Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия как невроз




З. Фрейда в своем исследовании нашел ответ на вопрос о происхождении религии в человеческой цивилизации. Большая часть его работ в области психологии религии направлена этой проблеме. В своей первой публикации по этому вопросу («Навязчивые действия и религиозные обряды», 1907 г.) Фрейд указывает на определенные параллели между невротическими обрядами и религиозными ритуалами. Он обнаружил важные сходства в этих проявлениях человеческой натуры. Оба мероприятия, по его словам, осуществляются со скрупулезным вниманием к каждой детали, они проводятся в отрыве от всех других видов деятельности и не терпят перерыва, и их нереализация вызывает тревогу или чувство вины.

Есть также, конечно, очевидные различия. В отличие от невротических ритуалов, священные обряды осуществляются во взаимодействии с другими членами сообщества. Религиозная торжественность имеет смысл в каждой детали, в то время как невротику частные детали кажутся совершенно бессмысленными.

В своей клинической практике Фрейд сделал вывод, что компульсивные ритуалы невротиков направлены против сексуального импульса. Суть их - защита от соблазна совершить запрещенное действие, и, отчасти, как защита от предполагаемого несчастья, которое невротик испуганно ожидает. Навязчивые действия дают в какой-то степени удовольствие, которое они призваны предотвратить.

З.Фрейд полагает, что формирование религии тоже, похоже, основано на подавлении и отказе от определенных инстинктивных импульсов. В этом случае, однако, отклоняются импульсы не только сексуальной природы, но и иные эгоистические, также являющиеся социально вредными. Тем не менее, результат имеет много общего с невротическими ритуалами. Борьба религиозных лиц с соблазном, чувство вины и тревожное ожидание божественного возмездия были знакомы задолго до того, как были описаны неврозы. В религиозной сфере процесс подавления также имеет лишь временный успех, что время от времени побуждает к актам покаяния. Кроме того, существует тенденция к подмене главной озабоченности на мелочи, и в связи с этим мелочи религиозной практики становятся главными.

Религия, как заключает Фрейд, может рассматриваться как навязчивый невроз, так же, как и невроз может быть описан как частный случай искаженной религии.

Параллели между невротическими предрассудками и религиозным поведением также стали предметом особого интереса Фрейду в книге «Тотем и табу», 1913 г.), в которой он взялся объяснить две вещи, связанные с практикой некоторых примитивных народов. Общее происхождение членов племени символизировалось посредством какого-либо объекта, как правило, животного. Этот тотем, как его называют, считается священным и не может быть убитым. И эти народы также разработали и установили табу, в том числе запреты, направленные на предотвращение сексуальных отношений между членами одного клана. Опять сходство с неврозом навязчивых состояний кажется очевидным. Прежде всего, это представление о необъяснимости запретов, непоколебимой убежденности, что надругательство над ними, вольное или невольное, будет автоматически и сурово наказано. Это приводит к торжественным актам искупления, покаяния и очищения, которые ни в коем случае не должны быть опущены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.