внешнем стимуле, чтобы быть приведённой в движение. Природа, по Гольбаху, существует вечно, никем не сотворена и неуничтожима. Учение Гольбаха направлено против теологии и идеализма. Человек, по его мнению, является частью природы, подчинённая её законам. Сознание рассматривается Гольбахом как свойство организованной материи.

 

Дидро Дени (1713-1784) великий французский просветитель, философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в. Основные сочинения: «Мысли к объяснению природы», «Философские основания материи и движения».

Дидро признаёт объективное существование материи. По его мнению, материя вечна, ей присуще движение. Абсолютный покой, согласно Дидро, – абстракция, его нет в природе. Пространство и время рассматриваются им как объективные формы бытия материи. Материя состоит из молекул, каждой молекуле свойствен внутренний источник движения. Согласно учению Дидро, ощущение – это свойство материи. Вся материя обладает чувствительностью. При этом он разделяет чувствительность на два вида:

инертную (скрытую чувствительность, присущую неорганической природе);

– и деятельную (свойственную органической природе).

Само мышление, по мнению Дидро, является развитой формой чувствительности материи. Источником человеческого познания являются ощущения, которые возникают в результате воздействия явлений природы на органы чувств.

Отвергая религиозную и феодальную мораль, Дидро в основу нравственного поведения людей положил стремление людей к счастью. Он проповедовал сочетание личных и общественных интересов.

 

Гельвеций Клод Адриан (1715-1771). Выдающийся представитель французского материализма и атеизма. Основные сочинения: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».

Гельвеций открыто признаёт только материальные предметы. Возникающие в человеческом сознании понятия и представления он рассматривает как вторичные по отношению к материальной действительности. По его мнению, ощущения вызываются действием предметов и явлений внешнего мира на органы чувств.

Критикует религиозное мировоззрение, церковные догмы, показывает прямую связь между религией и тиранией.

По Гельвецию, люди по своей природе – эгоисты, но в их личных интересах следовать интересам общественным, а поэтому действовать по принципу «разумного эгоизма». Поэтому Гельвеций считал, если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо сделать обстоятельства человечными.

Гельвеций отстаивал принцип частной собственности, а также был противником резкого имущественного неравенства.

 

Философия субъективного идеализма.

Джордж Беркли (1685-1753). Ирландец по происхождению, епископ из Клойна.

Критикует материализм и пытается убрать из употребления в рамках философии понятие «материи». Он утверждает: когда говорят о бытии вещей, то это означает всего лишь «бытие в нашем восприятии». У нас нет восприятия вещи, как таковой. Вещи – это сумма ощущений. «Стол, на котором я пишу, существует в том смысле, что я его осязаю, – если бы я находился не в кабинете, то я бы сказал, что стол существует, разумея, что кто-то другой воспринимает его. Нет тела, пока оно не воспринимается». В то же время он верит в разум человеческий. Он оптимист в познании, – опровергает и не разделяет скептицизм Д. Юма.

Дэвид Юм (1711-1776) сомневается в разуме, его возможностях. «Человеку здравомыслящему, – пишет он, – легко понять шаткость оснований даже тех систем, которые достигли наибольшего признания. И нет ничего такого, чего нельзя было бы оспорить. Принципы, принятые на веру, недостаток связности в частях и очевидности в целом. Награда достается не разуму, а красноречию. Если истина даже и доступна познанию, она, несомненно, должна скрываться в большой и туманной глубине». Юм утверждает при этом, что чрезвычайно ценит эмпирический опыт. Ни одна из наук и ни одно из искусств не может выйти за пределы разума или установить принципы, которые не будут основаны на авторитете опыта, считает философ. Но способности ума ограничены, и нельзя познать бесконечность. Юм исследует основания человеческого разума. И.Кант считает, что именно Юм вызвал в нем попытку теоретического противоборства. «Юмова задача – критика чистого разума, – пишет Кант, – но он посадил корабль на мель скептицизма. Я докажу обратное».

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Он резко критиковал учение отцов церкви и признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные влияния Вольтер считал проявлением божественной силы. В этом он испытывал неотразимую силу влияния учения И. Ньютона. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога, и категорически возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов.

Вольтер критиковал и королей, и священнослужителей, и вельмож. Он резко критиковал феодальный режим. Он не уставал в своём призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.

 

Жан Жак Руссо (1712-1778) – один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Гейне, – те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили её дальнейшие шаги и ныне ещё руководят французским народом и властвуют над ним. По своим убеждениям Руссо – представитель демократического крыла идеологов Просвещения. Он – философ, социальный мыслитель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врождённости нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. Он смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. «Человек рождён свободным, а между тем везде он в оковах!» – говорил Руссо. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье и даровании, и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и «невинность» первобытных людей, которые ничем не владеют.

 

 

Тема 7. Немецкая классическая философия

План:

1. Отличительные черты Немецкой классической философии.

2. Философия И. Канта.

3. Философия Г.В.Ф. Гегеля.

4. Философия Л. Фейербаха.

 

1. Отличительные черты Немецкой классической философии.

По хронологии эпоху Немецкой классической философии можно обозначить следующим образом: с 1781 г. (год выхода в свет первой критической работы И. Канта «Критика чистого разума») по 1831 г. (год смерти Г. Гегеля). Основные представители: И.Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Основные особенности:

1) особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; философия как «критическая совесть культуры»;

2) исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность;

3) строгая системность, последовательное аргументирование в исследованиях;

4) отчетливая направленность на выявление и освещение особенностей человеческого мышления (Кант, Фихте);

5) создание всеобъемлющей, целостной логической картины мира, в деталях поясняющей тайны мироздания и смысл мировой истории (Гегель, Шеллинг).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.